Монетоискатель

       
        Иду я с приятелем по улице, вдруг он наклоняется и поднимает с земли рядом с тротуаром двухрублёвую монету. Дошли до автобусной остановки, ещё нашёл один рубль.
        –Ну ты, как металлоискатель, находишь эти монеты,– говорю ему.
        –Если быть точнее, я монетоискатель,– исправил он моё замечание. А потом рассказал мне следующую историю.
        «Это правда, я очень часто нахожу деньги под ногами. Особенно надоело их поднимать в прошлые годы, когда имели широкое хождение монеты достоинством в одну, пять и десять копеек.
        Наиболее удачным периодом на находки монет, конечно же, является весна. Снег тает и на виду оказывается много растерянных зимой монет. Некоторые из них даже успевают покрыться ржавчиной от долгого лежания под снегом, приходится оттирать их в блюдечке с уксусом.
        Мне как-то всегда жалко оставлять на земле эти монеты, и я их подбираю, пуская в платёжный оборот как надбавку к своей пенсии. Сейчас монеты по одной, пять и десять копеек я стал собирать в специальную коробочку на будущую свадьбу своей внучке. Есть такой народный обычай устилать путь новобрачных монетами, чтобы жизнь у них была богатой.
        Конечно же, не очень удобно подбирать копейки на виду у людей, приходится пропускать их,
403
приостанавливаться, а после наклониться и незаметно поднять монету. Или когда, например, на автобусной остановке стоит несколько человек, а монета так притягивает твой взгляд, говорю окружающим:
        –Это нехорошо, когда деньги валяются под ногами. – И без стеснения подбираю их.
        Последнее время монеты достоинством в одну и пять копеек уже почти не находятся, изредка валяются десятикопеечные, но зато чаще стали попадать на глаза десятирублёвые монеты. Так что, теперь счёт моим находкам уже не копеечный, а многорублёвый.
        Вот только надоели металлические блестящие пробки с белыми прокладками от пивных бутылок, втоптанные в снег или грязь, – они часто отвлекают внимание своей монетообразной формой. Привлекают взгляд и белые круглые блямбочки от жевательной резинки, растоптанные на асфальте,– тоже похожие на одно-, двухрублёвые монеты, особенно в сырую погоду.
        Кстати, «металлоискателем» меня тоже можно назвать, как об этом ты сказал. Ведь находил же я однажды золотую серьгу, а в другой раз золотую цепочку, женщины их зачем-то потеряли, пришлось отнести в скупку драгоценных металлов.
        А вообще-то мне не помешает и титул “находчика бумажных денег”. Как-то не очень давно стоял я в очереди на Домодедовском рынке за сыром и уже когда купил его, начал отходить от кассы, увидел под ногами купюру в 100 рублей, наклонился и подобрал, сказав стоящим в очереди, что это я её уронил. А может, это и на самом деле я выронил из паспорта, когда расплачивался за сыр. Между торговыми овощными рядами на рынке я тоже часто нахожу на полу
404
монеты, их, видимо, покупатели роняют при расчёте за покупки.
        И ещё, в это, наверное, трудно поверить, но недавно я нашёл денежную купюру в одну тысячу рублей! Неудобно говорить, но лежала она спокойненько около контейнера на крытой мусоросборной площадке. Я, естественно, поднял её, развернул, глянул на просвет,– нормальная. Это была моя самая крупная денежная находка!
        Конечно, это не какой-нибудь доброхот специально подбросил тысчонку рублей для тех людей, которые ежедневно, как по расписанию, обходят мусорные контейнеры в поисках чего-нибудь полезного для их жизни. Хотя, кто его знает… Ну а вдруг в нашей не очень богатой, а в действительности очень богатой стране, отныне и такие сердобольные меценаты появились. 
        Найденная тогда тысяча рублей – единственная моя рекордная удача на поприще деньгоискательства, если не считать находку сразу трёх сложенных вдвое пятитысячных купюр в усадьбе Коломенское, на асфальтированной дорожке. Я тогда быстро их подобрал, прошёл до ближайшей скамьи и посмотрел на просвет,– конечно же, это были ротопринтированные поделки. Может, даже кто-то со смехом смотрел издалека, как люди подбирают с радостью их ложные купюры.
        Я всегда хожу по дорогам и посматриваю: не блеснёт ли где-то монета любого достоинства. У меня даже во время ходьбы выработалась своеобразная поза внимательно смотрящего под ноги человека и появилось чутьё на те места, где чаще всего можно найти потерянные кем-то монеты или специально
405
выброшенные, чтобы не мешались, из карманов и кошельков состоятельных людей.
        А уж когда прохожу мимо той «знаменитой» денежной мусоросборки, невольно, на автомате, посматриваю в дальний уголок, не появилась ли там снова, принесённая ветром или подложенная меценатом, тысяча рублей.
        Вчера утром шёл из дома, как всегда с внимательным взглядом на дорогу, и, конечно же, нашёл двухрублёвую монету среди засохших листочков у самого бордюра дороги. Возвращаясь уже после обеда домой, подумал, что на этот момент не выполнил даже среднюю дневную норму по находке монет. А она, жёлтая десяточка, видимо, подслушала мои мысленные сожаления и раскатилась около припаркованной машины. К подъезду я подходил удовлетворённым своим деловым выходом и выполненной на 12 рублей работой монетоискателя.
        Но последнее время что-то стали болеть спина и колени, из-за них я с трудом наклоняюсь. Поэтому даже перестал подбирать мелкие медные монеты, собираю только одно-, двух-, пяти- и десятирублёвые.
        Недавно я заметил, что не одинок в этом искательстве денег. На своей автобусной остановке часто вижу очень бедно одетую старую женщину, лет 75-ти, а может, постарше. Она в задумчивости сидит на скамейке под крышей остановки, сжимая на коленях тряпичную сумку, иногда встаёт и прохаживается по площадке остановки, глядя себе под ноги и особенно на стык проезжей части дороги с тротуаром. Я дважды видел, как она наклонялась и подбирала монеты.   
        Однажды я спросил её:
406
        –Бабушка, вы, наверное, живёте где-то рядом, часто вижу здесь?
        –Да, вот выхожу прогуляться, на людей посмотреть, живу одна, сидеть дома скучно.
        Я понял, что она совмещает прогулки с поиском монет, так как автобусная остановка является тем самым местом, где люди в суете и толкотне чаще всего теряют деньги. Особенно часто они находятся у тротуарного бордюра автобусной остановки. Но эту бабушку я, конечно же, не посчитал своей конкуренткой в успешном «обогащении».
        –Ну а я тебе тем более не конкурент, – сказал я, – почему-то очень редко нахожу монеты.
        –Уметь надо, – ответил мне приятель. – Ну ладно, я пошёл домой, желаю и тебе почаще находить десятирублёвые монеты, это помогает выживать.
        И он ушёл в свой подъезд, а я задумался.
        Конечно, никто бы, наверное, не отказался ежедневно находить по нескольку десятирублёвок, но нет таких меценатов, которые бы их специально разбрасывали.
        Кстати, есть ещё одно понятие, близкое по сути к проблеме этого рассказа, – скрытое монетопросительство. В последние годы на тротуарах улиц снова, как в 90-е годы, появились интеллигентные старушки, продающие буквально за копейки в бумажных стаканчиках росточки цветов, чаще всего алоэ или фикусов. Я в соцсетях несколько раз рассказывал о них и просил всех читателей или купить эти цветочки, или просто дать престарелым продавщицам денег. Бабушкам с убелённой сединой головой стыдно протягивать руку и просить милостыню,– вот и стоят они
407
с цветочной рассадой. Многим из них нашей маленькой пенсии совсем не хватает на жизнь…
        Не знаю, доживём ли мы, старики, до светлой поры, когда государство озаботится о нас и будет выплачивать нам пенсию, достойную для могучей и богатой России. Вот тогда нам, детям и внукам победителей 1945-го, не нужно будет заниматься монетоискательством и продажей росточков цветов.
        Конечно же, все мы, «дети войны» и послевоенное поколение, с большим бы удовольствием гуляли по паркам, сидели на скамейках в скверах и дышали свежим воздухом, а не околачивались бы, как некоторые из нас, на тротуарах и пыльных автобусных остановках в надежде хоть на сколько-то рублей и даже копеек увеличить таким образом свою нищенскую пенсию.

2016 год


Рецензии