Школьное 1979-1989

В связи с началом учебного года мне что-то вспомнились учебники да тетрадки и прочие школьные атрибуты нашего времени.

Сейчас не знаю как в школах получают учебники,как закупают тетради.В новейшем времени много всего красивенького,а есть и совершенно ненужная канцелярия,особенно если на них какие-то гадкие рисунки.

У нас же тогда всё было достаточно аскетично.Не думаю,что так и надо было.Хотелось и красивых тетрадей и цветных ярких учебников,но для учёбы это было не главным.

Учебники давали нам в конце августа,а иногда по окончанию учебного года-в мае-июне.И я ,принеся их из школы(иногда их приносила мама,которая в моей же школе работала учительницей)здесь же начинала эти учебники рассматривать.Учебники по точным дисциплинам меня мало интересовали,а вот в "географии",в "лит-ре" и "русском" я любила рассматривать картинки.

Получив впервые учебник немецкого языка,я девяти лет сразу же стала читать тексты на немецком.

Помню сначала путала латинскую "n" с русской буквой  "п".Получалось "пихт" вместо "нихт" и "пайн" вместо "найн".Читаю-читаю.Потом думаю"Нет,что-то не то"Тогда догадываюсь в чём ошибка.Ведь я эти слова тогда уже знала на слух от мамы.


Вспомнилось как в прежнее время оборачивали учебники в обложки.
Помнится,для этого даже бумагу специальную покупали в магазине.
А однажды мы из ГДР специально привезли бумагу для обёртки учебников.Она была очень красивой.

Потом  в продаже появились специальные клеёнчатые обложки голубого цвета.В них облачали учебники.

Рядом с нашей школой был книжный магазин "Современник".И мы после учёбы часто туда заходили.Там имелся большой выбор книг,большой писчебумажный и прочий ассортимент. Иногда покупали там лотерейный билет,при выигрыше которого можно было приобрести что-то для учёбы.Кстати,выигрывали часто-примерно по 50 копеек.Разворачиваешь его,а там уже написано сколько выиграл. 

Учебники тоже разные были.Я берегла их,а кто-то разрисовывал.Иногда такие нам давали в библиотеке,уже ничем эту мазню не исправить.Мне,правда,самой хотелось что-нибудь пририсовать,картинки сами провоцировали,но я была интеллигентной девочкой.

Фломастеры в "Современнике"были редкостью,но тем не менее они были у всех в классе.Нам их иногда дарили друзья-французы или папа привозил из какой-нибудь заграницы.

В тетрадках по математике,в клетку,мы всегда сами очерчивали поля простым карандашом.Причём принципиально было важным сколько клеточек эти поля должны занимать.А в тетрадках по русскому языку поля уже были напечатаны по умолчанию.

В первом и начале второго или даже третьего класса мы все писали в тетрадках с узкой линейкой,а потом постепенно те дети,кто писал аккуратно,по разрешению учительницы переходили на широкую линейку.Я не сразу перешла,ибо не очень красиво писала,хотя была уверена,что меня переведут в числе первых.

В классе мы сдавали по две-три копейки на тетради для контрольных работ и диктантов.Это были особенные тетради .Зелёные с глянцевой обложкой,на которой можно было нечаянно оставить следы от грязных пальцев.Тетрадки эти оборачивали в прозрачную обложку и хранили в особом шкафу.Розовые глянцевые и глянцевые жёлтые тетрадки бывали реже.

Обложки же у рабочих тетрадей были тоже зелёные,но бумага обложек у них была простецкой.Бывали внутри ещё и промокашки.Для нас это было кстати,ибо в нашей школе требовалось писать только чёрным цветом,а ручек таких можно было не купить,и многие писали тогда ручками перьевыми,заправляя чернилами,которые должен был приносить с собой каждый ученик.

Сейчас каких только ручек нет!А тогда выбор был небольшим.Это уже в старших классах у меня  появились ручки заграничные.Одна такая висела у меня на верёвочке на шее-такой шик!

Дневники наши были с серой обложкой и серо-жёлтой бумагой,но в десятом классе я где-то купила себе дневник с белой обложкой и разлинованными чистыми белыми листами.

В музыкалке же мы сначала заводили обычный серый дневник,но в последние годы учёбы нам выдали собственный "музыкальный"-тоже белый,но узкого формата.У меня такой сохранился и где-то лежит.

В первый класс я пошла с зелёным ранцем,хотя просила купить мне жёлтый.Жёлтый портфель появился у меня в третьем классе ,и я с ним ходила всю среднюю школу-очень нравился.Какие потом сумки я носила теперь уже не помню.

Девочки в старших классах таскали учебники и тетради  в полиэтиленовых сумках.И часто не брали в школу все учебники -один,соседский,на парту вполне достаточен.

Но я носила всегда всё,ибо в школе появлялась нечасто-болела и по слабости хандрила,прогуливая.Считала,что хоть таким образом  покрываю свои пробелы.

Правда,без эксцентрики в школьные мои годы не обошлось,я собиралась ходить в школу с большой хозяйственной сумкой-тележкой-больше для прикола чем для перевозки тяжестей,но потом отменила эту затею,чтобы не было разговоров- Петрова,мол,и так в школе редкий гость,и ещё выпендривается.

Так вот прошли наши школьные годы чудесные.


Рецензии
Замечательные ностальгические мемуары. Как бы было прекрасно вернуться хоть на мгновение в школьные годы и подержать в руках учебники, пахнущие ещё типографской краской. Но, увы, не получится. В школьное детство обратной дороги нет.

Петр Панасейко   27.09.2020 20:58     Заявить о нарушении
Спасибо)
Потом ещё много чего вспомнила,но это уже не вошло в мемуары.Может попозже ещё напишу дополнение)

Петрова Лада   28.09.2020 23:54   Заявить о нарушении