Эти милые синие горы...

Друзья!

Средний Урал воспевали многие люди, среди них и мой друг-натуралист Александр Николаевич Пискунов. Вот одна из его лирических зарисовок:
«!НА КАМЕННЫХ РЕКАХ ШАЙТАНА
Вершина лета — праздник цветущих трав, во время которого скромная северная природа надевает один из лучших своих нарядов, удивляя нас разнообразием и буйством красок своих богатств. Я бреду вдоль небольшой горной речушки, купаясь в золоте купавок и лютиков, в бирюзе незабудок и аметистовых россыпях лесных гераней. Внимание привлекает картинка красивых сине-голубых цветов. Это ирис сибирский — редчайшее растение этих мест. Красота цветка вполне сравнима с красотой радуги, именем которой его нарекли греки.
Мой путь лежит туда, где в знойном мареве июльского полдня дыбится темная, покрытая серыми пятнами курумов туша горы Шайтан. Преодолев полосу ельников, начинаю подъем на гору. Еще немного, и уже карабкаюсь по одной из каменных рек — куруму. Покрытые серыми, черными и желтыми плешинами накипных лишайников, огромные валуны тянутся вверх.
По "берегам" этой своеобразной реки толпятся ели и сосны. Скорость течения курума составляет всего несколько сантиметров в год, но этого достаточно, чтобы в "русле" его ничего не росло. Вода, суточные и годовые колебания температуры помогают силе тяжести двигать всю массу скальных обломков. В "заводях", где достаточно мелкозема, ютятся куртинки ажурного лишайника — кладонии. Живые свидетели тех далеких времен, когда здесь были горные тундры, по которым в поисках ягеля бродили стада северного оленя. Наступившее потепление помогло тайге смять эти форпосты севера, а загрязнение воздуха отходами промышленных предприятий довершило их гибель. И только под прикрытием крутых склонов сохранились жалкие остатки некогда богатого царства.
Люди не посещают эти места, и мое появление привлекло внимание нескольких ворон. Они сопровождают меня, курлыкая и выкрикивая что-то по-бабьи. В течение нескольких часов пробиваюсь через завалы деревьев, пересекаю горные лужайки, покрытые белыми соцветиями горца альпийского, с редкими кустиками цветущих пионов. Двигаясь на север по линии водораздела подхожу к вершине одной из самых высоких гор Среднего Урала Старика-Камня, увенчанной огромным скальным останцем-шиханом.
Оставив внизу тяжелый рюкзак, поднимаюсь на шихан, откуда открывается великолепная панорама. До самого горизонта тянутся синие волны гор, между которыми широко раскинулся ворсистый ковер лесов, украшенный заплатами вырубок и тонкими линиями лесовозных дорог. В памяти всплывают слова певца природы этого края Д. Мамина-Сибиряка: "Эти милые синие горы". Хорошо видна россыпь домиков поселка Висим, где прошли детство и юность писателя. В окулярах моего бинокля вырос частокол заводских труб Нижнего Тагила, от которых, обтекая неровности рельефа, до самого горизонта ползет широкая полоса дымов. Я не знаю, как далеко простирается здесь зона экологического бедствия, но только кладонии здесь не растут.
У моих ног весело зеленеют плотные дернинки гвоздики иглистой — одного из исчезающих реликтов ледниковой эпохи. Было время, когда это растение украшало все свободное ото льдов пространство. Сейчас, окруженная со всех сторон враждебным морем тайги, гвоздичка вынуждена ютиться на скалах самых высоких гор. Но не все иссушающая жара, ни ветры и трескучие морозы не могут побороть ее волю к жизни. Я чувствую нежный аромат ее белых цветов, и мне ее искренне жаль. Нет, не жара и морозы угрожают здесь ей гибелью, а ботинок туриста и отравление от кислотных дождей.
Находясь в горах, особенно глубоко понимаешь связь далекого прошлого с настоящим и ощущаешь эфемерность человеческой жизни. Чтобы увидеть больше, не обязательно подниматься выше. Можно и на Эвересте ничего не увидеть. С такими мыслями долго стою на вершине шихана.
Солнце уже подошло к линии горизонта, и я спешу вниз, к Шайтанке, на берегу которой меня ожидает ночлег».
Из книги «Записки натуралиста»
www.ecosystema.ru
…Конечно, бывал Александр Николаевич Пискунов и на скалах Семь Братьев, и на Чертовом городище, и на Старике-Камне. Все это –памятники Природы Среднего Урала!
И еще один,  можно сказать- свой лично, ветеран подарил людям, открыв в окрестностях Верхнего Тагила Свердловской области древний выход на поверхность земли магмы, застывшей  потом каменной  стеной.
( Сначала на месте горы Лубная возникла вулканическая трещина, из которой на поверхность стала изливаться базальтовая лава. Остывая, базальт образовывал столбчатые отдельности, которые сохранились до наших дней. Здесь же на поверхность, в результате эрозии, обнаружилась и древняя магма. На Лубной она хорошо сохранилась, так как не успела выбраться в свое время на поверхность из вулканической трещины, сохранила высокую пористость и стекловидность.
Когда море ушло, по линии вулканической трещины произошел разлом и поднятие западной части Лубной. И в настоящее время Лубная, испытывает поднятие со скоростью не менее одного сантиметра в год!!! Это очень высокая скорость!..).
…Да, гора Лубная сегодня –памятник Природы областного значения, известный далеко за пределами Екатеринбурга!
Вл.Назаров
********
1.СКАЛЫ СЕМЬ БРАТЬЕВ
Семь Братьев – одна из самых популярных среди туристов скал Среднего Урала, расположенная в нескольких километрах от поселка Верх-Нейвинский (Свердловская область). Это самые высокие скальные останцы в окрестностях Екатеринбурга.
Сплошное основание скалы вверху расчленяется на отдельные глыбы. Если включить воображение, они-то и напоминают сказочных окаменевших великанов, отчего скалы и получили свое название. Правда цифра «семь» носит весьма условный характер, поскольку «братьев» здесь можно насчитать либо больше, либо меньше.
Не удивительно, что скалы такой необычной формы окружены многочисленными легендами. Варианты легенд – самые разные, всего около десятка. Наиболее популярны две. Согласно одному варианту, скалы - это дети (семь братьев и их сестра) жестокого управляющего, спасавшиеся от расправы и застывшие на горе. По другому преданию - это языческие великаны, превратившиеся в камень от крестного знамения Ермака (хотя Ермак в этих местах никогда не был).
Несмотря на свою оригинальную форму, так и располагающей к почитанию этого места нашими далекими предками, сведений об археологических находках на Семи Братьях нет. Как предполагают некоторые ученые, возможно, для древних людей посещение этого места было под запретом – мол, здесь живут боги.
Живописные скалы-останцы венчают вершину горы Семибратской (422 м). Они сложены гранитами и гранодиоритами, относятся к обширному Верх-Исетскому гранитному массиву.
Скалы вытянуты примерно на 150 метров с востока-юго-востока на запад-северо-запад. Максимальная высота скал над их основанием достигает 25 м.
По своему виду скалы напоминают Чертово городище, находящееся около станции Исеть. Но при этом они выше и труднодоступнее при подъеме. В отличие от Чертова городища, подняться на вершину Семи Братьев можно либо со снаряжением, либо серьезно рискуя жизнью.
С северной стороны скалы совершенно отвесны и неприступны, с юга они более пологи, но все же без снаряжения и навыков подниматься на вершину скал очень опасно.
Об опасности подъемов по почти отвесным скалам напоминают встречающиеся в обилии на окрестных деревьях траурные венки. Здесь погибло и травмировалось немало людей.
Легко и безопасно можно подняться лишь на приступок с северо-восточной стороны. Но и отсюда открывается неплохая панорама.
С вершины Семи Братьев видны живописные окрестности на десятки километров: окружающие гору леса, горки, озера Таватуй и Аятское, Верх-Нейвинский пруд.
Отдельно от основного массива (к западу) стоит красивый скальный останец неправильной формы, получивший название «Сестра». Именно благодаря этому останцу скалы порой называют «Семь Братьев и Одна Сестра».
Скалы Семь Братьев прекрасно видны даже с Тагильского тракта (минимальное расстояние от трассы - чуть более 2 километров). Если ехать в сторону Нижнего Тагила, то они возвышаются над лесом на одной из гор слева от трассы.
Уже в начале XX века Семь Братьев были популярны среди туристов, сюда водили экскурсии. Например, вот что говорится о них в путеводителе начала прошлого века:
«Скала «Семь братьев»… Урочище это имеет очень красивый и оригинальный вид. Здесь любимое место для пикников и прогулок» (В.А. Весновский «Иллюстрированный путеводитель по Уралу». Екатеринбург, 1904).
Бывал здесь и известный екатеринбургский фотограф В.Л. Метенков – фотолетописец Урала. Его фотографии Семи Братьев сохранились до наших дней. Благодаря этому, сейчас мы можем узнать, как выглядели скалы 100 лет назад.
Скала Семь Братьев на рубеже XIX и XX веков. В то время подъем на вершину скалы был куда проще благодаря крепкой деревянной лестнице. Сейчас лестницу можно увидеть лишь на фотографиях и открытках начала XX века.
Лестница была построена по распоряжению управления Верх-Нейвинского завода для наблюдения с вершины за лесными пожарами. На скале были построены площадка с деревянным полом, скамейки и ограждения, чтобы не упасть. Лестница существовала вплоть до 1930-х годов, когда от ветхости пришла в негодность и была убрана. Не помешала бы такая лестница и сейчас!..
В начале XX века скалы Семь Братьев выбрали для тайных сходок рабочие Верх-Нейвинского завода. Напоминанием о тех временах служит сохранившаяся на северной стене скалы надпись: «Да здравствуетъ соцiальная революцiя!»
Как пишет в своих книгах географ Н.П. Архипова, надпись была сделана в 1912 году Ф.А. Воробьевым, Ф.А. Верёвкиным и П.А. Фирсовым по случаю прибытия пермского губернатора Александра Болотова. Однако известно, что Болотов управлял Пермской губернией лишь до 1909 года. Так что либо надпись была сделана в другой год, либо приезжал не Болотов, а уже другой губернатор Пермской губернии – Иван Кошко, либо надпись вовсе сделана при других обстоятельствах.
Эту исторически значимую надпись довольно легко можно найти и в наши дни. Кто-то обвел эту область красной линией, а буквы самой надписи подкрасил желтым, что значительно облегчает поиск.
Ну а в годы гражданской войны близ горы Семибратской проходил путь чехословацкого корпуса белых во время Верх-Нейвинской операции 23-26 августа 1918 года. Как напоминание об этих событиях на старой Таватуйской дороге можно увидеть памятный крест.
Интересно, что недалеко от Семи Братьев в прошлом был старообрядческий скит. Жители Верх-Нейвинского плавали до него по пруду на лодках. В скиту жили старцы-отшельники. Была здесь и почитаемая могила инока Климента - основателя мужского и женского скитов, к могиле шли паломники, устраивались молебны. На кладбище близ скита было до ста могил.
В выходные на Семи Братьях почти всегда много туристов. Хорошо натоптанная дорога на скалы есть и зимой, поэтому в холодное время года сюда можно пройти даже без лыж.
Семь Братьев – излюбленное место тренировок свердловских альпинистов. Здесь разработаны несколько скальных трасс разного уровня сложности - для новичков и профессионалов. У многих из скальных маршрутов есть свои названия: «шведская стенка», «бутылка», «перья», «князь», «социальная революция», «трасса Мальцева» и т.д.
Между прочим, фигуру Ангела Единой Надежды, красующуюся ныне на скале в природном парке «Оленьи ручьи», изначально хотели установить на скале Семь Братьев. Однако при согласовании размещения памятника власти Новоуральска отказали инициаторам под сомнительным предлогом, что скульптура Ангела испортит силуэт скал Семь Братьев.
Скалы Семь Братьев - геоморфологический, ботанический и историко-революционный памятник природы Свердловской области.
Павел Распопов
Ураловед.
**************
2. ПОГИБЛИ СЕМЬ БРАТЬЕВ И ПРЕВРАТИЛИСЬ В КАМЕННЫЕ СКАЛЫ
 Ещё один удивительный уральский мегалит, как и Петрогром, Чёртово городище и Аракульский Шихан, сложенный из плоских гранитных плит, находится в 70 километрах северней Екатеринбурга. Он называется скалы Семь Братьев и располагается на горе Семибратской (422 м), что в окрестностях посёлка Верх-Нейвинский. Скалы представляют собой каменную гряду длиной, примерно, 100 метров, вытянутую по гребню горы с северо-востока на юго-запад. Высота отдельных скал – около 25 м, высота центрального «брата» – 42 м. С северо-востока гряда представляет собой отвесную стену, а с юга-востока лежит множество каменных обломков.
На самом деле, «братьев» не семь, а больше. Почему же тогда их так называют, никто толком не объясняет. Что-то говорят о сакральности числа семь. Об истории этих скал известно ещё меньше. Археологических раскопок там не велось, предполагают лишь, что скалы служили людям эпохи неолита и бронзы (период, примерно, 7-3 тыс. до н.э.) местом для дозора и укрытия от врагов. В начале XX века скалы были местом тайных сходок рабочих. На южной стороне третьего «брата» можно прочесть надпись «Да здравствует соцiальная революцiя!», сделанную в 1912 году рабочими Верх-Нейвинского завода. Вот всё. Остались только легенды, да и то сравнительно недавние. Вот некоторые из них…
Жили-были давным-давно на Русской земле семь братьев и три сестры. Братья – богатыри, удачливые охотники, сёстры – одна краше другой. И вот однажды, когда братья уехали на охоту в дальние леса, налетела на селение тьма вогулов. Запалили дома, пролили реки русской крови, а сестёр себе забрали. Братья, вернувшись к пепелищу, пустились в погоню. Настигли они кочевников и под покровом темноты выкрали сестёр. Но у орды тысяча глаз. Недалеко удалось уйти беглецам на уставших конях. Ранним утром братья приняли свой последний бой на берегу реки Нейвы. Хоть и полегло кочевников без счёта под богатырскими мечами, да слишком неравны были силы – семеро против тьмы. Погибли на восточном берегу все семь братьев, а сёстры, чтобы не достаться врагам, закололи себя кинжалами.
Погибли семь братьев и превратились в каменные скалы, которые и поныне стоят, как будто тесно прижались плечом к плечу. А неподалёку от них ещё три скалы, словно памятник трём не покорившимся девушкам.
Окаменевшее ожерелье
В стародавние времена жило в этих местах небольшое племя охотников, вождь которых носил ожерелье из семи великолепных камней. Каждый камень содержал в себе магическую частичку различных сил: смелость, верность, любовь, мудрость, радость, удачу и здоровье. Однажды прознал об этом ожерелье сибирский хан – и пошёл в завоевательный поход, чтоб завладеть им. Неравный был этот бой – перебили сибиряки всё охотничье племя. В последний момент смертельно раненый вождь сорвал с себя ожерелье, забросил его на вершину горы и прокричал заклинание. Превратились 7 камней из ожерелья в 7 каменных башен. Не смог их унести сибирский хан.
Легенда о Монге
Давным-давно, в стародавние времена жило племя в этих местах. Был властелином у них Монг – прославившийся на весь свет своей жестокостью. И было у него семь сыновей – не уступали они своему отцу – обладали столь же жестоким характером. Замучил Монг со своими сыновьями подневольное племя. Взмолились люди богам языческим, просили избавить их от гнёта. Услышали боги и превратили жестокое семейство в скалы.
Легенда об окаменевших колдунах
Много где по России и Свердловской области прошёл в своё время Ермак. Не обделил он своим вниманием и эти места. Только тяжело дался ему поход – жили в этих краях братья-волшебники, возводили на пути Ермака они горы огромные. Устал Ермак, из сил выбился… А братья стоят и смеются над ним. Поднял тогда Ермак крест и вскричал: «Не дай, Господи, посмеяться колдунам неверным над честным, животворящим крестом Твоим!..», и пошёл с крестом на братьев. Начали они каменеть, а как дошёл Ермак до братьев, совсем они в каменные утёсы превратились. Сказывают, что и по сей день слышно, как стучат внутри камней сердца братьев. Только никак им не выбраться из каменной оболочки – наложено заклятие до самого страшного суда.
Охранники Демидова
Однажды решили люди государевы сделать проверку на заводе Никиты Демидова – не чеканят ли там монеты неучтённые. Только узнали Демидовы заранее о приезде проверяющих. Собрали они несколько сундуков с драгоценностями и отправили семерых братьев закопать их и охранять. Проверка на заводе долго шла. Успели братья на горе замёрзнуть за это время, а потом и окаменеть. Говорят, всё еще где-то там демидовские сокровища закопаны.
Проклятие богача
Жил давным-давно один богатый человек. Было у него семь сыновей и одна красавица дочь. Решила она выйти замуж за бедняка. Был против категорически богач. Однако, братья встали на сторону сестры. Осерчал отец и выгнал всех своих детей из дома. А вдогонку проклятие послал. Оно и превратило их в камень. Так и стоят скалы, бывшие когда-то семью братьями. А чуть поодаль стоит их окаменевшая сестра. Именно из-за этой легенды называют иногда скальный массив «Семь братьев и одна сестра».
https://vk.com/prohistory\
*******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
19 сентября 2020 года.


Рецензии