Письмо 10. Дороги, которые мы выбираем

Александр  Голубов
Письмо датировано 07.10.2016

Пособие по безработице мне назначили $156 в неделю, что было сносно по тем временам, но только на три с половиной месяца, ибо я проработал неполный год.  Тем не менее, я был рад отдохнуть от такой работы, которая за короткий срок высосала из меня все соки, что я успел нагулять в Германии.  Я даже умудрялся посылать деньги домой с пособия в этот период.  Но когда его перестали платить мне, то я обнаружил, что мои нехитрые сбережения стали таять довольно быстро.  Ещё через пару месяцев оказалось, что я смогу протянуть ещё три-четыре месяца в таком режиме, а что потом, одному Богу известно. 

И я потерял сон, думая о своём положении, но никакого выхода не находилось.  Работать физически я не мог.  Рука ещё долго беспокоила меня, несколько лет, да и сейчас ещё нет-нет да и даст себя знать.  А для любой другой работы у меня не было ни языка, ни навыков.  Я хорошо понимал, что хозяин квартиры, которую я снимал не будет держать меня и лишнего дня, как только я не смогу заплатить за неё.  И мне не представлялось ничего впереди, кроме Калифорнии, где тепло и можно спать под открытым небом.  Такая перспектива изводит и отравляет существование больше чего-либо известного мне до сих пор, ибо висит над тобой, как Дамоклов меч.

Тут-то я и вспомнил про свой диплом и образование.  Собираясь на Запад я даже не взял его с собой, чтобы не вызывать лишних подозрений на границе.  Да и не думал работать здесь инженером, ибо не считал себя уже таковым после многолетнего сидения в НИИ.  Попросил жену прислать его мне, что она и сделала, вложив его в какую-то книжонку.  У моего старика инженера нашлись два старых добротных справочника по техническим наукам, по которым можно было концентрированно освежать знания без лишнего словоблудия и я начал почитывать один из них ещё без ясной цели.  Одно мне уже было ясно, что здесь надо работать головой, а не руками...

Помощь пришла неожиданно откуда я её совсем не ждал.  Однажды мне кто-то позвонил в дверь.  Это оказалась женщина из какого-то учреждения, которое получило грант для помощи беженцам и она разыскивала таковых, которым они могли бы помочь.  Мой адрес она раздобыла в бюро по трудоустройству, где я был зарегистрирован.  Она предложила мне придти на интервью в офис на следующий день, что я и сделал.  Рассказал им свою историю, ответил на вопросы.  А помощником у неё был какой-то вьетнамец, который недолго думая предложил: -Давай пошлём его на курсы водителя грузовиков... 

Но женщина подумала и говорит: -Нет, надо так ему помочь, чтобы ему в дальнейшем пригодилось его образование.  И решили они послать меня в местный колледж на трёхмесячные курсы компьютерных чертёжников - AutoCAD.  Позвонили туда, оказалось, что занятия уже начались, но ещё не поздно и мне присоединиться.  Что я и сделал.

Я ухватился за эту подвернувшуюся возможность, как утопающий хватается за соломинку!  Компьютеров я до тех пор и в глаза не видал, но подумал, что не боги ведь горшки обжигают!  Пришёл я в первый раз на третье занятие, кажется.  Соседом у меня по парте оказался опять какой-то молодой вьетнамец, который учился в университете, а в колледже брал дополнительные классы.  Я сижу и боюсь притронуться к компьютеру, нажать не ту кнопку.  Всё время прошу вьетнамца мне помочь.  Через некоторое время он начал на меня поглядывать с сомнением и чувством превосходства.  Слава Богу, в конце занятия нам объяснили, что мы можем практиковаться на компьютерах на лабораторных занятиях, которые доступны в любой день вечером.  Я понял, что это мой шанс и не пропустил ни одного дня, чтобы не попрактиковаться в лаборатории, изводя лаборантов своими вопросами.  Это дало свои плоды.  Когда у нас начались практические занятия, по результатам которых мы должны были сдавать практические работы для оценки, я заметил, что мой вьетнамец куда-то исчез и так и не появился до окончания курса.  Я же сдал все практические работы на отлично, а общий выпускной экзамен на четыре с плюсом.  Причём, я закончил свои ответы первым!  Мог бы и не спешить...


Деньги у меня таяли и я поделился своими бедами с одним молодым хохлом, который тут же посоветовал мне обратиться за велфаром.  Я колебался, говоря, что могу ещё протянуть месяц-другой, но он настаивал обращаться немедленно, говоря, что там волокита и пока рассмотрят твоё дело, всё будет в самый раз. 

Я так и поступил.  Вызвали меня на интервью довольно быстро, через пару дней, кажется.  А ещё через день мне позвонили и попросили зайти.  Я пришёл и мне протягивают пачку фудстемпов, говоря, что это на первое время, до тех пор, пока рассмотрят ваше дело.  Но я не смог их взять и отказался, говоря, что пока ещё у меня есть немного денег, я уже ищу работу и надеюсь найти.  А если не найду, тогда и обращусь за помощью.  Это было моё последнее свидание с этим учреждением.  Я всегда знал, что велфар это капкан, который затягивает людей.  Они начинают бояться потерять льготы, которые им дают, начинают ловчить, подрабатывать за наличные, чтобы не платить налоги и, чтобы не снизили льготы.  И всё это кончается плачевно.  Человек деградирует, сам того не замечая.


Через две недели после окончания курсов я нашёл работу в маленькой инженерной фирме, где хозяин в первый же день моей работы решил устроить мне экзамен, дав для решения несколько инженерных задач, помня, что я был инженером.  Я просидел над ними чуть ли не целый день и как-то решил.  Проверяя их, он усомнился в одном ответе задачи на определение момента инерции тела, которую я решил просто, использовав свойство симметрии этого тела.  Он решил показать мне, как надо решать такие задачи и получил другой ответ.  Чтобы узнать, кто же из нас прав, он ввёл эту задачу в компьютер, где была программа для решения подобных задач и компьютер выдал мой ответ!  В общем, он за меня уцепился, ибо иметь инженера по цене чертёжника показалось ему делом выгодным.  Как я узнал потом, он оказался еврейцем и всё стращал меня историями, как где-то в Техасе русского инженера держат чуть ли не в подвале и платят ему $5 то ли в час, то ли в день.  Мне он платил не намного больше, не то шесть с полтиной, не то семь, уже не помню...      

Но соки из меня он попил тоже так, что не прошло и года, как я взвыл волком и отказался работать дополнительные часы, демонстративно выключая свой компьютер и уходя домой по окончании рабочего дня, хотя принято было сидеть за работой пока шеф сидит.  Собственно, повторилась та же история, что и с подсобником каменщика...

А забегая вперёд, можно сказать, что и моя последняя работа инженером в государственном департменте тоже закончилась похоже.  Пока ты способен что-то отдавать, за тебя держатся, как только ты перестал быть способным на это, ты становишься никому не нужным.  Многие люди смекают это вовремя, но не я.  Слава Богу, у меня уже была возможность позволить себе быть независимым, когда вопрос стал ребром на моей последней работе и я предпочёл "выйти на пенсию" вместо того, чтобы подчиниться решению, с которым был несогласен... 

Фактически, это означало просто уволиться с работы и жить на ту частную, личную пенсию, которую ты успел заработать в этой компании.  Это разрешалось по достижении 55 лет, что я и сделал.  Понятное дело, что за 10 лет, которые я успел проработать в Dept. of Roads, я не мог заработать большую пенсию.  Тем более, что приличные деньги я получал только последние пять-шесть лет.  Но я, как всё равно чувствовал, что долго мне везти не может и поэтому экономил, как мог, откладывая деньги на "чёрный день”. 
Что и позволило мне жить на свои ещё почти восемь лет до получения "ранней" пенсии по возрасту.  Ибо работать я уже был не способен.  У меня развилось стойкое отвращение к любой работе после стольких лет постоянного напряжения всех своих сил здесь.  Я отдыхаю и не могу отдохнуть.  Америка высосала из меня все соки, выжала всё, на что я был способен, как она делает это с каждым, который попадает сюда.  Поэтому, у меня, конечно, двойственное отношение к ней...
Здесь есть много хорошего, но, чтобы выжить и пользоваться этим, ты должен продать душу дьяволу, образно говоря.  То бишь, выражение о бесплатном сыре в мышеловке весьма подходит Америке...    

Но, ведь, у вас сейчас всё то же самое, если не хуже!...  Вот, и получается, что мы все пришли к одному и тому же, хотя и разными путями.  Я никогда не усомнился в том, что в Москве я бы не выжил.  Поэтому, мой путь оказался для меня единственной альтернативой и я не могу о нём сожалеть.  Мне было здесь интересно, в отличие от жизни в Москве в последние годы; интересно было, хотя и трудно, жить.  Пришлось напрячь все силы, чтобы не пропасть...
Ну, а сейчас это, наверное, чисто старческое снижение интереса ко всему…

Продолжение  следует...


Рецензии