РИМ. Пятый день 5. 6

                FONTANE DELLE TARTARUGHE

Карта фонтан Черепах http://www.proza.ru/2019/06/07/1271

После поехали к Фонтану четырех черепах (Fontane delle Tartarughe), который находится в центре Рима, на площади Маттеи (Piazza Mattei). Считается одним из красивейших фонтанов в Риме. Это мой самый любимый фонтан. Как по композиции так, как и по качеству изготовления. http://proza.ru/2020/09/19/525

Маленькую площадь и фонтан очень сложно найти даже если остановка рядом, ведь они расположены в римском гетто, районе, изолированным от города до 1870 года. Фонтан находится почти на границе с воротами, некогда отделявшими город от закрытого еврейского района. Фонтан был построен в 1580—1588 годы. В 1570 году закончилось восстановление древнейшего акведука Аква Вирго (dell’Aqua Virgo).

Начались работы по созданию подземных ответвлений канала, чтобы добраться до площади на Марсовом поле (Campo Marzio, лат. Campus Martius), к самым густонаселенным районам Рима. Была запланирована постройка 18 фонтанов, однако фонтан черепах среди них не значился.

Итальянский дворянин, член конгресса, принимавшего решения о водоснабжении, Муций Маттеи (Muzio Mattei) настоял на том, чтобы обеспечить гетто новым фонтаном и обязался содействовать финансово.

В отличие от других фонтанов того же периода фонтан был построен под патронажем не папы Григория XIII, а семьи Маттеи. Богатейшая династия меценатов, коммерсантов и духовных деятелей (восемь кардиналов Ватикана — из рода Маттеи) владела кварталом, носившим имя «остров Маттеи», ключами от гетто, частично расположенного на принадлежащих им землях, а также множеством зданий, в числе которых три дворца. Среди них и дворец Маттеи (Рalazzo Mattei di Giove), из окон которого открывается вид на фонтан.

С 1938 года, когда дворец выкупило государство, он открыт посетителям. Здесь расположены: библиотека, Министерство Культурного Наследия и Институт современной истории. Однако служители Ватикана не оставляли своим вниманием фонтан.

В 1658 году по приказу папы Александра VII, содействовавшего созданию многих архитектурных сооружений, были добавлены четыре черепахи, их декоративное решение приписывают Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 – 1680) или Андреа Сакки (Andrea Sacchi, 1599 – 1661).

В память об этой реставрации, не только изменившей внешний облик и название фонтана, но и решившей проблему недостаточного напора воды, в основании между раковинами можно увидеть свиток, на котором указано — Alexander VII.

История и художественное решение Фонтан приобрел свое современное название только после реконструкции папой Александром VII. Изначально черепах не было, на их месте были дельфины, такие же, каких сегодня можно видеть внизу.

Устройство фонтана типично для того времени: пьедестал, на нем шар, вокруг квадратный бассейн, в нем — четыре огромные раковины. Вода из центра попадает в раковины, а также в основной бассейн. Отличительная особенность — декор.

Впервые фонтан был украшен более чем изысканно. На этом также настоял Муций Маттеи, наняв для художественных работ никому не известного мастера — Таддео Ландини (Taddeo Landini, 1550-1596).

Фигуры четырех юношей и восьми дельфинов были изготовлены из бронзы. Это тоже была инновация. Обычно украшения фонтанов изготавливались из более дешевого мрамора. Сочетание бронзовых фигур с мраморной основой также несет художественную нагрузку.

Чуть позднее четырех дельфинов перенесли в фонтан Террина (Fontana della Terrina), потом к церкви Санта-Мария-ин-Валичелла (Chiesa Nuova), так как поступавшей самопроизвольно воды не хватало для полноценной работы всех фигур.

После этого композиция стала казаться незаконченной, юноши протягивали руки в пустоту. Во время реконструкции 1658-1659 годов места заполнили черепахами. Натуралистичные скульптуры черепах работы Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 – 1680) привлекали внимание любителей искусства.

Бронзовых пресмыкающихся неоднократно похищали, в 1944 году были украдены все 4 черепахи. Позднее их нашли и вернули на место. После очередной кражи одной из черепах в 1979 году три оставшихся оригинала отправились на хранение в Капитолийские музеи (Musei Capitolini). На фонтане представлены точные копии.

Проект фонтана разработан римским архитектором и скульптором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1532 — 1602). Он работал в стиле маньеризм. Для маньеризма характерны: эротизм, духовность, взвинченность, деформирование линий, напряженность, необычность. Стало смеркаться и мы отправились в отель.

«ВОЛШЕБНАЯ ДВЕРЬ»

Вышли на станции метро «Vittorio Emanuele». Около станции есть знаменитая «Волшебная дверь». http://proza.ru/2020/09/19/533

SUPERMERCATO EMME PIU

Зашли за продуктами в Supermercato Emme Piu (район Эскилино) на Viale Manzoni, 40/44 (недалеко от вокзала, две остановки на трамвае). Он открыт до 21-00 даже в воскресенье. Затоварились на вечер. http://proza.ru/2020/09/19/541


РИМ. Шестой день http://www.proza.ru/2018/04/12/1873


Рецензии
Интересный фонтан, посмотрела его фото в сети... Спасибо, что заинтересовали этим произведениям скульптурного и архитектурного искусства...

Светлана Шакула   13.09.2021 16:51     Заявить о нарушении
Спасибо большое!!

Григорий Аванесов   14.09.2021 08:18   Заявить о нарушении