О метро столичном...

Подземный транспорт исполинских мегаполисов стал их неотъемлемой частью – без метро жизнь просто встанет и наступит великий коллапс – полноценное передвижение в них станет возможным только пешком. Миллионы людей с раннего утра до глубокой ночи передвигаются в подземке. В пиковые часы платформы станций при взгляде с эскалатора напоминают людское море - огромная пёстрая масса колышется, бурлит своими течениями, шумит, мгновенно заполняя всю возможную площадь при прибытии на станцию поездов и приводя в уныние мыслями о малости песчинок во Вселенной… Песчинка - человек, попавший в бурлящий поток пассажирооборота, в итоге выносится таким же или утратившим силу на окраине потоком в пункте назначения через какой-нибудь час.
За полвека стажа на белом свете поездок в метро было немало. Метро менялось – процесс улучшения, адаптации к новым жизненным условиям в стране происходил непрерывно. В условиях бюрократической машины Союза все изменения проходили дикое количество стадий оценки и критики нововведений, но они всё-таки проходили и входили в обыденную жизнь.
Что хочется отметить в настоящий период времени - изменения также постоянно  входят в обиход. Регулярно меняются тарифы на проезд, отражая глубокую связь с изменениями в глобальной экономике, эффективно работающие высококвалифицированные менеджеры постоянно находят пути повышения эффективности перевозок пассажиров, в процессе строительства новых станций мы наблюдаем новые, более современные дизайнерские решения.
Отметить хочется несколько моментов в нынешних изменениях ( сравнивая в соотношении «было – стало»). Стало возможным приобрести в личные коллекции снятые со станций старые указатели. Вместо них теперь висят красивые новые указатели с подсветкой, красочно разноцветные. Появились на центральных станциях перед чемпионатом мира по футболу указатели пересадочных направлений на полу. Слов нет – красиво и информативно. Одно НО всё же хочется произнести: ещё с сознательного детства, стоя у дверей вагона и въезжая на станцию, я получал всё необходимую информацию о дальнейшем направлении движения с этих самых указателей до остановки поезда, даже будучи очкариком с приличной близорукостью. Двери открывались, и молодые ноги позволяли, опережая людской поток, проскочить к эскалатору или в переход. Сейчас же шрифт видоизменился, стал немного меньше в размере и  в целом считать информацию за время прибытия поезда для меня стало проблемой. Так же, как и текст на указателях поменялся – часто они неинформативны. Поезд проходит почти половину станции, а указателя так и не видно. Выходя из вагона и немного пройдя вдоль станции, задрав взгляд на нужный указатель,  на миг останавливаешься, осознавая прочитанное и крутя в голове свою карту столицы, разом получаешь по спине чьим-то увесистым рюкзаком, тихо матерясь, реагируешь на боль в ступне, на которую наступила торопливая шпилька. Набирающий силу поток устремляется из вагона. К нему присоединяются те, кто в пути следования воспринимался как медлительный «зомби». Уткнувшиеся в мелькающие цветные картинки на экране смартфона в сидячем пространстве вагона люди внезапно демонстрируют сноровку и прыть паркурщиков, ловко избегая столкновений с читающими указатели субъектами. Нужная информация доходит всё-таки до нужного адресата, и мозг даёт команду сменить курс, тангаж и с креном (больно всё ж..) и внезапной хромотой рваться на поверхность по « лестнице- чудеснице» под тоскливый голос дежурного «по этой самой чудеснице»:
- Уважаемые пассажиры, занимайте, пожалуйста, обе стороны эскалатора…- голос, записанный многократно на каком-то древнем носителе и усиленный хриплым рупором, звучит как-то безнадёжно. Кто же послушает прозвучавший совет, ибо в сознании и подсознании у каждого из большинства перебирающих ногами москвичей и разнокалиберных гостей столицы сверкает яркая табличка: правый ряд стоит и отдыхает, левый топает ногами вперёд. Далеко не всем охота шевелить ластами в подъём. Преодолевая столпотворение у входа на эскалатор, обходя жмущихся в правый ряд желающих подняться без затрат собственных мускульных ресурсов, довольно много людей, либо торопясь, либо поддерживая бодрость духа и стройность в теле, уверенно идут вверх. Очень интересно бывает подниматься за молодой девушкой в обтягивающих штанах – то, что видит идущий сзади мужчина, ему придаёт сил и выносливости до самого конца подъёма, и просто неподражаемо поднимает настроение – даже вытирает обильный пот с поседевшей головы, сойдя с эскалатора на неподвижный пол с подрагивающими от перенесённого напряжения коленками, но  довольно улыбаясь…
Метро в столице развивается просто эпохально – растут и открываются новые станции в замкадном пространстве, новые направления, десятки километров новых тоннелей, пересадочных узлов. Тысячи новых проектов в движении от службы единого окна и обратно, их перемещения порой напоминают водовороты. Выпускаются технические условия присоединения чего-то нового к чему-то уже видавшему виды, согласовываются всевозможные отступления от привычных правил и нестандартные решения  зачастую уже после того, как фактически строители, привычно получив по шапке от градоначальников не намёки о соблюдении графиков строительства, а вполне увесистые «тумаки», уже воплотили в жизнь то, что проектные институты только наносят на поля чертежей. И ведь бывает, что не совпадают конструкторско-архитектурные разработки с тем, что уже вполне осязаемо стоит в стекле и бетоне. После битвы мнений в споре побеждает тот, кто в итоге финансирует строительные перспективы, после пинков и раздачи « звездюлин»  приводится в соответствие то, что на бумаге,  к тому, что на земле и под землёй. Эксплуатирующие организации, отдав много сил в защите нормативов безопасности и требований правил, в итоге принимают в своё обветшалое хозяйство полуфабрикаты в  новенькой сверкающей обёртке, над которыми порядком выдохшиеся строители ещё будут трудиться весь свой гарантийный срок, а мастера из эксплуатации, осознавая наброшенный на них груз ответственности, будут прессовать сдающих до тех пор, пока качество не будет признано удовлетворительным  либо мохнатая лапа, вмешавшаяся в затянувшийся процесс, не решит острые вопросы, разом обрубив инженерные споры управленческим решением.
Пусть же безопасно ходят пассажирские составы по подземным трассам, перевозя миллионы пассажиров каждый день, как положено работает путевая и станционная автоматика, регулярно и в срок готовится замена выработавшему свой ресурс подвижному составу,  оборудованию станций, тоннелей, депо, молодёжь учится и перенимает опыт безопасного труда от старшего поколения, люди планомерно успевают на свои свидания и деловые встречи – и так день за днём, год за годом,  десятилетиями… На радость простым пенсионерам и студентам, школьникам и работающему населению, несущим свою ношу собственной дорогой, на которой на разных её этапах метро помогает достичь желаемой цели, кому-то найти мечту, кому-то встретить судьбу свою, кому-то просто выжить. С надеждой на то, что этот вид транспорта останется доступным упомянутым категориям населения в нынешнее время и в обозримом будущем.


Рецензии