Про бабку Зину и человека с добрым сердцем...
И дверь закроет на замок,
А на душе так больно станет,
Когда идти настанет срок.
Не велики избы размеры,
Живущий здесь был не богат.
И все, что есть, то в Бога вера,
Да шесть детей – бесценный клад…»
Шестеро детей, уехавших, жить и работать в город, было у бабки Зина, и как водится, была она Матерью – героиней 3 степени получая при том мизерную пенсию за потерю кормильца сначала в размере 13 рублей, а потом после добавки 32 рубля. От таких денег шибко не разживешься. Дети не забывали ее и навещали, приезжая по очереди в отпуск. Каждый чем мог, тем и помогал. Звали они ее к себе век доживать, да не хотелось ей покидать отчий край. До революции род их был богатым. Дед ее по Столыпинской реформе взял в аренду большой надел земли и с наемными мужиками из местных и приезжих обрабатывал ее. И сам дед Зинаиды Степановны жил хорошо и людям давал. «Трудись не ленись – зарабатывай на жизнь!» - такого правила придерживался он.
Но наступили дни, перевернувшие весь мир – Революция и гражданская война. Деда, как и многих в ту пору, признали «мироедом» и врагом, сослав его в Сибирь, где и покоится он под номерком. А поля и по сей день кличут по его имени, хотя, наверное, многие и не знают от чего. Хоть и было Зинаиде Степановне в ту пору всего шесть лет, но помнила они все страшные минуты, которые пришлось пережить. На этой земле она встретила любимого человека, потом в сорок первом проводила его на фронт и встретила его с войны израненного. Из-за ран прожил он потом не долго, но оставил светлый след в памяти многих людей. Здесь выросли ее шестеро детей. Здесь живет ее родня. Как так просто взять и бросить эту землю?..
Но тяжелый изнурительный труд и болезни сделали свое «черное» дело. Слегла Зинаида Степановна и долго проболела. Врачи сказали, что в деревне ей не выжить, и, погоревав, однажды собрала она баул со скромными пожитками и вещ – мешок с едой в дорогу, отправившись в свою дальнюю дорогу, чтобы навсегда расстаться с отчим краем.
Паровоз довез ее до города, где она уже была однажды, но много лет назад и потому все позабыла. Время была раннее, и народу на привокзальной площадке было мало. Все куда-то спешили, и от этой суеты стало Зинаиде Степановне как-то не по себе. Она робко пошла по тротуару к большой дороге на авось. Как говорится – «язык до Киева доведет».
Неожиданно она услышала мужской голос. Какой-то неизвестный мужчина окликнул ее: «Что, бабуля заблудилась? Давай ка я тебе помогу. Баул небось тяжеловат. Ты меня не бойся. У меня у самого матушка в деревне. Знаю, что не сладко ей там. Звал не едет. Говорит, что не хочет заводским дымом дышать. Ты к кому приехала. Адрес скажи, и я помогу добраться».
Зинаида Степановна и испугалась сначала – ведь человек ей не знакомый. Мало ли что на уме. Сколь она слышала от старух односельчанок всяких баек страшных про то, как деньги у разяв воруют и всякое другое. И в то же время вроде и добрый человек. И она достала конверт, на котором бы написан адрес старшей дочери.
Мужчина прочитал адрес и рассмеялся:
- Ну, мать ты даешь. Да я с твоим зятем в одном цехе работаю, только в разных сменах.
Он сейчас дома, но скоро ему на работу. Да и вообще у нас люди приветливые и многие друг друга знают. Пока идешь много раз поздороваешься с людьми. Давай ка поднажмем, и я тебя до его квартиры провожу.
-Давай ка сынок помоги коли можешь, а тебя отблагодарю – медком деревенским угощу. Дома и жену, и детей попотчуешь. Небось потеряли уже? Ты уж прости меня старую.
-Да бросьте вы ей Богу причитать. Раз взялся за гуж, то не говори, что не дюж. Тут идти минут десять. А дома найду, что сказать. Мы с Вятки ребята хватки.
Пока они шли от вокзала до нужного дома несколько человек поздоровались с мужчиной и шутливо спросили: « Что Витек? Шел на работу, да гостей встретил?»
- Нет, это к Николаю из печного отделения теща приехала. Адрес не знает, вот решил проводить.
- Проводи. Вот обрадуется теще с утра пораньше! Получше ледяного душа будет – сказал кто-то из них, рассмеявшись.
Встретили Зинаиду Степановну с радостью и удивлением.
-Мама! Ты почему телеграмму не отправила? – плача и обнимая мать, спросила дочь.
- Да не смогла. Погода плохая была. Распутица началась, дорогу размыло. Только вдаль на почту и ходить. Вы лучше спасибо моему благодетелю спасибо скажите. Кабы не он, то я бы наверняка заплутала. Ну, ка, дочка, дай банку чистую. Я ему медок обещала. За доброту его и большее полагается. Ну, так это вы сами решайте, как отблагодарить. А я же чем могу.
Мужчина, застеснявшись негромко ответил:
- Не надо мне ничего. Может и моей матери, кто ни будь так же, поможет?
Бабка подала ему в сильные руки банку с медом и сказала: «Дай Бог тебе и семье твоей здоровья! До конца жизни не забуду!»
На том они расстались – Зинаида Степановна и незнакомый ей человек с добрым сердцем.
Время течет неумолимо быстро. Уже почти пятьдесят лет минуло с того дня.
Недавно шел на утреннюю электричку, чтобы съездить за грибами в лес. Раньше люди ехали туда толпами. В вагоны трудно было протиснуться, и там можно было встретить многих знакомых, с которыми не получалось увидеться. То мешает занятость делами, то еще что-то другое. А тут иду и увидел лишь пару человек спешащих на работу, да одного с работы. Ни одного знакомого лица.
Многое поменялось в жизни людей и города. Что-то стало лучше, а что-то наперекосяк. Многих людей приехавших сюда молодыми в поисках лучшей доли уже не стало. Молодое поколение живет другими ценностями и планами. Как говорится – выйдешь на улицу, а поговорить не с кем. Самоудовлетворенность и чванливость породили цинизм и безразличие, которые, как ржа разъели души многих людей. Новое время дало ход новым поговоркам и фразам. Например «Обмани прохожего, на себя похожего» или «Это не мои проблемы» и тому подобным. Может потому в жизни нашей многое не так хорошо и получается, что забыли главное – «Помоги ближнему своему!..»
---------
Свидетельство о публикации №220092001033