Письмо 11. Дороги, которые мы выбираем

Александр  Голубов
Письмо датировано 07.12.2016


Весной, чтобы сообщить мне "пренеприятную новость" шеф пригласил меня в ресторан после рабочего дня, где после сытного ужина завёл речь о том, что у него мало заказов на этот год и придётся увольнять кое-кого через пару месяцев.  Как только я смекнул о чём идёт речь, я не смог сдержать своей радости и попросил его уволить меня побыстрее, чтобы я успел подготовиться к экзамену на инженера, до которого оставалось что-то около месяца.  На выходе из ресторана шеф не смог сдержать своего недоумения и сказал мне: -Когда я объявляю людям об их увольнении, они всегда расстраиваются и переживают. а ты радуешься.  В чём дело?...

Я как мог постарался объяснить всё разными причинами ему, но недоумение у него осталось.

А я, помнится, два дня пролежал на диване после увольнения, не вставая и просто наслаждаясь тем, что никуда не надо идти и ничего не надо делать, прежде чем я начал готовиться к экзамену.


Дело в том, что в Америке после окончания университета можно занять только начальную должность инженера, проработав на которой два года, ты получаешь право на сдачу платного экзамена "Инженерные основы", так бы я его перевёл; после которого надо проработать ещё четыре года по специальности на следующей ступеньке инженер II и после этого только ты можешь сдавать платный экзамен на "Профессионального Инженера" - PE.  После которого для тебя открыты все последующие ступени - Инженер III и т. д.  Ты также получаешь личную печать с номером, чтобы удостоверять проекты и можешь открывать свою фирму и т.д.  То есть, высшего звания, чем это, для инженера здесь нет...


Я перевёл свой диплом с помощью своего бывшего спонсора старика-инженера, а также вкладыш с дисциплинами, которые изучал и заверил всё это на кафедре Русского языка и литературы в местном университете, где работала еврейка из Чехии, которую я поначалу принял за чешку.  А также, я перевёл и заверил копию своей трудовой книжки и мне всё это зачли в стаж и допустили к сдаче экзамена.  При этом я приложил свою статью, написанную со Слепаком и Разбегиным как раз перед моим отъездом, которая была опубликована в Америке.  Здесь я её разыскал, то есть, написал в тот Колорадский университет, где она была опубликована и мне прислали весь том, в котором она была напечатана.


Ещё когда я работал в частной инженерной фирме, шеф посоветовал мне взять курс механики в университете, чтобы освежить знания и нахвататься терминов, ибо я был совсем "ржавый".  Что я и сделал.  Шеф даже посулил мне, что оплатит курс моего обучения, но когда я принёс ему бумаги, по которым мне в общей сложности надо было заплатить около $600, то шеф опамятовался и сказал, что он имел в виду только плату за курс, а не обязательные для обучения страховки и т. д.  Я больше не напоминал ему об этом, но позже его жена принесла мне чек на половину суммы за обучение.  Но я отказался его принять, говоря, что за своё обучение я заплачу сам.  Я в самом деле не хотел быть никому обязанным ничем.  Хватало уже того, что шеф отпускал с работы на лекции меня и ещё жену своего другого инженера, естественно, не платя за это время отсутствия на работе.


Но свободного времени у меня не оставалось, ибо каждую неделю нам задавали по дюжине задач на дом, за которыми приходилось просиживать свободные от работы дни и вечера.  Помнится, однажды наш молодой и способный преподаватель тайванец, к.т.н., по-нашему, которого на следующий год пригласили в Вашингтонский университет из нашей захолустной Небраски, объявил нам за день до сдачи, что не будет с нас требовать одну из задач, которые он нам задал, потому что он сам не смог решить её.  А у меня она уже была решена.  Я показал ему её на следующий день и он согласился с моим решением.  В общем, я сдал этот курс, в который входили элементы теоретической механики, сопротивления материалов и строительной механики на четыре с плюсом, опять ответив первым на все вопросы, что было и для меня самого удивительным, всё-таки, язык то мне не родной и не сказать, чтобы любимый!  У меня больше лежала душа к немецкому, но если надо, значит, надо, выбора не оставалось...


Так что, восьмичасовой экзамен "Инженерные основы" я сдал довольно легко, в котором надо было ответить на 120-140 вопросов в первой части и на 70 более сложных вопросов во второй.  Помнится, что в первой части я не успел ответить на двадцать последних вопросов, когда объявили об окончании времени и пошли по рядам отбирать бумаги.  Но пока подошли ко мне я успел наобум отметить какие-то ответы на все оставшиеся вопросы, даже не читая их.

Интересный случай произошёл в этот день рано утром, когда я шёл на экзамен.  Вдруг рядом со мной остановился микроавтобус и водитель спросил меня, как проехать к месту экзамена.  Я сказал, что сам иду туда и он предложил мне сесть к нему.  Стали знакомиться, поехавши, как вдруг он резко нажал на тормоза и остановился, когда я сказал ему, что я из России.  Он был афганец.  Я спросил, в чём дело.  Он отвечает: -У меня русские убили отца и мать!...

Я обмер, и готов был понести наказание за всех русских сразу, но он совладал с собой.  Молча мы доехали до места.  Но потом сели где то рядом на экзамене и я ему помогал с некоторыми вопросами, а в перерыве поделился с ним своей едой, которую я захватил из дома.  Он был из соседнего города Омахи.  После экзамена я пригласил его к себе домой, он зашёл на минутку из вежливости, мы обменялись телефонами и расстались.  К сожалению, он не сдал экзамена и больше я его не видел.  Хотя, когда я уже работал в Dept. of Roads, я сошёлся с парой афганцев, которые тоже там работали и они знали того афганца из Омахи.  Он успешно торговал подержанными машинами там...


Хотя шеф меня уволил с выходным двухнедельным пособием, мне опять пришлось обращаться за пособием по безработице.  Назначили мне его на три или четыре месяца, я уже не помню.  Но полностью его мне получать не довелось.  У меня был план, сдать и экзамен на проф. инженера (PE) сразу, той же осенью, сидя на пособии.  Но до осени было ещё далеко и я не мог заставить себя заниматься, зная, что мне хватит пару месяцев перед экзаменом.  А тут, один знакомый хохол стал уговаривать меня пойти работать в охрану, Pinkerton Security.  Я объяснил ему свой план, говоря, что в охрану я всегда успею.  Но, хитрован стал напирать, что надо идти сейчас, пока берут и что я смогу заниматься на работе, которая не бей лежачего.  И прельстил меня.  Как потом оказалось, ему платили бонус за каждого работника, которого он приведёт, не то $25, не то $50.  И за эти деньги он готов был на всё.

А мне достался пост, на который звонили отмечаться охранники со всего города, там был пульт на полсотни лампочек и три-четыре телефона, так что я едва успевал отвечать всем и записывать всё в журнал. (Служил Гаврила пинкертоном, Гаврила домы охранял…)

Я клял этого хохла на чём свет стоит, но бросить работу не решился.  О подготовке к экзамену пришлось забыть.  Я сдавал его в городе за 500 км от Линкольна и не сдал.  Выезжать туда пришлось в три часа ночи, чтобы успеть к открытию.  Да ещё и по дороге произошёл случай, который заставил понервничать.  Стал я обгонять несколько фур, которые шли вместе, но по неопытности забыл переключить свет с дальнего на ближний.  И заметил, что из фур мне идут какие-то сигналы, мигают фарами, но я не мог понять в чём дело.  Обогнал, но потом сбавил ход и они настигли меня опять и один из них обогнал меня и опять стал мигать фарами, подфарниками.  Я опять не пойму в чём дело.  Попробовал его обогнать, а он не даёт мне это сделать, резко виляя хвостом, едва не сбрасывая меня в кювет.  Несколько раз я пытался его обогнать, но не удавалось, а тут он ещё начал сбавлять ход, то есть, наверное, хотел "объяснить" мне всё вживую.  Но, слава Богу, нас настиг его напарник и как-то сумел оттеснить своего разъярённого не на шутку приятеля так, что я сумел проскользнуть сбоку вперёд и помчался с такой скоростью, что скоро фур и след простыл.

Много позже я наконец понял в чём было дело, что от меня хотели.  Ночью "дальний" свет очень слепит и мне сигналили, чтобы я его переключил на "ближний".  Если бы ему удалось зацепить меня хвостом, что он пытался сделать несколько раз, когда я хотел его обогнать, то от меня ничего бы не осталось на такой скорости.  А они бы спокойно поехали дальше...

Вот, так учат, лечат гундосых в Америке!  Впрочем, так их лечат везде, не только в Америке…

Вдобавок ко всему, на обратном пути меня оштрафовали на $160 за превышение скорости в зоне строительства дороги!  За мусор, выброшенный из машины, штраф $750!  Законы здесь драконовские, но соблюдаются.  Не дай Бог предложить полицейскому деньги, он тебя не поймёт и тут же арестует за дачу взятки.  Он здесь даже не имеет дела с наличными деньгами, а только выписывает квитанции, которые потом надо оплачивать по почте…


Несмотря на полученный американский диплом инженера я ещё долго не мог найти работу по специальности и застрял в охране почти на два года.  Как мне откровенно сказал босс одной крупной компании, здесь, на Среднем Западе Америки у меня нет шансов, потому что люди здесь не привыкли к иностранцам и советовал мне ехать на Восточное побережье, если я хочу найти работу по специальности.  Но мне этого совсем не хотелось.

Наконец, удалось зацепиться за место компьютерного чертёжника в Dept. of Roads с оплатой $8 в час.  По сравнению с охраной, где платили $6, это был прогресс.  Кроме этого, появлялась надежда на рост внутри организации.  Так в итоге всё и случилось.  Но в общей сложности я четыре года не мог найти инженерную должность, имея американский диплом.

Через год я уже получил должность проектировщика в отделе проектирования дорог, а ещё через пару месяцев и должность инженера II, соответствующую моему диплому.  Теперь появлялся смысл сдавать и экзамен на проф. инженера, и я опять засел за книги.  Если до этого я пытался сдать экзамен на Structural Engineer, что более соответствовало моему опыту, то теперь надо было сдавать экзамен на Civil Engineer, что-то вроде нашего промышленно-гражданского строительства…

Продолжение следует...

На  снимке-автор писем,в  свитере, рядом  шеф


Рецензии