Краснодар - Елгава

   
     Лето
     Давно это было, ещё в советское время. Работала я диспетчером маршрутных такси в автотранспортном предприятии, проще – в таксопарке. Пришла разнарядка, на получение партии новых микроавтобусов РАФ.  Нужно ехать за ними в Латвию. Ехать должны самые дисциплинированные водители, т. е. малопьющие. Что греха таить, зелёный змий – это наша третья российская беда. Отобрали лучших, в их числе и мой муж с напарником, и его женой Татьяной, за компанию. А как же я? Кроме Сальска и Геленджика я ещё нигде не была. А тут такая возможность увидеть Прибалтику! Начальник колонны препятствовать не стал, ещё и заказал привезти какую-то мелочёвку.
       Поехали в аэропорт, начальник поехал нас провожать. Сразу оговорюсь – лететь самолётом мне пришлось второй раз в жизни (первый полёт происходил на «кукурузнике») и чувство страха перед полётом нарастало с каждой минутой. Пока ждали посадки в самолёт у мужчин «пересохло в горле», а так как шеф кроме армянского коньяка никакой другой жидкости не признавал, то, не различая сотрудников по половому признаку, довёл их как Паратов Карандышева в «Бесприданнице», до состояния «восторга!» Кто-то смог подняться в салон самолета своими ногами, кого-то погрузили багажом…
     Наконец взлетели. Проводница что-то рассказывала про полёт, про ремни и прочее – я смотрела в иллюминатор и особого страха не ощущала. Под крылом самолёта густая пелена облаков, как белой периной закрывшая землю, немного закладывает уши. Помню, мы даже шутили и смеялись над чем-то с Татьяной. Ну, а смех без причины…
       Прозвучало сообщение командира корабля: объявляется вынужденная посадка на аэродроме в Пензе. Приехали! В полёте обнаружена неисправность воздушного судна. Трап нам, конечно, подали, но высадили на лётном поле и нам пришлось, долго идти до здания аэропорта пешком. Сколько прошло времени в ожидании – не помню, уже отчаявшись услышали объявление на посадку.
      Вот и Рига! Первые шаги по латвийской земле. Замечу, для объективного освещения событий, что в рижском, как и « в парижском туалете есть надписи на русском языке».
       Первым делом пошли прогуляться по набережной, посмотрели на знаменитый вантовый мост, на Даугаву, неспешно несущую свои прозрачно-янтарные  воды в рижский залив; зашли в местный музей, прослушали рассказ экскурсовода о том, как наша Екатерина дважды принимала ключи от рижских ворот…
      Снять гостиничный номер в Риге не удалось – мест нет! Но в семидесяти километрах от Риги есть городок Добеле, куда мы и направились, в надежде устроиться на ночлег.  Администратор гостиницы сообщила, что у них мест нет тоже, т.е. они есть, но забронированы для приезда спортсменов, участвующих в парусной регате. Вечереет. Нам ночевать на улице? Водители загрустили.
– Я хочу видеть директора гостиницы, – обращаюсь к портье. Тот вежливо проводил меня на второй этаж, показал кабинет директора. Вошла. Молодой красавец, блондин, с добродушным открытым лицом предложил стул. Чётко объяснила ситуацию: приехали из Краснодара в командировку за машинами, нас десять человек, ночевать негде, помогите. Он задумался, было видно, что ищет выход из сложившейся ситуации. – Я постараюсь вам помочь, – сказал он. Разрешаю пока оставить вещи в камере хранения, а вечером (он назвал время), если спортсмены не приедут, я вам предоставлю номера на одну ночь, но… если даже они приедут, я дам вам свой персональный номер, правда один на всех.
    Ура! Даже один на всех – это не на улице под дождём. Спасибо тебе добрый человек.
      Нам повезло. Спортсмены не приехали и ночь мы провели в комфортабельных номерах, а наутро отправились уже прямиком на завод, который находился в городе Елгава под Ригой, в двадцати восьми километрах от неё – это тридцать минут езды на том же РАФе. Вернее, на завод поехали водители, а мы с Татьяной, сняв номера в гостинице, пошли по магазинам. Бродить по незнакомым улицам, спрашивая у прохожих дорогу не пришлось. В центре города на площади – католический собор – памятник архитектуры  в неоготическом стиле. В шаговой доступности – банк, гостиница, магазины… И началось то, что сейчас называется шопингом. Мы попали в мир, сильно отличающийся от нашего. Первым делом – бельё,   хлопчатобумажное мужское, женское любых размеров и фасонов… Касса, столик со стопкой корзинок, рядом – продавец, симпатичная молодая женщина с длинной линейкой, которой она перекрывает вход в зону с полками, заполненными вожделенными товарами. К кассе подходит покупатель с товаром, производит оплату, освобождает корзинку, ставит её на столик – бери корзинку, иди выбирай товар. Нет корзинки – стой жди.  Гениально просто. Но мне и сейчас, через много лет, стыдно за наше с Татьяной поведение. Когда освободилась одна корзинка, мы не выдержали – схватили её вдвоём и дрожа от нетерпения двинулись к полкам. Мы не выбирали по одной вещичке, не разглядывали её качество, ища случайные изъяны… Смотрели только на размер: мужу, сыну одному, второму, зятю и т.д., по стопке белья каждому…
    Боже, какой позор, что о нас могли подумать люди, если они наблюдали за нашими действиями? К счастью магазин был почти пустой и до нас, похоже,  никому не было дела.
    Жили мы в одной огромной стране, просто в другой республике, а разница в снабжении товарами первой необходимости – земля и небо!
    Набрав «дефицита» в обе руки, направились в гостиницу.    Скорей, времени мало, а хочется всё увидеть… Только нога опустилась с тротуара на проезжую часть, загорелся красный свет, но все машины, как по команде остановились.  Один из водителей галантно показал рукой – проходите. Воспитание или жёсткая дисциплина? А почему же мы, у себя, переходя даже на зелёный, оглядываемся, чтобы случайно не попасть под какой-нибудь «крутой» джип, которому законы не писаны? 
    Кстати не видела ни разу, чтобы кто-то бросил спичку или недокуренную сигарету на тротуар – «чисто как в трамвае», сказал бы Шариков.
     Магазин косметики и других товаров. Духи «Клима», «Дзинтарс»,  «Далимикс» – попросила   пробник. Продавщица открыла коробку, спокойно вскрыла флакон и протянула мне. После «Красной Москвы» и мужского «Шипра» – это был культурный шок. В следующем зале кассеты для магнитофона, любые. Мне заказали водители, каждый – по 5-10 штук, получилось штук 150, самых дешёвых, по 5 рублей, но и эти у нас были в дефиците. Продавец, молоденькая девушка, не рискнула продать такое количество, но вежливо попросила подождать. Через несколько минут она вышла с заведующей секцией и та, попросив меня достать сумку, сама насыпала в неё эти самые кассеты. В отделе тканей стоит небольшая очередь за необыкновенно красивой тканью, которую продавали по каким-то паевым книжкам по три отреза в руки, я спросила тихонько женщину-латышку в очереди, будет ли она покупать все три отреза, она ответила, что ей нужен только один и поставила меня в очередь впереди себя.
     Накупив всякого «дефицита» счастливые и усталые, мы наконец вернулись в гостиницу, а вскоре приехали и водители, которые уже получили новенькие машины. От массы впечатлений ночью не спалось, и мы с мужем долго наблюдали через открытое окно, как маляры-верхолазы красили купол костёла.  Это было время белых ночей.
     Наутро водители по очереди загнали машины на подъёмник у завода, проверили, подтянули ходовую часть, залили, заранее купленные канистры, бензином (в дороге с бензином могут быть проблемы) и двинулись в обратный путь. Вначале ехали группой, потом – кто-то отстал, рванул по магазинам, кто-то поспешил домой…
     Латвию мы проскочили быстро, в Паневежисе заехали в кафе пообедать и без остановок до Минска. У магазина электротоваров – скопление машин. РАФы, РАФы… А в магазине – холодильники «Минск», «Ока»…, пылесосы – любой модификации, электромясорубок всяких и другой  электротехники – видимо-невидимо!
      Время, конечно, потеряли много – пока купили и устроили в салоне холодильник, прикупили продуктов в дорогу, но теперь – домой! Мы обгоняем, нас обгоняют, в основном, жёлтые машины с белой полосой. И едут они большей частью в южные республики – на всю страну один завод!
       Вдоль трассы – вековые ели, сказочная красота – Берендеево царство!
Смеркается, нужно найти место для ночлега. Съехали с дороги, заехали в лес, на удивление чистый, земля как периной укрыта опавшей хвоей, которая слегка пружинит под ногами.  Вот и полянка.
     Достали скромный провиант: хлеб, сыр, баллон берёзового сока… и закусив немного улеглись отдыхать. Тепло – двери, окна открыты. Пушистые еловые лапы приглушают шум проезжающих по трассе автомобилей.
     Проснулись рано, умылись… Пора в дорогу. Пока мы спали сыр и хлеб, что оставались после ужина на полянке, обгрызли белки. Когда мы садились в машину, они бесстрашно спустились сверху на нижние ветки и с любопытством рассматривали нас, может хотели поблагодарить за неожиданное угощение?
     Впереди  Украина. Решили: в Киев не поедем, держим путь на Харьков, так сэкономим время и бензин.  Дорога ровная, как стрела. Поля, поля…
     Одинокое строение на трассе – магазинчик  под  соломенной крышей,  очень  похожий на хату Солохи из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки".  Остановились, зашли. Длинное, узкое помещение, коридорного типа. Продавец – пожилой мужичок, небольшого роста, с рабочими, заскорузлыми руками отпускал «карасин», затем вытерев тряпкой посуду покупателя, а заодно и руки, стал взвешивать конфеты…   Я пошла мимо прилавка в дальний конец помещения изучить ассортимент выложенных на витрину товаров. Мама дорогая! Чего тут только нет! Бельё постельное, по нереально дешёвым ценам, шитьё… В углу стопкой сложенная авторезина. Неужели на Жигули? Точно! Дома никто не поверит. По своей цене, без переплаты! Денег мало, ну хоть два колеса купим и то счастье. Всё, теперь прямиком домой, только заскочим в придорожную харчевню перекусить. Но тут произошёл конфуз. Дородная официантка в красиво расшитой сорочке и фартуке предложила нам меню, но посмотрев на нас, вдруг сказала: вы из России, вы это есть не будете. За соседним столиком мужчина хлебал что-то из глубокой миски, но его еда и правда аппетита не вызывала. Поехали.
    Остался позади Харьков, проехали по объездной, вот и Ростов! Ещё каких –то двести семьдесят километров, и мы дома.
    Какое счастье возвращаться домой из дальней поездки, где тебя ждут дети.
 Путешествие закончилось, завтра на работу.
14.09.2020
   
Краснодар – Елгава
Зима

     Это была наша последняя поездка за РАФами. Союз разваливался на части. Мы с мужем, его напарником и его с женой прилетели в Ригу к вечеру, мест в гостинице нет. Где ночевать? Вокзал! Там можно как-то устроиться. Для поездных бригад есть небольшое общежитие. Мы туда. Зашли, напарник мужа стал рассказывать, что нам должны…  Женщина, имеющая отношение к вопросам расселения железнодорожников вежливо, но твёрдо объяснила, что нам она ничего не должна и удалилась. Пришлось брать инициативу в свои руки и включать дипломатию. Попросила её за умеренную плату найти укромное место для нас на одну ночь, но она объяснила, что мужчин она бы устроила, т.к. это мужское общежитие, а для женщин мест нет. Во время разговора я стояла, облокотившись о какую-то дверь. Надпись на двери: Красный уголок.  Так это же то, что надо! Открывайте.
     Большая комната, бильярдный стол, и несколько мягких банкеток. Женщина  принесла нам одеяла, подушки…  «Только не зажигайте свет» - попросила она.  Фонари с улицы светили во всю, на бильярдном столе разложили припасённые продукты, в том числе рижские шпроты, выпили по глоточку рижского бальзама и улеглись спать.
    На утро поехали на завод. Всё резко изменилось.  На конвейере знаменитого завода вместо мастеров стоят солдаты в военной форме. Машины выгоняют за ворота без капотов, кто-то уезжает без них, кто-то ждёт долго, иногда весь день. Очередь на подъёмник, болты еле прихвачены, каждая машина требует перетяжки, комплект инструментов не полный, а дорога длинная…
    С трудом дождались своей очереди на подъёмник, а главное – получили капот, багажник забит канистрами с бензином. В путь!
    Домой, самой короткой дорогой! Метёт снег с дождём, подмораживает, дорога – каток!  Ветром от встречных фур лёгкий РАФ сносит на обочину. Останавливаться нельзя, только скорость держит его, не даёт сползать с трассы. Жаль, что в этот раз у нас нет холодильника. Впереди движется что-то непонятное, длинное, извивающееся… Догоняем. Три РАФа на жёсткой сцепке, бедные ребята!  Не удержались на скользкой дороге. А до Грузии ещё – ох, как далеко.
   Латвию, Литву проскочили быстро, сказочные белорусские ели уже не зовут отдохнуть в тени, они укрыты толстым слоем снега, да к ним и не подъедешь, кругом сугробы. Мчим дальше!
    За спиной водителя три сиденья рядом – маленький диванчик, можно прилечь, но как тут приляжешь? Обстановка не располагает.
     Далеко впереди на обочине стоит грузовик, нас обгоняет легковушка, навстречу движется длинный Икарус. Справа, вдоль дороги – высокий сугроб слежавшегося снега – прошла снегоуборочная техника, слева на противоположной стороне дороги небольшая обочина и крутой обрыв, а дальше – заснеженное поле. Повторяю: трасса – стекло! Остановиться нельзя. И вот когда легковушка поравнялась со стоящим на обочине грузовиком, водитель её по непонятной причине нажал на тормоза и в это время  на встречной полосе на одной линии с ними поравнялся Икарус. Дорога перекрыта. А крылья для РАФа его конструктор не предусмотрел.
    Мои глаза встретились с глазами водителя Икаруса.  «Заяц!» – возглас мужа, означающий – «держись!», надо полагать. Резкий рывок влево на встречную, перед самым носом автобуса на узкую полоску обочины… РАФ пролетел в нескольких сантиметрах вдоль обрыва. Водитель Икаруса глазом не моргнул и не изменил положение руля – это спасло и нас, и пассажиров автобуса.
      Давно остались позади и грузовик, и легковушка, и автобус уже, наверное, подъезжал к Харькову, а РАФ, не останавливаясь, продолжал отсчитывать километры по ледяной трассе.  Мы оба не произнесли ни слова, ехали молча, каждый по-своему оценивая и осмысливая ситуацию в которой оказались, не до конца понимая, как остались живы.  Этот смертельный номер достоин книги рекордов Гиннесса, но повторять его категорически не рекомендуется.
     Появился знак с обозначением населённого пункта: Изюм.
     Ночь. Надо отдохнуть. Завернули на первую освещённую автобусную остановку, муж развернул машину, против ветра, который поднялся некстати. Прилегли, подремали немного… Вскоре на остановке появились первые пассажиры, подошёл автобус – пора и нам в путь.  Ростов прошли без остановок, а вот и Краснодар. Путешествие закончено, а  жизнь продолжается.

14.09.2020


Рецензии