ВременнОй путь таланта

Вундеркинды детства.

Первый холмик на графике: Время – Талант.
Большинство по мере взросления превращались в обычные заурядности. «Плато» на графике близко расположенное к нулевой линии.
ПОЧЕМУ?
Потому что ДЕТИ демонстрировали способности средних взрослых, что для ребёнка обычно несвойственно. Поэтому, когда эти вундеркинды взрослели, они и превращались в обычных взрослых с обычными средними способностями.
Примеры:
Оливия Хасси – талантливая девочка, сыгравшая в шестнадцать лет роль Джульеты в фильме Дзефирелли, «Ромео и Джульетта». В дальнейшем ничем выдающимся не прославилась.
Ширли Темпль – чудо-ребёнок, сводившая с ума весь мир.
Совершенно незаурядная по таланту девочка. Подросла и стала нормальной средней женщиной.
Джекки Куган – маленький ребёнок -- талант, великолепно сыгравший свою роль в фильме Чаплина «Малыш». Вырос и стал средним актёром.
Татум О'Нил – дочь неплохого актёра Райана О'Нила. Блистательно сыграла роль Эди в прекрасном фильме Петера  Богдановича «Бумажная луна». Самая молодая актриса, получившая Оскара за эту роль. Дальнейшее – молчание. Нет, она сыграла немало ролей, чего-то - кого-то  но весьма средненько. Для того, чтобы как-то выпендриться, снялась голышом в слабом вымученном, насквозь фальшивом фильме «Круг на двоих» с заметно старым Ричардом Бартоном. Вместо очаровательной и незаурядной десятилетней девочки в «Бумажной луне», в «Круге на двоих»  – заурядная голая баба, Воистину, страсть как «оригинально!»
 Но за прекрасную игру в фильме Богдановича распатилась впоследствии всей личной жизнью. В фильме она играет десятилетнюю дочь проститутки, девочку, не по возрасту опытную в жизненных перипетиях (образ поведения мамани дал немалый «жизненный опыт»). Но именно эта роль «испорченной» преждевременным «взрослым» опытом девочки, сломал ей всю остальную жизнь: «Романтическая случка» в не вполне совершеннолетнем возрасте  с гомиком, педофилом и растлителем малолетних Майклом Джонсоном, затем замужество, пьянство, наркотики ..
Это, между прочим, является хорошим подтверждением «Закона Оптимально Соответствия живого существа экологической нише его обитания». Многие забывают, что кроме чисто физико-химических условий необходимого соответствия, в требование входит и соответствие интеллектуальное. Шире: Духовное. Современный человек, попав в Средневековье или в пещеру каннибалов навряд ли долго выживет в этих условиях, даже если будет вооружён до зубов и схож с Джеймсом Бондом. Экология вроде бы соответствует: Температура, влажность, парциальное давление кислорода, – всё в норме. Да, вот, парциальное «давление Времени» НЕ ТО!!!
Каждый из нас в процессе жизни переходит из одной «пещеры» в другую. Из «пещеры детства» – в юношескую, из юношеской – во взрослую молодую, из неё –  в зрелую, а там уж и в  пещеру старости пора. Так вот от нас всегда требуется оптимальное соответствие данной пещере, житейской экологической нише.  Тюремно-лагерная ниша, например, конечно же, резко отличается от псевдосвободной ниши жизни и немало в неё попавших быстро вымирают...
Армейская пещера тоже сильно отличается по нравам от гражданской...

Вундеркинды юности.

Это уже отличающиеся своими способностями ученики и студенты.
Способные и даже выдающиеся по своим учебным качествам подростки и молодые люди.
Что вырастает из них? Блистательные таланты?
 Из микроколичества! Большинство – так и остаются школярами, то есть хорошо усвоившими алгоритмы системы просвещения, ничего общего с реальными требованиями настоящей науки или техники, НЕ ИМЕЮЩИМИ!  В «учебных» задачах всегда чётко заданы условия и сформулирована проблема.
В реальной научной или технологической ситуации, ОБЫЧНО, не знаешь ни того, ни другого. Где начало, а где конец? Где причина, а где следствие?
Где условия важные, для решения задачи, а гле второстепенные, но выпирающие часто на первый план...? Потому удачливые школяры, которые уже развили в себе некий комплекс эдаких «гениев», приученных всей многолетней порочной системой обучения легко и без больших усилий решать УЧЕБНЫЕ, разжёванные задачи, сталкиваясь с совершеено другой реальностью. (оказались в незнакомой экологической нише) теряются, и решить даже относительно простеньких, НО РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, не могут. А что не удаёстся перестает привлекать!
И остаются пожизненно убогими кандидатиками или даже докторами якобы наук, по уровню мышления застряв в типичных ШКОЛЯРАХ!.
Второй фактор, делающий из учебных школяров школяров «вечных»  – это отсутствие любопытства. То есть НЕ ВОЗНИКАЕТ даже малейшего чувства интеллектуального дискомфорта от встречи с непонятным. Ну, непонятно, так что? Нам многое непонятно, мы из-за этого трагедий устраивать не будем! Трагедий, может, и не надо устраивать, а чувство дискомфорта от непонятного, должно теребить постоянно настоящего учёного или инженера, или врача и т. п.
Примеров в истории тоже, больше чем достаточно...
Тем не менее, некоторые единицы, обладавшие вышеперечисленными качествами НЕШКОЛЯРОВ, становятся настоящими учёными и даже выдающимися.

Талант зрелости.

Вот, как раз те, только что упомянутые переходят из молодости в зрелость, неся в себе «Искру Божию». Подавляющее большинство известных настоящих учёных прошло именно таким путём. Это проявления таланта ПРИРОЖДЁННОГО. Допустим, что уже с юных лет у них в мозгу в некоторых участках выбрасывался в синаптически щели некий особый медиатор, назовём его Гениалином. Особенность его такова, что он открывает такие контакты между нейронами, которые у обычных людей закрыты, заблокированы. То есть возникают некие нестадные, не шаблонные, незаурядные цепочки – мысли. Это и есть проявление особых способностей и таланта. Цепочки эти тоже, очень хрупкие, но всё же упорно возникающие.  И человек «блещет талантами».
ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ!
То ли довольно быстро запас Гениалина кончается, то ли отмирают некие клетки – производители его, но пик таланта на упомянутом графике «Время -Талант» начинает падать , стремясь к нулю. Явление тоже, хорошо всем знакомое и известное.
Пример.
Чарли Чаплин. Талантливейший артист, рещиссёр, творец!
Искорки его незаурядного таланта проблёскивают даже в самых первых фильмах.  «Пилигрим» например, финальные кадры, где высылаемый из США в Мексику герой-нелегал бежит вдоль границы, одной ногой по территории США, другой – Мексики.
Или «Бал-маскарад», где миллионер-алкоголик читает письмо жены, бросившей его из-за пристрастия к спиртному и нам показывают полные тоскливого страдания  глаза Чаплина, на которые уже наворачиваются слёза, затем вздрагивающую от рыданий спину, а затем – его сосредоточненное лицо при выполнении руками важной миссии: Встряхивания миксера со спиpтным!
Дальше – уже целые фильмы, полные таланта: «Малыш», с одновременным вмешательством  бездари и пошлости (финальные сцены сна Чаплинского героя – «в стране сновидений»). Полное убожество, резко диссонирующее со всем предыдущим фильмом). Как будто Чаплину вдруг изменило чувство вкуса и меры!
Бывает!
Чарли Чаплин – только человек, могущий делать ошибки и делающий их!
Наконец – два шедевра:
«Огин большого города» и «Новые времена».
Шедевр по определению Поля Валери, это произведение, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить.
Эти два фильма таковыми и являются.  Пик творчества Чаплина.
Затем «Великий диктатор». Всё ещё много таланта, но уже начинается громыхание заурядности и бездарности. Спад, пока нерезкий.
«Месье Верду» – гораздо слабее, талант почти не виден. И затем два фильма полностью бездарных: «Графиня из Гонконга» и «Король в Нью-Йорке» Откровенно бездарные, глупые и бессмысленные. А ведь они тоже сделаны «великим «Чаполиным»! Увы!
Уже не великим, ни просто способным, а впавшим в убожество.
Это была констатация факта, характерного для очень многих талантливых людей.
В чём причина такого прискрбного явления?
Очевидно то, что было сказано в начале этого абзаца: То ли Гениалин КОНЧИЛСЯ, то ли клетки-производители  отмерли или перестали выделять его. И всё! Не обязательно тупой маразм! Просто человек стал  из НЕОБЫЧАЙНОГО – ОБЫЧНЫМ! 

Другой пример – Альберт Эйнштейн.
В 26 лет  (1905г)  сразу три гениальных работы:
«О Брауновском движении»
«Кванты света - фотоны»
«Специальная Теория Относительности»
В 37 лет (1916г) – «Общая Теория Относительности»
А дальше?
Дальше ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ  ЛЕТ изнурительной интеллектуальной деятельности без малейшего результата! Причину я не раз уже описывал (разумеется, в моём понимании).
Эйнштейн предал свою замечательную физическую интуицию, ГЕНИАЛЬНУЮ,  в угоду математической, которой у него никогда не было. Все 39 лет пытался решить математические проблемы, связанные с его совершенно верной физической идеей создания «Единой Теории Поля», объединяющей большую часть «разрозненных» фундаментальных физических теорий.
То есть талант, оказывается, заключается не только в способности решать тяжелейшие проблемы, но и в  понимании, ГДЕ ТВОЯ СИЛА и в необходимости всячески её беречь и лелеять!
А Эйнштейну эта часть его таланта вдруг изменила.
Сам, добровольно, отказался от своей гениальной физической интуиции в пользу каких-то нелепых  математических конструкций, в которых он был практически беспомощен


Талант старости.

Очень странное, интересное и, можно сказать, перспективное направление таланта.
О  таких людях известно мало, а о многих вообще ничего неизвестно широкой публике.
Почему?
Да потому, что, если человек не проявил своих талантов в период своей активной трудовой деятельности, то он просто остался неизвестен. О нём не писали и не пишут ни научные журналы, ни газеты, не говорит радио и не показывают его по телевидению. Тогда, когда он мог бы себя проявить во всём блеске, он вроде бы себя ничем замечательным не проявил.  А когда смог уже проявить, то никто уже на него и внимания не обратит!
Конечно, были и исключения:
Луи Пастер пережил страшный гемисферный инсульт в сорок шесть лет, а свои наиболее значительные открытия сделал уже после него.
Норберт Винер создал «Кибернетику» в пятьдесят четыре года.
Этель Лилиан Буль-Войнич написала свой лучший роман «Сними обувь твою» в восемьдесят лет. Но это редкие исключения.
Теперь – сравнительный анализ  двух типов таланта: Раннего и позднего. Эту тему я уже затронуд в своей заметке «Геронтологическая оптимистическая комедия» от 8 Х 2019.
Рассмотрим такое образное сопоставление:
Молодые и зрелые таланты – это от рождения заряженный аккумулятор.  Подключаем его к нагрузке. Начинает течь ток, ток постепенно разогревает сам аккумулятор и поэтому химические реакции начинают течь усиленно и ток тоже растёт. В какой-то момент он достигает некого максимума. Но химическая энергия, запасённая в аккумуляторе, расходуется, постепенно ток начинает падать и в конце концов при полной разрядке падает до нуля.

А талант старости?
Тот же аккумулятор, но от рождения НЕЗАРЯЖЕННЫЙ. Однако при общении человека с образцами талантливой мысли в любой сфере человеческой деятельности, этот аккумулятор таланта ПОДЗАРЯЖАЕТСЯ! И начинает сам давать «электрическую» энергию. И так может продолжаться до ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ, ибо и его собственные таланты «разогревают» аккумулятор, и внешине подзарядки чужими талантами тоже увеличивают запас творческой (химической) энергии. Так что на упоминаемом графике «Время-Талант», кривая не быстро доходит до пика, а затем падает «стремительным домкратом», а ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ!!!
Происходит некая двойная подзарядка аккумулятора таланта: Внешняя – за счёт общения с талантливыми произведениями других людей и  внутренняя – самозарядка!

Перспективность этого типа таланта в том, что мы можем сами ПОДЗАРЯДИТЬСЯ и дальше стать успешно работающими производителями Гениалина для самих себя.
17 IX 2020


Рецензии