Семейная история Глава 13 Опять в Сибири

     13. ОПЯТЬ В СИБИРИ
   
     В Братске в районо соглашаюсь на любую школу, где мне сразу дадут квартиру. Мне дают направление в среднюю школу и однокомнатную квартиру в леспромхозе, расположенном за Братским морем. Связь с внешним миром – зимой только самолет, летом еще и катер. В классах от восьми до двадцати человек. Физика преподается от случая к случаю, в основном, не специалистами. Некоторые дети учатся самостоятельно, надо только подсказать и поправить, но много таких, которые понимая, что все равно переведут в следующий класс и выпустят из школы с документом об образовании, откровенно бездельничают. Принцип: «Покричи и поставь три» по-прежнему в силе.
   
     По сравнению с Братском в Гомеле мы имели изобилие продуктов. Здесь уже введены карточки на мясо, масло. В поселке их еще и не всегда можно отоварить. Вместо мяса – тушенка или кусками вареное сердце в бульоне. Детям нравится. Вместо масла берем торты местного производства, уверяют, что крем масляный. Приходиться часто питаться в столовой. В подсобном хозяйстве леспромхоза есть ферма с десятком коров. Молока хватает только для детей в детском саду и школе. Нам, учителям, раза 2-3 в неделю наливают по бидончику молока. Но в марте все кончается, коровы от бескормицы пали. Оказывается, случай не вопиющий, а повторяющийся из года в год. На ферме, спустя рукава, работают сильно пьющие работники, других нет.
   
     В январе мы переселяемся в двухкомнатную квартиру. Директор заинтересован в том, чтобы я осталась в школе. У нас другие планы. Петр устраивается в Братске на завод технологом, и после выпускных экзаменов в школе мы уезжаем. Снимаем в Братске частный дом. Дом большой, у всех по комнате, две печи. Я перевожусь в Братскую школу, проработав там три месяца, тоже ухожу на завод. На этот раз со школой прощаюсь навсегда. Время работы в школе для меня не прошло даром. Я повторила физику и математику, что мне очень пригодилось позже, уже в Хабаровске. Кроме того, я по-новому посмотрела на отношения в учительском коллективе, отношение учителей к ученикам. Это помогло мне выстраивать взаимоотношения с учителями своих детей.
   
     Перестройка в стране идет ускоренными темпами. Для повышения качества продукции вводится государственный контроль. Для меня это хорошо, появилась должность инженера в отделе главного метролога на заводе отопительного оборудования.
   
      Три года слушаем о перестройке, восстановлении ленинских норм во всех сферах жизни, о строительстве социализма с человеческим лицом и ищем, где бы отоварить продуктовые талоны. Собираем сведения о радиации в зараженных областях Белоруссии, понимаем, что возвращаться туда не надо, а мне и не хочется. Я, как за Урал переезжаю, так уже и дома. Рассматриваем разные варианты обмена нашей гомельской квартиры. Выбираем город, учитывая и климат, и экологию. Важно для нас было поменять нашу двухкомнатную квартиру на большую.  Рассматривали  возможности трудоустройства. Я вспомнила рассказы родителей о Дальнем Востоке, и выбор наш пал на Хабаровск. Нам повезло поменять свою двухкомнатную квартиру в панельном доме на трехкомнатную в кирпичном доме.  Бывший хозяин нашей новой квартиры, военный летчик, подполковник в отставке тоже рад удаче: будет жить на родине, радиации он не боится – привык, а квартиру доведет до ума – руки золотые.

Продолжение   http://proza.ru/2020/09/19/289


Рецензии
Как людей носит отсюда туда. И ведь у многих так было.

Гульнара Элрод Умарбекова   14.02.2023 04:15     Заявить о нарушении
Да, поехали мы не от хорошей жизни: от радиации спасались. Предки мои на Дальний Восток за обещанной землей поехали, родители в Сибирь от коллективизации убегали.
Спасибо за прочтение и отзыв.

С уважением

Надежда Дьяченко   14.02.2023 06:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.