Этнонимия Бакинской и Елисаветпольской губерний

Этнонимия Бакинской и Елисаветпольской губерний в конце XIX века в источнике: “Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края”. Издан в 1883 - 1888 гг. Закавказским статистическим комитетом.

Об объеме проведенной работы в какой-то мере можно судить по следующим цифрам. Всего было обследовано 37 уездов пяти губерний Закавказья: Бакинской, Елисаветпольской, Эриванской, Тифлисской, Кутаисской, т.е. современных Азербайджана, Армении и Грузии, - это 1671230 жителей края, более 20 народов и множество “племенных” (1) групп. Применявшиеся в работе методы - личный опрос, наблюдения, использование посемейных списков, привлечение статистики, достаточно высокий профессиональный уровень участников обследования - это были ученые, педагоги, работники сельского хозяйства - делают данные “Материалов” вполне надежными. Немаловажно также, что многие участники обследования уроженцы Кавказа, - а часть их представители коренных кавказских народов.

Семь томов “Материалов” включают более 40 статей, насыщенных разнообразными этнографическими и статистическими сведениями. Все данные излагаются по единой программе, специально разработанной Закавказским статистическим комитетом и опубликованной в первом томе. Каждая статья посвящена одному из уездов (или его части) Закавказского края. Ономастическими данными, главным образом, топонимией, насыщены все статьи “Материалов”. В них приведены списки обследованных населенных пунктов, содержится множество географических названий - гор, рек, урочищ и т.п. Данные по этнонимии, а также по антропонимии, зоонимии, теонимии более скромны, однако достаточно интересны. Поэтому детальное изучение ономастикона “Материалов” - важная задача в дальнейших исследованиях кавказской ономастики.

Основная масса этнонимических сведений содержится в разделах “Население”, где даются сведения по этническому составу уездов, численности народов и этнографических групп, истории формирования местного населения. Этнонимия в нашем источнике представлена, во-первых, названиями народов, принятыми в статистике и литературе того времени, например, грузины, армяне и др.; во-вторых, самоназваниями народов; в-третьих, названиями этносов, под которыми они были известны в среде соседних народов; в-четвертых, наименованиями этнографических групп, по тогдашней терминологии - племен.

Этноним "азербайджанцы", широко известный в настоящее время, не отражен в “Материалах”, так как "азербайджанцев" в статистике и литературе прошлого было принято называть татарами. Как отмечается в источнике, "здешние татары сами себя так не называли". Название это не употребляли также соседние закавказские народы, у которых они были известны по именем тюрк (2). Кроме этнонимов татары и тюрки в “Материалах” зафиксированы названия многих этнических групп. А.Д.Ерицов, обследовавший Казахский уезд Елисаветпольской губ., отмечает, что основное население уезда - татары - были известны под именем таракяма, и далее он называет их группы (племена) - айрумлы, баяты, кадырлы, каракоюнлы, караханлы, кенгерли, салахлы, софулы, татлы (3). Многие из перечисленных А.Д.Ерицовым тюркских племен зафиксированы “Материалами” и в других районах Бакинской губернии. Например, айрумы - татары-горцы - названы в Нухинском уезде. Остальное мусульманское население этого уезда составляли кочевники таракяма, обитавшие в равнинных районах (4). В Зангезурском у. Елисаветпольской губ. по данным С.П.Зелинского было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. В том же уезде жило племя баркюшад, в значительной мере ассимилированное другими племенными группами местных тюрков (5).

Авторы “Материалов” называют еще несколько тюркских этнонимов и племенных названий. В Кубинском, Нухинском и Арешском уездах - это мугалы; в Джеванширском у. уже известные нам айрумы, а также клланийцы и туркмены (последние жили и в Арешском у.), в Ленкоранском у. племена перембельское, дервиш-беглинское, панавандское, джуралинское, дилагардинское, шахсевенское, махмудлинское; группы - себиджа, аруса, адина-оазар и аркевана (6).

Значительные группы тюрков были расселены также за пределами этих двух губерний - в Армении и Грузии. Множество их жило на юге Эриванской губ. (332 села), меньше (35 сел) - в Тифлисской губ. Часть тюрков, обитавшая в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губ., называлась таракяма (7). По свидетельству изучавшего эти уезды Х.А.Вермишева, "татары", жившие здесь, именовались также карапапах (“черные папахи”). Х.А.Вермишев приводит еще одно название, точнее самоназвание группы таракяма, жившей в Ахалцихском у. - бинали, что означало оседлый, коренной (от азерб. бина - основание, хутор) (8). Таракяма был довольно распространенный этноним в Закавказье. А.Д.Ерицов в своей статье подчеркивает, что это слово понималось местным населением не как название особой народности или даже отдельного “родового” общества. “Таракяма, - пишет он, - называли всех без различия кочевых татар”. Аналогичную мысль высказывает И.А.Абелов. По его мнению кочевники-татары (Шемахинского и Геокчайского уездов) называются местным населением таракяма, или кечари, в противоположность оседлым жителям, именуемым тат (9). Однако, судя по высказыванию Х.А.Вермишева, таракяма в некоторых случаях означало оседлый, коренной, как в приводимом им примере с ахалцихскими таракяма. Кроме тюркской этнонимии, в “Материалах” в разной мере представлена этнонимия других языковых семей - индоевропейской (главным образом иранской группы), кавказской и семитской. Иранские этнонимы зафиксированы на значительной части Бакинской и Елисаветпольской губерний, а также в ряде районов Восточной Грузии и связаны они с четырьмя народами: татами, талышами, курдами и осетинами.

Термин "тат", первоначально имевший социальный смысл и обозначавший любое оседлое население в противоположность кочевому (10), со временем приобрел этническое значение. Однако и позднее он не утратил окончательно своего первоначального смысла. Например в Шемахинском и Геокчайском уездах Бакинской губ., как утверждает И.А.Абелов, словом “тат” называли вообще всех оседлых жителей (11).

Д.А.Кистинев, изучавший Ленкоранский уезд, приводит названия пяти групп талышей: собственно талыши, порнаимы, алары, оратлины и зуванды (12).

В “Материалах” представлена этнонимия еще одного народа иранской группы - курдов, в тот период расселенных во многих уездах Закавказского края. Источник приводит общеупотребительное название этого народа - курды, затем самоназвание части курдов, живших в Эриванской губ. (курмандж), и племенные подразделения последних: алианлы, псиани, мотанлы, миллы, фарканлы, бошлы, хаджисаилы, шадманлы, хасананлы. Кроме того “Материалы” сообщают названия более 40 племенных подразделений курдов-йезидов - жителей Эриванской губ., сохранивших в отличие от курдов-мусульман, своеобразие языка и культурно-бытовые особенности. Среди 40 групп курдов-йезидов названы, например, радики, зиланлы, алианлы, псиани, бозлысултанлы, махмудлы и др.(13).

Осетинские этнонимы представлены в “Материалах” лишь двумя названиями: общераспространенным в русском языке - осетины и самоназванием части этого народа, в том числе осетин, живущих в Грузии, - ирон (14).

Другая значительная группа этнонимов исследуемого источника относится к кавказской языковой семье - картвельской и нахско-дагестанской группам. Из первой в источнике называются общеупотребительное имя грузины; этнонимы картвелы (от самоназвания народа картвели) или иверийский народ (Иверия, Иберия - “страна иберов”, т.е. грузин), мегрелы (в источнике мингрельцы) и сваны. Кроме того полностью представлены названия этнографических и территориальных подразделений грузинского народа (в источнике они именуются племенами). Это кахетинцы, карталинцы, имеретины, гурийцы, горцы - тушины, пшавы, хевсуры, мтиулетинцы (т.е. мтиулы), гудамакарцы, мохеви -аджарцы, кобулетцы и лазы. Из названных групп кобулетцы - это часть гурийцев, только в XIX в. принявших ислам и по этой причине во многих исторических сочинениях прошлого, выделявшихся в самостоятельную группу. “Материалы” называют также ингилойцев(15).

К кавказской группе этнонимов “Материалы” относят названия аборигенных восточно-горских народов. Это лезгины - жили в Бакинской, Елисаветпольской губерниях, частично в Закатальском округе Грузии, лезгинские народы Шахдага - в источнике связаны следующие этнонимы: будугцы, джекцы, гапутлинцы (гапутинцы), крызы, хиналугцы -  жили в 126 селах в горах и предгорьях Кубинского, Нухинского и Геокчайского уездов (16), в том числе, и удины. В Грузии - кистины и цова-тушины.

Довольно скупо представлена в “Материалах” этнонимия армян. Источник приводит их самоназвание хай, а также общеупотребительное имя армяне. В отношении последнего в источнике подчеркивается, что этим словом армяне себя никогда не называют (17).

К семитским этнонимам в “Материалах” относятся названия двух народов: арабов и айсоров. Этноним араб как самоназвание народа и название, под которым данная этническая группа была известна соседним народам, отмечен источником в Шемахинском и Геокчайском уездах Бакинской губернии, где жили 630 семей арабов. По свидетельству авторов, обследовавших эти уезды, они называли себя араб и не забывали окончательно родной язык. Исследователь этих уездов Н.А.Абелов справедливо считает их потомками некогда оседавших в Восточном Закавказье групп арабов, большая часть которых к концу XIX в. слилась с современными азербайджанцами. Однако в некоторых частях Бакинской и Елизаветпольской губерний небольшие группы арабов сохранялись даже в последней четверти прошлого века (18).

Незначительные по численности группы переселенцев ассирийцев в Закавказье (с 1827 г.) жили в основном в 5 селах Эриванской губ. В “Материалах” приведено русскоязычное название народа айсоры, армянское (асори) и татарское (насрани, т.е. “христианин”) наименования (19).

Такова информация по кавказской этнонимии, которую можно извлечь из “Материалов”. Детальное исследование приводимых в нем названий народов требует использования широкого круга исторических источников. Это не входит в задачу данной статьи, цель которой - обратить внимание специалистов на имеющиеся в “Материалах” этнонимические данные. Однако и выявленные сведения сами по себе дают возможность для некоторых историко-этнографических изысканий и выводов. Так, рассмотренные данные еще раз подтверждают поразительную стойкость этнонимов, которые сохраняются тысячелетиями. Например, картвели (ср. древний этноним карты), армяне (ср. древнее название армены), множество тюркских племенных названий - все эти этнонимы дожили почти до конца XIX в., а в большинстве своем бытуют и по сей день.

Различные этнические названия, связанные с определенным этносом, дают представление о его составных компонентах и в какой-то мере о путях этногенетического развития. В этом смысле интересен зафиксированный в “Материалах” факт наличия племенной группы мугал. Первоначально так называлась часть монголов, осевших в Закавказье в XIII - XIV вв. Позднее в результате ассимиляции их местным населением родным языком монголов (мугалов) стал тюркский. Название одной из племенных групп Елисаветпольской губ. баяты (баят, байат) первоначально было именем одного из подразделений тюрков-огузов. Позднее баяты были известны как этнографическая группа туркмен. Интересно, что этноним баяты некоторыми востоковедами связывается с именем тюркского божества Баят. “Байят на языке тюркского племени аргу, - пишет А.Н.Кононов, - значило бог и, вероятно, как тотем служило названием племени” (20).

Имя другой группы - каракоюнлы (тюркск. чернобаранные, от кара - черный, коюн - баран) связывается с тюрками-огузами. Этим же именем называлось созданное ими государство Кара-Коюнлы (XIV - XV вв.). Кенгер (ли), кангар - имя крупного тюркского племени, широко известного в средневековье (21). По происхождению, пишет А.Д.Ерицов, кенгерли считались печенежским племенем. Салахлы и софулы - более мелкие подразделения кенгрели, названия которых отразились в наименовании двух сел Казахского уезда (Салахлы и Софули). Этноним туркмен указывает на группу туркменов. Шахсевены - одно из крупных тюркоязычных племен, живших в Джебраильской степи. Свое имя они получили в XVI в. за службу в личной гвардии шаха (шахсевен - “любящие шаха”). Подразделениями шахсевенов считались, по данным А.Д.Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населенных пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал (22).

Клланийцы Джеванширского уезда, видимо иранцы, по преданию были переселены в Закавказье одним из иранских шахов из Хорасана. Хан-Агов, упоминающий это предание, отмечает, что приезжавшие в XIX в. в Мешхед (святыня мусульман-шиитов) кzланийцы, встречали там своих единоплеменников (23). Можно предполагать, что данное племенное название указывает на участие в формировании азербайджанского этноса нетюркских компонентов. Это, в целом, не противоречит известным нам историческим фактам, если вспомнить наличие в регионе с древнейших эпох больших массивов кавказоязычных и индоевропейских, главным образом ираноязычных народов. Это же подтверждается и некоторыми данными, приводимыми в “Материалах”. Так, айрумлы в XIX в. было названием части тюркоязычных племенных групп, живших в западной части Бакинской губернии. Однако анализ исторических данных в связи с этим привел В.П.Кобычева к мысли, что айрумы представляют тюркизированных армян, которые после второго раздела Армении между Византией и Ираном (VI в.) оказались в пограничной зоне с византийской стороны. Армяне, жившие здесь, стали именоваться хай-рум (усеченное айрум), что означало армянина - подданного Византии (24). Племенное название татлы указывает на участие в формировании ираноязычных татов, длительное время ассимилировавшихся уже в СССР азербайджанцами. Ныне ираноязычные таты потеряли своё этническое самосознание и сами себя называют азербайджанцами, хотя исторически это иранский народ.

Многие этнические названия из рассматриваемых в “Материалах” отложились в наименованиях закавказских населенных пунктах. Например, это Кенгерли, Туркмен, Мирзаханкаракоюнлы, Муганлы, Шахсеван, десятки названий сел, составной частью которых является этноним араб, - Араб-Абдул-Керим, АрабКардаш-Беклы, Араб-Бала-оглан, Араб-Ушаги, Араб-Шеки, АрабКадым, Араб-Ханадан, Араб-бабашли и др.(25).

Но это особая тема исследования, для которой в “Материалах” также имеются ценные сведения.

________________________________________________

Примечания

1 Условный термин племя, принятый в кавказоведческой литературе XIX в., в том числе в “Материалах”, понимая под ним (вслед за авторами прошлого) этнографические и территориальные группы.

2 Абелов Н.А., 1887. Экономический быт государственных крестьян Геокчайского и Шемахинского уездов Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. VI. Ч. I. С. 13.

3 Ерицов А.Д., 1886. Экономический быт государственных крестьян Казахского уезда Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. II. Ч. I. C. 13.

4 Арасханианц А.Н., 1887. Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. VI. Ч. I. С. 14, 15.

5 Зелинский С.П., 1886. Экономический быт государственных крестьян в Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. VI. Ч. I.

6 Арасханианц А.Н., 1887. Экономический быт... Нухинского уезда. С. 143; Котляревский П.В., 1886. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии // Материалы. Т.II. Ч. II.

С. 294; Кистинев Д.А., 1887. Экономический быт государственных крестьян Ленкоранского уезда Бакинской губернии // Материалы. Т. VII.

7 Таракама по Л.Будагову “поселянин мужик (на Кавказе и за Кавказом)” // Будагов Л. 3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий со включением употребительнейших слов арабских и персидских и с переводом на русский язык. М., 1960. Т. I. С. 347.

8 Вермишев Х.А., 1886. Экономический быт государственных крестьян в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах Тифлисской губернии // Материалы. Т. III. Ч. II. С. 36.

9 Ерицов А.Д. Экономический быт... Казахского уезда... С. 110; Абелов Н.А. Экономический быт...Геокчайского и Шемахинского уездов... С. 21.

10 Татами туркмены, например, называли всех нетюрок, в первую очередь иранцев/См. Кононов Н.А. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. М.-Л. 1958. С. 96; вообще, в Закавказье и в Средней Азии этим именем обозначали оседлые народы разных вероисповеданий. Анализ этнонима тат, главным образом на среднеазиатских материалах, сделан в статье Люшкевич Ф.Д. Термин “тат” как этноним в Средней Азии, Иране и Закавказье // Советская этнография. 1971, №3.

11 Абелов Н.А. Экономический быт... Геокчайского и Шемахинского уездов. С. 13, 14.

12 Кистинев Д.А. Экономический быт...Ленкоранского уезда

13 Марков Ф.Т. 1886. Экономический быт государственных крестьян Эриванского уезда // Материалы. Т.III. Ч.I. С. 35, 266; Парвицкий А.В., 1885. Экономический быт государственных крестьян юго-западной части Новобаязетского уезда Эриванской губернии // Материалы. Т. I. Ч. VI. С. 13.

14 Мачабели С.В., 1887. Экономический быт государственных крестьян Горийского уезда Тифлисской губернии // Материалы. Т. Y. Ч. II.

15 Там же.

16 Котляровский П.В. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии...С. 239

17 Марков Ф.Т. Экономический быт... Эриванского уезда... С. 34

18 Абелов Н.А. Экономический быт.... Казахского уезда... С. 19.

19 Марков Ф.Т. Экономический быт... Эриванского уезда... С. 34.

20 Кононов Н.А. Родословная туркмен... С. 92 примеч.

21 Кангар по мнению М.И.Артамонова - самоназвание печенегов, часть которых в IX в. жила в Северном Причерноморье. Группа печенегов вошли в состав огузских племен. (См. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 349). Можно предполагать, что именно с огузами группы печенегов осели в некоторых районах Азербайджана. В начале XVIII в. печенежское племя кенгерли жило в Карабахе // Акты собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1868. Т. II. С. 681.

22 Ерицов А.Д. Экономический быт.... Казахского уезда... С. 43

23 Хан-Агов А.Е., 1887. Экономический быт государственных крестьян Джеванширского уезда Елисаветпольской губернии // Материалы. Т. VI. Ч. II. С. 340.

24 Кобычев В.П., 1962. Айрумы (К вопросу происхождения этнонима) // Советская этнография. №3. С. 148.

25 Котляровский П.В., 1886. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии // Материалы. Т. II. Ч. II. С. 163; Абелов Н.А. Экономический быт... Геокчайского и Шемахинского уездов. С. 13, 193.

________________________________________________

Источник: Имя и этнос. Сб. статей. М., Институт антропологии. - 1996

На фото: село Джек, Бакинская губерния, Кубинский уезд 1890 г.


Рецензии