Весны и осени XXI века

В древнем Китае было очень много научных и энциклопедических книг. Вот один пример: «Люй ши чуньцю» или «Весны и осени господина Люя». Люй Бувэй - очень интересный персонаж, вполне заслуживающий  авантюрного романа. Достаточно сказать, что он вывел из небытия будущего императора Цинь Шихуанди, которому царство ни по каким законам не светило. Попутно он «конвертировал» свои деньги в должность первого советника циньского царя. По примеру богатых семей в тогдашних царствах, он содержал уйму ученых (иногда - до 3000!), которые расплачивались с ним своими текстами. Систематизировав эти записи, он создал уникальное для того времени произведение. В 241 году до н.э. он даже выставил свой труд у городских ворот столицы царства Цинь - Сяньяня, и обещал 1000 монет тому, кто смог бы добавить в него или убавить хоть один иероглиф (а их там, на минутку, было более 200 тысяч!)…

Структура интересующей нас части этих «Весен и осеней» сходна с «Каноном Яо» и «Историческими записками» Сыма Цяня. Приводятся астрономические (созвездия) и климатические (сезоны, долгота дня и ночи) факты, а также сопутствующие природные явления и деятельность людей. Эти описания в «Люйши Чуньцю» – очень подробные, по каждому месяцу написано не только, в каком знаке и созвездии находится Солнце, но и какие созвездия видны на закате и при восходе. Очень подробно описывается деятельность человека: когда надо пахать/сеять, когда собирать урожай, когда охотиться и т.д. Подчеркивается важность соответствия указов царя сезонам.

Приведем данные только по средним месяцам сезонов. Во второй луне весны Солнце в созвездии Куй (15-ом из 28, первом в правом, западном квадранте), равноденствие. Вторая луна лета: Солнце в Дунцзине (Колодце, 22-ом из 28, первом в нижнем, южном квадранте), самый длинный день. Вторая луна осени: Солнце в Цзюэ (Рогах – первом из 28 созвездий, первом в левом, восточном квадранте), равноденствие. Вторая луна зимы: Солнце в Доу (Ковше, 8-м из 28, первом в верхнем, северном квадранте),  самый короткий день.

Если отметить эти точки на карте звездного неба, получим, что современные положения в силу прецессии логично отстают от них, но всего на один час или 15о, что соответствует примерно тысяче лет. Для сравнения: по данным греческих астрономов, от которых нам известно понятие прецессии(предварения равноденствий), весеннее и осеннее равноденствия тогда приходились на созвездия Овна и Весов, соответственно; с тех пор они сдвинулись в созвездия Рыб и Девы, хотя обозначаются значками прежних знаков зодиака. Т.е. сдвиг около двух часов или 2000 лет, что логично. Как же тогда понять вдвое меньший сдвиг по «Веснам и осеням» Люй Бувэя? Неужели их редактировали сунские неоконфуцианцы, жившие как раз тысячу лет назад?

Еще более потрясающие открытия сулит нам анализ «Исторических записок» Сыма Цяня (примерно 100 год до н.э.). Поскольку он к астрономическим данным добавляет только этологические факты (поведение птиц и зверей), видимо, он пересказывает тот же пассаж из «Канона Яо» («Временная привязка «Канона Яо»). При этом везде заменяет звезду на Солнце, а вместо нейтрального «день равен ночи, и по звезде в Сюй можно установить середину осени» - прямо пишет: «Солнце в Сюй - осеннее равноденствие» и т.д. Если отметить эти точки на карте звездного неба, получим, что, во-первых, равноденствия и солнцестояния по тексту Сыма Цяня распределены неравномерно: расстояния между ними: 6, 5, 5 и 8 часов (90, 75, 75 и 120о (вместо логичных 6 часов или 90о). Но это полбеды: по сдвигу от соответствующих современных положений возраст этих «Записок» получается более 8000 лет (!).

Анализ «Канона Яо» («Временная привязка «Канона Яо») показывает, что равноденствия и солнцестояния отстоят от соответствующих современных положений  (J2000.0) на 2.5 часа или 2625 лет, что дает нам 625 год до н.э., т.е. они соответствуют принятой в науке датировке - историческому периоду конфуцианских «Весен и осеней». Правда, не логично, что современные равноденствия и солнцестояния не ОТСТАЮТ от тогдашних соответствующие положений, а ОПЕРЕЖАЮТ их… Если же вычислить время от тех записей по отставанию соответствующих положений, получим почти 10 тысяч лет (!)…

Известно, что китайский император назывался сыном Неба, но я бы уточнил формулировочку и назвал его сыном ночного Неба, ведь Солнце светит днем, когда и без того светло, а вот ночью - о, каким богатым источником информации является ночное небо! Потому-то китайские тексты насквозь пропитаны астрономическими указаниями, апелляцией к Небу. Потеря императором «мандата Неба» была веским основанием для смены династии… Кстати, интересно, что Цинь Шихуанди убрал из обихода титул сын Неба и стал называться царем Неба. Не это ли стало началом его конца?

В Китае есть выражение (ченъюй): «искать меч по зарубке на лодке», как некто потерял меч при переправе через реку, и чтобы отметить место потери, сделал зарубку на лодке… Схожие сюжеты есть и на западе, например, как шильдбюргеры прятали колокол в озере. Но китайцы пошли дальше и смогли обуздать еще более быстротекущую субстанцию – время, отмечая особые дни (равноденствия и солнцестояния) и связывая их со звездами.

Но как тогда объяснить все эти временные несоответствия? Товарищи синологи, доценты с кандидатами, не дайте умереть в неведении…


Рецензии
В возрасте 14 лет у меня , на короткое время, появилась комната с балконом, в Краснодаре, и там я обнаружила..."о, каким богатым источником информации является ночное небо!" Лёжа на полу я наблюдала за ночным небом, пела песни, научилась узнавать разные созвездия, в т.ч. Большую и Малую медведицу и Полярную звезду. Полярная звезда сопровождает меня во всех городах Восточной Германии (ГДР), где мне приходилось жить.

...А отметка на лодке напоминает мне такие же мысли относительно экрана компьютера: если чьё-то произведение составляет 100-200 страниц и их не прочитаешь за одну ночь, то хочется карандашом отметить место остановки, чтобы читать с этого места завтра, но...увы.

...А про шильдбюргеров известно также, что у них были сеновалы на чердаках и что они тащили общими усилиями корову на чердак, чтобы она там наелась сена.
Это было непросто. Тогда они решили кидать сено сверху вниз...

Жарикова Эмма Семёновна   21.09.2020 00:48     Заявить о нарушении
Как-то я прикололся, что древнекитайские мудрецы написали много произведений под названием "Весны и осени", а сейчас, в эпоху современных "мудрецов" и политиков - сплошные "Зимы и лета" :)- это не из-за погоды, а из-за значимости весны и осени - ведь с ними связаны равноденствия, которые определяются точнее, чем летние и зимние солнцестояния, что было важно для хронологии и календаря. А еще - из-за явления предварения равноденствий - они маркируют огромные промежутки времени, столетия и тысячелетия, что я и пытаюсь использовать для датировки древнекитайских книг... С наступающим (завтра) осенним равноденствием, желаю Вам теплой осени, здоровья и спокойствия на душе!

Накатимур   21.09.2020 08:51   Заявить о нарушении
Увы, дорогой Тимур, Ваши пожелания выполнить трудно...

Жарикова Эмма Семёновна   22.09.2020 01:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.