Шарль Перро. Синяя Борода

   Жил да был господин, у которого было много прекрасных домов в городах и деревнях, золотой да серебряной посуды, мебели и украшений и карет чистого золота. Но вот беда, борода его была синей: это придавало ему столь отвратительный и ужасный вид, что не было никого, кто не задал бы стрекача при виде этого мужчины.

   У одной из его соседок, дамы, имевшей в обществе некоторый вес, были две дочери; на одной из них предложила она ему жениться. Обе же дочери были от такого не в восторге, ибо не могли решиться выйти замуж за того, у кого синяя борода. Что их отталкивало ещё более, так это то, что он уже был много раз женат, но никто не знал, что же сталось с его жёнами.

   Чтобы познакомиться, Синяя Борода привёз их, их мать, а также трех-четырёх их лучших подруг в одно из своих поместий, где они провели целых восемь дней. Они просто гуляли, выезжали на охоту и на рыбалку, устраивали балы, пиры и лёгкие фуршеты; в конце концов всё стало столь приятным, что младшая сестра начала находить хозяина дома весьма приличным человеком. Когда они вернулись в город, состоялась свадьба.

   Через месяц Синяя Борода сказал своей жене, что нужно ему уехать в деревню по меньшей мере на шесть недель по одному важному делу, попросил её не скучать во время своего отсутствия, пусть приедут добрые подруги, можно свозить их в усадьбу, если будет угодно, что везде ей будет оказан хороший приём.

   - Вот, - сказал он ей, - ключи от двух моих кладовых с мебелью, а вот от комнаты с посудой, золотой и серебряной, которая используется не каждый день; вот эти от кованых сундуков с моим златом и серебром, эти от моих шкатулок с самоцветами, а эти же подходят ко всем остальным комнатам; вот этот ключик от кабинета в конце большой галереи на нижнем этаже. Открывайте всё и везде проходите, но в том кабинете я запрещаю вам появляться, запрещаю так, что если вам случится его открыть, вам не следует ожидать ничего, кроме моего гнева.

   Она обещала исполнить в точности всё, что ей наказали, и он сел в карету и отправился в путь.

   Соседки и добрые подруги не стали дожидаться приглашения к молодой жене, так им не терпелось посмотреть на все богатства дома, при том, что они не осмеливались прийти, когда дома был её муж, ибо боялись его синей бороды. Там они тотчас же обежали все комнаты, кабинеты, гардероб, один другого краше и богаче. Затем они поднялись в кладовые с мебелью, где они не переставал и восхищаться обилием и красотой гобеленов, балдахинов, диванов, геридонов*, столов и зеркал, в которые они рассмотрели себя с ног до головы, окаймленных хрусталем, иной раз серебром, а то и вермелем**, что делало их самыми прекрасными и великолепными из тех, что они вообще видели. Они не переставали восторгаться и завидовать своей подруге, которую в то же время не радовали все эти богатства, ибо не терпелось ей открыть кабинет на нижнем этаже.

   И так её снедало любопытство, что, не считая нечестным покинуть компанию, она спустилась по маленькой потайной лесенке с такой поспешностью, что раза два, а может и три могла бы сломать себе шею.

   Подойдя к двери кабинета, она некоторое время постояла, думая о запрете мужа и принимая во внимание, что он может доставить ей неприятности за непослушание, но искушение было так велико, что она не могла ему противостоять: она вынула тот самый маленький ключик и трепеща открыла дверь в кабинет.

   Сначала она ничего не видела из-за закрытых окон, но через несколько моментов она обнаружила, что весь пол покрыт запекшейся кровью и среди этой крови виднелись тела многих мёртвых женщин, прикреплённые вдоль стен: все это были женщины, когда-то вышедшие замуж за Синюю Бороду и которым он, одной за другой перерезал горло. Она думала, что тотчас же умрет от страха, а ключ, который она видимо вынула из замочной скважины, выпал у неё из рук.

   Заметив, что ключ от кабинета был испачкан кровью, она его дважды или трижды промыла, но кровь не исчезала: что есть сил она его мылила, натирала песком и кирпичом, а кровь всё равно оставалась, ибо ключ был заколдованный и не было способа его очистить: как только пятно исчезло с одной стороны, так сразу же кровь появлялась на другой.

   В тот же вечер Синяя Борода вернулся из своего путешествия; он сказал, что в пути получил письмо, из которого узнал, что дело, ради которого он отправился в путь, решилось в его пользу. Жена делала всё, что могла, чтобы выказать мужу радость от его возвращения.

   На следующий день он потребовал у неё ключи; она отдала, но руки её дрожали так, что муж без труда определил всё, что произошло.

   - Отчего же, - спросил он, - ключа от кабинета нет среди прочих?

   - Должно быть, - сказала она, - я оставила его наверху, на своём столике.

   - Не ври мне, - сказал Синяя Борода, - что отдала мне его раньше.
После некоторой отсрочки ключ пришлось принести. Рассмотрев его, Синяя Борода спросил:

   - Почему кровь на этом ключе?

   - Мне это неведомо, - ответила бедная женщина, став бледнее смерти.

   - Ах, вам неведомо! - подхватил Синяя Борода, - зато мне известно, хорошо известно! Вы посмели зайти в кабинет! Ну чтож, вы зайдёте туда и займёте своё рядом с теми дамами, которых вы видели.

  Рыдая и вымаливая прощения бросилась она к мужу в ноги, явив все признаки истинного покаяния, что де не имела привычки к послушание. Она бы разжалобила и скалу, если бы также страдала перед ней, но сердце Синей Бороды было куда твёрже камня.

   - Придётся умереть, мадам, - сказал он ей, - прямо сейчас.

   - Так как пришёл мой час, - ответила она, подняв на него глаза полные слез, - дайте мне немного времени помолиться Господу.

   - Я даю вам одну восьмую часа, - прервал её Синяя Борода, - и никаких отсрочек больше.

   Оставшись одна, она позвала сестру и сказала ей:

   - Моя сестра Анна ( потому что её именно так и звали), умоляю тебя, поднимись на вершину башни, чтобы увидеть, не приехали ли мои братья; они пообещали мне, что приедут меня навестить сегодня, и ежели ты их увидишь, дай им знак поспешить.

   Сестрица Анна взобралась на вершину башни; несчастная кричала ей время от времени:

   - Анна, моя сестра Анна, неужели не видишь ты ничего, что приближается?

   Но сестрица Анна ей отвечала:

   - Я не вижу ничего кроме солнца, что сияет и травы, что зеленеет.
В это время Синяя Борода, держа в руке огромный тесак, прокричал жене, что есть мочи:

   - Живо спускайся, или я поднимусь.

   - Ещё минутку, пожалуйста, - отвечала ему жена и вновь закричала в окно:

   - Анна, сестрица Анна, ужель ты не видишь никого, кто спешит сюда?
И сестра Анна ей отвечает:

   - Я не вижу ничего кроме солнца, что сияет и травы, что зеленеет.

   - Живо спускайся, - вскричал Синяя Борода, - или я поднимаюсь!

   - Я собираюсь спускаться, - ответила жена, после чего крикнула:

   - Анна, сестрица Анна, ужель ты не видишь никого, кто спешит сюда?

   - Я вижу, - отвечает сестра Анна, - клубы пыли, что движутся в нашу сторону.

   - То мои братья?

   - Увы, нет, сестра моя: это стадо баранов...

   - Не хочешь ли спуститься? - крикнул Синяя Борода.

   - Ещё чуть-чуть, - ответила жена, а затем крикнула:

   - Анна, сестрица Анна, ужель ты не видишь никого, кто спешит сюда?

   - Я вижу, - отвечает она, - десятерых всадников, что скачут к нам, но они ещё весьма далеко... Слава Богу! - зарыдала она от радости момент спустя, - это мои братья! Я подам им знак, чтобы они поспешили.

   Синяя Борода закричал так громко, что затрясся весь дом. Бедная женщина спустилась, собираясь броситься ему в ноги, обливаясь слезами и растрепав волосы.

   - Это ни к чему, - сказал Синяя Борода,- придётся умереть.
Затем, одной рукой взяв её за волосы, а другой подняв тесак, собирался он отсечь ей голову. Бедная женщина, повернувшись к нему и посмотрев на него угасающими глазами, умоляла его дать ещё минуту подготовиться.

   - Нет-нет, - сказал он, - готовься предстать перед Господом, - и поднял руку...

   В тот же миг раздался столь сильный стук в дверь, что Синяя Борода остановил исполнение приговора. Дверь отворилась и в тот же миг показались десять мужчин со шпагами в руках направлявшихся прямо к хозяину дома. Он узнал братьев своей жены, драгуна и мушкетёров, так что сразу же он ретировался, дабы спастись, но братья продолжили его преследовать и поймали его до того, как он смог достичь лестницы. Они возили ему в тело свои шпаги и оставили умирать.

   Бедная жена была почти такой же мёртвой, как её муж, и не смогла заставить себя подняться, чтобы обнять своих братьев.

   Оказалось, что Синяя Борода не оставил наследников и таким образом его жена оказалась владелицей всех его богатств. Часть она употребила на то, чтобы сочетать свою сестру браком с одним благородным господином, другую для того, чтобы обеспечить своим десятерым братьям продвижение по службе, а остальное - в качестве приданого, чтобы выйти замуж за ещё более знатного мужчину, что позволило ей забыть те дурные времена, что она провела с Синей Бородой.

*Геридон — круглый столик на одной ножке.
**Вермель - так называют серебро 925 или 800 пробы, покрытое позолотой.


Рецензии