Глава 5. студенческая весна

СТУДЕНЧЕСКАЯ  ВЕСНА
   Перед началом учебы на пятом курсе я успел еще побывать в гостях у младшего дяди- Виталия Семеновича. Он когда-то жил в городе Камышине, что на Волге, приезжал несколько раз еще при маме в Киров- проведать своих. Было
 он моложав, энергичен, своеобразен. Этот дядюшка, по словам бабушки, поскребыш, был самым младшим ребенком в их большой и дружной семье. Он был кудрявый, сообразительный и очень музыкальный, благодаря чему Виталий вскоре стал первым гармонистом округи. Потом он уехал на Волгу. И вот дядя навовсе перебрался на родину, так как развелся с женой. В Камышине у него осталась дочь Татьяна, с которой я в последний год учебы переписывался…
Теперь дядя жил в поселке Вахруши, где имелась знаменитая обувная фабрика. Жил он с Татьяной Васильевной, очень положительной учительницей. Приняли меня очень хорошо. Дядя был трезв, весел. Когда они в прежние годы встречались с дядей Васей, то остроты и каламбуры сыпались со всех сторон. Помню его поэтическую новеллу "Три красавицы чудес шли по улицам Мадрида"...
Мы повспоминали , как встретились год назад в Улановых на свадьбе Нины с ее избранником Толей. Я тогда перепел в частушечном" баттле" деревенских тетечек , что всех удивило.
Они пели свои, давно известные, вроде:
Меня милый не целует,
Говорит: потом, потом,
Я иду, а он на крыше
Тренируется с котом!
Я же исполнял никому не известные, своего производства:
Только ляжем с милым спать,
Болтает и болтает,
Намекну: когда же свадьба?
Сразу засыпает!..
   А дядя Виталий тогда тряхнул стариной и так зажигал на гармошке, что народ был предоволен. Плясала и тетя Соня. Дядя Вася прислал приглашение и солидный перевод...
Та свадьба длилась три дня, но я потихоньку сьехал на следующий день...
Обсудили новости: Нина родила дочку, Гена тоже женился, бабушку перевезли от тети Сони с дядей Геной( по-видимому, у старушки слишком хороший аппетит!) к старшей внучке Алевтине в Нижние Ярыгины...
На прощанье щедрый дядя сунул мне деньжат...
... Последний семестр проскочил быстро, экзамены прошли спокойно...

   Нас направили на преддипломную практику. Я поехал в рабочий город Омутнинск, что на Востоке области. Туда же послали со специальности "Сети и системы" и Веру Шихову. В поезде ехали вместе. И в общежитие завода нас поселили рядом.
Руководителем практики и будущего диплома был наш молодой преподаватель Вячеслав Васильевич Черепанов. На Омутнинском металлургическом заводе нас  с ним приняли довольно радушно, поняли суть моей будущей деятельности, выписали пропуск и обещали всяческое содействие. С главным энергетиком и начальниками нескольких цехов мы договорились о подключении в нескольких местах системы электроснабжения наших институтских самописцев. Работа моя была посвящена оптимизации уровней напряжения.
В течение двух месяцев я снимал показания этих приборов, заправлял чернила для самописцев. В остальное время я в общежитии готовил теоретическую часть, производил расчеты, делал выписки из научных источников и т.п.
   Оставалось время и на мою основную деятельность- творческую.
Поэтому я направился в местный ДК. Там представился худруку, был познакомлен ей с милой инструкторшей с ямочками на румяных щечках Лидочкой Блиновой. Она быстро взяла меня в оборот. И вот я уже выступаю с местными артистами в составе агитбригады. Концерты проходят как в ДК, так и на выездах. Новичок пришелся к месту- я внес свежую струю, исполняя забавные юморески, басни и показывая фокусы...
На одном из вечеров отдыха в ДК, где мы давали в перерыве программу, я познакомился с героем Олимпийских игр в японском Саппоро Юрием Скобовым. Оказывается, этот чемпион по лыжным гонкам,выступавший с самим Вячеславом Ведениным, родом из Омутнинска!
Юра оказался скромным, не зазнаистым, нормальным парнем. Он похвалил мой конферанс, а я его бег тогда, в Японии, два года назад, поскольку болел за наших. Тогда и хоккеисты СССР ободрали американцев со счетом 18:2, а наш АнатолийФирсов так выстрелил по воротам,что шайба сбила с вратаря соперников шлем и шайба упала в ворота!.. В общем, поговорили. Чемпион оказался рекордсменом и по части женщин. В свои двадцать с небольшим он был женат уже четырежды! И представил мне самую свеженькую,четвертую супругу, очень видную барышню... Все его жены были местными...
Кстати,вскоре я познакомился и с женой номер три! Ею оказалась Людмила, хореограф танцевальной группы, с которой мы вместе выступали...
Как-то мы выехали в отдаленный леспромхоз и заночевали там прямо в клубе. Постелились прямо на полу гримерки и мне досталось место рядом с Лидочкой и милой Людмилой. Так что я спал с женой Олимпийского чемпиона! Правда, бывшей и, к сожалению, просто спал, а не то,  что кто-то подумал...
   С ученицей этой милой Людмилы, юной акселератки Диной, связана одна забавная история.
В один из зимних вечеров, после выступления на танцевальном вечере в ДК, эта девушка довольно зрелых форм, попросила меня проводить ее домой, так как иногда вечером по пути за реку начинают приставать некие ребята. Я согласился, тем более, что дорога проходила недалеко от общежития. С нами после танцев шли еще какие-то парни и девушки. Идем и обсуждаем прошедшее выступление. И вот там, где начинается их заречный район стоит, действительно, ватага молодежи. И они, ни слова не говоря, накидываются на нас с кулаками. Кто-то побежал обратно, кто-то прямо, а я стал отбиваться. Врезал одному, другому, а третий ударил меня чем-то тяжелым сзади так, что сбил с ног... Я вспомнил заповедь: закрывай голову... Так и сделал, закрываясь руками...Десятки ботинок все же кое-где пробили оборону и мне расквасили нос, губы, разбили бровь, подбили глаз... Увидев мое усатое лицо, кто-то из шалунов крикнул:" Да это же не он!".
Тут шалопаи увидели, что со стороны города к ним резво несется орда тех, кто убежал за подмогой(заречные городских бьют!) и быстро сделали ноги... Городские подняли из снега  несколько человек, в том числе и меня, и помогли добраться до общежития...
В концертах наступил перерыв, а я дней семь- восемь провел в шкафу, куда протянул электричество. Там я одним глазом читал литературу, писал черновик диплома. Зато ни Вера, ни обитатели общежития из других комнат не видели моего посиневшего и поцарапанного лица. А на завод я ходил изредка  вечером, укутываясь шарфом...
Так что я хорошо повыступал в Омутнинске. О нас даже местная газета писала с восторгом!
А синяки вскоре прошли, зато есть что вспомнить...

   ...Данные по заводу собраны и Вячеслав Васильевич разрешает вернуться в Киров. Здесь продолжается работа над дипломом.
И одновременно в городе начинается фестиваль творчества "Студенческая весна". Он посвящен предстоящему юбилею города Кирова, его 600-летию!
Киров- входит в сотню крупнейших городов Европы. Первое упоминание о нем встречается в историческиж документах в 1374 году.
В 1457 году это поселение получает название Хлынов.
Есть две версии возникновения этого названия.
Первое, основное. Город назвали по наименованию местной речки Хлыновки. Речка существует по сей день, протекая по городу и становясь левым притоком Вятки, которая впадает в... Далее мы знаем что и куда впадает... Речка эта длиной всего 18 километров, шириной до 5-6 метров и глубиной не больше полутора, то есть, несудоходна...
И вторая версия ученых.
Речку назвали по имени города.
В общем, наука так и не установила что появилось вначале - яйцо или курица?..
Авторы второй версии утверждают, что Хлын - переводится с языка древних весей и вотяков, как негодяй, врун и что-то вроде маргинала...
Не думаю, что прежние жители этих тихих мест, куда пришли новгородские ушкуйники с целью обустройства  территории, были таковыми. Основанием такого не только моего мнения служит тот факт, что кировчане- трудолюбивые, талантливые, тихие люди без всякой спеси...
Так что, по речке назвали, по речке.
Позже  в 1780 году, при Екатерине Второй, город переименовали в Вятку. С 1934 года город стал носить нынешнее название по имени революционера, "мальчика из Уржума" Сергея Мироновича Кирова. О его злодейском убийстве жнают все мало-мальски образованные люди. Это преступление совершил некий ревнивый муж Николаев, хотя ходили слухи, что оно заказное и красотка тут не при чем...
Эх, огурчики, помидорчики,
Сталин Кирова убил
В коридорчике...
   Но вернемся к названию Вятка. Оно возникло уж точно- по реке, длина которой 1314 километров. Вятка протекает практически по городу и впадает...
...Хотя, опять же находятся изыскатели, которые считают, что
Вятка, по марийски, Ватка...
Да мало ли, что они считают!
Вернемся к юбилею самого восточного города Древней Руси, а ныне промышленного, культурного, спортивного и научного центра Приуралья...
...В связи с юбилеем(толи 600, толи 625, толи 640 лет...), проходит масса всяческих мероприяий. В том числе и смотр студенчесих талантов.
В институте меня тут же привлекают к этому делу, да я и сам рвусь в бой.
Первый этап - концерт артистов нашего факультета. Он проходит при полном аншлаге в нашем зале КПИ. Публика реагирует бурно. Выступает немало достойных ребят и девушек, все они явно одаренные люди... Даже местные поэты были, тот же Александр Гаврин, ценитель природы, вроде кировской знаменитости Павла Маракулина. В институтский финал выходит ВИА " Славяне" и один автор-исполнитель, которого я зашифрую как И.К.
На других факультетах также отбирают самых лучших. На ФАВТе это их громкий ВИА " Хрустальный кораблик", вечный конкурент наших "Славян" и какая-то флейтистка. Про их ансабль могу сказать, что он основан  Красновым, сыном ректора нашего института доктора наук Сергея Борисовича Краснова. Этот лихой парень, закончив параллельно с нами четвертый курс, бросил институт и поехал в Москву учиться на режиссера. И поступил! А на конкурс приехал выступить к своим друзьям! Неплохой ансамбль, богато экипированный, сверхмодно одетый, у них полно фанатов, особенно фанаток, но вот их сплошь английские песни далеко не всем по душе...
У архитекторов и химиков свои "звезды". Но именно мне, после финального концерта, наша молодая редакторша посвящает почти полосу "Советского инженера"...
Но по-порядку.
Финал КПИ. Переаншлаг. В зале не только наши студенты, профессура, но и прорвавшиеся педагоги и охотоведы...
...Я исполняю свою пародию "Квартет" уже в содружестве с ансамблем "Славяне"- ребята играют "дикую" музыку в нужных местах... Заодно даю новинку: стихотворную пародию на поэзию Гаврина.
 Как потом напишет рецензент: " Сами стихи лучшего институтского лирического поэта Гаврина были прочитаны из-за кулис замогильным голосом...".
В общем, публика хохотала и долго не отпускала нас со сцены.
В итоге, жюри пришлось прислушаться к этому мнению явного большинства и выставить от института  нас с музыкантами на городской финал!

   ...После концерта я за кулисами знакомлюсь с отличным парнем-певцом и скрипачем из пединститута Олегом Макаровым. У него в педе свой ансамбль, Олег душевно поет:
И Родина щедро
Поила меня
Березовым соком, березовым соком...
 Тут же договариваемся сотрудничать.
И вот я на репетиции в педе. Ребята уже видели меня в деле, поэтому репетиция проходит конструктивно. Потом встречаемся еще пару раз. В итоге, на мои стихи они пишут музыку, вроде реквиема и все это мы посвящаем памяти павших в Великой Отечественной...
Здесь-зимою цветы
И весною-цветы,
Тишина и покой,
И горящее пламя...
   Я в составе этого ансамбля выступаю на смотре их факультета. Ребят выдвигают на институтский финал, где мы ярко даем "Квартет"...
В зале полный триумф!..
А в жюри  разражается самый настоящий и очень громкий скандал!
Мой пародийный номер уже хорошо известен, выясняется, что я подставной, никакой не будущий педагог, и меня, опознав, с позором изгоняют !
   Скандал, как сегодня известно многим пиарщикам, самый лучший способ подогреть интерес. Обо мне заговорили в масштабах города!

   К тому же, многие видели меня и на другом конкурсе, который проходил в новеньком ДК шинного завода. Там я получил диплом Лауреата за свой номер с микрофоном...
...А вот с этого места поподробнее, сказали бы мне собеседники, но, ввиду их отсутствия, вместо них скажу сам.
Этот конкурс проходил осенью. О нем мне сообщили ребята-циркачи из "Авангарда", которых уже допустили до участия. Конкурс, также посвященный юбилейному грядущему году, проходил по линии профсоюзов... Я незамедлительно приехал туда, меня предварительно
просмотрели и одобрили. Возможно из-за жанра. На конкурсе было представлено много народных песен, баянов, мелодекламаций, цирковых номеров, а вот юмора не было вообще...
Я конечно с удовольствием смотрел на выступления цирковых исполнителей. Был там и Юра Карасев, фокусник. У него в репертуаре ударный номер с большими металлическими кольцами...
На том конкурсе чуть не произошла трагедия в финальном концерте.
Выступал знакомый парень на моноциклах разной высоты: маленький, побольше и самый высокий. Я знал этот номер. Там, когда эквилибрист балансировал под потолком на самом высоком колесе, осветители притушивали свет, а артист начинал жонглировать булавами, которые ярко светили в полумраке! Эффектная концовка.
...Концерт. Самый высокий моноцикл. Артист балансирует под потолком. Публика далеко внизу, под высокой сценой, восхищена.
Местные осветители, наверное, новички в новом ДК, вдруг совсем выключают свет на сцене...
Ужас! Я представляю, как в полной темноте, не видя ничего, держать равновесие там, на страшной высоте, откуда можно грохнуться в зал... Но артист начинает в этой полной темноте жонглировать своими булавами!.. Потрясающее самообладание!!! Я больше такого не видел
никогда... Мы за кулисами вместе с Юрой идругими цирковыми ребятами закричали, чтобы осветители дали свет. И те одумались, и включили половинный, как договаривались. Публика была в восторге.    ...Хорошо выступили и эквилибристы на першах- парень с девушкой. Он держал , стоя только на руках и опираясь на эти стальные опоры высотой с полметра, девушку у себя на спине, а она производила всякие гимнастические перестроения, изгибы, извивы и т.п. Очень красиво! Да с такой фигурой можно вообще ничего не делать!
Как кричали Людмиле Зыкиной во время ее гастролей на Кавказе, когда отказал микрофон:
Дэвушьк! Ты ничего нэ гавари, не пой, а  толка хади туда-сюда!..
       Может, врут люди, может, это и вправду быль...
      Я на этом состязании тоже совершенно неожиданно попал в свою струю и открыл для себя новый жанр- звукоимитации.
 ...А идея пришла ночью, во сне.
 И снится мне, братцы и сестрицы,  сон, будто бы я пришел в свою 18 школу почему-то ночью... Вхожу в темный актовый зал. Мне зачем-то нужно на сцену. В зале темно. Только свет от лампочки в коридоре освещает небольшую часть зала. На сцене, за кулисами, раздается какая-то возня, слышны подозрительные шорохи. Там явно находятся злоумышленники. Я решаю взять их на испуг и громко кричу:
-А-ну, кто там есть- выходите с поднятыми руками! Вы окружены! Товарищ лейтенант, если не будут подчиняться- спускайте Мухтара!
Мухтар, ты готов?
И в ответ раздается...лай собаки!
... Просыпаюсь я оттого, что меня тормошат студенты...Оказывается, я во сне кричал и лаял!
Так во сне я научился подражать собачьему лаю!
   Я тут же днем стал экспериментировать в звукоимитации. И вскоре научился хрюкать, кукарекать, мяукать, ржать и т.п. Потом изобрел другие звуки: плеск волн, крики чаек, корабельные гудки и коронку- звучание гавайской гитары... Потом сочинил новеллу, то есть, историю, по ходу которой и звучали все эти имитации. Все это я готовил втайне, никому ничего не говоря.
И вот я на сцене с номером " Одна история"... Туда я вставил еще радио, хореографическую подтанцовку и, конечно, репризы на злобу дня... Даже про юбилей города. Например, по ходу повествования звучат новости по радио:
"Новости спорта. В минувшее воскресенье в проруби на реке Вятке проходили состязания моржей, посвященные юбилею города. Состязались любители холода на длительность пребывания под водой. Победителем признан Григорий Окуньков, до сих пор не вынырнувший из проруби... И о погоде..."
Особенно впечатлили  зрителей волны и гавайская гитара! Народ воспринял мой новый жанр очень восторженно. Итог вы знаете.
Потом я добавлял в номер новые звуки- корабельный гудок, движение поезда, сирену и другие, и совершенствовал сюжет... Это стало моим ударным номером.
Много позже я увидел, что с использованием звукоимитации выступают и другие артисты- Алексей Птицын, столичный конферансье Юрий Григорьев. А с Эдиком Капилевичем из Ленинграда и москвичем Александром Селезневым мы даже станем друзьями...

   ...А возможно, некоторые видели меня на областном смотре агитбригад, организованном областным центром народного творчества. Тогда я сам написал сценарий представления и выступил вместе  с
 артистами театра миниатюр...

   ...Но я слишком отвлекся от финала " Студенческой весны".
 Он должен пройти на сцене областного драматического театра. Того самого, где я смотрел "Человека со стороны" и множество других замечательных постановок, в том числе и по пьесам местных драматургов Щура и Петухова...
В этом театре тогда восходила звезда молодых актеров Машкина и Александрова. Толя Александров, когда неожиданно развалился театр ТЭМПИК, основал на базе наших студентов новый коллектив "Гонг". Ребята также разыгрывали всякие сценки из студенческой жизни.
Позже этот неплохой артист станет театральным деятелем и мы встретимся с ним в Подольске, куда он приедет на конкурс в качестве заместителя начальника областного управления культуры. Толя, теперь уже Анатолий Иванович, меня узнал сразу, хотя прошло с той студенческой весны, когда он увидел меня на сцене своего родного театра, почти сорок лет!..
   Ну так вот,- как сказал бы знаток теормеха Николай Алексеевич,- день городского финала. В зале- жюри из деятелей культуры, режиссеров, писателей, журналистов,видных партработников и горкома комсомола...
В зале - полный, сверхполный ажиотаж! Не только сидеть- стоять негде! Партер, амфитеатр, балконы- все в студентах и студентках!

... Концерт начинается с солидных номеров: песни о комсомоле, патриотические и гражданственные стихи. Их отменно читают Веремьев из поселка Лесное, наш Володя Семенов. Володя артистичен и солиден. Как сейчас помню концовку из  " Ваньки - встаньки" Евгения Евтушенко в его исполнении: " Чуть по-ка-чи-ваясь!.."
...Казалось бы, такой ажиотаж, такое волнение, как можно смотреть и слушать других! А мне - нормально! Мне совсем не страшно, а наоборот- радостно! Сколько я мечтал о большой сцене, о переполненных залах, когда укрывшись казенным одеялом, слышал битье посуды и пьяные дебоши вьсовхозной общаге!
И вот она, сцена! Я уже полностью зарядился, у наших "славян" тоже все наготове-парики, очки и музыкальные инструменты. Главное- быстро подключить аппаратуру.
Мы сделали так. Пока я буду читать первые стихи и начало пародии, ребята зарядятся за вторым занавесом. В нужный момент машинисты сцены поднимут штанкет, а там уже ансамбль.
 Тщательно проверяю под пиджаком подцепленные и подтянутые вверх якобы штанины поп-звезды, включаю-выключаю мышцами живота велосипедную фару, тоже спрятанную под одеждой...
Все, меня обьявляют. В зале уже восторг!
Выбегаю на сцену!
Первые стихи(бедного Гаврина решил больше не обижать!) посвящены студенческой и вообще жизни, они называются " Двадцать четвертое лето"... Приняли хорошо.
Зал затаился в ожидании "Квартета", ведь многие уже его знают.
Это парафраз известной басни Ивана Андреевича Крылова, иными словами, его горе-музыканты на современной эстраде...
Начинаю:  " Проказница Мартышка..." Первые смешки и аплодисменты своих, политехнических болельщиков...По-моему, кое-кто из них недоумевает- а где же ансамбль? Ведь в прошлый раз были "Славяне"?
Подождите, ребятки, они будут, все будет!
Продолжаю номер. Тишина в зале, внимание - исключительные, а ведь сидят в тесноте уже два часа, я поставлен на концовку, как развлекательный музыкальный номер...
И вот кодовые слова:
"Но вот притушен в зале свет..."
Выжидаю минипаузу. Осветители театра убавили освещенность сцены,выключили свет в зале. Молодцы! Вот что значит профи!
Дальше мой текст: " По струнам врезал сверхквартет!!!"
   Во время этой фразы мнговенно поднимается суперзанавес, за которым на небольшлм подиуме наши музыканты в дурацких нарядах, отождествляющих их с этими мартышками, ослами и мишками. Одновременно ребята врезают по струнам и синтезаторам, а также ударным , что есть мочи!
Публика в восторге!
Я тем моментом, скидываю за ближайшую кулису пиджак, мигом расправляю полосатые штанины, напяливаю парик, огромные очки и, схватив микрофон, вылетаю на сцену.
Два луча театральных пушек из зала подхватывают меня. Начинаю петь, форсируя голос... Зрители, не сразу узнавшие меня по новому облику, радостно хохочут и аплодируют. Я спрыгиваю в зал- в образе дикой поп-звезды- вскакиваю на подлокотники одного из кресел второго ряда( в первом находится жюри!) и там даю вокальчик:
Я ушел...Я ушел,
Копытами в лужах хлюпая!
Эта сырость меня погубит.
Полюби, полюби меня( обращение к ближайшей и девушке),
Козочка глупая!
Мее-мее меня умная
Не полюбит!!!
И включаю мышцами живота фару, оформленную как кулон, висящий спереди... Луч фары высвечивает разгоряченную публику...  Ребята на сцене активно подпевают и двигаются соответственно...
В зале творится что-то невероятное! Многие повскакивали с мест! Помню этот бурлеск до сих пор...
Далее по задумке я бегу на сцену, сбрасываю все аксессуары, ребята тоже. И последняя фраза, она же мораль, делающая номер идейно выдержанным и даже необходимым:
"Нужны ж талант, упорство, мастерство,
А не кривлянья мод..."
И все артисты( сбрасывая парики) вместе:
"Вот!!!"
Поклон.
Говорят, что овация длилась целых пятнадцать минут!
Полагаю, что это не совсем так, она была не менее тридцати...
Шутка!
Успех был колоссальный!!!
Потом были награды, дипломы, звание лауреата.
А главное- улыбки студентов, преподавателей и... студенток!
Да и среди начальства в городском отделе культуры у меня появились отныне свои доброжелатели.
А главное- я опробовал центральную и самую престижную сцену Кировской области!

   ...В общем, есть что сегодня вспомнить о "Студенческой весне"...

(Продолжение следует)


Рецензии