Возгорание Благодатного Огня

 
         Ежегодно свидетелями схождения Благодатного Огня в Храме Гроба Господня становятся тысячи людей. Священный Огонь появляется в алтаре во время молитвы патриарха Иерусалимского Феофила. От Огня святыни зажигают две связки из 33 свечей – по возрасту Христа, а уже от них он передаётся на тысячи свечей верующих, собравшихся в Храме, в том числе российской делегации Фонда Андрея Первозванного, которая ежегодно на Пасху доставляет этот Огонь в особых, дорогостоящих лампадах спецрейсом из Израиля в Москву, в храмы Русской Православной Церкви.
        Благодатный Огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова и считается святыней для верующих. Появление Огня в Иерусалиме только в канун православной Пасхи, несмотря на многовековую регулярность, называют «чудом схождения Благодатного Огня».
        Схождению Огня предшествует сложная церемония: дверь небольшой часовни Кувуклии опечатывается восковой печатью в знак того, что её осмотр закончен, и в ней нет ничего, что позволило бы Иерусалимскому патриарху зажечь Огонь обычными средствами.
        Перед тем как патриарх в одном подряснике входит в Кувуклию (самое священное место – часовня над каменным ложем Гроба Господня), все свечи и светильники в Храме должны быть потушены. Согласно
395
древнему церемониалу, перед входом туда одеяние патриарха тщательно осматривается на предмет наличия каких-либо средств для искусственного получения Огня. Ожидание Огня после того, как патриарх Иерусалимский зашёл в часовню, длится всегда разное время.
        И вот он возгорелся! Все верующие в переполненном Храме, обрадованные появлением Святого Огня, умывают им лицо (первое время, говорят, Огонь обладает удивительным свойством – он не обжигает)* и поздравляют друг друга с Пасхой, занимаясь обнималками. В праздничные дни в Храме Гроба Господня всегда много русскоязычных паломников из России, Украины, Белоруссии и других стран, поэтому своды Храма часто оглашаются возгласом «Христос воскресе!».
        Телевидение, конечно же, в эти дни активно показывает радостных прихожан наших храмов.   
        Я часто спрашиваю у многих верующих, в том числе и священников, о Благодатном Огне: объясните, пожалуйста, мне, непонятливому – окончившему институт, академию и аспирантуру – ну как он загорается? – Никто ещё не смог прямо и чётко ответить на этот вопрос.
        Когда я был студентом, мы всегда на Пасху устраивали шутливые соревнования – у кого выше поднимется пламя при выпуске газа из заднего прохода, подожжённого простой горящей спичкой. Действо это было весёлое, особенно в нашей комнате, где проживало восемь человек с театрального отделения,– будущие режиссёры народных театров. Мы же тогда все были атеистами, изучали курс «Основы научного атеизма». И нам в той студенческой ситуации было
396
понятно, что естественный человеческий газ загорается от спички. А вот с регулярным многовековым появлением на Пасху Благодатного Огня – до сих пор нет ясности.
        С каждым годом от этого схождения Огня я всё сильнее и сильнее исхожу смехом над чародейством священнослужителей, запросто дурманящих головы увязших в религии людей отточенным столетиями театрализованным ритуалом получения Святого Огня каким-то известным только узкой верхушке патриархата способом.
        Ну просто чертовщина! На глазах у президента России накануне Пасхи не взлетает с первого раза в расчётное время на новом космодроме ракета! Учёные ракетостроители всё просчитывают до мелочей, но получают сбой, а у церкви всё работает безотказно уже второе тысячелетие.
        В пасхальные дни всегда идёт трансляция по НТВ о схождении Благодатного Огня в Храме Гроба Господня; он традиционно, как всегда, возгорает примерно в одно и то же время, в одном и том же месте. Кстати, раньше схождение Огня могло произойти в разное время дня и даже ночи, а в последние годы – с разницей в несколько минут. И причина этого, возможно, в том, что в 2002 году российская телекомпания НТВ выкупила право на трансляцию из Храма Гроба Господня волшебства о схождении Благодатного Огня в прямом эфире в обеденное время,– когда как раз и передаётся специальный выпуск новостей по НТВ…
        На Пасху 2016 года средства массовой информации несколько раз повторили ужасную новость: в Америке и Австралии во время праздника сгорели три храма.
397
Один точно загорелся от Благодатного Огня, которым верующие неосторожно воспользовались.
        А в Светлый понедельник 2017 года в Храме Ильи Пророка в Москве, рядом с Красной площадью, вспыхнул пожар. Вот никак я не пойму этого всемогущего Бога, как Он допускает возгорания Его храмов и подрывы в них террористов-смертников, тем более в пасхальные дни?! Были случаи, когда стрелы молний попадали в церковные купола.
        Сюда же надо добавить и вопрос по поводу постоянных упрёков большевикам, малограмотным рабочим и солдатам, разрушавших в первые годы Советской власти некоторые храмы. А почему всесильный Бог тогда не остановил их Своей волей, почему Он не придал устойчивости и неприкосновенности этим храмам?
        Ежегодно тысячи паломников едут и летят в священные места для поклонения, но по разным причинам многие из них гибнут в пути. Во время войн снаряды часто попадают в церкви, землетрясения разрушают их, наводнения затопляют святые сооружения, разбойники и бандиты грабят храмы, убивают священников, а Бог ничего не делает, чтобы отвести от них эти беды.
        Он почему-то остаётся равнодушным и к людским страданиям: пожарам, голоду, нищете, болезням, наводнениям, засухам, авариям на земле, воде и в небесах, разрушительным войнам и другим бедствиям; все эти ужасы направлены против беззащитного человека, который постоянно молится Богу и надеется на Него. Свидетельством этого стали и последние минувшие годы с всплеском пандемии коронавируса по всему земному шару с огромными человеческими жертвами,
398
которые перед смертью слёзно умоляли Всемогущего о своём выздоровлении… Не помог. Даже его служители церкви умерли в период этой пандемии, от них-то уж Он мог отвести беду. И совсем непонятно, как разумный Бог разрешил-позволил на Пасху в некоторых храмах в период объявленной правительством страны самоизоляции населения проводить массовые праздничные торжества с целованием верующими иконы в одно и тоже место и причащением из одной ложки. Сколько прихожан в тот день заразилось коронавирусом?
        И ещё непонятная ситуация: что-то некоторые церковные служители сами стали подрывать авторитет Бога, убеждая прихожан, что Он не Он, а нечто среднее между М и Ж – не Господь, а нейтральное гендерное существо…
        В пасхальную ночь народ восторженно и многократно восклицает «Христос воскресе!», радуясь и надеясь, что божественные силы будут помогать ему весь год в решении проблем и невзгод, сделают жизнь каждого человека радостной и счастливой. Но всегда ли и у всех ли эти надежды сбываются до наступления следующего праздника в новом году? Такое чудо не совершатся у большинства верующих и некоторые из них, разочаровываясь, перестают верить в божественные мифические сказки, в том числе о воскрешении Христа.
        Я безбожник, но глядя на то, что творится сегодня на Украине в церковном мире, - я возмущён и восклицаю: "А Бог-то всё-таки есть или нет? Куда Он-то смотрит, почему разрешает украинским уродам сжигать церкви и так издеваться над православными верующими?"
        А сколько же затрат несёт человечество, в том числе россияне, от этого религиозного праздника? Из Москвы в Иерусалим за Благодатным Огнём отправляется официальная делегация из сотни человек, которые живут там несколько дней в фешенебельных гостиницах, хорошо питаются, летают на самолётах,
399
в их обслуживании задействованы десятки автомашин и автобусов,– интересно, сколько же это всё стоит для государства и народа-налогоплательщика? Но с делегацией ещё ведь выезжают (не бесплатно) команды работников телевидения, радио и газет. Затем почти все телеканалы без сожаления убивают очень дорогое эфирное время на показ многочасового театрализованного религиозного действа в пасхальную ночь.
        Велики затраты и у церкви. Сколько уходит средств только на неоднократные переодевания в разные дорогущие облачения священнослужителей, которых в театрализованном церковном мероприятии задействованы тысячи. Только в главном Храме страны во время народного пасхального шествия проходит по численности не менее трёх-четырёх батальонов священников всех рангов в праздничных красочных нарядах. Особенно много таких переодеваний во время обряда у иерархов христианской церкви.
        Наверное, в этом Храме во время службы в правоохранительных мероприятиях задействовано не меньше и полицейских чинов, не говоря уже о сотрудниках других спецслужб. А это тоже солидная нагрузка на государственный бюджет. Но в этих затратных пасхальных празднествах по стране, оказывается, участвует по данным средств массовой информации только около четырёх миллионов человек, включая 530 тысяч священнослужителей. Это всего лишь около трёх процентов населения страны – тридцатая часть всех жителей огромной России!!! Но шума, звона и потраченных денег очень, очень много…
        А может, я, по своей глупости, недооцениваю важность такого мероприятия? Ведь на торжестве
400
в главном столичном Храме Христа Спасителя со свечами в руках всегда стоят руководители государства…
        Мне, грамотному человеку, стойкому атеисту, как и миллионам граждан нашей страны, все эти религиозные мифы и многозатратные церковные театрализации совершенно не нужны. Лучше бы потратили такие огромные деньги на помощь больным, «детям войны» и нищим пенсионерам.
        Критическое отношение к схождению Огня как к чуду высказывали многие христианские деятели в разные века**. Армянская апостольская церковь до сих пор официально отвергает божественное происхождение Огня. Католическая церковь тоже не признаёт чудесный характер Огня.
        Я сам не верю в Бога, но в то же время уважаю взгляды ударившихся в веру, тем более если это помогает людям выжить в нынешних тяжёлых условиях многотрудной жизни… Кстати, я порой задумываюсь, а почему Бог меня, ярого безбожника, носящего фамилию Безбожный, до сих пор не наказал, не покарал, не приковал к скале, как Прометея, не уложил меня досрочно в гроб за мой многолетний атеизм и богохульство, за организацию и проведение антирелигиозной пропаганды?
        Может, после моих критических высказываний всесильный Бог, если Он существует, будет более внимателен к людям, особенно верующим, улучшит их жизнь, исполнит просьбы молящихся и спасёт Свои храмы, тысячи священнослужителей и миллионы верующих от многочисленных жизненных трагедий, в том числе убийственных войн? Ведь если это будет не так в течение нескольких лет, то и последние верующие могут разувериться…

2017–2022 годы
401
____________

        *На сайте Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви разъясняется: «Всё, что касается особых свойств выносимого огня, то всё это является плодом всё того же воображения экзальтированных паломников. Все рассказы о самовоспламенении и о том, что огонь этот некоторое время не обжигает, являются сказкой, в которую предлагается просто веровать как в важную «православную истину», и многие с немалым энтузиазмом включаются в эту, часто небезопасную игру с огнём. Люди, наивно верующие, что в их руках «чудесный огонь», получают серьёзные ожоги, но при этом хвалящихся тем, что они «лично умывались огнём и не обжигались», не убавляется».
        Источник: Давид Бекназарян. Армянская Церковь и Благодатный Огонь.– armenianchurch.ru – официальный сайт Российской епархии ААЦ. Архивировано 23 сентября 2015 года.
        **Первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) писал, что иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня, которая никогда не угасает. Итак, Благодатный огонь не есть чудо.
        Источник: Книга Бытия моего. Дневники и записки епископа Порфирия Успенского. – СПб., 1894. – Ч. 1. – С. 671. Порфирий (Успенский). Книга Бытия моего. – Ч. 3., под ред. П.А. Сырку. – СПб., 1896. – С. 230–231.
402


Рецензии