Донская казачка

    1906 год. Донской казак Василий Висняков, в юном возрасте, пошел работать на завод. Хозяин завода Петер  Кранц, открыл завод выпускающий радиаторы, для чего, кому, донских казаков не волновало. Их волновала только оплата их труда. 

  Василию, посоветовал дядько Петро, их сосед и дальний родич, который с самого основания завода работал. От простого рабочего до бригадира дослужился.
   А Василь приехавший, из пригородного хутора Усть- Речке, к гости к Петру и остался на заводе работать. Платили казакам неплохо. А ему и надо заработать на строевого коня, сбрую и остальное, чтоб попасть на службу справным казаком. Отработав год и купив коня  и все остальное, Василий прибыл на сбор казаков, как справный казак, а не как рванье казачье.  Чтоб не стыдно было.

  Поехав в командировку с эскадроном под Винницу, в Баре городке увидел девушку, полячку.  Красивая, Зося полонила сердце казака. 1908 году его отправили на побывку. Его год ушел в оставку. И он, заранее сговорившись с Зосей, подбив друзей. Назначив встречу с Зосей, закинул ее на коня с чемоданчиком, умыкнул Зосю.

  И вот Василий привез свою полячку домой. Родичи взвыли: «Зачем тебе шляхтичку. Что своих мало? Их тут багато, только к сердцу прикипела Зося.  Тогда он уехал к дяде в Ростов. И там пристроился снова на завод к Петеру Кранцу. Снял двух комнатную квартиру у того же Кранца.

   С первой получке купил Зоси машинку швейную «Зингер». И та стала шить платья богатым казачкам. То, что Зося шила, брали по такой цене, какую она назначит. Я думал, разбогатеем. А тут пришла революция. Я тоже участвовал.  У нас пошли дети: Петр, Валентина, Николай, Елизавета…  И когда появилась восьмая девочка, не могли подобрать имя. Подсказал друг и назвали Таисией.

  Через полгода умерла моя Зосичка,  и я остался с детьми один.  Советовали снова жениться. Но на сердце была только моя любимая Зося. Так и стояла передо мною, такая как была в тот день, когда я ее умыкнул в Баре.
  Таисочку кормил из соски, коровьим молоком.
 Подросли мои дети, кто женился, кто замуж вышел. А мы с Таисией жили вместе. Любил своего последыша, она мне напоминала мою Зосю.

 А там и немцы пришли. Заполонили родной Ростов. А я работал на заводе. Как- то узнал, есть люди портящившие жизнь немцам. Хоть и боялся за свою младшую, но как мог, помогал травить жизнь фашистам. Так что, когда отбили у немцев Ростов, встречал наших солдат с чистой совестью. Сначала помогал востановливать город. Потом призвали в Армию. Попал в артиллерийские войска ездовым, возил на позицию пушки, снаряды. Был тяжело ранен, комиссовали.
    
 «Недолго прожил тятя,- рассказывала мне Таисия Васильевна,-  умер, от последней раны. А я в 18 лет пошла, работать на завод. Увлеклась баскетболом. С завода приходила на заводской стадион и играла в баскетбол за завод.  Тут на стадионе в 1946 году, встретила своего будущего мужа.  Он военный  , лейтенант, играл в волейбол.
   Спорт нас  познакомил. Стали, как тогда говорили, дружить. Через два года поняли, жить друг без друга не можем и мы в1948г. поженились.
   И наступила моя жизнь с военным: гарнизоны, города. Поездила за мужем военным. Пока не оказались в Грозном. Он у меня был уже майором.

  В 1984 году Грозный бомбили. Он оказался в бомбоубежище, в которое попала бомба. Мужа убило, а я с другими, такими же, как и я, кто ранен, кто получил увечье,  кто потерял свою семью, посадили нас в автобус, и пошла наша кочующая жизнь на колесах по югу России.
   Из госпиталя в госпиталь возили, мест не было. А если и предлагали мне койку, я отказывалась. Только все вместе, так я считала. Все мы находящиеся в этом автобусе, пережили много. И стали как братья и сестры. Так мы очутились в Краснодаре.
   Потом нам сказали: «Войны не будет» и отправили доживать кого куда.
       Муж остался в братской могиле в Грозном, а я  в Богашево, в миграционном центре. Откуда 11 мая 1995 года очутилась в доме-интернате «Лесная дача». И вот 25 лет я нахожусь в этом интернате.
  Не зря же Воробьев Александр, в своей заметке о Таисии Васильевне написал – хлопотунья.  Как стала старостой 3-его отделения, хлопотала за своих подопечных третьего отделения.
    - А мне ничего не надо было, -  продолжила свое повествование Таисия Васильевна.-  Привыкла довольствоваться тем, что получала, скитаясь по гарнизонам.  Эта привычка осталась на всю жизнь: хлопотать за других.

   Потом 8-е отделение, после семи лет жизни в третьем отделении. Потом 10 лет в восьмом. И теперь 8 лет в первом. Тут меня и нашел Николай Маленький, уговоривший меня рассказать о своей жизни.

    А недавно наша бывшая директор интерната, а ныне начальник социальной службы «Лесная дача»  Контус Надежда Петровна, пришла поздравить  меня с наступающим двадцати пятилетием  нахождения в «Лесной даче».

  Подарила плоский телевизор.  Раньше говорила: «Таисия Васильевна, вы никогда себе ничего не просили, как появиться телевизор, вам принесу». И вот свое обещание выполнила.
  Спасибо Надежде Петровне  Контус начальнику социальной службы дома-интерната «Лесная дача», дирекции,  нянечкам  и медсестрам которые меня обихаживали и продолжают обслуживать.
  Здесь в интернате очень хорошо ухаживают, не обижают, кормят, моют, одевают. Чтобы могла передвигаться, потому, что не могу на одном месте сидеть, вручили инвалидную коляску.
  И я двигаюсь по интернату, пока карантин, ограничиваю свое передвижение.  Слава богу, здесь есть, кому за мною ухаживать. Спасибо всем кто за мною ухаживает».
       Со слов  Таисии Васильевны  Лесняк, записано  Николаем Маленьким «Лесная дача».               


Рецензии