Безречная

После завершения учёбы в академии, проведя отпуск у родных в Фастове, я со своим семейством Юлей, Ириной и полугодовалым Павликом отправился к новому месту службы.  Дорога дальняя: поездом до Москвы, самолётом до Читы и далее по железной дороге в сторону Китая до станции Безречная.
  Прибыли вечером. От дежурного по станции позвонил в часть. Через полчаса на зелёной санитарной машине нас встретил заместитель начальника штаба полка майор Пинчук. После знакомства, приехали в гарнизон, расположенный в трёх километрах от станции и нас временно разместили в свободной квартире.
  Утром на построении командир полка подполковник Бобровников представил меня личному составу и я, так как начальник штаба подполковник Глумов был в отпуске,  приступил к исполнению должности начальника штаба. Здесь я встретил сослуживцев по Андреаполю, лётчиков с нашей второй эскадрильи: Платонова – заместителя командира полка по лётной подготовке, Гусарова – начальника политотдела полка. После построения Пинчук открыл сейф в кабинете начальника штаба, показал находящиеся в нём документы, положил на стол ключи и ушёл, выражая недовольство моим прибытием на занимаемую им должность. Причём тут я? – документы на его увольнение были отправлены ещё до моего приезда.               
  Командиром дивизии был полковник Высовень, командующим авиации армии полковник Любченко, а командующим армией ПВО генерал-полковник Абрамов (позже был назначен генерал-майор Башняк).
  Работу в новой должности начал с изучения полковых документов, познакомился с графиком их подготовки. Предстояло часть постоянно действующих распоряжений отработать заново, остальные исполнять по графику и по мере необходимости. В основном работа заместителя начальника штаба  ограничивалась вышеперечисленными действиями, но так как я исполнял должность начальника штаба, то основной и самой ответственной была работа по организации управления с КП боевыми действиями полка. Естественно, в любой момент я был в готовности прибыть туда в считанные минуты.
  На аэродроме круглосуточно дежурили лётные экипажи, управление которыми осуществляла дежурная смена КП возглавляемая одним из трёх моих заместителей. Кроме того, плановые полёты по отработке упражнений курса боевой подготовки, в полку проводились почти ежедневно. Вот почему, большее время суток, я проводил на командном пункте.
  Много времени отнимала организация службы войск. Хотя прерогатива в этом вопросе принадлежала командирам подразделений и их заместителям, но контроль её состояния лежал на мне. У вышестоящих руководителей сложилось понятие: отличный полк – заслуга командира и начальника политотдела; плохой полк – недоработка начальника штаба. Вот почему работа начальника штаба трудная и неблагодарная.
  Глумов начал оформляться в запас и, после отпуска перестал появляться на службе, поэтому я в течение года, кроме своей, исполнял должность начальника штаба полка, а это, кроме ведения всей документации, приходилось организовывать работу замов командира и всех полковых служб. Часто командир, замполит и я привлекались на мероприятия дивизионного и армейского масштаба, а это командировки в Иркутск и Новосибирск, куда мы добирались на транспортных самолётах.
  Однажды начальник главного штаба авиации ПВО страны генерал Лебедев решил собрать на сборы начальников штабов со всех подчинённых полков. Прибыли начальники штабов со всех концов Советского Союза. Центром руководил полковник Резниченко, с ним я служил до академии в Хотиловском полку. От авиации Иркутской дивизии прибыли я и с авиабазы на аэродроме Средний под Усольем Сибирским, мой однокашник по академии Александр Кузнецов.
  Сборы продлились четыре дня. Нас ознакомили с вводимой системой контроля воздушного движения на территории страны и роль в ней нашей военной диспетчерской службы. Кроме того, довели новые документы. Встретил много знакомых. Начальником штаба учебного центра оказался мой первый, после училища, командир полка полковник Михин, а среди прибывших на сборы, майор Бримберг – с ним во Владимире в течение трёх месяцев изучали АСУ «Воздух-1м».
  После окончания сборов, в штабе центра, мы с Александром получили проездные документы и отправились к месту службы.
  Однажды на вертолёте экипажа майора Юдина, Высовень организовал прогулку в район расположения одного из радиолокационных постов. На борту, кроме его, находились начальник РТВ нашего соединения и директор Братской ГЭС. Во время посадки вертолёт занесло на скрытые снегом штабеля брёвен, он перевернулся и загорелся. В результате катастрофы директор ГЭС и Высовень погибли. Командиром нашей дивизии назначили полковника Линника.
  Ещё в конце 1972 года, Высовень прислал к нам в полк начальником штаба Александра Кузнецова. Первое время Саша был настороженным, чувствовал вину, что приехал в полк моим начальником, но потом, в процессе совместной работы, которую до его приезда в течение года выполнял я, между нами установились прежние дружеские доверительные отношения.
  Осенью погода в Забайкалье изумительная. В ясные дни прямо с нашего городка видны окружающие голую от растительности равнину, покрытые лесом сопки. Неподалёку от гарнизона в степи несколько небольших озёр, в которых мы иногда ловили крупных карасей. Весной и осенью на воду садились отдохнуть и подкормиться стаи перелётных уток, иногда пролетали дикие гуси.
  С приездом Кузнецова, у меня появилось свободное время. У начальника связи полка майора Ягункова, купил старенькое ружье с принадлежностями и приобщился к охоте. Выезжали в солки, покрытые кедровым и сосновым лесом. Охотились, в основном, на диких коз, которых там было в изобилии. Не знаю, почему их так называют. Я думаю, это косули, у самцов рожки ветвятся – чем больше им лет, тем больше отростков. Местные называют козлов гуранами. Кроме диких коз и зайцев, здесь обитала пернатая дичь – тетерев, рябчик, куропатка, встречались и глухари. В выездах на охоту, несколько раз принимал участие командир полка Бобровников (к этому времени он получил звание полковник). Часто принимали участие в выездах: начальник хим. Службы Артемьев, начальник штаба АЭ Дударев, техник Стрельцов, прапорщик Сгибнев, я и другие заядлые охотники.
  Вначале Юля работать не устраивалась, а была дома с Павликом, Ирочка училась в пятом классе. Потом Юля устроилась на метеостанцию техником синоптиком, а Павлика определили в гарнизонный детсад.
               
          


Рецензии