Глава 5. студенческие строительные

СТУДЕЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
   Юмор-юмором, триумфы-триумфами, но пора всерьез браться за диплом… Я отложил на время репетиции, концерты, прочие дела и засел за итоговую работу своего учения. Чертил, считал, писал, ходил в институт на консультации. Еще раз сьездил в Омутнинск, где начальство завода написало мне хороший отзыв о практике. Мой руководитель Вячеслав Васильевич также написал положительную рецензию на мои изыскания, заметив, что исследования и мои выводы позволяют практически улучшить электроснабжение орденоносного завода!..
С волнением мы ждали дня защиты-20 июня...
Впервые в жизни я решил на всякий случай сбрить усы, так как ходили упорные слухи, что председатель ГЭК Пинегин терпеть не может бородатых. А вдруг это касается и усов?!
И еще меня, как назло, часто печатают в областной газете. Я еще давно отнес стихи, а сегодня опубликовали мою "Высоту"...
Место действия - самая большая аудитория Б-209, где мы записывали всем потоком лекции по теоретическим основам электротехники, истории КПСС или электрическим системам, курс, который перед каждой лекцией производственник Виктор Алексеевич Алешин всегда начинал с анекдота. Например.
В избу вбегает взволнованный ординарец Петька:
Василий Иванович! В лесу - белые!!!
Чапаев, переставляя на карте картошку:
Отстань, Петька, не до грибов сейчас!..
И мы схорошим настроением внимали очередным премудростям...
   Но сегодня- не до анекдотов! Диплом - итог пяти лет напряженной работы над собой, обстоятельствами, временем и пространством!
Началось!
Я развешиваю свои чертежи и схемы. Солидно - десять ватманов, по чертежу на каждого члена комиссии, что сидят за столами перед первым рядом. Из президиума мне  подмигивает новый декан Давид Львович Шварцблат: дескать, не робей!
Улыбается ослепительной улыбкой Галина Васильевна Рязанцева, ободряя. Но у наших лишь совещательные голоса. С ужасом замечаю на сукне возле председателя свежий номер газеты ... Говорят, он не любит всяких артистов и поэтов...Я попал!..
...Тем не менее, приступаю. Громко и четко излагаю суть работы. Спецы-профессионалы и профессура внимательны.  Еще свеженькие, поэтому вникают... Пошли допвопросы. Отвечаю. Поблагодарив, меня быстро отпускают. Лицо председателя недоступно считыванию... А вдруг шируется и завалит?! Как Караваев!
Выхожу, сняв чертежи и освободив место для следующего дипломника. Через несколько часов узнаем результаты: очники защитились все, а из заочников трое отложены на год...

Ура! Что бы ни поставили-неважно! Главное- хорошо, что сбрил усы!
Как оказалось, оценили мой диплом как хороший!..
Ну и хорошо!
Прощай, КПИ!..
В этот вечер в общежитии шла гульба! Хорошо, что я теперь живу на четвертом этаже и в самом дальнем закутке!..
Утром, когда мои одногруппники еще после вчерашнего и головы от казенных подушек со штампом "КПИ" не могли приподнять, я уже спешил... на работу!
Да-да, меня еще весной пригласили поработать летом в областном штабе студенческих строительных отрядов. А возглавил новое руководство этой организации молодой преподаватель Николай Липатников, его заместителем под названием " комиссар" стал Володя Семенов. Оба они меня прекрасно знали по концертам, публикациям и по прежней работе в студенческих отрядах... С этого дня я- инструктор областного штаба ССО при обкоме комсомола. Штаб наш находится в самом центре, в здании обкома ВЛКСМ и Горкома партии. В штабе многолюдно. Привезли форму,оговаривают какие-то контракты с приезжими заказчиками, оформляют бумаги. В общем, штаб он и есть штаб, хоть у нас, хоть в Африке! Меня дружелюбно встречают. Язнакомлюсь с  работниками, среди которых замечательный парень и классный фотокор Саша Пантюхин. Володя Семенов защитился уже давно, неделю назад, поэтому в курсе дел: закончить формирование отрядов, провести торжественное шествие и отправить студстроевцев  в командировки до осени. Кто едет в Кировскую область, кто в Марийскую республику, а легендарный и самый удачливый командир  Вася Жуков уже ждет своих бойцов на обьектах в Якутии!
Тут же включаюсь в кипучую деятельность- бегу, звоню по телефону, с кем-то договариваюсь. Одновременно пишу стихи и статьи для агитплаката нового сезона...
Работать здесь мне предстоит до 31 июля, так как 1 августа я уже должен выйти на работу как молодой специалист, согласно распределению.
   Распределение уже состоялось. Из 50 финалистов, тех, кто докарабкался до сияющих вершин, с учетом замен по ходу движения, когда вместо сорвавшихся в ущелье" альпинистов "к нам присоединялись новые, у меня - пятый балл. У моего друга Саши Локтина- первый! И оба мы хотим в Мурманск! Я так давно мечтал о диком Севере, о беспокойном океане!.. И Локтин мечтал, даже финский язык учил, ведь Суоми рядом с заветным Мурманском. Говорю им с Надей, чтоб ехали в Карелию или в Пермь,Чистополь- там жилье дадут, а у них уже ребенок! Как жить в общежитии, которое предлагают в Мурманске?! Это убедило практичную Надю, которая родила дочь на третьем курсе так стремительно, что отсутствовала на занятиях всего две недели... Потом она родит счастливому отцу-полиглоту еще троих Локтиных!..
К тому же, в Мурманске всего одна должность инженера в проектном институте, а их двое!..
Все, убедил, и они едут в Рязань, на завод, где молодых специалистов обеспечивают сразу двумя ставками и в перспективе квартира! А я распределен в край непуганых альбатросов и  белых медведей, которые столь симпатичны и грациозно позируют на обертках конфет "Мишка на Севере"!..
Почти рядом со мной, в Архангельске, будут трудиться инженерами Володя Русов, Саша Шабалин и Шурик Бушуев...
   29 июня в ресторане гостиницы "Вятка", что на Октябрьском проспекте, мы провели наш выпускной. Гремела музыка из серии "Дискотека 70-х", звучали тосты, смех, никто не рыдал, прощаясь с товарищами, девушками и преподавателями. Я потанцевал во второй раз с Валей Бачериковой(первый был осенью 1969 года), опередив конкурентов-Женьку и  Виноградова, выдал пару тостов. Мы с ребятами договорились встретиться здесь же 29 июня 1984 года, то есть, ровно через 10 лет. Увы и ах! Ни через 10, ни через 20,30,40 мне приехать в Вятку лично мне не удалось. Может, на 50 лет подскочу?!..
После ресторана мы гуляли по городу. Прошли мимо памятника Кирову, кинотеатра " Алые паруса", где столько раз смеялись над новыми сериями мультсериала "Ну, погоди!", мимо своей Альма матер. Дошли до высокого берега Вятки, где на днях я со стройотрядовцами открывал обелиск в честь павших советских воинов.
И так же, как и в тот день, при горящем вечном огне я прочел ребятам:
" Здесь как будто притихло Время,
Ветер лишь непокрытые волосы рвет,
Здесь в молчаньи мы вместе с теми,
Кто подняться не сможет, сюда не придет!"...
... Постепенно наша компания уменьшалась- кто-то тихо исчез, Вову Зыкова увела жена. Я тоже в тот вечер был не один, а с Адэлей. Наш красавец и отличник Коля Седых пытался было закинуть удочку и увлечь девушку разговорами о рыбалке, но... Чуткое сердце девушки предпочло истинную поэзию...
   Больше я с большинством наших ребят не встречался, но в памяти сердца все они живут молодыми, полными сил и надежд на счастливую жизнь!..

...Вскоре состоялось шествие бойцов ССО в честь открытия нового созидательного сезона великих и скромных строек.
Построение и мини-митинг состоялись на площади, у памятника вождю, завещавшему трижды учиться.
Речь командира Липатникова, пара слов комсомольского секретаря Кировского обкома и мы двинулись в сторону реки. Там был воздвигнут новый монумент в честь памяти воинов Великой Отечественной. Там уже находился военный оркестр, ветераны, пинеры, горожане. Короткая церемония, зажжение Вечного огня. Вел церемонию наш комиссар Володя Семенов. И вот он предоставляет слово мне. Торжетвенная тишина, торжественный момент. И я читаю свое:
"Серый камень молчит
И глядит с высоты...
И скорбит вместе с нами,
С нами...
Здесь зимою цветы,
И весною цветы..."
У меня даже от волнения и ощущения особой атмосферы чуть не выступили слезы...
Красиво было,человечно...
   Я с жаром окунулся в работу штаба.
Часто выезжал в разные районы области: Свечинский, Оричевский, Кирово-Чепецкий, Яранский, Советский и прочие.
Кстати, проезжая в Йошкар-Олу на слет стройотрядов Марийской АССР( ныне Мари Эл) из Яранска, я и увидел в деревне Знаменка тот самый дом, где мы жили, когда мне было меньше четырех лет!..
В каждой командировке я узнавал о насущных проблемах конкретного отряда, чем можно помочь, выступал с концертом, писал статью в местную газету и в областные "Комсомольское племя" и "Кировская правда"... В этих газетах меня уже знали, так как я печатался там с 1972 года. В молодежной газете меня опекала добрейшая  Светлана Шешина. Там же работали художница Татьяна Дедова и фотокор Анатолий Зирин... Мы с ними подружились.
И опять- знак судьбы. Через много лет, году так в 2004, то есть, через 30 лет мы встретились с Дедовой и Анатолием в доме...  моего деда!!!
Оказывается, они вышли на пенсию и искали место для тихой деревенской жизни. Приехали в Истобенск- там две дивные старинные церкви. Гуляли они по окрестностям, а они очень живописны, и дождь застал именно в нашей деревне... Местные жители- наша Нюра Лялина!- подсказали,что продается красивый дом...
Дальше - ремонт, реконструкция, переезд. Но основной облик дома деда и его внутренность - остались.прежними. Когда мы вошли с сыном, дядей Васей и Инной в дом, я чуть не вскрикнул, увидев знакомый деревянный диван, мою печь, старинные зеркала... Сохранилась и железная кровать на чердаке...
Спасибо, милые друзья за то,что сберегли все это!..

   В молодежке я даже стал победителем областного конкурса на лучший материал о бойцах строительных отрядов...
В некоторые командировки выезжал со мной и... Дима Вардосанидзе, если его отпускали Люся из столовой или Людочка с пышной косой.
Мы с ним, на основе репертуара театра миниатюр подготовили комическую программу и заодно с решение проблем отряда, поднимали боевой дух бойцов.
Кто-то из них протягивал ЛЭП( линия электропередач), помните:
"И ведем мы ее с ребятами
По таежным дебрям глухим..."
И пусть это зачастую была не ЛЭП-500( "непростая линия!"), а 35, 10 или даже 0,4 КВ, но польза этих студенческих  усилий была огромная.
Кто-то воздвигал свинарник или коровник, кто-то строил новую школу.

   В такие моменты я часто вспоминал и свои десанты в качестве бойца отрядов "Энергия"...

   ...Окончен второй курс. Мы с Володей Кочкиным по большому знакомству с четверокурсником Николаем Ивановичем(именно так он просил себя называть!) попадаем в отряд под руководством Александра Щербакова. Место дислокации отряда "Энергия"- Подосиновский район, север области. Болота, грязь, хляби. Трактор то и дело падает в глубокие ямы, затем, напрягаясь из последних лошадиных сил, выбирается оттуда. Нас - 14 человек.
Как раз песня о именно таком количестве студентов станет гимном отряда:
"А может больше? А может меньше?
Но любит точность
Наш пунктуальный век.
Вот почему поселили мы в песенку
Четырнадцать человек!"
С нами до нужного села, являющегося центром колхоза, добираются несколько местных девушек. Одна из них, самая яркая, выросшая на молочке среди полей и лесов, Валя- смеется и улыбается мне...
Тронутый вниманием,уступаю молодой крестьянке свое место. Валя садится, одарив меня многообещающим взглядом...Только тут я понимаю, что совершил непростительную ошибку: девушка оказывается рядом с Володей Кочкиным... Они сразу начинают беседу...
   Мы с Вовой попадаем в бригаду Николая Ивановича.С нами еще и молодой Коля... Мы устанавливаем в этом селе и дальше опоры линии 0,4 КВ. Делается это так, как я вскоре описал в стихотворении
 " Лэповская жизнь":
"По лесам,по полям
Мчит машина -буроям,
Слышно мощное урчанье
Всем окрестным деревням..."
В общем, по заранее намеченной трассе будущей линии, обозначенной колышками, мы идем вместе с буроямом-машиной, оборудованной буром и краном. Бур бурит яму нужной глубины, например, два метра. Мы подцепляем к крану уже заранее привезенную сюда опору с бетонным пасынком и ставим в эту яму. Засыпаем вынутым грунтом,трамбуем и идем к следующему колышку.  Зачастую к опоре пасынок из бетона не прикреплен, тогда нужно соединить их витками специальной железной проволоки, диаметром 6-8 милимметров, прикрутить ломами намертво в двух местах. Это значительно тормозит процесс установки опор.
"Пять минут- готова штука!
Бабы ахают : "Делаа!"
Мужичок, что руки в брюках,
Пыхнул трубкой: " Жисть пошла..."
   В день мы обычно устанавливали по 60-80 "свечек", рекорд- 150!
Угловые опоры, в виде заглавной буквы "А", анкера, устанавливать сложнее и дольше, но принцип такой же. Это тебе не целый день, как я в совхозе, кидать земельку лопатой ради одной опоры!..
В эти деревянные опоры уже вкручены стальные крюки. Потом другие  ребята или мы же, накручивают на крюки изоляторы. Затем специальный трактор едет по улице с барабаном алюминиевого провода, сечением 10,16 или 25 мм кв, разматывая его. Затем бригада поднимает воздушку на опоры. Потом надо привязать специальными вязами провод к изоляторам. Дальше- сделать отводы в дома колхозников. Выполнить заземления. Подключить сеть к подстанции, а в домах поставить предохранители, счетчики, провести внутрянку...
Поразительно: Советской власти больше полусотни лет, а свет до людей только доходит!
(А ныне, в 2020, не везде еще есть природный газ, которым мы щедро снабжаем Европу и разнае страны!)
Короче, всем этим мы и занимались с восьми утра до десяти вечера. Перерыв на обед два часа.
Живем в деревянном здании школы. Питаемся в помещении колхозной столовой, неподалеку. Готовит колхозница, изредка помогает ей наша единственная девушка-медик Светочка...А в остальное время наша красавица атарается стать еще краше: полирует ноготочки, утончает брови и т.п.
 В колхозе есть клуб. Туда наши иногда ходят на танцы. Например, Вова Кочкин. Возвращается он поздно ночью, а днем постоянно зевает... Конечно, такие нагрузки!
Все-таки место уступить женщине вовремя- святое дело!..
   А я клуб посетил дважды.
Первый раз, когда приехали с концертом артисты Кировской филармонии.
И во второй, когда мы отрядом давали прощальный  концерт.
Ха-ха, вот и дали мы там джазу! Пели, плясали, шутили и показывали фокусы. В общем, половина программы на мне! Только тут многие сельчанки открыли глаза и увидели, что чумазый от глины, в кирзовых сапогах, невзрачный студентик может обернуться настоящим волшебником. Поздно, Валя!..
Никаких прощальных танцев! Я сбежал спать!..

Из самых ярких впечатлений.
Первое. Председатель колхоза, напившись, после купания в речке побежал голышом через все село домой, так как кто-то из тех колхозников, кому он не доплатил, прихватил его одежду на долгую память...
Второе. Делаем в избе одной бабуси внутрянку. Я нечаянно дергаю старые обои. И оттуда вываливается - извините за подробности деревенского быта!-такая армада тараканов, целая туча, какую я ни до ни после не видывал! Жуть полнейшая! После свержения царского режима прошло 54 года!..
Третье. Нас с оплатой ударного труда немного поднадули. Счет матча команд Молодежь-Ветераны  в сотнях примерно такой- 2:5.
Вот тебе и
" Верили в дружбу и дело которое
   Дано им одно на всех..."
Медичка Света тоже получила как "ветеран" 500 руб., хотя не лечила никаких пациентов... Квалификация, однако!..

...Но не хлебом единым жив студент!
...Лето 1972 года. Санчурский район. Село Великоречье. Наш отряд возглавляет уже наш однокашник и мой друг Серега Санников. Для солидности он отпустил себе бороду. Ему я позже посвящу стихи " Сыграй, Серега!", поскольку командир классно играет на гитаре...Половина ребят знакомы, жили и работали дружно. А по осени никакого надувательства не было, все делили  по-честному.
То лето- было одно из самых жарких в истории метеонаблюдений. Горят леса 12 областей, а мы тоже горим - на работе.
Алгоритм прежний:
"Рычагом врубает Боря,
Из стрелы ползет сверло,
Здесь стоять теперь опоре
Самой первой на село..."
   Кроме этого, производим работы по внутрянке в домах, коровниках и в свинарнике...
О свинстве расскажу отдельно. Работа там такая. Нужно в щель между бетонными плитами перекрытия вбить в потолок на века металлический якорь. Потом на него накрутить изотяторы, провести провода, а в нужных местах приделать лампочки освещения...
Сама по себе работа не из самых сложных, но...
Все же не зря их прозвали свиньями!.
И не случайно только коровий навоз, перележавший и перебродивший, используют на огородах в качестве натуральных удобрений...
А в родном доме свинюшек-свинарнике- стоит такой злой и резкий аромат, такие "изысканные парфюмы", что меня несколько раз ноги сами несли на свежий воздух, иначе бы стошнило и этой гадости там бы  прибавилось...
...Однако, мы не графья и работа была сделана вовремя и с нужным качеством. Одна молодая свинка даже дружелюбно хрюкнула на прощанье:"Ты заходи, старичок, если че..."
   К слову, о графьях. Вернее, о графах. Еще точнее, о Графовой, Лидочке. Это библиотекарша в Великоречьи. Миниатюрна, глазки-шоколадки, губки- мармеладки...Мы с ней частенько общаемся, так как библиотека находится через дорогу от нашей школы...
Говорят, ее мама прекрасно поет. Но я чаще вижу возле Лидочки ее "папу"- великовозрастного жениха с бородой Хэмингуэя... Он приходит в библиотеку так некстати, прерывая мое чтение девушке новой поэмы "Великоречье"... Там суть в том, что село, якобы назвали потому,что когда-то здесь Емельян Пугачев обратился к крестьянам с призывной речью поддержать восстание... То, что отдельные отряды смутьяна продвигались югом будущей Вятской губернии-исторический факт, все остальное- фантазия молодого студенческого поэта...

В центре района Санчурске состоялся слет отрядов из КПИ, пединститута и разных техникумов. Это был знатный, как бы сказал саксофонист Игорь Бутман, сейшен! Шли соревнования по футболу, волейболу, встречи с местными журналистами, концерт. Ну, это моя родная стихия -сцена, чем она больше, тем лучше!
Выдал наилетней эстраде по полной! Жюри наградило почетной грамотой, районная библиотека вручила мне  книгу Марии Марич( до сих пор храню!), а газета взяла стихи для публикации!!!
Иными словами, лето прошло бы прекрасно, если бы не конец августа...
   
Пришла весть из одного отряда- погиб наш одногруппник Саша Пупышев... Известие потрясло. Оно еще раз показало, что электричество - это не только друг человечества... Оно может жалить смертельно. Так было однажды в Гумбейском, когда на ЛЭП-110 попал под разряд один электромонтаюжник, осиротив семью, и вот еще жертва...
Саша Пупышев- безотказный товарищ, безобидный человек, надежный друг... И вот его нет...
После стройотряда, в начале осени, я сьездил к его родителям в городок Лальск. Поезд туда шел с того самого Кирова-2, по дороге мимо тети Сони и Лянгасов...
Отец Саши оказался таким же невысоким,ьпожилым, горбоносым, с потухшим взглядом... Мать тоже была в возрасте. Они так надеялись, что сын выучится и начнется у их семьи другая жизнь. Жили они в половине деревянного дома. Вторую половину занимала семья, чьего сына-студента Саша полез спасать на опору, когда того ударило током. Коснулся товарища и сам попал под напряжение 10 киловольт. Оба упали с высоты. Сосед остался цел и невредим, а Саши нет больше на этом свете..
Мы сходили на кладбище, там теперь навечно  Сашино место.
Соседи сюда не приходили, даже домой к родителям не заглядывали...
Увы, наши одногруппники тоже здесь не бывали...
Прощай, Саша!..
Прости, что мы не смогли тебя уберечь...

   В сентябре мы вернулись в институт, побрились и стали усиленно грызть науки- кто сопромат, а кто и фантастику- научный коммунизм!..

   ...Свои стройотрядовские стихи и статьи я приносил в редакции. Благо обе редакции областных газет нахидились прямо через дорогу от общежития. Так что к моменту прихода в штаб я уже знал здесь многих. Не только сотрудников, таких как, всегда внимательная и иногда милая Лидия Смирнова( бывшая жена моего институтского редактора Колесникова), Николай Пересторонин, Надежда Перминова. Все трое, кстати, сами отличные поэты. Надежда подарила мне свой сборник "Речка Лала"(вот откуда Лальск!) и стала в 1976 году составителем сборника " Помогать я буду всем", куда взяла мои стихи...
Но часто сюда заглядывали Кировские писатели и поэты-Тамара Николаева, руководитель литературного клуба "Молодость", Маргарита Чебышева,Павел Маракулин. Познакомился я с молодыми Людмилой Суворовой, Людой Ишутиновой. Люда Ишутинова от рождения была прикована к инвалидной коляске, жила с мамой и бабушкой в Оричах, где я часто бывал, посещая тетю Таю... Люда писала искренние,пронзительные стихи. Мы с ней много лет дружили. Затем она перебралась в Киров- посодействовали писатели- а я уехал на Север, мы переписывались. Интересно мне было творчество Фаины Столяровой, Александра Ревы, Юрия Втюрина, Павла Маракулина, Аркадия Филева и того же старинного друга Михаила Сунцова... Если Стамбул-город контрастов, по мнению одной домоуправши, то по моему убеждению, Киров - город талантов!.. Прежде тут творили Салтыков-Щедрин, Герцен, братья Васнецовы, Александр Грин, замысливал свои космеческие проекты юный Эдик Циолковский... Стало заметным в стране художественным явлением творчество Овидия Любовикова, Альберта Лиханова, Владимира Крупина. А Федор Шаляпин, Александр Ведерников, один из маршалов Победы Иван Конев!..

   ...Моя интенсивная работа в областном штабе ССО привела меня однажды на Кировскую студию телевидения. Там я в прямом эфире беседовал о досижениях наших бойцов, читал стихи и лично познакомился со старейшим драматургом Щуром и молодой поэтессой Таней Смертиной...
Пройдут годы и стихи Татьяны Смертиной будут наперебой выхватывать из ее изящных рук журналы "Новый мир", " Москва",  " Октябрь" и другие элитарные издания...
Чтобы сильно не скромничать, сообщу попутно,что вскоре и меня станут публиковать в журналах "Север", "Смена", "Карелия", "Дружба народов" и многих других, а произведения переведут на башкирский, болгарский и финский языки...
Но это так, мимоходом...

   ...Подошло 1 августа. Штаб решил,что без меня бойцам области никак  не выполнить своих грандиозных планов.
Да и кто еще зажжет их на трудовые подвии своими пламенными стихами:
"Пусть тридцать пять жары в тени,
Все тает в воздухе нагретом,
Пусть пыль и пот, в работе дни,
Но здесь - становишься Поэтом!.."
Или развеселит таким экспромтом:
"Воздух дымом и гарью пропитан,
Это битум кипит в котле!
Я тебе принесу этот битум
И оставлю его в... санузле!.."
   Поэтому, чтоб не интересовались серьезные  органы, надзирающие за распределенными молодыми специалистами, была изготовлена солидная бумага, заверенная самым высшим руководством области, что я категорически нужен штабу до...31 октября!..
И я остался служить Родине на территории Вятского края.
Командировки в стройотряды, статьи, стихи, концерты, слеты...
Пахал как вол! Не зря же в итоге меня наградили Почетной Грамотой ЦК ВЛКСМ...

    ...В это время нашего Эдуарда Васильевича пригласили работать режиссером в Кировскую областную филармонию. Это был мой излюбленный зал, где я посетил немало концертов, в том числе и Лауреатов недавно проходившего тем летом  четвертого Всероссийского конкурса артистов эстрады. Каких ярких талантов выявил этот смотр артистов !
Пародист Павел Корсуков, певицы сестры Елена и Татьяна Зайцевы, музыкальные эксцентрики Екатерина и Вячеслав Троян, оригинальный жонглер Панфиленок, неподражаемый звукоподражатель Эдуард Капилевич, изображавший парад на Красной площади, уникальный Александр Селезнев с его шпионской историей " Стоят дворцы, стоят причалы и заводские корпуса...И заводские корпуса...Могу назвать вам адреса..." ВИА " Балтийские чайки", певец Заур Тутов( с ним я также буду общаться на равных в 1999 году у кулис главного концертного зала страны- столичной гостиницы "Россия"!)...
До сих пор я храню фотографии тех концертов. Там же я видел семейный ансамбль цыган Маштаковых.
 С самим Николаем Маштаковым творческая судьба также вскоре сведет меня в столице, когда мы с сыном придем в кинотеатр "Восход" на Рязанскм проспекте по концертным делам..

   Директором филармонии был назначен тогда Соломон Борисович Сахар, жгучий брюнет... До того он руководил оркестром профтехобразования... Видякин предложил ему закупить мою пародию "Квартет". Об этом же хлопотал и Юра Карасев, конферансье- фокусник. И вот я уже в кабинете директора. Исполняю, в самом скромном виде. Принято! С этого момента я - профессиональный эстрадный автор!
 Со мной заключен договор и я получаю в кассе  оплату!
Правда, Юра мне жаловался на то, что он исполнял "Квартет" около 70 раз, но к моему успеху и близко не подошел...
Мораль: автор есть автор!..
Это как песни Михаила Ножкина( последний бой, он трудный самый!), Юрия Кукина( А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги) или, прошу прощенья, одного из фашистских мастодонтов Бормана, к кому в темных очках приезжал Макс Штирлиц, виноватс, не партайгеноссе Бормана, а журналиста, альпиниста и автора многих песен Юрия Визбора( милая моя, солнышко лесное...)...
...Попутно выяснилось, что теперь в театре миниатюр Видякин больше работать не сможет... А когда я пришел в ДК " Авангард" спросить , когда и с кем мы будем теперь репетировать, директор Сергей Николаевич, отличный человек, фронтовик пригласил меня к себе. А в кабинете находилась эффектная дама бальзаковских лет... Сразу чувствовалось,что она - артистка! Сергей Николаевич представил нас друг другу. Это была артистка филармонии, певица и чтица Идея Александровна Усова. Оказывается, она жена того самого Заслуженного артиста, которого я неоднократно видел в концертах. Его коньком был образ Ленина.
...Ленин!- просто отвечает. Ленин?!- тут и сел старик...( А. Твардовский " Ленин и печник").
Директор ДК "Авангард"(теперь в  честь нашего ДК так назвали российское супероружие!) предложил нам такой мезальянс: Идея Александровна будет режиссером Театра миниатюр, а я- художественным руководителем!.. Они оба спросили, согласен ли я? Ну что еще, кроме "Да!", я мог в таком волнении ответить?!
Бумаги оформили в два счета и мы приступили к репетициям. Половина артистов с уходом Эдуарда Васильевича тоже ушла, Кошкин уехал на новостройку в романтические дали Усть-Илима и присылал нам оттуда аудиописьма на магнитофонной бабине...
Но я привел молодое пополнение: Валеру Сунцова, Диму Вардосанидзе и трех девушек из музыкального училища. С ними я познакомился во время празднования моего дня рождения в одном из скромных ресторанов. Туда меня заманили 28 мая  мои соседи по комнате Гена и Валера,чтобы я окончательно не свихнулся от преддипломных бесконечных расчетов... В зале ресторана я сразу обратил внимание на этих красоток Люду и двух Наташ... Потанцевали, познакомились и время от времени общались то у них, в общежитии музучилища, то у нас...
Кстати, у них мы неожиданно познакмились с Геной Бузмаковым, навещавшим их сокурсницу Любочку... Гена был ответственным секретарем нашей газеты "Комсомольское племя" и, оказывается, отлично знал меня по публикациям, а тут, в приватной лирической обстановке познакомились лично.
Вскоре Гена переберется в Москву, станет функционером ЦК комсомола, а затем солидным редактором и подружится с видным писателем Владимиром Крупиным...
Но то будет потом, а сейчас милые девушки неплохо музицировали, хорошо пели и вообще...
В общем, труппа есть и мы приступили к репетициям, тем более, что командировок у меня уже почти не было...
Репетиции проходили бурно,интересно. Больше брал руль на себя я, а мой старший товарищ и друг ИдеяАлександровна вмешивалась в творческий процесс мало. Правда, пару раз она предлагала мне обсудить концепцию театра у нее дома, во время гастролей "Ильича"... Но я увиливал...
По ходу репетиций мы все сдружились. Девушки,узнав, что мне предстоит ехать в Мурманск, где я тоже хочу организовать свой театр, закричали в один голос, что тоже поедут со мной на самый край света! Тем более, что у одной из Наташ, Наташи Кочкиной под Мурманском, в Гаджиево, живут мама и сестра... Дима сказал,что тоже будет навещать нас, так как он(с моей помощью) поступил-таки учиться! В Архангельский лесотехникум. Загорелся идеей ( в прямом смысле, а не Идеей!) и Валера...
Забегая вперед, скажу, что девушки действительно приехали в Мурманск. Но обе Наталии вскоре вышли замуж и толку от них практически в плане театра не было, а Люда Неженцева, слегка повыступав, сбежала вскоре в Москву с одним женатым художником...

Так что, дорогие юноши, не доверяйтесь слепо обещаниям юных дев!..
Но это уже будет другая глава моего документального романа, посвященная жизни и борьбе за жизнь на 69 параллели...

 ...А пока пару слов о моем бывшем мучителе.
Несколько раз наши милые вахтерши передавали мне какие-то странные передачи: то два сырых яичка, то три яблока, то две морковки... Наконец, я встретился с инициатором этих знаков внимания- это была жена Пали Женя... Мы поднялись в нашу комнату, ребят не было.
 Дама вручила очередные три яичка и две репы... И со слезами на глазах рассказала, что муженек на Раковке завел шашни с какой-то очень противной медсестрой... "Раз наводит с ней хи-хи ля-ля, значит, не столь уж она и противна!"- подумал тогда я...
 Я, правда, слышал от наших Веньки и Валерки, что эта самая Женя во время строительства дома сама бегала тайком в баню наших соседей с помощником Павла, когда муж отсутствовал...
   Женя, сев так, что были хорошо видны ее полные ноги, предлагала мне отомстить разлучнице. При этом, она подсела ко мне поближе и спросила, запер ли я дверь?..
Я, отсев подальше, спросил, что она имеет в виду?
Жена Вшивика имела в виду случайный пожар, во время которого сгорит дача той самой медсестры...Мало ли для этого причин: короткое замыкание, сильная гроза...
Замысел дамочки был ясен: преступление за, извиняюсь, сомнительную сладость переспелой, а то и прокисшей, ягоды...
Я резонно заметил, что это дела семейные, и вообще, я ему не сын ни юридически, ни морально и пусть они разбираются с адюльтерами на стороне самостоятельно...
Больше мне щедрых даров не поступало...

  ... Время шло. Как и осенние дожди. Закончился очередной сезон строек. Выросли новые дома, сельские школы, зазвенели провода, неся свет и тепло.
"Встали гладкие наши деревья
После трудной работы в ряд.
Мы уедем, а людям останется
Наша линия. Линия-сад..."
Как написал я в одном из прощальных стихотворений.
Больше никогда уже я не буду носить студенческую штормовку, беззаботно распевая песни, про ЛЭП-500 или про 14 человек...
Прощай студстрой!
Прощай, Киров, город моей студенческой юности!
Я лечу в Мурманск...
(Конец 5главы. Продолжение следует)


Рецензии