Ход конем

  Расстояние до училища составляло сто пятьдесят семь километров:  124 км – поездом и 33 км – автобусом. Одним словом, Сережа добрался быстро.

  Состоялась встреча с директором училища Гусевым Александром Александровичем. Это был мужчина средних лет, высокого роста, блондин с голубыми глазами. Здоровый вид и приветливый взгляд просматривались в этом человеке.
  --Слушаю вас, - произнес он.
  -  Я по вашему объявлению – только паспорт не успел получить, а сам подает справку с места работы.
  -  Да ведь паспорта и не нужно – много молодежи поступает учиться из города, а всем выдаем единый документ: билет учащегося. А поступок ваш одобряю! Целинные земли очень ждут механизаторов сельского хозяйства. Зачисляю вас во вторую группу. После окончания училища ваша группа будет направлена на работу в Алтайский край. Занятия начинаются с 1-го января 1962 года. Прошу приехать дня за три до начала занятий, чтобы определиться с общежитием – не хватает мест: расселяем по частным квартирам в деревнях. А сейчас напишите заявление о приеме на учебу. На этом разговор между ними закончился.

  В запасе у Сережи было еще две недели свободного времени. Он вернулся в Вологду, чтобы забрать чемоданчик с вещами, а заодно поблагодарить добрых людей, приютивших в трудную минуту. В школе-интернате директору доложил:
  -  Антон Павлович, с паспортом в райцентре у меня ничего не получилось. /Дорогой читатель, заповедь – не врать: не всегда можно соблюсти, как от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Жизнью доказано/.
  -  Сожалею, - ответил он. – Я сделал все, что мог.
  -  Да, я понимаю. Спасибо вам за поддержку. Но я ведь, Антон Павлович поступил учиться в училище механизации.
  -  Я рад за вас, -  сказал директор. -  Желаю удачи! На дружеских нотках они расстались.
  Конечно, Сережа поблагодарил своих хозяев: Николая Васильевича и Зою Ивановну за оказанный приют. Прощай, гостеприимная кочегарка!

***

  Как и договорились с директором, в училище Сережа прибыл за три дня до начала занятий. Для проживания завхоз предложила комнату на четверых курсантов в частном доме деревни Сухово. Хозяева дома были людьми преклонного возраста. С клопами жили в дружбе. Зато наши тела за ночь клопы изъели так, что вряд ли узнала бы свое чадо родная мать.

Дела с квартирой плохи,
Забудь порядок и уют,
В избах клопы и блохи
Заснуть минуты не дают.

  На второй день Сережа с пареньком Валей Завитовым нашли квартиру в четырехстах метрах от училища – вполне удачная находка. Жилищные условия их устраивали. В доме тишь да гладь – мать с дочерью и главное не водились паразиты, кровососущие насекомые. На этой квартире ребята прожили до окончания учебы.

  В то время это училище было одно из значимых училищ страны. Обучалось десять групп, в каждой по 30 учеников. Шесть групп составляли учащиеся по направлению колхозов, четыре группы по свободному набору – для работы на целине. Профессия единая – водитель «стального коня» в сельском хозяйстве.

  Программа для изучения была обширная. В течение года ребята должны были освоить чертову дюжину предметов: политзанятия, основы агрономии, чтение чертежей, тракторы, основы ремонтного дела, механизация животноводства, сельхозмашины, комбайны, электрооборудование, слесарное дело и производственную практику. Поэтому курсанты ежедневно были заняты учебой по восемь часов в день.

  Училище имело богатейшую базу для учебы: превосходная оснащенность кабинетов, опытные преподаватели, боксы с качественной техникой. Каждые пять учеников имели для практических навыков трактор, комбайн, другие сельхозмашины. Училище имело свое подсобное хозяйство с угодьями земли. При обработке почвы курсанты приобретали практические навыки и плюс добавка на стол в столовую продукта, выращенного на поле.

  В училище был строгий порядок. Курсанты носили одежду единого фасона: брюки, гимнастерку с поясным ремнем, пряжкой которого служила бляха; ботинки, фуражку – все черного цвета. На фуражку прикреплялся значок с изображением молотка, скрещенного с гаечным ключом, наложенным на гусеничный трактор и симметрично расположенных снопов колосьев.

  Форма дисциплинировала ребят – соблюдался порядок поведения. В каждое утро проводилась линейка – строй в шеренгу перед училищем. Директор училища начинал с приветствия:
  -  Здравствуйте, товарищи курсанты!
  -  Здравия желаем, товарищ директор! – отвечали они.
  Затем директор обходил строй и сообщал курсантам о делах текущего дня. При таком порядке поведения курсанты видели в руководителе училища откровенность, добросовестность, правильность его работы – им оставалось честно выполнять свои обязанности.
  Благодаря форме местное население называло учащихся – курсантами. Уважительно относились к ним девушки – многие из них приобрели из этой гвардии своих мужей.

  Много лет спустя Сережа увидел в одном из училищ подобную линейку. Шеренга учеников скорее была похожа на толпу каких-то бандитов – учащиеся формы не носили, порядок поведения был иной.

  В первую неделю занятий в группе, где учился Сережа, избрали актив группы: старосту, физорга, культорга, комсорга.
  Старостой был избран Федор Звягин – молодой человек крупного телосложения и старший по возрасту в группе – 30 лет возрастной зрелости, несомненно, подходил на эту должность.
  Физоргом избрали паренька со спортивными данными – Леву Безуглова.
  Культоргом был избран Валентин Завитов – сосед  Сережи по квартире. Это была незаурядная личность. Он обладал невероятным талантом. Одним словом, Сергею повезло с соседом. В училище Валентин поступил после срочной службы в армии. Валя обладал абсолютным музыкальным слухом – играл на гитаре, баяне, аккордеоне. Владел вокальным искусством – превосходно пел. Мастер танцевального искусства – красиво исполнял классические, бальные и народные танцы.

  Валентин вел в училище три кружка: музыкальный, вокальный и танцевальный. Танцевальный кружок посещал и Сережа. В дальнейшем ему эта наука пригодилась – «покорять девичьи сердца». Чувство благодарности выражал Сережа Вале не раз за эту науку.
  Успех соответствовал ожиданиям. Валя организовал коллектив художественной самодеятельности. Проводились концертные выступления, в которых выступал и сам Завитов. Бывали вечера, когда Валентин единолично устраивал концерт, наподобие бенефиса, но он проводился бесплатно. Концерты посещало и местное население. В каждые выходные дни училище проводило танцевальные вечера. Танцы посещала сельская молодежь и, конечно, девушки.

«Какая ж песня без баяна?
Какая ж зорька без росы?
Какая Марья без Ивана?
Какая Волга без Руси…»

  Как точно подобрал слова Олег Анофриев. Разве можно забыть подобные вечера в 20-т лет?
  Кроме всего этого Воля прекрасно рисовал. Как-то директору училища захотелось заиметь картину В.М.Васенцова «Богатыри». На картине, как мы помним, изображены три богатыря: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович – главные герои русских былин. И вот с журнального листка Валентин скопировал в естественный размер картину красками так, что от подлинника отличить было трудно. Картина висела в актовом зале. Таким был паренек, Валя Завитов.

  Теперь напрашивается вопрос: а почему с таким талантом Валя приехал учиться тракторному делу? Ответ очень прост: несколько месяцев он отработал зав. сельским клубом за мизерную зарплату, что коту на прокорм не хватит.
  Комсоргом группы был избран Сережа Климов – слуга отряда молодых строителей коммунизма.

  В училище имелась приличная библиотека и спортивные секции. В секции по тяжелой атлетике занимался Сережа: достиг неплохих результатов, а также играл в футбол, принимал участие в легкой атлетике. Здесь впервые у него был выявлен высокий уровень скорости бега на коротких дистанциях, особенно на стометровке, что в дальнейшем подтвердилось: в армии, а затем и на гражданке.

  Сережа считал, что 1962 год для него был самым интересным годом из всей его жизни. Выходец из деревни, где кроме тяжелого неблагодарного труда, он ничего там не видел, тем более молодежи в деревне не стало – таинственно исчезла, словно как у животных слинял кожный покров. Здесь же загруженность учебой, понимание полезности своего труда – облагораживало внутреннее душевное состояние.

  К весне  курсанты приобрели хорошие теоретические и практические знания. Умели работать на тракторах современных гусеничных: ДТ-54, ЭС-80, С-100; колесных: «Беларусь», «Кировец» и других сельхозмашин, таких как комбайны СК-3, СК-4.
  Где-то за неделю до майских праздников Сереже пришлось пережить неожиданный сюрприз. Вызывает к себе в кабинет директор училища и говорит: Вот, Сергей, пришло письмо по поводу тебя от председателя колхоза. Прочти».

  Кстати, председателем колхоза был другой председатель – Шивдяков Н.С. В письме было написано о том, что товарищ Климов С.А. сбежал с нашего колхоза,  мы узнали, что он учится у вас. Просим вернуть в наш колхоз – специалисты нам нужны.
  -  Что ответим на данный запрос? – спросил директор.
  -  В свой колхоз возврата не будет, - ответил Сережа.
  Во-первых, труд тракториста там оплачивается по принципу: пей вода и ешь вода – какать не будешь никогда, во-вторых, земли в данном колхозе он знал не понаслышке: ему приходилось работать помощником тракториста – это поля карликовые с крутыми склонами и сплошными подземными камнями – не работа, а одна маята. Хотел Сергей работать на полях степных просторов, где принесет пользу государству и сам заработает.

  Чтобы себя подстраховать Александр Александрович написал ответ следующего содержания: «В ваш колхоз не имеет желания возвращаться. Климов учится в группе свободного набора и будет работать по окончании училища в полях целинных и залежных земель. С моей стороны законность соблюдена – постановление правительства.

Директор училища Гусев А.А.

  Больше Сергея никто никогда не трогал по этому поводу: статус беглеца был исчерпан.

2017


Рецензии