Прогулки по городу вечной весны

В соавторстве с Кожемякиным

Столица Франции – прекрасный и незабываемый Париж – по праву считается самым посещаемым городом мира. Париж расположен в историческом центре и сердце страны, в регионе Иль-де-Франс («остров Франции). Район вокруг станции метро «Сите» - сердце и исторический центр Парижа. Отсюда начинался великий город. Для меня символ Парижа – отнюдь не Эйфелева башня, а Собор Парижской Богоматери на острове Сите. Смотреть на Нотр-Дам при любом освещении, от утреннего до ночного. Ночью Нотр-Дам особенно загадочен: он похож на огромный корабль, плывущий по каменной реке. В Средние века Нотр-Дам был белым, поскольку многие каменные церкви красили тогда в белый цвет, дабы они, словно Невесты Христовы, оделись в подвенечный наряд. А статуи на порталах храмов были раскрашены в разные цвета и размещались на золотом фоне, символизировавшем сияние Вечности.
Перед Нотр-Дамом можно увидеть «нулевой километр» - бронзовую пластину с восьмиконечной звездой, от которой отмеряют расстояния до других французских городов. Нотр-Дам-де-Пари расположен на площади Парви Нотр-Дам (слово «parvis» обозначает «паперть»). Собор находится в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной в свою очередь на руинах галло-римского храма Юпитера. Нотр-Дам-де-Пари строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора — 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.
Строительство собора началось в 1163 г., при короле Людовике VII Французском. По одной версии первый камень в основание собора заложил епископ Морис де Сюлли, по другой – папа Александр III.. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка. Строительство западного фронтона началось около 1200 года.
Главными создателями Нотр-Дама считаются архитекторы  Жан де Шель и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы). Башни были закончены в 1245-м, а весь собор — в 1345 году. В течение многих веков в соборе проводились великолепные церемонии – королевские бракосочетания, императорские коронации и даже национальные похороны. Здесь венчался протестант Генрих Наваррский, будущий король Франции Генрих IV, прозванный Добрым, с прекрасной Маргаритой де Валуа, королевой Марго, сестрой кровавого короля Карла IX, одобрившего страшную резню Варфоломеевской ночи. А еще ранее король Карл VII, возведенный на престол Франции Орлеанской девой, Жанной д`Арк, отслужил здесь благодарственный молебен в честь своей коронации в Реймсе и побед над захватчиками-англичанами.
В Нотр-Даме-де-Пари нет фресок, а свет идет из великолепных витражных окон. Собор выполнен в стиле «пламенеющей готики» и славится своими устремленными в небо шпилями и истонченным, как кружево, ажурным камнем. Во время Великой Французской революции собор был объявлен Храмом Разума и сильно пострадал от воинствующих атеистов. Вождь якобинцев Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви», в том числе и статуи королей, украшавших Нотр-Дам. Королей обезглавили, а их головы впоследствии оказались в парижском Музее Средневековья (отеле Клюни). Собор Парижской Богоматери возвратили Католической церкви только в 1802 г., при Наполеоне Бонапарте.
В 1841 г. началась реставрация собора, которую возглавил архитектор Виолле-ле-Дюк. Интересно, что в средневековом Соборе Парижской Богоматери не было причудливых и жутких химер, ныне украшающих фасад. Идея установки галереи чудовищ на фасаде собора принадлежит реставратору – Виолле-ле-Дюку. По распоряжению Виолле-Ле-Дюка были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед Нотр-Дамом образовалась просторная площадь.
Высота дубового, покрытого свинцом, шпиля собора составляет 96 м. У основания шпиля четыре группы бронзовых статуй апостолов работы работы Жоффруа Дешоме. Перед каждой группой — животное, символизирующее евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме статуи св. Фомы, покровителя архитекторов, обращенной лицом к шпилю.
Колокола собора носят в основном нежные женские имена. Есть Анжелика-Франсуаза, весом 1765 кг (до-диез), Антуанетта-Шарлотта, весом 1158 кг (ре-диез), Гиацинта-Жанна, весом 813 кг (фа). В этом дамском обществе только один мужчина – Дени-Давид, весом 670 кг (фа-диез). Есть еще безымянный большой колокол, звучащий в тоне фа-диез. Колокола звонят в 8 и 19 часов.
У Нотр-Дама три портала. На первом - Портале Девы Марии – изображена коронация Богоматери. Христос передает Богородице скипетр, а ангел венчает ее чело короной. На Портале Страшного Суда: архангел Михаил взвешивает души умерших, слева от него – ангелы и праведники, справа – демоны и грешники. На Портале святой Анны  Богоматерь держит на коленях младенца Иисуса. В нижней части портала изображена земная жизнь родителей Богородицы: святых Иоакима и Анны. Над ними порталами расположена аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями,  представляющими царей древней Иудеи.
Одно из главных сокровищ Нотр-Дама – это восхитительное окно-роза, гигантское витражное окно в виде розы диаметром 10 м, которое притягивает взгляды уже 700 лет. Роза – символ Богоматери, поэтому окно кажется дверью в Вечность. Значительная часть витражей собора выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом — частично подлинная, оставшаяся от эпохи Средневековья. В центре большой Розы Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, символы человеческих достоинств и грехов. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — самые большие в Европе.
О кузнеце Бискорне, создателе величественных железных дверей собора, рассказывали разное. Говорили, что он продал душу дьяволу, чтобы создать несравненные ворота с ажурным железным литьем. Но создать такие двери мог только глубоко верующий человек! Столько терпения, смирения и молитвы вложено в эту работу…

             Святая Капелла

В Святую Капеллу (Сен-Шапель) можно попасть со стороны Дворца Правосудия (станция метро «Сите»). Витражи Сен-Шапель – самые старые в Париже. Они – творение мастеров из Шартра. Перед нами - 1134 сюжетных сцены, из которых сохранилось, увы, только 720. Сюжеты для витражей – Страсти Христовы, великие библейские пророки и их предсказания, земная жизнь Иоанна Крестителя. Великолепное окно-роза, выполненное при короле Карле VII, поражает воображение сценами из Апокалипсиса Иоанна Богослова – здесь и снятие семи печатей, и всадники, и ангелы с трубами, возвещающие конец света.
Сначала попадаешь в Нижнюю часовню, своды которой расписаны звездами и похожи на ночное небо. Эта часовня «оплетена» мраморными и каменными лилиями. Королевские лилии – символ Людовика Святого – чередуются с башнями герба Кастилии. Этот герб принадлежал матери Людовика Святого, королеве Бланке, всесильной регентше Франции во время малолетства ее сына.
В Верхнюю часовню с ее знаменитыми витражами можно подняться по винтовой лестнице. Парижане называют эту часовню «Стеклянной шкатулкой». При виде огромных витражей и их переменчивого таинственного мерцания буквально теряешь дар речи! У каждого опорного столба витражей можно увидеть статуи апостолов с крестами в руках.
В одном из пролетов находится дверь в молельню Людовика XI. Проем двери закрывала решетка, благодаря которой король присутствовал на богослужениях незаметно для прихожан.
Людовик Святой построил Капеллу для того, чтобы поместить в ней величайшие христианские святыни: Терновый венец Иисуса Христа, выкупленный у венецианцев за огромную для того времени сумму – 135 тысяч ливров, частицу креста, на котором был распят Спаситель, и один из Священных гвоздей, пригвождавших Христа к кресту.
По приказанию короля часовню возвели за 33 месяца (по числу земных лет Иисуса) и освятили 25 апреля 1248 года. Первоначально Капелла была частью королевского дворца: маленькая галерея соединяла Верхнюю часовню с покоями Людовика Святого. В Нижней часовне проводились богослужения для прихожан.
В XVIII веке, в результате реконструкции королевского дворца, вид Сен-Шапель несколько изменился. С 1841 по 1867 годы проходила вторичная реконструкция капеллы – под руководством Жака-Феликса Дюбана и Жана-Батиста Лассю.
Реликвии, выкупленные у венецианцев Людовиком Святым, хранились в Капелле вплоть до Французской революции. Революционеры разорили Сен-Шапель. Чудом уцелели Терновый венец Христа, частица Истинного Креста и один из Священных гвоздей. Теперь эти святыни находятся в Сокровищнице Собора Парижской Богоматери.

         Вандомская колонна

Отзвук громовых побед эпохи Наполеона I наложил на облик Парижа весьма заметный отпечаток. Орудийный грохот с полей триумфа честолюбивого императора в прямом смысле отлит в бронзе на Вандомской площади Парижа в Вандомской колонне, носившей в наполеоновские времена горделивое название: колонна Побед или колонна Аустерлица (colonne d'Austerlitz, colonne de la Victoire). Для увековечения своих побед над российскими и австрийскими войсками в кампании 1805 г., закончившейся знаменитым сражением при Аустерлице, где, по словам Пушкина, «русский в первый раз пред гибелью бежал», Наполеон 1 декабря 1806 г. издал декрет, постановлявший отлить «памятный столп» из стволов захваченных неприятельских пушек. За образец, как легко догадаться, был взят очередной древнеримский монумент – колонна императора Траяна, воздвигнутая в честь победы над непокорными даками.
Историки до сих пор дискутируют, сколько точно орудий российской и австрийской артиллерии пошло на сооружение колонны, но наиболее вероятно число в 1 200 бронзовых стволов, избитых осколками и закопченных боевым пламенем, отгремевших на полях под Ульмом и Аустерлицем. В 1806-1810 гг. колонна была отлита по проекту архитекторов Ж. Б. Лепера и Ж. Гондуэна и установлена на месте свергнутой Французской революцией статуи Людовика XIV. 44,3-метровую колонну диаметром 3,6 метра венчала статуя Наполеона, облаченного в одеяние римского императора и с лавровым венцом на голове. Восходя по спирали к вершине, колонну украшали 76 барельефов работы Жака Луи Давида, прославленного мастера официальной живописи и скульптуры сначала Французской республики, а потом и империи Наполеона. Они изображали патетические сцены торжества французского оружия над русскими и австрийцами, нарисованными, кстати, вполне похоже – эскизы для Давида представил художник Бержере, побывавший на театре войны. Кроме того, около четырехсот рельефов для колонны общей длиной 280 м. выполнили еще семеро скульпторов, в т.ч. один из архитекторов колонны - Жан-Батист Лепер. Считается, что стоимость сооружения «колонны Побед» превысила 2 млн. франков, в то время, как денег на пенсии военным инвалидам и вдовам не хватало.
После того, как солнце Аустерлица отсияло, Наполеон растерял свою славу в русских снегах, а победоносные армии России, Австрии и их союзников вступили в Париж, французские роялисты сорвали с колонны статую Наполеона, заменив ее королевским знаменем. Бронзовая фигура пошла на переплавку и изготовление памятника другому французскому монарху – «доброму королю» Генриху IV. В 1833 г. король-либерал Луи-Филипп повелел скульптору Шарлю Мари Серру изваять для Вандомской колонны нового бронзового Наполеона – облаченного в знакомые всей Европе сюртук и шляпу, тяжеловесного, угрюмого. С 1863 г. она была перенесена во Дворец Инвалидов и заменена копией. Всего на вершине колонны сменилось около десятка разных Наполеонов, различавшихся по деталям и исполнению.
Однако этот помпезный памятник войне и смерти не нравился множеству парижан. Художник Гюстав Курбе в 1870 г. назвал ее «ручьем крови в цветущем саду» и призвал снести. Когда под влиянием катастрофического поражения Франции в войне с Пруссией к власти в Париже пришла Парижская Коммуна – правительство революционеров-радикалов, мечтателей-социалистов и рабочего люда с парижских окраин, приговор Курбе был приведен в исполнение. 12 мая 1871 г. Коммуна издала декрет: «…считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побежденных со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трех великих принципов Французской республики - Братство, постановляем: …колонна на Вандомской площади будет разрушена». Месяцем позже толпа революционеров свергла колонну с постамента и разбила статую Наполеона.
После кровавого подавления Парижской Коммуны новое правительство Франции постановило поднять колонну из праха и утвердить на прежнем месте. Очередную скульптуру Наполеона, вновь переодетого римским цезарем и получившим в руки меч и статуэтку крылатой богини победы, создал скульптор Огюст Дюмон. Беднягу Гюстава Курбе, инициировавшего свержение колонны, отправили в тюрьму, да еще и обязали оплатить восстановительные работы. Выплачивая ежегодно по 10 тыс. франков, художник лишился всего имущества и умер в нищете. Давно прошедшая эпоха Наполеона I сожрала еще одну жизнь.
А Вандомская колонна и ныне высится на прежнем месте. Проходя мимо нее, путшественник из России, отдай дань памяти своим соотечественникам стародавней поры - безвестным артиллеристам, погибавшим у этих орудий на Аустерлицком поле…


Рецензии