Последние гардемарины. Век как вздох...

Вот ещё одна, по-моему, важная статья, которую можно и нужно опубликовать в Яндекс.Дзен. На моём канале я уже размещал (и буду ещё) «несвежие» тексты, но тем они и ценны, что кое-что в них актуально до сих пор, а кое-что существенно изменилось с момента их написания.

В данном случае, выставки «Последние Гардемарины» уже состоялись (и не только, кстати, в Москве), а моей сестры – Иоланты – уже нет в живых (теперь она в числе вечно живых, как и герои той истории, которую мы, возможно, и не узнали бы без её участия). Самая светлая ей память!

Отдельно и ещё раз хочу поблагодарить научного сотрудника и журналиста Никиту Кузнецова за его вклад в сохранение истории нашей Родины и за продолжение той линии исторического исследования, соучастниками которого мы невольно стали. Надеемся, книга о последних гардемаринах всё же увидит свет. Спасибо и Дмитрию Урюпину – бизнесмену и другу нашей семьи – за то, что помог сохранить дневники гардемарина Евгения Арнаутова, любезно согласился предоставить нам возможность с ними работать и демонстрировать на тематических выставках, а также сильно поддержал нас в работе над будущей книгой! 
 
У нас всех были, есть и будут разные взгляды на историю России и мира, но что-то великое и совершенно неизъяснимое нас всё же соединило в ЭТОЙ истории – значит, так надо.

ПАМЯТИ ВСЕХ ПОСЛЕДНИХ ГАРДЕМАРИНОВ, КОТОРЫЕ СЛИШКОМ РАНО СТАЛИ ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ, И ВСЕХ, ЧЬИ ИМЕНА МЫ ТАК И НЕ УЗНАЕМ, НО КТО, ВОЗМОЖНО, СЫГРАЛ В СУДЬБЕ НАШЕЙ РОДИНЫ НЕ ТАКИЕ ВАЖНЫЕ, НО, БЕЗУСЛОВНО, НЕЗАМЕНИМЫЕ РОЛИ!

ЖИВЫЕ – МЫ. ОНИ – ВЕЧНО ЖИВЫЕ.
А СНЕГОПАД НАД ОКЕАНОМ ИСТОРИИ ВСЁ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ…

***

«Как причудливо тасуется колода! Кровь!»
(М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Когда, по просьбе моего друга художника и публициста Марата Гаджиева, я начал готовить этот материал для дагестанского альманаха «Кавказский Экспресс – 2019» – в Москве, в «Манеже», проходила выставка работ легендарной пары художников: Диего Риверы и Фриды Кало. Связь на первый взгляд не угадывается, да и речь будет не о них. И даже не об одном из русских учеников Диего – Викторе Михайловиче Арнаутове. А об одном из младших братьев Виктора – Евгении. И его друзьях-сокурсниках-сослуживцах по Морскому училищу в Петрограде и Владивостоке. И о двух рукописных поэтических дневниках этого юного гардемарина вспомогательного крейсера «Орёл», который окончил свою недолгую флотскую службу мичманом на посыльном судне «Якут»… Жизнь же свою он окончил в изгнании,  в Чехословакии, в 1939 году, в должности банковского служащего. А туда он попал после печально знаменитой эвакуации Черноморского флота из Крыма в Константинополь, а затем в Бизерту в 1920-ом…

С ним в Праге с первых и до последних дней была его жена – Елена. Они вместе и покоятся сейчас на старом «русском» Ольшанском кладбище. Их дочь Ия – родилась уже и выросла в Европе, многие годы работала переводчицей и в составе команды «принимающей стороны» после Второй мировой войны сопровождала звёзд советского кинематографа во время их визита в социалистическую Чехословакию. После тех встреч у молодой переводчицы осталось множество фотографий, с благодарственными подписями и искренними дружескими пожеланиями от Бондарчука, Герасимова, Кириенко, Рыбникова, Макаровой, Тихонова... И от Баниониса сохранилась фотокарточка, но уже с обращением не к Ие, а её дочери – Веронике.
Вероника же – после «событий 68-го года» – стала понемногу «забывать», что у неё русские корни, и постепенно перестала и говорить на языке своих «белых» дедушек-бабушек. А в свою очередь её дочь – ставши совсем уже чешской женщиной – не стала хранить память о русских предках и довольно закономерно и по-хозяйски оправдано решила освободить место в книжных шкафах и антресолях…

К тому времени, спустя почти 100 лет после того, как юный гардемарин Арнаутов отправился в свой первый и последний ученический поход во Владивосток, в Праге находился гостеприимный торгово-культурный центр «Арбат», который держала не менее знаменитая пара «русской эмиграции четвёртой волны» – Иоланта и Роман Аванесян. Кроме множества полок с новыми современными книгами российских издательств, там был и букинистический отдел. Правнучка Евгения Михайловича, к счастью, случайно узнала о том, что в чешской столице есть место, куда можно привезти и сдать за некую сумму старые русские книги. Так и сделала. В числе же выкупленных книг белоэмигрантов Иоланта обнаружила и два блокнота, исписанных одним – аккуратным и довольно понятным – почерком: на форзаце первого было выведено «Ст.гардемарин Евг.Арнаутов», а в другой была вложена небольшая фотокарточка с надписью на тыльной стороне: «Дорогому Жене! В память о наших совместных злоключениях на этой планете (Форт Джебель-Кебир) Сергей Васильев, 11 марта 1922 г.» И вот именно они – эти юношеские тетради – и оказались самыми ценными из выкупленных в тот день книг…

В составе гардемаринов крейсера «Орёл» было два основных «курсовых» поэта: Георгий Вереницын и Юрий Степанов по прозвищу «Лиловый негр». И именно их поэтическими работами заполнено большее количество страниц обоих дневников гардемарина Арнаутова. Особенной ценностью этих поэм и стихотворений является не столько их художественность, сколько документальность, ибо в двух поэмах «Под Южным Крестом» и «Под полярной звездой» и в паре дюжин стихотворений Вереницын и Степанов очень подробно описали не только события, которые происходили с ними в период с 1917 по 1920 годы, но и дали стихотворные характеристики своим сослуживцам, офицерам, преподавателям. Чтение этих стихов и параллельное изучение архивных материалов на любого человека может оказать неизгладимое впечатление! А об Историях и Судьбах этих тогда ещё совсем молодых ребят можно рассказывать очень долго. Изначально их было порядка двухсот человек, а во главе с легендарным капитаном I ранга Китицыным Михаилом Александровичем в последнее плаванье прочь от родных берегов уходило уже в пять раз меньше...

И самым знаковым и трагичным в этих двух дневниках является стихотворение Юрия Степанова – «Последнее (Уходящим в Крым)» – и датируется оно 1920-ым годом, порт Груж, Дубровник, Хорватия:
 
Мы расстаёмся… Две дороги
Нас разделили пополам!
Благословят вас, други, боги
И да помогут нам!
Безцельно жить… Как это скучно!
А проза жизни так черна,
И монотонна, однозвучна,
Как океанская волна!..
Не прозой жить, а жить мечтами…
Свою фантазию зажечь,
Как это часто было с нами,
Её любить, её беречь.
Создать кристалл воображенья,
Или нелепость, или сон,
Но если яркие стремленья
Собою выражает он,
О! берегите, други, сказку!
Она спасёт и оживит
И даст лазуревую ласку
И путь жестокий озарит.
Стремитесь вечно к неземному
И, верьте, легче будет вам!
Молитесь истинно-святому,
А не игрушечным богам…
Я написал… И грустно стало…
Последний час… Последний раз!
Свершилось новое Начало
И разделило нас!
Прощайте! Помните «Находку»,
«Магнит» и «Гайду», «Егерей»…
Не забывайте также водку
И песни юности своей!..

А «последнее» на то и последнее, что после него в блокноте Евгения пропущено несколько чистых листов и далее на страницах появлялись стихотворения не его боевых друзей, а лишь любимых поэтов Серебряного века: Бальмонта, Блока, Бунина, Вертинского, Северянина…

В силу разных жизненных обстоятельств я – родной брат Иоланты Аванесян – два года расшифровывал гардемаринские дневники. Конечно же, вместе с какими-то личными открытиями и потрясениями в голову приходила и абсолютно киношная банальность наподобие: знал бы юный Женя Арнаутов, что через 100 лет его дневники перекочуют из далёкой Праги в даже уже не большевистскую Москву и послужат одними из экспонатов для выставки «Последние Гардемарины» в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына, а после и  материалами для издания одноимённой книги о нём и его товарищах…

Устраивать же выставку и принимать самое активное участие в подготовке книги будет Никита Кузнецов – ведущий научный сотрудник Отдела военно-исторического наследия этого Дома, который помогал когда-то и издательству «Согласие» работать над избранными страницами «Бизертинского морского сборника 1921-1923» и другими проектами историка и подвижника Владимира Лобыцына (1938 – 2005). А издательство это напрямую связано с именем писателя Вацлава Михальского, который, родившись в Таганроге, вырос в дагестанском Буйнакске, и написал книгу «Весна в Карфагене»… И она тоже была «об этом»…

P.S. …как заявило Министерство обороны РФ весной 2018-го, Каспийская флотилия будет перебазирована из Астрахани в Каспийск. Но прибрежный грунт этого города-спутника дагестанской столицы не подошёл для стратегического строительства, поэтому решено было перенести новую точку дислокации военных кораблей в Махачкалу…

P.S.II «А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдёт зелёная украинская трава, заплетёт землю... выйдут пышные всходы... задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать её не будет. Никто».
(М.Булгаков, «Белая Гвардия»)   

 


Рецензии