Кашхатау исторические неувязки

В Кабардино-Балкарии есть два одинаковых топонима, но с разной историей и разной географией с названием Кашхатау. Практически лишь только единицы и посвященные в историю могут знать, где находится второй Кашхатау, хотя он и первый по многочисленности своего употребления в истории.
Одно известно точно оба топонима расположены на территории Балкарии.
Об одном из них фонд «Ассия» на странице в интернете отмечает, что «…поселок Кашхатау расположен в центральной части  Черекского района, на левом берегу реки Черек. Находится в 30 км к югу от города Нальчик…»
Хотя есть и другие, которые неправильно трактуют историю относительно местности Кашхатау в Черекском районе, считая, что: «…Исконное название Кашхатау (тюрк, 'лысая гора') впервые упоминается в русских источниках в 1753 г. в форме Кашкатав (передача тay 'гора' через тав обычна для ранней русской адаптации).
Над поселком действительно возвышается безлесный холм…» Но это к нашей истории точно не имеет отношения. И к какому Кашхатау в передаче «Кашкатав» упоминается в 1753 году в интерпретации автора неизвестно. Вопрос интересный и запутанный.
 Сокрытое название тайной в завесах истории, так много проговариваемое в истории, и так мало, известное жителям современной Кабардино-Балкарии.
В 1720 году августа в последних числах кабардинский князь Арсланбек Кайтукин со другими сотоварищами пишет письмо Петру I , что их донимает крымский хан, требуя со всякого дома по ясырю (раба) и требует возвращения на старую родину низовья Кубани, поблизости Крымскому ханству.
«…А мы неприятелей убежали в межгоры… здесь такие привольные места, где мочно город построить и от Терек недалеко…», КРО XVI – XVIII вв.», М.1957г., с.25.
Послание от 3 декабря 1720 года уже уточняет местонахождение кабардинских беглецов «…неподалеку от городка их называемого Черек…и городок их Черек лежит меж гор…Оное место, которое они представляют к городскому строению, называется Бештамак, лежит в устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны… и то место оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (Бештамак-Х.Т.) (а по руски пятое). КРО, с.29. Балкарцы – это тюркский народ, и топоним «Бештамак» применительно к его названию переводится на русский язык «Устье Пяти рек».
В этом абзаце мы видим практически, то же описание «Книги Большого чертежа», 1627 года, где описываются границы Бештауских черкас, то есть балкарцев.
До последнего времени принято было считать, да и продолжают считать, что кабардинский этнос на современной территории находится с XIII – XV вв. Документально, это ничем не подтверждается. Но, когда то, была принята такая версия и она вошла во многие научные издания республики, из легенд переходя в исторические факты.
К месту будет пример, о так называемой «Канжальской битве -1708 года», которая якобы произошла на  территории по рекам Баксан и Малка. И где якобы крымским татарам был нанесён сокрушительный удар, и что это имело выдающееся значение на победу русских при Полтавской битве и полная независимость кабардинскому народу.
Одно лишь изучение официальных документов, представленных в двух томах «Кабардино-Русские отношения XVI– XVIIвв. вв.  и XVIII вв.», М. 1957г., дают чёткие представления, что никакого сражения в 1708 году при горе Канжол или при реке Малка не произошло. Мало того, никакого сокрушительного удара по крымско-татарским войскам с уничтожением от 60 до 100 тыс. армии не было. Тем не менее, в Кабардино-Балкарии в научных центрах продолжают создавать мифы и преподносят в учебных заведениях республики эти мифы.
Другая фальсификация, рождённая в кабардинской истории, что балкарцев землей облагодетельствовали кабардинцы. В приведённых документах, отчётливо видно, что кабардинцы от своих прежних мест кочевий  сбежали в межгоры на территорию Балкарии и просят русских оказать помощь против крымских татар. Таких просьб, слезливых писем будет много. Только вопрос кабардинским историкам, учёным. О каком  «геноциде» со стороны русских вы пишете?!
Бегство в Балкарию кабардинцев в 1720 году подтверждает и сам кабардинский историк Дж.Я. Рахаев в «Книге Политика России на Северном Кавказе в первой четверти XVIII в. Архивные и нарративные источники 1699-1725гг. Российско-Османские и Российско-Персидские договоры первой четверти XVIII в.», М.2012г., сс. 103-104: «… В начале 1720 года Крымский хан Саадет –Гирей (1717-1724) «испросил у Порты разрешения совершить набег на Кабарду…» 
Кабардинские князья узнав о походе Саадет-Гирая в мае 1720 года, разошлись на две группировки: Первая Атажукины и Мисостовы были готовы принять Саадет-Гирая с почестями как своего хана. Вторая сторона – Кайтукины (Джамбулатовичи) были на стороне русских. Кайтукиных решают убить. Заговор был раскрыт. И «Асланбек (Кайтукин) со своим владеньем бежит в горы, в крепчатые места, в урочище Кашкатов».
Об этом же пишет и другой кабардинский историк  С.Н. Жемухов в статье Кабардино-Крымская война в 1720-1721гн. И её историческое значение», опубликовано в книге «Канжальская битва и политическая история Кабарды», Нальчик, 2008г., с.262,  май месяц 1720год, «… В следующую ночь Асланбек Кайтукин и его ближайшие соратники Татархан Бекмурзин, Кайсын и Батоко Бекмурзины, Канмухамед и Жамбулат Кайтукины укрылись в урочище Кашхатау. Была сооружена крепость Черек, обнесённая деревянной стеной высотой до двух метров: «Зделали себе крепость, обрубили городок бревенной мерою в девять четвертей аршина высоты…».

Достаточно указать на документ 1745 года декабря 4, «Письмо кабардинских владельцев кашкатавской группы канцлеру гр. А.П. Бестужеву-Рюмину с просьбой разрешить им жить на Чегеме и Шалуке, из-за недостатка места на Кашкатове», КРО, М.1957г., с.130,

 «В Кашкатаве нам жить не приказать, а повелеть нам жить в Чегеме и Шалуке, в котором мы в прошлом году жили;  ибо помянутой Кашкатов – место необщирное и для того в том месте нам никак жить невозможно…
Того ради просим, дабы повелено нам было жить в помянутом месте Чегеме и Шалуке…»

Возвращаясь к названию Кашхатау, позволим отметить, что многих историков вводило в заблуждение упоминание термина и топонима «Черек». Многие по ошибке и по незнанию, да и сейчас в наше время продолжают считать, что «городок Черек» находилось в Черекском ущелье и Кашкатов – это Кашхатау Черекского ущелья. Это все заблуждения, одним от незнания истории XVIII века, другим от лукавого. Ведь если рассматривать Кашкатов и «Черекский городок» в Черекском ущелье, то ареал расселения кабардинцев на территории Балкарии расширяется.
На самом деле даже на 1809 год, кабардинцы, где находились в 1720, 1745  и далее годов кабардинцы расселялись на небольшом отрезке территории Балкарии от местности Бештамак, где 4 реки сливаются в реку Терек.
 От реки Баксан в месте впадения в реку Малку до мыса Кызбурун (Красивый мыс), до правой стороны Малки и упомянутых мест Кашкатов при реке Чегем и Шалука.
«Черекский городок», название такое имеет от того, что балкарцы любую реку называют словом «Черек», только различают по ущельям: Малкъар черек, Холам-Бызынгы черек, Чегем черек, Басхан черек и т.д.
Чаще Кашкатав или правильно Кашхатау упоминается при реке Чегем, что отражает действительное первоначальное заселение кабардинцев на территории Балкарии.
Точные границы на начало XIX века указывают «Историографические записки о странах лежащих между морями Чёрным и Каспийским», В Санктпетербург, Въ типографии Шнора, 1810 года, подготовленные для Е.И.В. В.Г. Александру Павловичу Романову. Полагаем, что императору России Александру Павловичу, готовили историческую записку серьёзные люди, ни чета, ученым кабардинцам.
«… В верхних частях Кавказских гор находятся еще многие деревни, коих жители – по видимому – ногайского (балкарского-Х.Т.) происхождения потому, говорят таким же языком. Оныя суть: 1. Малкар, имеет около 1000 семей на реках Аргудан и Черек. Сей уезд к востоку в смежности съ уездом Дюгор, к югозападу съ Имеретинским уездом Радсга (Рача-Х.Т.), а к северу съ Черкесским селением КАСГКГАТАК (КАШГАТАК – КАШХАТАУ – Х.Т.)…» сс.14-15 «Исторических записок».
1809 году, граница Балкарии – БЕШТАУ ЭЛ (Пять горских княжеств) с кабардинским этносом проходили по селению Кашхатау, которая географически находилась в районе  современного балкарского села Яникой в Чегемском районе. А по реке Баксану от горы Кызбурун к низовьям реки Баксан и Малка. В 1720 – 1809 год, кабардинцы находились по прежним местам в пределах тех же границ.

Хадис Тетуев, 15.09.2020г.


Рецензии