Газетная проза. Книга - товар особый

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Лучшие публицистические выступлениях советской прессы во второй половине 70-х годов прошлого века правдиво, не скрывая проблем и негативных явлений, отражали реальную жизнь страны, ставшей сегодня далекой историей. Люди среднего и старшего поколения помнят время, когда у дверей книжных магазинов перед их открытием скапливалась большая очередь книголюбов, жаждущих приобрести книги зарубежных и русских классиков, подписаться на полное собрание сочинений знаменитых писателей.
------------------------------------

Грани идеологической работы

«Предусмотреть дальнейшее развитие
издательского дела, полиграфической
промышленности и книжной торговли».
(Основные направления развития народного
хозяйства СССР на 1976-1980 годы).

В КОНЦЕ  ПЯТИДЕСЯТЫХ  годов мой брат-старшеклассник приходил домой нагруженный тяжелой стопой книг. Запомнились в толстых переплетах «Гамлет» Шекспира, произведения Гете, Льва Толстого, другие шедевры мировой литературы. Активного книгоношу сфотографировал тогдашний собственный корреспондент «Забайкальского Рабочего» по Сретенскому району Л. Коптелов, снимок поместили в газету.

Книгонош давно уже не видно. Трудно даже подобрать сравнение, чтобы показать, как неизмеримо вырос культурный уровень народа, повысились требования к книге – ее содержанию и полиграфическому облику.

Очереди перед открытием книжного магазина, когда приходит «груз». В городах покрупнее - сотни тысяч людей, сдающих макулатуру, чтобы получить заветный талон на дефицитную книгу (нашей области это веяние пока как будто не коснулось, хотя желающих найдется не меньше). Небывалый книжный бум породил и дельцов от духовной культуры. Не так давно «Правда» писала из зала суда о спекулянте с двумя классами образования, который, однако, хорошо разбирался в книжной конъюнктуре. Он подписывался сразу на несколько экземпляров одного и того же издания, перепродавая его потом по бешеным ценам.

С целью открыть хорошей книге дорогу на полки магазинов правительство повысило цены на букинистическую литературу. В Забайкальском магазине книготорга мне показали рекламный плакат с длинным списком классиков зарубежной, русской и советской литературы. Собрания сочинений выпуска 40-х, 50-х, 60-х годов. Джек Лондон, Пушкин, Мопассан, Достоевский. Совсем недавние издания, успевшие уже превратиться в букинистическую литературу.

Прежние, кажущиеся теперь смехотворно низкие цены в 10-15 рублей возросли до 60-75 за полный комплект. Разрозненные книги из собраний сочинений магазин принимает по старой цене.

Движение книголюбов организационно оформилось во Всесоюзное добровольное общество любителей книги. (Недавно районное отделение общества создано и в нашем районе). Но на волне этого движения истинных ценителей, людей, искренне желающих приобщиться к идейному и культурному богатству, всплыли другие. Живучая потребительская психология отвоевала себе новый рубеж. Иметь много хороших книг – особенно старых или редких изданий, особенно классиков, особенно «спорных», осуждаемых в прошлом или парадоксальных, своеобразных авторов, особенно в солидных переплетах и т.п.  - это стало модным. В рамках «престижного потребления» книга заняла одно из ведущих мест. Мещанское отношение к книге – постоянная в последнее время тема карикатуристов и сатириков шестнадцатой страницы «Литературной газеты». Оттуда пошла шутка о том, как узнать, большая ли у тебя библиотека: если прочел меньше половины книг – значит большая.

Нет, не о проблеме «люди и вещи» речь в статье, хотя и о ней тоже. Но главное, к чему веду, - это мысль, что время предъявляет к книжной торговле, ее работникам требования высокие, как никогда.

«Сейчас процесс изменения объема и качественного содержания потребностей активизируется. Ускоренное развитие личных потребностей становится обязательной предпосылкой и характерной чертой социалистического образа жизни» («Сфера личного потребления в развитом социалистическом обществе», «Коммунист», 1976, № 6, стр.66-67). Это обязывает людей, занимающихся распространением книги, глубоко изучать спрос на нее, быть не только ее знатоками, но и педагогами, психологами, учитывать разные категории читателей, способствуя направленному формированию личных библиотек любителей книги и в первую очередь тех, чьи знания служат коммунистическому воспитанию многих людей.

ТЕСНОЕ, малоприспособленное помещение из двух комнат в железнодорожном общежитии – все, чем располагает Забайкальский магазин «Книги».

Три года работает здесь заведующей Людмила Александровна Шелепаева – бывший бухгалтер. В 1975-м, после окончания Новосибирского техникума книжной торговли, приехала сюда продавцом Людмила Труфанова.

Но еще задолго до них, в 1970-м году тогдашний завмаг М.А.Кузина отправила в районные организации, председателю поссовета П.Т.Соловьеву и директору книготорга А.С. Иванову письмо с просьбой решить вопрос о расширении магазина – выделении для него еще одной комнаты.

Уже стерлись строчки этого документа. С трудом можно разобрать отпечатанный под копирку текст:

«Для нормальной работы книжного магазина и хорошего обслуживания покупателей пос. Забайкальск и Забайкальского района необходимо расширить помещение магазина, т.к. в таком помещении работать невозможно. Товарооборот в 1970-м году возрос по сравнению с 1969 годом в 1,5 раза..., поступающие учебники, литературу и другие товары расположить совершенно невозможно и приходится складывать на полу...

Кроме того, необходим срочный ремонт магазина... Светоизлучение в помещении не соответствует норме и приходится работать при электросвете, которого недостаточно для работы при одной электролампочке в 100 в, под потолком».

В том же 1970 году существовал и другой вариант. Был подготовлен проект книжного магазина на семь рабочих мест. Облкниготорг выделил деньги. Поссовет отвел участок. Председатель исполкома Петр Трофимович Соловьев и сейчас, спустя шесть лет, не задумываясь вспоминает местонахождение этого участка: улица Комсомольская, возле дома 54-а.

Не нашли подрядчика. И оба варианта так и остались в стадии благих намерений.

Передо мной на кальке расчерченный синей и красной пастой «План магазина в пос. Забайкальск и схема его оборудования с частичным свободным доступом к книжным полкам без подс. помещ.)». И этот план, датированный четвертым марта 1970 года, также остался на бумаге. В 1974 году вновь ставится и не решается вопрос о расширении торгового зала.

Нельзя, правда, сказать, что с 1968 года, когда открылся магазин, в нем совсем ничего не изменилось. Еще в 1970 году установлен прилавок для открыток, обновлены стеллажи. Этот весьма робкий всплеск нововведений , последовавший после письма в четыре инстанции, заглох со временем окончательно, не приблизив коренного решения вопроса.

Как явствует из цитируемого выше письма, площадь торгового зала составляет 15-16 квадратных метров. Убеждаюсь сам, насколько сложно на этих метрах разместить все разделы: «Новинки», «Детская литература», «Политическая», «Марксизм-ленинизм», «Техника, справочники», «Художественная», «Поэзия» и другие. Необозначенной стопой лежат книги читинских авторов – Озолин, Филиппов, Граубин, Балябин... Выделена серия книг «Школьная библиотека», но часть из них попала в детскую и художественную литературу.

Читатель не сразу разберется в одинаково начертанных и скученных рядом заголовках. Но... нет лишнего места на полках и нет к ним свободного доступа, чтобы разбираться в лабиринтах разделов.
Видимо, из-за недостатка места безграмотно слились буквы буквы заголовка книжной выставки «Малышам подушам».

Короче говоря, несмотря на старание Л.Шелепаевой и Л.Труфановой, нынешние условия отнюдь не способствуют повышению уровня идеологического влияния с помощью книги.

НА 34 ТЫСЯЧИ  рублей в год продает книги Забайкальский магазин книготорга. По данным отдела пропаганды и агитации райкома партии в 1975 году в целом по району продано книг на 50 с лишним тысяч рублей против 41800 в 1971 году. Книготорг явно преобладает. Вот почему главное внимание в этой статье – ему, хотя ниже постараюсь не обойти молчанием и работу райпо по торговле книгой.

Отрадно, конечно, что магазин из месяца в месяц выполняет план товарооборота. Перед Первомайским праздником коллектив награжден Почетной грамотой облкниготорга за успехи в выполнении социалистических обязательств. На 100-120 рублей в месяц продается букинистической литературы, план реализации которой на год составляет 1200 рублей.

Л.А.Шелепаева показывает альбом, озаглавленный «Рекламная работа Забайкальского книжного магазина». Фотографии и записи говорят о проделанной работе – книжных выставках, обслуживании районных мероприятий, пленумов райкома партии, семинаров пропагандистов, работников культуры. Выезжали на проведение отчета  райисполкома в селе Соктуй-Милозан 22 мая... В альбоме фиксируется денежная выручка от таких поездок.

Людмила Александровна сетует:

- Хлопот с этими выездами много, а выручки никакой. В магазине больше бы наторговала.  Хорошую книгу и здесь расхватают, а залежалую и там не берут.

- Почему бы вам не организовать выносную торговлю возле магазина в летнее время? В магазин не каждый зайдет, а возле лотка с книгами по пути задержится хоть ненадолго.

- А зачем? – с недоумением. – У нас сейчас неплохо с планом.

Похоже, что дальше плана заведующая заглянуть не хочет.
Напряженный план, безусловно, оказывает стимулирующее воздействие, заставляет искать различные способы распространения книги, изучать спрос. Но книга – товар особый. Работа с ней – разновидность идеологической деятельности. И один показатель товарооборота не может раскрыть всех резервов этой деятельности, ее эффективность.

За благополучными цифрами плана не всегда видятся другое стороны работы, так же как за усредненным «потребителем», дающим этот план, -  индивидуальный читатель.

В подсобной комнате магазина негде повернуться. На узких длинных полках с двух сторон буквально свешиваются корешки книг, рассыпающихся от неосторожного прикосновения на пол, как карточный домик.

Людмила Александровна долго не может ответить на вопрос, сколько в магазине залежалых книг.

- Вообще-то у нас почти нет таких. Эти? Мы их продадим все равно.

Постепенно выясняется, что к числу неходовых все-таки надо отнести 182 экземпляра «Основ экономики и управления сельского хозяйства» 1973 года издания, 100 экземпляров «Основ политических знаний» 1967 года, 45 экземпляров «Основ философских знаний выпуска 1969 года: десятки экземпляров других устаревших пособий. Но даже приблизительной стоимости затоваренных книг узнать не удалось.

- Дважды обращалась в облкниготорг, просила забрать, но не реагируют, - объясняет Л.А. Шелепаева.

Заявки на политическую литературу составляются совместно с отделом пропаганды и агитации райкома партии, но за тем, как они выполняются, заведующая систематически не следит. Немало книг из литературы, приходящей «самотеком», без заявок, превращается в залежалый товар, к примеру, брошюра о работе на строгальных и долбежных станках.  В то же время почти не развит прием индивидуальных заявок  на политическую и профессиональную литературу. На художественную – сразу поясним читателю – магазин заявок принимать не вправе.

Не все недостатки в работе можно «списать» на тесноту. Многое зависит от того, насколько развиты в сознании критический подход в оценке достигнутого, искреннее и твердое стремление наверстать упущенное.

Но о чем говорит такой эпизод: когда сотрудник редакции захотел поближе познакомиться с работой магазина, заведующая... пожаловалась на его «нетактичное» поведение. Не только о непонимании роли прессы, но и как раз о таком вот некритическом подходе, которому органически чужда сама мысль о контроле.

Видимо, не случайно даже книга, названная книгой «пожеланий и предложений» (для жалоб сразу не оставляется места) висит, прикрытая портфелем, в таком месте, что сразу не заметишь. И представляет она из себя совершенно чистую обычную тетрадь.

Может быть, в книжной торговле другой порядок, но от книги, из которой можно вырвать любую «нежелательную» страницу, потому что они не пронумерованы и в которой нет специально отведенного места для записи о принятых мерах, трудно ждать, что она станет, как должно бы, стимулом для внимательного отношения к замечаниям и предложениям покупателей.

Не случайно, наверное, и то, что в социалистических обязательствах коллектива магазина нет пункта о повышении культуры торговли, борьбе за то, чтобы исключить жалобы покупателей. А между тем устные сигналы о невнимании к покупателям со стороны Л.А. Шелепаевой, как говорится, имели место. Недовольство покупателя почти всегда обоснованно. Принятый на предприятиях высокой культуры обслуживания лозунг «Покупатель всегда прав» дисциплинирует, заставляет продавцов учиться даже умению отказать при отсутствии товара так, чтобы не отбить охоту заходить в магазин. И здесь надо заметить, что в принципе позиция, когда в конфликте продавец – покупатель безоговорочно принимается сторона продавца, поощряет последнего к дальнейшим проявлениям невнимания, позволяет ему забыть о профессиональной обязанности работать над повышением культуры торговли. Это особенно важно в работе с книгой.

Если отнестись к работнику прилавка по-житейски снисходительно, нетребовательно, как к частному лицу, можно понять Л.А.Шелепаеву, которая сердится, когда покупатель отказывается от предложенной ею книги и просит другую, которой нет. И все-таки, если интересы покупателя продавец ставит выше всего, он в подобном случае должен огорчиться вместе с покупателем. Именно так – и вполне искренне – ведет себя Любовь Петровна Козлова, продавец книг магазина «Юбилейный» Забайкальского райпо.  И этим она значительно выигрывает в глазах покупателей – главных «оценщиков» работы продавцов, несмотря на то, что испытывает подчас большие затруднения с выполнением плана.

В книжном отделе Любовь Петровна работает четвертый год. До этого была учительницей начальных классов. По специальности – историк с незаконченным высшим образованием.

План у продавца – около полутора тысяч рублей в месяц. Но можно ли его выполнить, если, скажем, в июне в отдел поступило книг всего на 965 рублей? В то же время на складе райпо навести порядок с книгами ни у кого не доходят руки: ни у товароведа по книге Л. Кореневой, ни у кладовщика В. Шеломихиной. А лежит-то там книг навалом – и в буквальном, и в переносном смысле на тысячи рублей. 

Довелось мне как-то побывать на райповском складе. За день до этого привезли туда новую партию книг. Л.П. Козлова переписала названия и стала искать машину – со своим транспортом в райпо постоянные неувязки. Помог редакционный «уазик». А на складе уже вовсю кипела незаконная торговля. Были в основном «свои» - работницы заготконторы, коим надоело возиться с кожсырьем. И поплыли со склада сборники афоризмов и мемуары маршала Василевского. Многих названий, переписанных Любовью Петровной в тетрадь, уже не было.

Л.П, Козлова не один раз обращалась к председателю правления райпо И.И. Вовку по поводу грубых нарушений правил торговли, а результатов – никаких.

Товароведу Л. Кореневой тоже некогда наводить порядок, изучать спрос, составлять заявки. Поэтому и случаются такие казусы, когда на складе лежат учебники, а в «Юбилейном» их нет, хотя школьники и учителя спрашивают. Учебники в конце концов становятся негодными и их списывают.

И здесь бывает так же, как в книготорге: приходят без всякой заявки учебники для лесных техникумов, студентов мединститута.

На многие книги Любовь Петровна сама составляет заявки по тематическим планам. В дошкольном и школьном воспитании и образовании она, как специалист, разбирается.

По другим темам советуется с руководителями местных предприятий. Скажем, о книгах по энергетике посоветуется на электростанции. Отбирает нужную литературу для приезжающих из хозяйств секретарей парторганизаций. Но, к сожалению, база облпотребсоюза очень часто не считается с этими заявками.

Почему не поможет товаровед? Оказывается, ей в самом деле некогда. По совместительству Л. Коренева является специалистом по таре и большую часть времени ей приходится заниматься винпосудой.

В неравном браке книги с посудой главенствует пока посуда.

Б. КОМИССАРОВ.
(Газ. «Забайкалец»
за 6 июля 1976 г.).


Рецензии