Айя София снова мечеть

Политика, как ярмарочная карусель в вечном движении по кругу, с наездниками, которые лидеры...

Все знают, как выглядит карусель на ярмарке. Разноцветные лошадки, уточки, собачки, котики, «бегают» по кругу. Но счастливые дети, оседлавшие карусельных зверюшек, уверены в том, что они несутся только вперед - к неизвестному, загадочному, сказочному... На каждой такой карусели периодически оказываются взрослые дяди и тёти. Вдохновляемые иллюзией канувшего детства, ощущениями забытого восторга, они кружатся вместе с детьми, хотя и потеряли веру в неизвестное и сказочное. Они знают, что карусель движется по кругу, но всё равно пытаются убедить себя, что они ещё там, где не было большего счастья, чем нестись на круговой карусели вперед!

История — это тоже карусель. Вместо детей, катаются политики. Среди них тоже есть наездники, которые верят в своё движение вперёд. Но большинство - другие, они только пытаются прикинуться искренними и наивными. На самом деле, это искушенные хитрецы, крепко вцепившиеся в разноцветных зверюшек. Они стараются удержаться, чтобы центробежная сила не сбросила их с карусели...

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турецкой республики, подписал указ о смене статуса собора Айя София. Теперь это снова мечеть. Новость отвлекла мир от других событий, спровоцировала нервные заявления, декларации, угрозы и недоуменные реплики. Всё дело в особенной культурно-исторической миссии собора...

Когда карусельных зверюшек седлали исключительно коронованные особы, «мальчик» Юстиниан на двуглавом орле, с иконой в руках, был особо заметен. Он велел создать в своей столице храм Софии — Премудрости Божьей. Ценные материалы для строительства и отделки везли со всего мира. Мрамор из Рима и Эфеса; ценный камень из Сирии, Египта; цветное стекло из Германии. Храм должен был стать чудом, и он им стал: символом величия Византии, святилищем всего христианского мира.

Тысячу лет спустя карусель «населяли» другие персонажи, один из них — султан Мехмет — мчался по кругу на сером волке, размахивая сабелькой. Ворвался султан в Константинополь, всех поубивал, а потом в собор зашёл. Помолился и велел переделать под мечеть. Покрылись драгоценные мозаики и фрески грубой штукатуркой, застелили мраморный пол коврами, достроили минареты. Стал храм называться Айя София, место христиан заняли мусульмане. По праву завоевателей, которых не судят. И никто не судил. Некому было. Испуганная Европа с тревогой следила за Мехметом, как бы дальше не пошёл...

Крутится карусель, не останавливается... В 20 веке волка оседлал «мальчик» Мустафа, в руках у него флажок с надписью «Конституция». С восторженным криком: «Турция — светское государство!» - летит он вперёд, а за ним, сломя голову и не особо понимая зачем, несётся и вся Турция...

Мустафа Кемаль Ататюрк был не просто лидером, он был идолом, а после смерти стал культурным героем. Упорно и последовательно ведя Турцию в сторону Европы, этот президент сделал жест, удививший весь мир: своим указом он превратил мечеть Айя София в музей. Храм снова стал доступен для всех, лучшие реставраторы считали честью работать над восстановлением внутренней росписи собора, ЮНЕСКО внесла его в список важнейших культурно-исторических объектов планеты.

А карусель не останавливается. Что такое сто лет для карусельных зверюшек? Теперь правда наездники меняются чаще, а запоминаются реже. Сегодня на карусели катается особенно много неординарных деток... На волке теперь сидит «мальчик» Реджеп, с зеленой книжкой в одной руке, вторая вцепилась в свою зверюшку. Он тоже что-то кричит, пришпоривает серого волка... Но криков его не разобрать в общем шуме... А волк уже плохо держится на карусели. Вот-вот сломается, сбросит наездника.

Рейтинг президента Турции и его партии медленно, но верно стремится к неприлично низким показателям. С Европой все труднее дружить, претензии мусульманского мира все конкретнее. А значит нужен вкусный политический коктейль для народа, самый простой — это «духовные скрепы». Национализм и патриотизм в равных долях, вместо вишенки — парочка триумфальных побед прошлого.

«Скрепить» турок призвано возвращение Айя Софии в лоно ислама. Не слишком этично? Не слышит президент криков историков и искусствоведов, громких голосов теологов от ислама и турецкой интеллигенции, не говоря уже о шепоте христианских богословов. Бежит толпа за серым волком и наездником. Одни кричат: «Слезай! Ты уже долго катаешься!» Другие: «Бери в руки сабельку, будешь, как великий Мехмет!» Третьи: «Ты забыл про Мустафу! Мы светская страна!» Сподвижники Эрдогана неутомимы: «Вперёд, Турция! Враг тот, кто говорит, что мы движемся назад! Мы движемся вперед, а даже если и назад, то только в будущее!» Голова идёт кругом у Реджепа. То ли от карусельного бега, то ли от мыслей амбициозных, то ли от страха.

Карусельный круг замкнулся. Храм Премудрости Божьей снова оказался в центре мира политики. Но ненадолго... Рядом с каруселью стоит Карусельщик. Он знает, что скоро наездники поменяются. Зверюшек оседлают другие «дети». А что будет у них в руках, пока не знает никто, кроме разве самого Карусельщика. Но Он не скажет.


Рецензии
Самый Главный Карусельщик уже сказал, что это внутреннее дело Турции и что он в это не вмешивается

Дмитриев   20.09.2020 14:35     Заявить о нарушении
Самый Главный Карусельщик своего слова не сказал. Он вообще разговаривает с немногими. Их еще Пророками называют. А то, кто не вмешивается - один из детишек на Карусельке. В одной руке у него "обнуляющая конституция", а в другой ракета баллистическая. Его бег по кругу еще не закончился, он еще бежит, хотя медведик под ним подрасшатался.

Андрей Якубовский 2   20.09.2020 15:22   Заявить о нарушении
Да, но тот, который с баллистической ракетой (и не забывайте пожалуйста, что эта ракета не просто так, а самая-самая в мире), сказал, что обо всем уже с Главным перетёр.
И договор такой, что как только он ракету во врагов запускает, так сразу мы все в рай, а враги сдохнут. Как видите, у него уже на всех уровнях всё схвачено и навечно обнулено...

Дмитриев   20.09.2020 15:31   Заявить о нарушении