Ленский. Дело Ленского живет и процветает

«Не может Ленский снесть удара» - А.С Пушкин.
 Виною коему, был сам!


       Не могу упрекнуть любителей и знатоков поэзии Пушкина в том, что они, наслаждаясь  стихами нашего Гения, упускают иногда суть описываемых событий потому, хотя бы, что и сам я не без этого греха. Тем важнее, мне кажется, что тот, кому удаётся иногда рассмотреть суть событий за очарованием поэзией, донести эту суть до более очарованных читателей, чем он сам. Иногда мне всё-таки удается рассмотреть сам конфликт в его последовательности.    
       Кто из вас/нас не жалел бедного Ленского и не осуждал жестокого Онегина, кто не предлагал последнему варианты примирения с юным поэтом? Вряд ли кто-то избежал этой участи, в том числе и сам Онегин – все мы читали изложение его преддуэльных и последуэльных рефлексий. В том, что у Онегина не было особенного выбора, мне кажется, я уже убедил читателей. Теперь предлагаю рассмотреть, из-за чего же разгорелся весь сыр-бор?
       Если изложить события в их вероятной последовательности, не прибегая к фантазиям и домысливанию, то картина получается следующей.
       «Парис* окрестных городков,
         Подходит к Ольге Петушков.
         К Татьяне Ленский…».
      Где был и чем занимался Ленский после танца с Татьяной и почему он не уделял должного внимания Ольге сокрыто мраком неизвестности, рассеять который мне не под силу. Впрочем, это и не важно, а важно только то, что какое-то время Владимиру абсолютно не интересно, чем занята Ольга: сидит ли она в уголке, незаметно смахивая слёзы досады от того, что её наречённый совсем не обращает на неё внимания, танцует ли и с кем. Достоверно известно, что Онегин протанцевал с Ольгой вальс, причем с перерывом. Поэту подробности были известны, впрочем, и нам ничто не мешает восстановить последовательность событий, хотя бы приблизительно. После вальса был перерыв или какой-то неозначенный в романе танец, а может быть и не один, так как после вальса Онегин оставил Ольгу на какое-то время, ибо строки:
       «Буянов, братец мой задорный,
         К герою нашему подвел
         Татьяну с Ольгою; проворно
         Онегин с Ольгою пошел…»,
абсолютно теряют смысл, если этого перерыва не было или он был непродолжительным - не напрасно же Пушкин вставил между двумя танцами: вальсом и мазуркой целых ТРИ главы! Буянову, при всём его задоре, достаточно трудно было собрать в одну стайку и увлечь разговором таких разноплановых сестёр, как Татьяна и Ольга, да ещё водить их по зале. Тонкий знаток женщин Онегин при звуках мазурки не мог не обратить внимания на тревожность Ольги. Ещё бы не тревожность – Ленский** не то чтобы претендовать на все танцы с Ольгой, он вообще не испросил у неё загодя ни одного танца! Ольга и так, сколько времени с самого начала бала напрасно ожидала приглашения Ленского!  Ну, как же было такому изысканному и чуткому кавалеру не смилостивиться над Ольгой и не пригласить её на мазурку. Кроме того, просто стоять и разговаривать во время танца двум кавалерам и двум, только что подошедшим дамам, по крайней мере, нелепо. Онегин, по милости Буянова попал в ситуацию, которая называется «без меня меня женили». Как иначе должен был поступить Онегин, чтобы помочь Ольге сохранить лицо, не выглядеть нелепо, но и не задеть каких-то чувств Ленского? Ленский же из-за портьеры, вероятно, наблюдал и выискивал повод: к чему бы придраться? А бедная Ольга, не понимая что происходит с Ленским,  потеряв надежду на танец с ним, полная каких-то смутных, но нехороших предчувствий, обещала котильон Онегину. Вот это и взбесило Ленского. Вообще-то Ленский*** должен был быть благодарен Онегину за то, что тот развлекал Ольгу, оберегая её от притязаний Париса местного значения, г-на Петушкова. Не Пушкин ли виноват в том, что он своими прекрасными стихами купировал всю глупость и неуместность поведения и поступков Ленского, который дал на века рекомендацию, что за своё дурацкое поведение не надо извиняться, что за услуги товарища надо не благодарить, но злословить, а лучше всего - убить. Вообще-то, Ленский не мог предъявить Онегину даже нарушения неписанного этикета****, так как был не в ресторане, а в гостях, и повел себя как некрасовский мужик*****. Как бы то ни было, но печальный конец и последующее забвение автора самоэпитафии, ничему не научил никого.
   Мог ли Пушкин, который писал братьям по разуму, предвидеть, что выходка Ленского, достойная только всяческого осуждения, будет воспринята как настоятельная рекомендация к действию? Неужели не понятно было, что те, кто придерживается стиля Ленского самоликвидируются******?
   Впрочем, истинной причиной вызова на дуэль могли являться слова Онегина об Ольге, сказанные в раздражении от не понравившегося ему вечера у Лариных:
«Как эта глупая луна
На этом глупом небосводе.», но тогда читателю остаётся только удивляться замедленной реакции Ленского, которому явно сразу же не понравилась эпиграмма Онегина, но оскорбительный смысл которой дошёл до Владимира много позже, а впрочем, стоит ли многого требовать от юноши, который обсуждает с приятелем плечи и грудь своей возлюбленной? Вообще, исходя из того, что Ленский обсуждал достоинства Ольги с приятелем, можно смело утверждать, что по развитию Ленский крепко не дотягивал до означенных в романе «осьмнадцати лет» без малого.  Так может поступать паренёк лет 14-15, ошарашенный тем, что какая-то девушка обратила на него внимание, который сам ещё не понимает, какие чувства им овладели, но хочет уже продемонстрировать изрядную долю цинизма старшему приятелю и тем выставить себя покорителем женских сердец. Кстати, собственная совершенно излишняя откровенность в разговоре с Онегиным, тоже могла вызвать у Ленского неприязнь к тому, которая и вылилась в столь оригинальную форму, как дуэль, то есть почти гарантированное самоубийство. Это тоже дает пищу для размышлений о том, что излишняя похвальба и откровенность ведёт к самоуничтожению.

    Вывод:
    Вообразив себя рыцарем, решил защитить вселенскую невинность от коварного Онегина, который и не думал на нее покушаться. Взвалив на Онегина не только выдуманные, но и собственные грехи, Ленский назначил Евгения врагом не только своим, но всего мира, и был убит. Удивительно ли что автор нелепых нагромождений сгинул вместе с ними? И разве это не справедливо?
    Кто не просто ищет врагов, а назначает их, тот гарантировано разделит судьбу Ленского, не может быть сомнения, что именно этому учил нас великий  Пушкин, который на самом деле наше всё, а не какие-нибудь временщики.

Все совпадения случайны.

__________________
*          - как известно, Парис был не только красавцем и героем, но ещё был склонен решать свои амурные дела похищением объекта вожделения, невзирая на семейное положение оной.
**       - вероятно, что «вольнолюбивые мечты» Ленского принимали в расчёт свободу только его воли, но никак не других людей, тем более не Ольги. Не В.Л. ли был родоначальником идеи отдать землю крестьянам именно в Гренаде, а не где-нибудь поближе?
***      - да и сердит Ленский был не на Онегина, а на Ольгу, ибо фразу "Проказы(!) женские кляня" нельзя понимать как-то иначе.
****      - в соответствии с предписанием правил этикета: «кто девушку ужинает, тот её и танцует».
*****    - «мужик, что бык, втемяшится в башку какая блажь,,,»
****** - что же это я такое пишу, как будто не читал своих же размышлений про «СЯ»!

Начало темы на http://proza.ru/2019/05/21/868


Рецензии