14. Удачное предложение

Марфуша в этот день с утра была неспокойна. Постоянно отрываясь от работы на ткацком станке, поглядывала в окна на улицу. Дуняша вышивала на пяльцах. Младшие дети, из-за непогоды были дома, играли на полу в свои детские игры. Василий Григорьевич прибирался на скотном дворе, а Арина Спиридоновна в кутье за печью сбивала масло. Марфуша сначала услышала, а подбежав к окошку, увидела Афанасия и дядю Митю – паромщика. Побежала открывать им ворота. На шум на крыльцо вышло всё семейство. С база вышел с вилами в руках Василий Григорьевич.

      - Опять заявился. Вчера же те было сказано езжай, -  сказал он, держа вилы на перевес.
      - Мир в ваш дом, Василий Григорьич. Вот решил с племянником заглянуть. Прогонишь, али как? - кланяясь в пояс произнёс дядя Митя.

      Дядю Митю знали почти все в окрестных деревнях. А если кто и не знал, то слышали про него.

      - Проходи в дом, Митрий. Какими судьбами в наших палестинах? Што привело? - смягчившись сказал Василий Григорьевич.

      - Есть разговор, тока вместе с племяшом.

      И, положив руку на плечи Афанасия, дядя Митя решительно прошёл в избу вслед за хозяином. Женщины, увидев грозный взгляд Василия Григорьевича, в дом войти не осмелились.

      - Ну, сказывайте, што за оказия у вас, -  усевшись на лавках друг против друга, произнёс Василий Григорьевич.
      - Давай, племяш, вываливай, чё у тя в торбе-то.
      - Да! Правильно! Надо сразу быка за рога!

      И Афанасий, достав коробку, открыл её перед изумлённым взором Марфушиного отца. От неожиданности тот  раскрыл было рот, но ничего не произнеся, опять его закрыл. Помолчав – заговорил:
      - Да! Ошарашил! Откель тако богатство, а Афонька? - придя в себя, севшим голосом произнёс Василий Григорьевич.

      Афанасий вкратце рассказал, а потом продолжил:
      - Василий Григорьич. Здесь семьдесят семь золотых червонцев. Этим золотом распоряжаться будете вы, а мне отдайте ради бога в жёны Марфушу и помогите со строительством избы. К следующей осени эти вопросы хочу решить с вашей помощью. Вот такое моё к вам предложение.

      Стремительно возникали мысли в голове отца Марфуши:
      - Отдавать дочку, не отдавать? Давно хотел мельницу на ручье поставить, да молотилку, да ещё пару рабочих лошадей купить. Как же быть-то?
      Почесав затылок и приняв решение, выпалил:
      - Да Афоня! Я согласен! По рукам! Благословляю на помолвку и помогу с возведением избы, да и прочего хозяйства. Посидите-ка.

      Василий Григорьевич взял коробку и замотал в старый половик. Потом вышел на крыльцо и объявил:
      - Ну всё, мать. Налаживай Марфушу к помолвке. Уговорили меня черти кокшаровские. Надо щас сговор устроить. Тащите бабы угощение на стол, да первача не забудьте.
      - Вот и ладно, отец! Вот и ладно!
     Вытирая уголки глаз платком, сказала Арина Спиридоновна. А Марфуша аж вся как-то засветилась. Весь женский контингент бросился исполнять сказанное отцом семейства, а сам Василий Григорьевич прошёл на баз, и, поднявшись на овин по лестнице, протиснувшись меж накатанного на зиму сена к углу, засунул свёрток с коробкой под дальнюю стреху.

      От выпивки Афанасий категорически отказался. Он, вспомнив сегодняшнее утро, решил больше в рот не брать спиртного. Отдав должное угощению и похвалив, как водится хозяйку, перешли к сговору. Обсуждали мужчины до ночи. Как стало темно, зашла Марфуша и зажгла керосиновую лампу.
       - Ладно. Утро вечера мудренее. Давайте будем спать укладываться, - сказал Василий Григорьевич.
      Марфуша с Дуняшей постелили поперёк половиц большой тюфяк, набитый соломой для дяди Мити и Афанасия. Задули керосиновую лампу. Все легли спать.
 
      Чуть стало светать, в подклети заголосил петух. Первыми, как всегда, проснулись женщины. Марфуша, принеся на коромысле два ведра воды, отправилась доить корову.   Дуняша пошла на баз, задать корм скотине. Арина Спиридоновна первым делом разожгла печь и, вздув самовар, начала ставить на стол угощение – ржаные ватрушки с творогом. Двое младших ещё спали на полатях. От шума стали просыпаться мужчины.  Попив чайку с ватрушками, продолжили сговор. В этот раз в них приняла участие и Арина Спиридоновна. В конце концов, ударили по рукам.
 
      Согласно условий сговора в Марфушино приданное вошли: рабочая лошадь с упряжью и телегой, дойная корова, ткацкий станок, прялка, три аршина разной материи, сундук, да разной мелочи, типа коробок, иголок, ножниц, веретена. Отдельно была оговорена сумма неустойки в случае инициирования одной из сторон расторжения помолвки и её сроки.
 
      Завершение столь трудных переговоров закончилось обедом с употреблением наливок и морса из пареной репы. Потом дядя Митя уехал к своему парому, а Афанасий продолжил разговор с будущим тестем о постройке избы. Договорились о совместной поездке в Ермаково к Терентию Путилову, для обсуждения условий договора на строительство избы молодожёнам.

 


Рецензии