Семья и брак в Китае

 

                1. Женщина в китайском обществе

Девушке в старом Китае категорически запрещалось выходить к постороннему мужчине. «В достойных домах девицы не покидают опочивален, а если выходят на прогулку, - закрывают лицо».
Девочкам уже с детства запрещали играть с мальчиками. Какие-либо контакты между девушками и юношами до свадьбы считались недопустимыми. Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения – сдержанными и плавными. Смеяться на людях, обнажая свои зубы, было признаком крайне дурного воспитания.
Брачный возраст для девушки наступал в 16-17 лет.
Вся жизнь китайской женщины проходила во внутренних покоях дома, почти в полной изоляции от мира. Правила хорошего тона запрещали мужчинам и женщинам от семи до шестидесяти лет сидеть и есть вместе. Мужу не полагалось при посторонних (особенно при родителях) оказывать знаки внимания жене. Лишь по большим праздникам женщины могли посетить родительский дом, посмотреть представление бродячей труппы и даже побывать на праздничном гулянье. Господствующая мораль отводила женщине только роль услужливой дочери, покорной слуги и целомудренной вдовы. Впрочем, во времена Тан, под влиянием обычаев кочевников, женщина пользовалась гораздо большей свободой, чем в ранние или поздние эпохи. На изображениях того времени мы видим женщин, которым не чужды скачки, охота, пикники и прочие веселые забавы. Нередко они даже носят мужские костюмы. Из некоторых стихов мы узнаем, что жены могли в одиночку шляться по рынкам, устраивали мужьям сцены и даже грубили их родителям. Женщины принимали участие в пирушках, однако подлинно раскованная атмосфера возникала лишь тогда, когда мужчины оставались наедине с гетерами.
Обычай разрешал главе семьи брать в дом наложниц, а те должны были чтить привилегии законной супруги. Между тем повторные браки женщин, хотя и не запрещались, но осуждались. Вдова, хранившая верность умершему, пользовалась почетом.
Вот несколько выдержек из «Наставлений для женщин» Бань Чжао (известной писательницы эпохи Хань): «Женщина должна быть  покорной, податливой и почтительной, уступать другим место, не превозносить свои достоинства и не преуменьшать свои недостатки, терпеливо сносить оскорбления и несправедливые обвинения, всегда проявлять внимательность… Женщине надлежит ложиться спать поздно и вставать рано, от рассвета до заката не покладать рук, не заниматься обсуждением своих личных проблем, усердно решать и простые, и сложные задачи, быть аккуратной и прибранной. Женщина должна с достоинством и изящно служить своему мужу, быть строгой и сдержанной, избегать смеха и шуток, совершать жертвоприношения предкам мужа… Женщина не может сделать ничего лучшего, кроме как воспитывать в себе почтительность и через повиновение избегать грубого обращения… Прислуживать мужу можно прямо и косвенно, а при беседах с ним о некоторых вещах нужно говорить, а о других умалчивать. Прямота неизбежно ведет к обидам, а неоткровенность непременно приводит к ссорам… Причина всех зол состоит в том, что жена не умеет быть покорной… У женщины имеется четыре вида достоинств: женское совершенство, женская речь, женственная внешность и женские навыки. По поводу совершенства можно сказать, что женщине не нужно быть слишком образованной; ее речь не должна быть слишком заумной; внешне она не должна быть слишком красивой и изящной; а ее таланты не должны быть выше средних. Быть нежной и податливой, постоянной и спокойной, верной и прибранной, в поведении соблюдать осторожность, во всех поступках следовать  установленным правилам – вот подлинное женское совершенство. Быть осторожной в суждениях, не произносить неуместных слов, обдумывать, что хочешь сказать, избегать многословия – вот подлинная суть женской речи. Всегда иметь чисто вымытое лицо и руки, носить соответствующее платье и регулярно совершать омовения, чтобы на теле не скапливалась грязь – вот подлинный смысл женственной внешности. Уметь прясть и вязать, избегать шуток и смеха, заботливо подавать гостям вино и закуски – вот подлинные женские навыки… Она не должна слушать непристойные речи, смотреть на недостойные вещи, быть дома неопрятно одетой, а за пределами дома чрезмерно украшенной, не должна смешиваться с толпой, выглядывать из окон – тогда это и будет называться сосредоточие сердца… Как жена должна проявлять почтительность в отношении родителей мужа? Это возможно только через полное повиновение. Если ее свекровь говорит: "Это не так", даже если на самом деле это так, жена должна ей повиноваться. Жена не имеет права перечить или вступать в споры со своей свекровью».

                2. Сватовство

После того, как родители делали выбор, в дом невесты засылали сватов. Принимать и отвергать свадебное предложение с первого раза считалось неприличным, так что сватам приходилось неоднократно посещать оба дома. Если сватовство было успешным, семья жениха и невеста выдавали друг другу брачные поручительства, которые писались на листках «счастливого» красного цвета, украшенных изображениями дракона и феникса. В поручительствах указывали сведения о будущих новобрачных и размер выкупа за невесту, так называемых чайных денег. Семья жениха посылала невесте подарки: пару сережек, два или четыре браслета, отрезы красной материи, одежду, украшения и т.д. В особых красных коробках посылалась и провизия: отборный рис и чай, соль, две бараньих ноги, четыре выпеченных из сладкого теста фигурки кролика и крольчихи, две рыбы и проч. По обычаю семья невесты отсылала обратно около половины подарков, присовокупив к возвращаемым дарам обувь, одежду и письменные принадлежности, предназначенные для жениха. Заключение брачного контракта служило поводом для первой встречи будущих супругов, происходивших, как правило, в доме невесты.
Сватовство сопровождалось формальными процедурами: обмен письмами, в которых сообщались имена жениха и невесты и даты их рождения, обмен брачными подарками и т.п. Жених непременно посылал в дом невесты дикого гуся, в знак того, что больше не женится на другой.

                3. Заключение брака

При заключении брака исполнялось шесть обрядов: сватовство, выспрашивание имени отца и невесты, сообщение о счастливом для брака дне, подношение подарков невесте, испрашивание у родителей невесты одобрения выбранного дня, встреча невесты с женихом.
Сам обряд бракосочетания совершался дома, а не в храме. В доме жениха перед приездом невесты расставлялись столы на восточной и западной половинах главного зала. Вдоль северной стороны зала, напротив входа, у окна ставился стол с сочетательными чарками. Свадебный обряд состоял в следующем: необходимо было отпить вино из чарок и совершить серию поклонов перед новыми родственниками. В опочивальне жениха стол для невесты ставился на западной стороне, а для жениха – на восточной.
За невесту непременно вносился выкуп. В то же время за невестой выделялось богатое приданное.
В древности девушке, выходящей замуж, надевали пояс, при этом ее мать произносила несколько нравоучительных фраз.
Нередки были случаи, когда семья жены принимала к себе зятя, хотя, в принципе, такая ситуация не считалась нормальной.

                4. Свадьба

День свадьбы выбирали приблизительно за месяц до предполагаемого события и обязательно с помощью гадателя. Вместе с запиской о дате свадьбы семья жениха высылала невесте выкуп и прочие ритуальные  подарки, среди которых наибольшее значение имели круглые пшеничные или рисовые лепешки, а за три дня до свадьбы новые дары, как-то: зажаренная целиком свинья, петух и курица, баран, принадлежности дамского туалета и проч. Невеста же посылала жениху предметы своего личного и домашнего обихода, от постельных принадлежностей до мебели. Тем временем в доме жениха готовились к приезду новобрачной: обновляли бумагу на окнах, заново белили стены и т.д. Всеми этими приготовлениями занимались только люди, имевшие детей. Под супружеской кроватью клали пять монет, выпущенных в царствование пяти разных императоров, а над кроватью вешали пять свертков с вареным рисом. На самой кровати ставили деревянную меру зерна, наполовину заполненную рисом, на рис клали пару ножниц, маленькие весы, миниатюрное зеркало, стрелы и лук. Часто у постели зажигали «лампу длинной жизни», которая в свадебную ночь горела до рассвета.
С того момента, как был установлен день свадьбы, невесте не полагалось покидать женскую половину дома. Последующие дни она проводила в обществе подружек. Накануне свадьбы в доме жениха и невесты устраивали многолюдные пиры. На Севере жених был обязан пригласить на свой пир дядю по линии матери и угостить его «четырьмя большими блюдами», в том числе просяной кашей с мясом. Для невесты важнейшей обрядовой едой в канун свадьбы было жаркое из присланных женихом свиньи и петуха. К дню свадьбы невесте следовало густо нарумяниться, а губы выкрасить помадой. Свадебное одеяние состояло из короткого халата и платья красного и зеленого цвета. На голове у невесты был ритуальный головной убор, имитировавший корону императрицы, ибо на время переезда – единственный раз в жизни – женщина была сама себе хозяйка. Этот головной убор представлял собой металлический каркас с накладкой из птичьих перьев, шелковыми помпонами и медальонами, прикреплявшимися к каркасу с помощью пружин. Обычно лицо невесты скрывала вуаль из красного (иногда черного) шелка с изображением дракона. Переезжала невеста в дом мужа в специальном красном паланкине, который высылал за ней жених.
В назначенный гадателем час один из родственников переносил сидящую на стуле невесту в паланкин (идти самой, а также говорить что-либо ей в это время ни в коем случае не следовало). Вокруг паланкина взрывали хлопушки и разбрасывали зерно. Рядом с невестой клали астрологический календарь и зеркало, отпугивавшее злых духов. Впереди свадебной процессии шли два представителя жениха, которые несли в руках большие факелы. За ними шествовали представители невесты, музыканты, люди с красным зонтом и чайником в руках. К дому жениха процессия шла медленно и обязательно кружным путем. Примерно на половине пути она останавливалась, и совершалась церемония «передачи» невесты людям жениха, после чего люди невесты возвращались домой. Когда паланкин вносили во двор, жених выпускал в него три стрелы, как бы поражая возможных злых духов. Затем паланкин проносили над костром, вокруг него разбрасывали бобы и орехи, которые хватали мальчишки. Паланкин ставили на землю так, чтобы его дверца была обращена в «счастливую» сторону. Невеста сходила с паланкина, и ей подносили два вареных яйца красного и голубого цвета, кусочек сахара, сладкие лепешки, гребень, зеркало и кувшин, в котором лежали драгоценности из числа подарков жениха невесте. К дому невеста шла по циновкам или красному ковру.  В дверях новобрачную встречал жених, державший в руках два отреза красной материи, на котором лежал календарь в виде свитка.
Молодые шли к семейному алтарю и по очереди отвешивали перед ним четыре земных поклона: духам Неба и Земли, Солнцу и Луне и, наконец, предкам жениха. Этот важнейший свадебный обряд символизировал прием молодой жены в семью мужа. Под конец жених и невеста кланялись друг другу, и с этого момента становились мужем и женой. По окончании обряда муж вел жену в комнату, отведенную для новой семьи. Новобрачные садились на семейное ложе и некоторое время сидели молча, не обращая внимания на шутки окружающих. С жены снимали закрывавшее лицо покрывало. Подносили два бокала с чаем или вином, перевязанные красной нитью. Вино из бокалов смешивали в отдельном сосуде и вновь наливали в бокалы, после чего молодые выпивали его. Это был знак к началу праздничного застолья и увеселений, которое продолжалось два следующих дня.
К свадебному пиру каждый гость приносил подарок. Старинный обычай требовал после свадебного пира устроить шутливые смотрины молодой жены и ее мужа, что называлось «создавать переполох в брачных покоях». На некоторое время каждый участник свадьбы получал право свободно входить в комнату молодых, бесцеремонно обсуждать внешность жены и даже говорить непристойности. Она же должна была хранить молчание. Чтобы остаться наедине с женой, муж вынужден был откупаться от назойливых посетителей. Перед уходом молодых на покой им предлагали четыре чашки с длинной лапшой. Постели новобрачных застилали платом или полотенцем, с тем чтобы наутро молодая жена могла предъявить свекрови доказательства своей невинности. На третий день после свадьбы молодые в разных паланкинах отправлялись погостить в дом жены. Но еще до захода солнца они должны были вернуться домой, так как обычай запрещал молодой жене в течение месяца после свадьбы ночевать вне дома. Через месяц визит в дом жены повторялся. На этот раз молодые могли прогостить несколько дней.

                5. Брачная ночь

Жених достает свою «алую птицу» и распускает пояс на красных штанах невесты. Он приподнимает ее ноги необычайной белизны и поглаживает ее яшмовые бедра. Женщина одной рукой приподнимает нефритовый стебель и наслаждается им. Мужчина засовывает язык женщины, и его дух приходит в волнение… (По Бо Син-цзяню).

                6. Рождение ребенка

Женщина рожала на канне, устланном соломой. Все члены семьи роженицы выходили во двор. Муж хранил молчание. Чтобы отогнать нечисть, стучали в гонги, клали рядом с роженицей буддийские сутры и конфуцианские каноны. Послед клали в кувшин, обмотанный красной тряпицей, и зарывали поглубже в земле или топили в реке. В течение месяца комната, где находились роженица с новорожденным, считалась нечистой, ее двери всегда держали запертыми, а окна заклеивали бумагой. Посторонним не разрешалось смотреть на младенца. На третий день – обряд купания. Когда кипятили воду для младенца, в нее опускали лук и имбирь. Зажигали семь лампадок. Через месяц ребенку в первый раз брили голову, оставляя пряди волос на висках и затылке. Тогда же младенцу давали имя. Торжественно отмечали годовщину ребенка. Ребенка сажали перед алтарем предков в большой бамбуковой корзине и раскладывали перед ним различные предметы. Смотря по тому, что он брал в руки, гадали о его дальнейшей судьбе. Не было принято праздновать дни рождения и дарить подарки.

                7. Воспитание детей

Воспитание детей имело своей главной целью сохранение семьи и продолжение рода. Все жизненные правила и ценности, внушавшиеся ребенку с младенчества, воспитывали в нем способность беспрекословно повиноваться старшим, жить в мире с родственниками и жертвовать личными интересами ради сплоченности семьи. Первые два-три года жизни ребенок постоянно находился вместе с родителями: ел и спал вместе с ними и, привязанный к материнской спине, повсюду сопровождал их в труде и отдыхе. Грудью ребенка кормили до трех-четырех лет. Ползать по полу не разрешали, приучая ребенка сидеть на своем стульчике. Едва оторвавшись от груди, ребенок начинал учиться. Почтительность к родителям и забота о них считались началом всех добродетелей. Для подавление сексуальных импульсов в подростках девочек с шести-восьми лет отделяли от мальчиков. Обнаженность считалась непозволительной даже для детей.

                8. Развод

 В средневековом Китае супруг мог отправить жену в дом ее родителей в том случае, если она была виновата хотя в одном из «Семи преступлений»: в бесплодии, беспутстве и лености, если она плохо ухаживала за родителями мужа, отличалась болтливостью, занималась воровством, была ревнива или болела неизлечимой болезнью. Возвращаясь в свою семью, женщина получала от мужа особое свидетельство – отпускную. Разведенные жены и вдовы вплоть до XII в.  могли снова выходить замуж, что они и делали. Изгнанные наложницы как правило не могли вернуться в свою бедную семью и обращались к проституции.

(В. Малявин  «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин»).

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339


Рецензии
В китайских средневековых романах часто встречаются женщины-воительницы. Помню, в Романе о Юэ Фэе была такая Хун-Хунь-То. В 14 лет она мастерски владела двумя копьями.

Михаил Сидорович   05.12.2020 10:53     Заявить о нарушении
И все-таки это было не типично для китайских женщин. В эпоху Сун ("Сказание о Юэ Фэе" как раз об этом времени) уже широко распространилась мода на маленькие ножки. Девочкам бинтовали ступни, на давали им расти, по сути, калечили. С такими ножками воительницей

Константин Рыжов   05.12.2020 11:31   Заявить о нарушении
уже не станешь. Хотя среди крестьян этот обычай, наверно, не был так распространен, как в высших слоях общества.

Константин Рыжов   05.12.2020 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.