Causa sui-предел нашего познания?

 под названием "Causa sui-в какого Бога верит материалист? впервые на стихи ру см данные внизу.
--------------------------------------
СПИНОЗОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ, КАК CAUSA SUI-ПРИЧИНЫ САМОЙ СЕБЯ. CAUSA FINALIS-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЕЧНАЯ ПРИРОДА ВЕЩЕЙ И ПРЕДЕЛ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ.
-----------------------
Самый расхожий-популярный тезис о противоположности науки и религии:наука основана на знании, а религия на вере.
А все ли так просто?

Мой ответ:ни то, ни другое-но диалектика знания и веры.
В Знании содержится момент веры, а в вере-момент знания. Противоположности  сходятся.
Давайте порассуждаем с позиции здравого смысла.

Никакое знание, хотя бы основанное на массе опытов  и статистики, не может быть абсолютным-ибо всякое знание предполагает и момент веры в него. Развития науки постоянно корректирует этот процесс, в ходе которого снимается некритичная веру в то, что еще вчера считалось незыблемым.

И напротив:вчерашние и даже очень давно отвергнутые концепции, идеи, в которые  НЕ ВЕРИЛИ-вдруг обретают свежие импульсы и двигают вперед науку!

С другой стороны, невозможно просто верить ни во что. Безусловно, вера содержит в себе зерно истины, но по разному формулируемой и на разных уровнях осознания и развития индивидуумов и обществ. Религиозное же чувство так или иначе сопровождает весь путь человечества, даже вера в науку-это религия. Сциентизм.
Религия же, в свою очередь, много сделала для развития науки,  хотя об этом давно и прочно забыто.
Теперь о вопросе, вынесенном в заголовок. Есть ли у материалиста свой Бог? Любопытный вопрос. Материя, скажут...Но в материю верит и идеалист, верующий. Материя дана нам в ощущениях в объективной реальности. Так в чем же отличие материалистичекого "бога"? И как он называется? СУБСТАНЦИЯ.
В марксистской литературе материя иногда характеризуется как субстанция. «Диалектико-материалистическая философия, — писал Э. Ильенков, — своим пониманием субстанции развивает плодотворные традиции Спинозы и Гегеля; субстанция, с одной стороны, понимается как материя, а с другой стороны, эта материя трактуется одновременно как субъект всех своих изменений, как „субстанция-субъект“, т. е. активная причина всех своих формообразований, не нуждающаяся поэтому в формировании извне, вне ее и независимо от нее существующим деятельным субъектом, как бы тот ни назывался или интерпретировался, — как бог, как „Я“, как идея или самосознание, как душа или экзистенция».

СПИНОЗОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ, КАК CAUSA SUI-ПРИЧИНЫ САМОЙ СЕБЯ. CAUSA FINALIS-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЕЧНАЯ ПРИРОДА ВЕЩЕЙ И ПРЕДЕЛ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ.

Энгельс писал:«спинозовское: субстанция есть causa sui (причина самой себя.-то есть причина самой себя) — прекрасно выражает взаимодействие». «…Взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» .

Следовательно, понятие субстанции как causa sui раскрывается в этом смысле как взаимодействие материальных объектов, которое является основой их конкретного бытия, изменения и развития.
Материя в этом смысле действительно есть субстанция.

Добавлю, что в принципе возможно разделять спинозовско-энгельсовские определения о конечной природе вещей и пределе нашего познания-и быть приверженцем любой конфессии. Здесь речь идет именно о пределе нашего познания:мы можем познавать только взаимодействия вещей, но не Абсолют, даже если он существует вне объективной реальности, как причина ее.
Впрочем, об этом спорить можно бесконечно, отсылаю к доказательствам существования Бога по Фоме Аквинскому, споры продолжаются по сей день.


© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2015
Свидетельство о публикации №115081007263



https://zera-cherkesov.livejournal.com/451136.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/483465.html - дискуссия.


Рецензии
Продублирую здесь свою рецензию вчерашнюю, так как удалила ввиду неотвеченности, может быть правильно, а, может, и нет. Во всяком случае, я писала ее тщательно и долго, нет смысла удалять совсем. К тому же рецензия с комментарием другого читателя.
-----------------
Зера Черкесова 2 10 июня 2023 года в 00:20
Рецензия на «И снова о старости» (Леонид Колос).

Исключительно интересный текст. Здравствуйте. Вы отметились на моей страничке припиской к рецке про Канта, но случилось так, что я случайно прочла ее сейчас. Вам следовало бы написать свою рецку, а то ведь вчера не увидевши, потом можно и проглядеть надолго. И перелистала сейчас вашу страничку, но довольно утомлена, а все же напишу несколько строк. Ваши рассуждения о старости интересны. Прежде всего как человека считающего себя "старым" и с этой позиции саркастично оценивающим своих сверстников. Многое в плане психологии наблюдений подмечено верно и выражено хорошим литературным стилем. Однако не могу не отметить наивность и поверхностность попыток философских и метафизических обобщений из этих наблюдений. Прежде всего Вы неправы, высмеивая стремление старшего поколения противостоять энтропии:и чем раньше это активное неприятие старения начать, тем лучше. Разумеется, не доводя до абсурда и гротеска. Общение в кругу сверстников, кстати, не так уж и полезно. Лучше с теми кто моложе, если это не род вампирства, а вам есть чем обогащать друг друга. Ваше определение "души", как "взгляда на жизнь". Невероятно наивно. Вы пишете: "Следующий факт –это то, что на протяжении жизни у человека меняется взгляд на жизнь. Вспомните себя в пять лет, десять лет, двадцать лет, сорок, шестьдесят, и так далее. Присмотритесь к своим детям, внукам. В десять лет, двадцать лет, в сорок и т.д. у человека и мысли и жизненные ориентиры разные. Это видит каждый". И отсюда вы постулируете, что душа меняется по возрастным планкам. Вообще-то, даже не удаляясь в метафизические дебри, во все возрастные периоды мы одинаковы и в рисунке личности и психотипе, и темпераменте, и в главных своих приоритетах развития и целей. Только личности и приоритеты у людей разнятся. А в ядре души никто не меняется. И в этом и тайна души:что каждый приходит уже вполне определившимся личностно и устремлениями и только раскрывает в своем пути личную программу, как жёлудь — дуб. А у вас усреднённое, душа как анкетные данные:родился-учился-женился... А откуда тогда берутся личности неординарные, с стремлениями пассионарными и талантами выше средних? А почему тогда люди не клоны и роботы по одному заводскому шаблону(пока что)? Если в соответствии с вашей теорией "душа это возрастные периоды взгляда на жизнь" — то не должно быть выбивающихся из этой клоново-роботизированной стадийности(вот по аналогии с теорией стадийного развития растений Трофима Лысенко). Но даже у растений есть душа, которая проявляется стадиями развития из семечка. Значит всё-таки душа это нечто другое...И у нее нет возраста. И именно это пытаются доказать себе и миру старшие, которых вы нещадно высмеиваете пол-статьи, но они цепляются не за "желание казаться молодыми" — а потому что старея, люди трагично удивляются:"внутри я еще мальчик/девочка, душа не ведает старости". И именно это жаждут донести окружению "старики", но в нашем социуме и в нашей коллективной точке сборки царствуют жёсткие установки, навязанные воспитанием и всем строем общественного мышления:ты старый, и снаружи и внутри. Но это не так. Люди чувствуют, что душой они не стареют, и не набившая оскомину банальность, а буквально. Когда-нибудь цивилизация вернется к утраченному — люди перестанут внешне стареть, я думаю, что старость это программа нашей цивилизации, а не биологическая детерменированность. Люди стареют потому что им так велено, а если бы в обществе была программа не-старения, то и старости люди бы не знали, как, возможно, старости не было в каких-то забытых цивилизациях; как, возможно, где-то в Гималаях йоги не стареют. И эта точка сборки нашего старого по духу мира имплицитно(то есть по-вашему самоочевидно) выражено и в вашей статье: "Повторять – я молодой, я молодой? Это как раз показатель, что уже уходишь в область иллюзий. Может быть, в медицине и описан этот старческий синдром желания не замечать возраст". Конец цитаты. То есть, по-вашему, нужно наоборот усиленно внушать себе:я становлюсь всё старше и старею. Так лучше? Значит, внушать себе старость это адекватно. А вот обратное(хотеть быть сколь возможно молодым):"старческий синдром"!
--------------

Что до ваших рассуждений о Рае/Аде, то опять же безотносительно к вере/атеизму, ваше представление: "И в этом бесконечном вместилище душ преобладают не просто души стариков...". Ну раз у вас душа это "взгляд на жизнь в разные периоды возрастов", то конечно и религиозные понятия у вас будут смешиваться с таким пониманием трансцендентного.

-------------

Как и ваше недоумение по поводу:"Что же касается теории переселения душ, тут загадка, каким же образом душа старого человека, переселившись в душу молодого, молодеет. Ведь, исходя из факта соответствия души возрасту тела, душа при переселении в молодое тело, должна, соответственно, помолодеть". Конец цитаты. Ну а как пожухлая листва тем не менее возрождается во всем великолепии новой весны?! Тайна жизни, да. Это нас воспитали в лживом неприятии "витализма", сделав слово в корне котором "жизнь"(vita) — бранной этикеткой. А Жизнь это тайна. Наука много чего разложила по полочкам, но не познала сути бытия и смысла. Или вы считаете что рассматривать Землю как вместилище душ в вашем понимании, человеков в вечных страданиях, на миг пришедших на планету Земля, и навеки исчезающих в ничто — это менее сюрреалистично, чем поверить в то, что мы просто не ведаем всего?! А, может быть, нам в этом помогли, наше ущербное в главном образование, которое дает столько знаний, но не учит быть счастливыми, иначе люди бы не болели, не старели, а общество было бы счастливо и гармонично, и вообще был бы давно Вечный Золотой век.

-----------

А что до вашего анализа "письма Стива Джобса", то я думаю, это фальшивка, приписанная ему и получившая распространение. Это чтобы "быдлу" дать чуточку утешения вместо справедливого мира, мол, вы богаче миллиардеров. Ну вот, пока как-то так...
Извините за такое длинное письмо, это уже переросло формат рецензии здесь. Я выправляла по ходу и разделяла на смысловые куски чтобы не лепить всего в неудобочитаемую кучу. Надеюсь, вам небезынтересны эти рассуждения, с уважением,

Зера Черкесова 2 08.06.2023 15:36

---------------

Коммент читателя:

Недавно в одной из телепередач канала "Культура" М.Е. Швыдкой (речь шла о проблемах старения) процитировал Оскара Уайльда: "Трагедия не в том, что мы стареем, а в том, что в душе остаемся молодыми". На мой взгляд, верно сказано.
Алексей Аксельрод 08.06.2023 17:24

Мой ответ:

Именно об этом главная мысль моей рецензии. Замечательная к месту цитата. Но это же Оскар Уайльд, знаменитый в свое время афорист, мастер меткого и выразительного высказывания обо всём. Спасибо!
Но точно так же говорила и наша старая учительница-историк, отличник народного просвещения, в интервью в газете, что в душе мы остаемся юными навсегда, мне запомнилось. Так что не писатели только а все так чувствуют, в ком ум и душа. Человек вечен. И человечество вечно и частичка-человек связан(а) со всем, с этой Общностью мироздания. Как и почему это другой вопрос, уже и так длинно. Спасибо уважаемым.

Зера Черкесова 2 08.06.2023 17:46

Зера Черкесова 2   10.06.2023 05:21     Заявить о нарушении
Первым делом хочу поблагодарить за то, что вы прочитали и не поленились послать свои замечания. В по правде уже забыл свою статью. пришлось перечитать. Начал писать ответ искать Ваш комментарий, чтобы по нему как по направляющей, писать. А коазалось, что Вы написали рецензию не на «Старость» а на дополнения под названием «Иснова о старости». Но это неважно тема та же. в статье «Старость» я своей задачей ставил минимум философии, а больше фактического материала. например стихов о старости. Их вообще-то море. Я был ограничен объемом статьи. но отвечать Вам уже, поскольку не во всем согласен, буду уже по Вашему тексту. Печатать буду бегом. Так что извиняюсь за сумбурность и опечатки. Редактировать не буду.
1. Я не заострен на том, каким я себя считаю. Я знаю сколько мне лет. И мне ровно столько сколько есть. Если говорить о состоянии физического здоровья, оно еще не дает оснований для волнения. Но как всякий старый человек, я уже с большей тревогой обращаю внимание на какие-то случайные боли. А вдруг они не случайные? Но мне комфортнее, приятнее, продуктивнее общаться со своими знакомыми, моими ровесниками, которые не молодятся и у которых казаться молодым – не главное. и поэтому, считаю, что могу позволить себе сарказм в адрес тех, кто не по делу хорохорится. Потому что, во-первых, это выглядит смешно. Смешнее даже, чем ребенок, который старается выглядеть взрослым. У ребека еще нет того знания мира и людей. и ему простительно а людям пожившим это не простительно. Или им можно простить в силу умственного увядания. Во-вторых, если сосредоточиться на теме старости, не остается времени на все остальное. Я смотрю переписку в группе, ( в которую и я попал) Ее члены постоянно выискивают в интернете стихи- близнецы. Постоянно лдно и то же – как пела Шульженко «а просто надо не стареть, в этом весь секрет» когда это одна песня из ста, это нормально. А когда сто из ста – диагноз.
2. Я их высмеиваю? Смеяться право не грешно над тем, что кажется смешно. Сгорбленная старушка, строящая глазки, карикатурна. А то что она этого не понимает, карикатурно вдвойне. Тут я скажу еще резче. Если бы это было только самовнушение – ее дело. но она себя так ведет, жеманится и хорохорится. В основном, внушением на публику своей бодрости страдают дамы. И на мой взгляд это особенность женской натуры, сформированная тысячелетиями. С древних времен, мужчина отходил далеко от чоага, пещеры. Ему нужно было добыть пищу и при этом самому не попасть в лапы зверю. И ему нужно было оценивать свои возможности реально. Быть, а не казаться. Женщина же хранительница очага, кормилица детей, наложница для мужчины. В ее сфере деятельности очень важно, какой ее видит мужчина, дети, какой она кажется. поэтому и среди молодящихся особ пенсионного возраста больше женщин. Лет сто-сто пятьдесят назад основная масса женщин проводила жизнь дома среди детей, которых было много. она зависела от мужчины и его к ней отношения. Поэтому для нее важны было, какой она кажется. Сейчас пошел век бизнес-вумен. И заметно, как изменился их стиль поведения. Он стал мужским, более жестким, более деловым. Некоторые бизнес-вумэн уже не нуждаются в мужском плече и тепле. Но женское начало , естественное, просто так не вытравишь. И это хорошо.
3. Теперь о душе человека. Давайте, чтобы не гневить бога, назовем это свойство ХАРАКТЕРОМ. Вернемся к становлению рода людей. человек животное общественное. Общественных животных немало. Это и антилопы, и слоны, и львы живущие прайдом, и рыбы плавающие косяками, и птицы образующие птичьи базары, и человекообразные. В каждом сообществе свои правила организации. Чем выше организация, тем больше обязанностей у члена сообщества. И одновременно тем больше прав. То есть тем больше по характеру один индивид отличается от второго. человеческое общество наиболее сложное из всех. Оно создало цивилизацию с наукой. Культурой, религией и прочими атрибутами. Которых нет у животных. а общество представляет собой наиболее сложное общество с огромным количеством и прав, и обязанностей. И каждый человек есть продукт одновременно данных, заложенных в него природой которое я обозначил как ХАРАКТЕР (Х) и тем, что он приобрел, как член общества ОПЫТ (О). поскольку половое размножение дает нам огромное количество генных модификаций, а жизнь одного человека не повторяет жизнь другого, мы имеем океан сочетаний Х и О. но тут я не соглашусь с вашим утверждением, что только Характер показывает сущность личности.
4. Влияние ОПВЫТА. Жизнь задает стиль поведения людям с различным характером. Поэтому есть такие выражения: военная косточка. Это офицер, много лет прослуживший и обычно в строевых частях. Или такое выражение – профессор. Его профессия откладывает отпечаток на его характере. Откладывает отпечаток на жену жизнь с мужем –пьяницей какой бы у нее ни был характер. И что самое неприятное, что чрезмерное принудительное ранжирование в обществе откладывает характер на различные группы населения и, как это ни печально, на все общество. я еще застал бывших врагов народа и членов их семей. Они вели себя не так, как другие с оглядкой. Я видел и бывших заключенных. Это не так, что выйдя из тюрьмы, он заживет обычной жизнью. Его опыт уже перемолол его. он постоянно напоминает ему о том, что могут загрести. Помните афганцев. Разве их опут не отложил на них отпечатка? Значит, не только гены формируют личность. Вы живете в России и, я думаю, застали СССР.
5. Ранжирование было и по национальности, как это ни грустно признавать. Вы не можете не припомнить, что русский чувствовал некоторую гордость. И иногда этот русский - совершенный якут. Он все равно гордился, что у него в паспорте было записано, что он русский. Иной русский по-русски двух слов кроме мата не мог произнести. Все равно гордился. Чем он гордился? Причем, проявление его гордости выражалось в унижении других. И отголосок этого сейчас. В нынешних военных конфликтах. В манере, с которой российские власти разговаривают со всеми другими странами (впрочем они в том же стиле и с собственным народом говорят)
6. Если бы все в человеке зависело, как вы говорите, только от его души, характера, генов, то не было бы понятия национальный характер. А такое понятие сформировано не генами отдельных представителей данной национальности, которых разнообразие. Есть и смелые, и трусливые, и сангвиники, и холерики, и меланхолики, люди с разным темпераментом. Но!!! Индийские фильмы отличаются от европейских. И поведение индуса или араба, или японца в быту отличается от поведения англичанина. И это не зависит от того, в какой стране англичанин сейчас живет. Это личный приобретенный опыт. У араба один, у англичанина другой. Есть много примеров, как отдельно взятый иранец или араб родился в, например, Англии, живет там. И это настоящий англичанин поведением. Его поведение совершенно другое, чем поведение араба в Сирии или Египте. А его ХАРАКТЕР просто добавляется к ОПЫТУ, как составляющая его поведения. Немаловажная, но не подавляющая. Значит ОПЫТ очень влияет на личность. Можно взять еще более строгий пример. Однояйцевые близнецы имеют одинаковый набор хромосом. Но если жизнь у них была разной, это разные люди.
7. Люди в парках выращивают деревья разной формы, выставляя преграды. В результате мы имеем деревья в чем-то похожие , а в чем-то нет. Они родились из аналогичных косточек. Но разная твердость почвы, разное увлажнение, способствуют, что и корни и ветки не будут идентичными. Листья, цветы, плоды похожи. А форма такая какую задумает человек. Влияние общества на человека очень похоже.
8. Теперь вернусь к возрасту. Никаких у меня сомнений, что молодой человек и пожилой мыслят по разному. Пушкин писал «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел» А Есенин – «Я скромнее стал в своих желаньях» или « я полон дум о юности веселой и ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно. не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вот это верно. Как ни хорохорься, никого костер рябины красной не может согреть. И греться у его костра – пустое занятие.
9. И последнее. Мудрые писатели заметили и отразили, как человек меняется с приобретением опыта. Рассмотрим классическую литературу. Бальзак, Золя, Гюгой, Мопассан, Дюма, Сервантес, Байрон, Пушкин – столпы литературы, написавшие шедевры. Но одно но. У Дюма, при всей авантюрности сюжета, дАртаньян или Дантес не меняются за все время повествования. Хоть десять лет спустя. Хоть двадцать. Но есть другие романы. Они отличаются. Пьер Безухов в начале повествования Толстого один, и совершенно другой в конце романа. Сомс Форсайт меняется по ходу Саги. Меняются братья Карамазовы. Меняются герои «Идиота» Достоевского. Меняется главный герой «Живых и мертвых» у Симонова. Меняется главный герой романа Ирвина Шоу «Молодые львы». Это примеры навскидку, не особенно копаясь. Этим я данные романы и выделяю среди остальных хороших романов.

Леонид Колос   10.06.2023 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.