Желание жить

370            
        Вот и встретил я свои 75 лет в хорошем здравии и тела, и ума. Многие мои родственники, одноклассники, друзья и товарищи, к сожалению, не дожили до такого возраста.
        Иногда задумываюсь, вспоминаю и спрашиваю себя: почему они так рано ушли? Но с таким вопросом я, конечно, не обращаюсь к мифическому Богу, который якобы решает кому и сколько лет жить. В религиозные сказки я вообще не верю и всегда усмехаюсь по этому поводу. Но я не смеюсь над теми людьми, кто глубоко и искренне по разным причинам верит в Него.
         Так что же мне год за годом помогает карабкаться по жизни всё выше и выше? Много лет назад я поставил себе цель дожить до 80 лет. Это было в 2000 году, когда наступило новое тысячелетие и мне исполнилось 58 лет. Кстати, моя мама умерла в 82 года.
         По молодости я, как и многие люди моего поколения, очень мечтал дожить до этого необычного юбилея и под салют фейерверков громко и шумно встретить заманчивую дату – 2000 год. И это как-то очень просто и быстро случилось, не то чтобы совсем буднично; были всякие торжества по случаю наступления миллениума, но на жизнь и здоровье обычного человека, в том числе и на меня, дата с тремя нолями никак не повлияла. Тогда-то, после исполнения первого рубежа по продолжительности жизни, и родилась мечта:
371
«Эх, как бы дожить бы до… 80-ти лет». Вот и живу на бренной земле, приближаясь к этой заветной цели. Я по общественной работе часто встречаюсь с пожилыми людьми, поздравляю их по пятитысячному списку «детей войны» нашего района с юбилейными датами и желаю каждому отметить 100-летний юбилей. И невольно сам начинаешь подумывать: можно же дожить и до 100 лет. А когда приходится бывать на юбилейных торжествах, то слышу, как тостующие иногда в полушутку говорят, что у еврейского народа принято желать хорошим людям обязательно справить 120-летие…
        Так что у человека, считаю, простор фантазии не должен ограничиваться кратким или средним сроком жизни. Надо стремиться к максимуму.
        Иногда анализирую: что же мне помогает в мои годы твёрдо стоять на земле? Будто бы в жизни переболел основным набором человеческих болезней, и разные травмы случались. Но я не был завсегдатаем поликлиник, так, иногда, по необходимости, да по требованию в обязательном порядке проходил диспансеризацию. Никаких особых крайностей в здоровье не наблюдалось.
        Может, потому, что я с детства не голодал сильно, хотя это было военное и послевоенное время. Я и мои земляки, родившиеся на Байкале, всегда имели продовольственный прожиточный минимум – благодаря приусадебным участкам, дарам тайги, рек и озера. Но для достижения этого достатка приходилось много трудиться, притом с раннего детства. Это в определённой мере, наверное, и закалило меня.
        Ещё в школьные годы начал заниматься спортом; курить я «бросил» в семь лет, когда с ребятами
372
попробовал первый раз затянуться сигаретой и выкинул эту гадость в байкальские волны. После школы я работал по Комсомольской путёвке на стройке, но водкой не увлекался, – считал, что лучше успеть написать ещё одно стихотворение, чем травиться алкоголем.
        Студенческие годы тоже прошли в поэтическом творчестве и написании исторической книги о своём родном городке; успевал ещё ходить по театрам, выставкам, на танцульки, влюбляться в девчонок, поэтому выпивать совсем было некогда, да и не на что. После окончания института мне пришлось всё время работать на руководящих должностях, где, конечно же, приходилось участвовать в различных мероприятиях, оканчивавшихся застольями с вино-водкой. Но у меня по всей жизни был твёрдый принцип: выпивать на любых мероприятиях не больше одной рюмки. Особенно трудно было выдержать это правило в служебных командировках, тем более в гостеприимных среднеазиатских или закавказских республиках. Но я всегда в таких случаях говорил, что у меня больной желудок и мне категорически нельзя употреблять спиртные напитки. Поэтому обычно удавалось просидеть трезвым за торжественными столами с одной рюмкой водки, коньяка или бокалом вина.
        Лекарствами по жизни тоже не увлекался, пил таблетки, когда уж сильно заболевал. К врачам обращался редко, кровь для анализа из пальца сдавал иногда, а из вены первый раз сдал только в 73 года, медсестра даже удивилась, заметив мой мандраж. Правда, прислушивался к рецептам народной медицины. Уже несколько лет натираю суставы и мышцы настоем цвета белой сирени на спирте и соком
373
свежесрезанных кусочков листа китайского лука, который растёт на подоконнике моей квартиры в двух горшках. Один раз лечил проявившиеся шпоры на пятках листьями лопуха, через месяц они исчезли.
        Вот такой образ жизни, наверное, и позволил мне прожить до старости без пребывания на больничной койке, за исключением единичного случая с тяжёлой операцией в семь лет из-за травмы желудка.
        Конечно, в последние годы, то там заболит, то здесь покалывает, но как-то всё проходит. Утром просыпаюсь, шевелю руками и ногами, напрягаю мышцы и определяю, что же сегодня у меня побаливает.
        Но главным, считаю, в борьбе со всеми болезнями является самовнушение. Надо обязательно убедить себя, что очередной очаг боли,;– это временное явление, и всё быстро пройдёт. Важно внушить себе, что вот это средство обязательно поможет мне.
        Для борьбы с заболеваниями я часто на помощь призываю деревья. За свою жизнь посадил по стране несколько сотен разных деревьев. Всегда смотрю на могучие стволы дубов, сосен, берёз, других деревьев и чувствую в них силу необъятную, завидую их мощи и статности. Вот уже, наверное, лет десять я прикасаюсь к ним руками и телом, стою с ними в обнимку или прислоняюсь спиной и внушаю себе, что получаю от деревьев прилив жизненной силы и исцеление от болезней.
        Есть в моём городе два избранных любимых дерева. Многолетняя, высокая, с крепким стволом рябина растёт в пяти метрах от автобусной остановки на проспекте Ленинского Комсомола, около почты. Заприметил я её давно, потому что у неё на стволе на уровне моего пояса находится круглый объёмный нарост,
374
размером почти с чайное блюдце. Я почему-то внушил себе, что этот аномальный нарост на стволе рябины является «эликсиром здоровья».
        И вот уже многие годы, когда приходится ехать на автобусе с этой остановки, я подхожу к моей рябине, накладываю ладонь на нетрадиционный нарост и поглаживаю его, приговаривая мысленно слова с просьбой забрать от меня очередные заболевания, поддержать здоровье и придать мне новые силы для жизни и, конечно, желаю красавице рябине выстоять средь городского шума и дорожной пыли. Может, это и смешно, но, думаю, обращения к рябине помогают мне, спасают от постоянных хождений в поликлинику.
        Но чаще всего я общаюсь с могучей сосной в сквере «Сосенки» по дороге к моему дому. Проходя мимо этой самой толстоствольной сосны, я всегда задерживаюсь на несколько секунд, чтобы её поприветствовать, погладить и пожалиться ей на свои недуги. Уверен, что она тоже, как и рябина, мне помогает…
        А ещё я раз в год вбираю в себя силу матушки Земли. Обычно в августе, перед наступлением осени, в лесу или сквере на полянке расстилаю покрывало и лежу, поворачиваясь разными частями тела, и, конечно, с мысленными обращениями к Земле передать мне частичку её сверхмощной силы для долголетней жизни, а главное, пережить в здравии очередную зиму.
        Когда пять лет назад я побывал на своей малой Родине, на берегу Байкала, конечно же, лёжа на каменистом берегу и погружаясь в его холодные воды, просил родной Байкал влить в меня хотя бы миллиардную долю его могучей силы, чтобы мой организм так же, как и он, безотказно накатывал волны жизни
375
и обеспечил желанное долголетие. С такой же просьбой я обратился к огромному Средиземному морю, находясь на его берегу в Турции.
        Читатель может посчитать всё это моими старческими причудами и сравнить их с поклонением древних языческих племён деревьям и камням. Но я себе внушил, что это мне помогает, вот я и общаюсь с полюбившимися мне деревьями и в целом с Природой.
        С высоты своего возраста оценил и свой принцип – никогда не жаловаться на болезни и недомогание, убеждая себя, что у меня ничего не болит. Прививки от болезней я, кажется, ни разу не делал.
        Очень важно не кряхтеть и не охать на людях, не говорить постоянно друзьям и знакомым о своих болячках. Наоборот, надо говорить всем о хорошем состоянии здоровья и тем самым внушать собеседникам и себе бодрое настроение, получая повышенные жизненные силы.
        Ещё нужно добавить, что все годы старался жить по часовому режиму – от утренней зарядки до ухода ко сну. Соблюдал и питательный режим, не переедая, не отращивая живота, и поддерживал постоянный вес, часто для контроля взвешиваясь на напольных весах.
        Старался не забывать и о физической подготовке. С детства гонял на лыжах и коньках, но в солидном возрасте, к сожалению, всё реже удавалось пробежаться по окрестностям города. Физические упражнения и зарядку с гантелями утром делаю до сих пор. И, конечно же, надо обязательно постоянно делать свой отдых более активным.
        Взял я на вооружение и привычку всегда стоять в ;транспорте, а не заваливаться с глубоким выдохом на сидения, отказываясь от уступленного места
376
молодыми пассажирами. Стояние – это своего рода физическое упражнение. Болезни у человека связаны обычно не с возрастом, а с отсутствием активности и постоянных нагрузок.
        Но больше всего в жизни я боялся стать сгорбленным стариком, поэтому всегда хожу с выгнутой вперёд грудью. Иногда для проверки и тренировки прямоты тела плотно прикладываюсь спиной к стене. В старости особенно часто вспоминаю о прямом позвоночнике, делая ежедневно во время утренней зарядки специальное упражнение.
        А главное, у каждого человека должна быть разработана стратегия целевых жизнеутверждающих установок как на всю жизнь, так и на отдельные её периоды. И желание выполнить их двигают каждого из нас целеустремлённо вперёд, не давая даже думать о болезнях. Особенно это чувство «надо!» поддерживается у активистов-общественников, ушедших на пенсию. В этот период можно расслабиться, ничем полезным не заниматься, уткнуться в телевизор, полёживая на диване, или стучать в домино. Но лучше окунуться в общественную работу, состоять в какой-нибудь политической партии, например в коммунистической, ходить на разные мероприятия, убеждать себя, что обязательно нужно везде побывать, во всём поучаствовать, тогда человек всегда будет при деле и в боевой готовности.
        Увлечение Интернетом в последние пятнадцать лет заставляет ежедневно уделять ему по пять и более часов. В этом электронном мире можно увязнуть с головой, так как находишься среди самых свежих новостей, там легко найти на «Яндексе» одним кликом мышки ответ на любой вопрос. А главное, на
377
различных форумах и сайтах можно бесконечно спорить с идеологическими противниками, отстаивать свои взгляды на жизнь, общаться с родными и знакомыми, проживающими в любой точке Земли. На пустые игры и «стрелялки», просмотры фильмов в Интернете, конечно, не трачу попусту время, ибо его никогда не хватает для реальной жизни.
        Ещё интереснее и более целеустремлённой должна быть жизнь у тех, кто мечтал о творчестве в любом направлении, – литературном, сценическом, художественном, техническом и другом любительстве. Я, например, всегда мечтал с уходом на пенсию писать книги, так как в период производственной деятельности на это не оставалось времени. Но так случилось, что окунулся в общественную работу, и уже четырнадцать лет опять нет времени для литературного творчества, хотя и удалось издать к 70-тилетнему юбилею большую монографию по истории своего родного городка на Байкале, а к 75-тилетнему юбилею – сборник стихов и рассказов. Стихи, кстати, тоже стараюсь писать оптимистичные, устремлённые в будущее, избегаю жалостливость и пессимизм.    
        Надежда написать ещё много стихов и прозаических произведений живёт во мне постоянно, не позволяет сдаваться старости и болезням, приближает исполнение моей мечты о запредельных юбилейных датах.
        В минуты раздумий о жизни, особенно весной или осенью, прогуливаясь по дорожкам любимого сквера «Сосенки», переполненного родителями с детьми на игровых площадках, иногда так и хочется прошептать «О, время, не спеши!».

2017 год
378


Рецензии