Дворцы Петербурга. 51. Большой дворец!

   Большой дворец - основное здание дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»,
расположенного на южном берегу Финского залива в  одноимённом городе – Петергоф! 
Был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны,
в 1952 году - восстановлен талантом мастеров победившей страны!
   Первоначально довольно скромный царский дворец,
сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714 - 1725 годах,
был перестроен Елизаветой по модели Версаля (архитектор  Ф.Б. Растрелли)
в так называемом стиле зрелого барокко в 1745 - 1752 годах.
  ЗАЛЫ ДВОРЦА.
Вид на фасад Большого дворца из Верхнего или Нижнего парков впечатляет,
но сам по себе дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит.
Хотя длина обращённого к морю фасада - 268 метров! Он над заливом - парит!
   Дворец насчитывает примерно 30 залов,
в том числе богато украшенных парадных залов,
отштукатуренных под мрамор, с расписанными потолками,
инкрустированных паркетом и позолоченными стенами.
     ПАРАДНАЯ ЛЕСТНИЦА.
Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли
развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада,
дворец да с видом на залив создать, конечно, многие б хотели.
  Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей –
один из самых эффектных интерьеров дворца,
отличающийся парадной и роскошной отделкой протранства внутри дворца.
    В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств,
применив едва ли не все возможные средства декорирования – восхитители чувств:
масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл.
В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: 
барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы, которыми каждый бы восхищаться стал!
    Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров,
является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к  периоду 1751 года.
Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды.
Самые заметные скульптуры верхней части - аллегорические изображения времён года:
Весна, Лето (на перилах), Осень и Зима (помещены в нишах напротив первых) - представлены в образе юных девушек – искусству верных!
Скульптура «Зима», в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована
Надёжно хранилась
и до конца войны полностью сохранилась.
   Дверной портал, ведущий в Танцевальный зал, решён в формах триумфальной арки.
Украшением монументального десюдепорта служат две резные фигуры
«Верность» и «Справедливость», вылепленные с прекрасной натуры.
  Стены богато расписаны темперой; в орнаментах сплетаются цветочные гирлянды
и другие растительные мотивы, вензеля Елизаветы Петровны, двуглавые орлы.
    Рисованные фигуры Аполлона, Дианы и Флоры вписаны в иллюзорные ниши –
такова была архитектурная манера;
 обманный эффект подчёркивает воздушность и лёгкость интерьера.
    Этому же служат и восемь больших двухъярусных окон,
пропускающие на лестницу изобилие света.
В верхних ярусах располагаются характерные для барокко зеркальные окна-обманки,
 призванные усилить за счёт световых эффектов ощущение простора - дивного сюжета.
    Потолок Парадной лестницы украшен плафоном «Аллегория Весны»
работы Бартоломео Тарсия (1751 год) – шедевр красоты!
Живописная работа со времени создания воспринималась как прославление Елизаветы Петровны
и её царствования, отмеченное расцветом искусств, наук и ремёсел – время расцвета весны!
   Так же трактовалась общая символика интерьера:
он раскрывается аллегорией благоденствия под эгидой искусств Российского государства
Мажорный и торжественный настрой парадной лестницы
получил продолжение в Танцевальном зале – красоты царство.
   ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ (ИЛИ КУПЕЧЕСКИЙ) ЗАЛ -
зал площадью около 270 квадратных метров занимает всё западное крыло дворца.
По декоративному убранству - самый пышный интерьер – шедевр творца!
Разработан в особом праздничном ключе.
Он создавался в 1751-1752 годах – показывал прекрасных чар величие! 
   Особенность Танцевального зала - фальшивые зеркальные окна-обманки,
занимающие основное пространство глухих западной и северной стен.
Окна настоящие, большие, в два яруса - на противоположных сторонах стен.
   Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала.
Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.
В отделке господствует золочёная резьба по дереву – великолепное убранство!
   В простенках между окнами, над зеркалами, расположены тондо Джузеппе Валериани на темы «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия – прекрасны даже с годами ;
в настоящее время подлинных четыре; остальные двенадцать - воссозданные копии старины -
взамен утраченных во время Великой отечественной войны.
   Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку,
украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами –
кажутся всё прекраснее от века к веку.
  Плафон «Аполлон на Парнасе» (Бартоломео Тарсия, 1751 год), созданный специально для зала,
занимает весь свод – величия искусства пример.
Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба –
дополняет интерьер.
     ГОЛУБАЯ ПРИЁМНАЯ -
это небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами;
также имеет выход через стеклянные двери в галерею,
соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом – похожа на своеобразную аллею.
   Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом.
Вспомогательное помещение служило своего рода канцелярской;
здесь постоянно располагались секретари, а также камер-фурьеры,
которые записывали в специальные журналы дворцовую летопись – работа службы царской.
   Весь интерьер приёмной создан Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям.
В нынешней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели
середины XIX века в стиле «второго барокко», изделия из бронзы, металл – искусства кумир,
своеобразный бронзовой красоты мир,
и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир.
   Стены украшают живописные работы; одна из них кисти И.К. Айвазовского
с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада») –
взорам награда!
   Приёмная выделяется множественностью перспектив -
из окон видны Верхний сад и Нижний парк, сквозь стеклянные двери, – романтики мотив!
     ЧЕСМЕНСКИЙ ЗАЛ -
мемориальный зал Большого Петергофского дворца; самый известный из всех залов сооружения.
Своё название носит в память о Чесменском сражении 25-26 июня 1770 года
(6-7 июля по новому стилю)  в Эгейском море, в ходе которого российский флот
одержал решающую победу в ходе русско-турецкой войны 1768 - 1774 года. 
Екатерина II, получив известие об уничтожении турецкого флота в Чесменском сражении,
задумала увековечить славное событие в серии картин – в 1770 году.
В том же году немецкий художник Якоб Филипп Гаккерт,
имевший репутацию мастерского пейзажиста, получил заказ на создание цикла.
Флот находился ещё в «архипелагском походе» (завершился в 1774 году).
    Гаккерт в то время жил и работал в Италии;
для того, чтобы художник мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле,
на рейде Ливорно в 1771 году командованием российского флота, для эффекта пожара,
в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен
старый 60-пушечный фрегат «Святая Варвара». 
Эпизод нужен был для работы над некоторыми полотнами, в том числе  в те года –
над самой известной картиной серии «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года». 
   Непосредственно Чесменскому сражению посвящены 6 из 12 картин серии.
Другие полотна отражают последующие сражения с остатками турецкого флота
и различные этапы многолетнего похода русской эскадры
под командованием генерал-аншефа А. Г. Орлова и Г. А. Спиридова - адмирала флота.
      ТРОННЫЙ ЗАЛ -
самый большой (330 квадратных метров) и наиболее торжественный зал дворца,
запечатлённый даже в поэтических одах.
Первоначально зал именовался Большим и не имел чётко выраженного предназначения.
Интерьер создан Ю. М. Фельтеном в 1777-1778 годах.
   Интерьер, трактованный в стиле классицизма, но в барочном объёме,
отличается сдержанной колористикой с доминированием белого цвета
и монументальным лепным декором: крупные лепные орнаменты из акантовых листьев на падугах,
из листьев дуба и лавра  - символов стойкости и славы, имеющих подобные цветА;
венки и гирлянды выполнены в подчёркнутом объёме их,
выступая от плоскостей на значительные расстояния, а иногда и отрываясь от них.
   Основной элемент декорирования зала - живопись,
ей отведены наиболее значимые места в интерьере.
Западную торцовую стену почти сплошь занимают четыре полотна работы Р. Петона,
изображающие эпизоды Чесменского сражения в свойственной битвам манере.
    Рядом, над дверными порталами, в лепном обрамлении
размещены лики Петра I и Екатерины I – их парадные портреты ,
на противоположной стене симметрично им расположены
Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны портреты,
в простенки между окнами второго яруса
помещены 12 портретов родственников Петра I – его паруса.
   Центральное место восточной стены занимает конный портрет Екатерины II,
самое крупное живописное полотно зала.
Картина, которая называется «Шествие на Петергоф», создана в 1762 году специально для зала.
   Екатерина изображена в мундире полковника Преображенского полка, в боевом наряде -
верхом на любимом коне Бриллианте.
   На полотне зафиксирован исторический момент дворцового переворота 28 июня 1762 года,
когда Екатерина, которую только что провозгласили императрицей владения Российского всего, 
возглавляет поход гвардии из столицы в Петергоф
для окончательного отстранения от власти своего супруга Петра III.
   Современники отмечали, что это самый похожий портрет императрицы из известных.
Лишь в 1969 году при восстановлении зала портрет вернулся на своё историческое место.
   С живописными полотнами перекликаются гипсовые барельефы, дополняющие интерьер.
По сторонам от «Шествия на Петергоф» расположены
аллегорические медальоны «Истина и Добродетель» и «Правосудие и Безопасность» 
(оба созданы в 70-е годы XVIII века) – созданы на философский манер!
   Прямо над ними - барельефы на исторические сюжеты «Возвращение князя Святослава 
с Дуная после победы над печенегами»  - 1769 год;
«Крещение княгини Ольги в Константинополе под именем Елены»  - 1773 год,
 обе работы - М. И. Козловского, впоследствии создавшего скульптуру фонтана 
«Самсон, раздирающий пасть льва» - 1802 год.
     Возле конного портрета Екатерины установлен тронное кресло русской работы
первой четверти XVIII века. Трон изготовлялся, наверное, 
по заказу А. Д. Меншикова для своего дворца в Петербург для приёма частого гостя - Петра I.
    Важное место в оформлении зала играют люстры с подвесками аметистового цвета
в  форме дубовых листьев. 12 люстр, барочные по стилистике, внешне  одинаковые вроде.
Но в зале их четыре вида, различных по размерам и форме.
Люстры были изготовлены на Петербургском казённом стекольном заводе.
    Весь живописный декор зала, дополненный барельефами, имеет ярко выраженный
политический мотив.
Тронный зал создавался и оформлялся с главной целью -
наглядно продемонстрировать право Екатерины II на царствование,
её духовную преемственность как продолжательницы дела Петра I – с этой великой целью!
   В зале также выражена тема прославления деяний Екатерины-государыни,
как напрямую (картины Р. Петона), так и аллегорически – императрицы великой страны.
Важное место в оформлении также занимает тема недавно завершившейся русско-турецкой войны.
   Зал использовался для официальных церемоний, проходили мероприятий, светские беседы;
но также, в особых случаях, здесь проводились балы и торжественные обеды.
       АУДИЕНЦ-ЗАЛ -
относительно небольшой зал в числе парадных помещений дворца.
Пространство для помещения оказалось между Большим (Тронным) и Белой столовой;
а большие окна должны были выходить на обе стороны от дворца.
  Получалось узкое и высокое, вытянутое поперёк дворца пространство помещения.
Узкий зал Растрелли как бы распахнул ввысь в обе стороны,
использовав характерный приём с устройством ложных зеркальных окон
во втором ярусе продольных стен (по пять с каждой стороны).
   Зеркала, традиционный барочный элемент оформления,
в полной мере использован в нижнем ярусе зала.
Огромное зеркало в центре над камином и напротив него,
от них зеркала чуть поменьше на продольных стенах – слева и справа,
и ещё два в простенках окон — такое множество иллюзорных перспектив
способствует зрительному расширению пространства, от них – света массив!
   Основной элемент декора традиционен для Растрелли — это золочёная резьба по дереву.
Орнаменты зеркальных рам отличаются особо сложным рисунком.
Интересной деталью интерьера являются женские бюсты, венчающие орнамент вокруг окон;
мотив повторён в виде женских головок над окнами-обманками второго яруса кругом.
  Зал использовался при малых государственных приёмах.
Во всех парадных залах дворца при торжественных обедах
в середине XIX века, когда стало практикой накрывать столы, гостей услаждая,
здесь отводилось место статс-дамам; зал получил своё второе название — Статс-дамская.
    БЕЛАЯ СТОЛОВАЯ.
Первоначальный декор Столовой, выполненный в традиционной для Растрелли манере,
 просуществовал недолго. В 1774-1775 годах Фельтен существенно переделал зал.
Дал ему собственное звание -
по характеру переделки он получил своё нынешнее название.
   Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру:
после изобилия блеска позолоты и игры зеркал - не помещение, а блистающая фигура  -
почти полная монохромность и матовая текстура.
  Интерьер решён в строгих канонах классицизма. Потолок в зале подчёркнут
монументальным карнизом, который, однако, не соприкасается с плоскостью потолка;
резные золочёные панно из дерева уступили место гипсовой лепнине,  но слегка.
    В отличие от барочного стремления раскрыть пространство перспективами из окон
или через зеркальные эффекты - классицистический подход стремится к иному –
к пространству уравновешенному, самодостаточному,
гармонично организованному и внутренне завершённому.
   Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы,
в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль.
Все лепные панно выполняли русские скульпторы сами,
сюжеты барельефов - аллегории изобилия (амуры, поддерживающие корзины с плодами и цветами),
композиции из охотничьих трофеев, в верхнем ярусе –
композиции из музыкальных инструментов во всей красе.
    В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз). Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка – необычный сервиз -
с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета – весьма прелестным.
Это одна из ранних работ английского керамиста, ставшего впоследствии всемирно известным.
   Екатерина II заказала сервиз в 1768 году;
он был получен полностью в 1779 году
и включал в себя около 1500 предметов – императрице в угоду.
Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов –
особо прекрасен в солнечную погоду. 
   Придворные обеды или ужины в XVIII-XIX веках носили церемониальный характер
и продолжались по нескольку часов – всё шло своим порядком;
меню включало в себя несколько перемен; чтобы за разговорами блюда не остывали,
тарелки ставились на «водяницы», заполненные кипятком.
  Торжественные обеды и ужины обслуживались штатом до 500 человек,
включая поваров, лакеев, кофешенков и прочих – так было почти целый век.
   В Белой столовой имеются изящные круглые печи из белых поливных изразцов –
русского производства.
Первоначально они были выполнены по эскизам Фельтена  в те годы.
Разбитые в годы последней войны, печи были восстановлены в послевоенные годы.
   Белая столовая замыкает анфиладу больших парадных залов дворца.
В её местоположении в планировке между официальными залами
и приватными дворцовыми покоями проходит граница.
   К Белой столовой примыкают две небольшие комнаты -
Буфетные - название закрепилось с середины XIX века;
до этого одна из них именовалась Подогревальней - думали, что название будет на  века.
Подсобные помещения использовались для подготовки блюд к подаче на стол и хранения посуды;
были меблированы дубовыми столами и посудными шкафами - удобство слугам в угоду.
Сейчас в одной из Буфетных выставлены живописные произведения
из коллекции музея работы А. Сандерса, выполненные в 1748 году.
    КИТАЙСКИЕ КАБИНЕТЫ - 
самые экзотические по декору помещения дворца –
Западный и Восточный Китайские кабинеты.
Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца.
   Это та часть дворца, которая существовала изначально;
со временем она перестраивалась и, без сомнения, 
изменяла своё функциональное предназначение.
   В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая.
Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II
и была реализована в 1766-1769 годах и в дальнейшем кабинет не становился иной.
    За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы,
китайские лаковые миниатюры, привезённые ещё при Петре I в Россию.
Толщина створок ширм позволяла распилить их вдоль, чтобы использовать
для оформления обе стороны створки – кто-то же придумал хитрость сию!
    В каждом кабинете архитектор разместил по пять декоративных панно.
Роспись, выполненная по чёрному фону, - в те века
характерна для китайского изобразительного искусства конца XVII - начала XVIII века.   
    Среди сюжетов - традиционные сельские сцены и островные пейзажи.
Три панно выделяются тематической оригинальностью:
на них изображены этапы производства шёлка, выступление военных в поход
и сбор урожая риса – все они обладают исторической уникальностью.
   Однако площади китайских панелей было недостаточно, чтобы создать гармоничный интерьер,
и тогда Валлен-Деламот решил использовать надставки-обрамления, с видами почти с натуры,
которые по его эскизам рисовали русские мастера лаковой миниатюры.
   Тонкая стилизация была исполнена безупречно.
Сюжетами послужили пейзажные мотивы, изображения животных, цветов, птиц в лучах утра;
рисунки на вставках не повторяются. Размер самого крупного составного панно - 4,5;2,3 метра.
   Шёлковый штоф были выбран  в качестве фона для лаковых панно:
золотистых тонов - для кабинета Западного
и малиново-красных - для Восточного.
    Двери были также оформлены лаковой живописью в китайском стиле.
Дверные проёмы архитектор задумал необычной пятиугольной формы,
подобной сказочному ларцу;
десюдепорты* Западного кабинета украшены стилизованным солнечным диском
в вершине пятиугольника и динамичными золочёными фигурами драконов по бокам,
которые протягивают свои лапы к Солнцу.
   Орнаментальные плафоны, расписанные в лаковой технике
по шлифованной штукатурке,
напоминают подглазурные (по фарфору) росписи
(необычно крупные изразцы печей в кабинетах
как раз выполнены в технике подглазурной росписи).
   Потолок украшен фонарями в китайском стиле из расписного стекла –
китайского искусства манеры.
Они появились здесь в 1840-х годах, это было последнее внесённое дополнение в интерьеры.
   Паркет кабинетов - с самым затейливым и сложным рисунком среди дворцовых залов - выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород: эбенового дерева, амаранта,
ореха, чинары,  сандала, палисандра.
   В Китайских кабинетах имеются печи замысловатой формы из полихромных изразцов.
Печь Западного Китайского кабинета украшена четырьмя фигурами людей в восточных нарядах.
  В комнатах часть мебели — подлинно китайские предметы, лаковые миниатюры, подаренные Екатерине II (стол, расписанный красным лаком и палисандровые кресла
 с инкрустацией перламутром  - в Западном кабинете);
другие - работы европейских мастеров в китайском духе, сделанные в Старом Свете.
 Работы английских мебельщиков XVIII века с отделкой лаковой живописью:
письменный стол и стулья, напольные часы - представлены В Восточном кабинете ;
уникальное бюро-цилиндр французской работы 1770-х годов - в Западном кабинете.
   Современная экспозиция музея включает в себя восточное искусство прошлых веков -
коллекцию фарфоровых изделий XVII-XIX веков,
выполненных китайскими и японскими мастерами: посуду, вазы, статуэтки,  подсвечники;
кантонскую эмаль,  кабинеты и лаковые расписные шкатулки.
   Декоративное оформление Западного Китайского кабинета воссоздано в 1971-1972 годах.
Плафоны, двери, панели и декоративные панно Китайских кабинетов были воссозданы
в технике лаковой живописи на основе серьёзных научных исследований  в 1960-70-х годах -
бригадой художников СССР
под руководством Л. Любимова в составе Н. Бычкова, Ф. Васильева, Б. Лебедева и В. Андреева.
Эта работа в 1971 году была удостоена Золотой медали Академии художеств СССР.
______
* Десюдепорт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») - декоративная композиция,  расположенная над дверью, чаще скульптурная или живописное.
    КАРТИННЫЙ ЗАЛ -
просторный двусветный зал, находящийся в обрамлении Китайских кабинетов дворца,
занимает центральное место в планировке дворцовых помещений;
через него проходит композиционная ось не только самого дворца,
но и Нижнего парка 
и Верхнего сада, созданного талантливо-ярко.
   Из больших окон-дверей нижнего яруса, выходящих на обе стороны,
видна перспектива Морского канала, прорезающего Нижний парк в самом его сердце
и уходящего к Финскому заливу, и бассейны фонтанов Верхнего сада
(окна-двери ведут на балконы, единственные во дворце).
    Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца,
он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I.
В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением
времён Петра I. 
   Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы
и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном.
В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался, чтобы быть ещё более салонным .
   В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Растрелли: в зале появился паркет,
заменивший мраморную плитку, появились зеркала в барочных рамах,
а также изысканные десюдепорты – наиболее модные в дворцах тех лет.
   Их выразительная скульптурная композиция из женского бюста в окружении птиц
с распростёртыми крыльями многократно повторяется в различных вариациях
в дальнейших дворцовых покоях-грациях.
   В 1764 году зал обрёл свой нынешний вид,
когда была закончена шпалерная развеска картин, принадлежащих кисти П. Ротари.
Приехавший в Россию в 1756 году граф Пьетро Ротари 
пользовался репутацией мастера идеализированного портрета,
был назначен придворным художником и пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы.
Он оставил след в русской живописи в середине 1750-х, начале 1760-х годов:
у него учились Ф.С. Рокотов и И.С. Аргунов.
    В 1762 году Ротари умер; Екатерина II распорядилась приобрести у вдовы итальянского художника
все его полотна, оставшиеся в мастерской.
Большинство их были созданы в России, но часть их Ротари привёз из Германии и Италии с собой.
   Большой знаток костюма, Ротари любил рисовать идеализированные портреты девушек молодых
и мужчин в национальных одеждах (польских, русских, турецких, венгерских, татарских и иных).
   Большинство работ художника, попавших в Петергоф, - как раз такие портреты,
как будто они созданы для лучших европейских музеев.
Ротари был плодовитым и модным художником,
его работы представлены в коллекциях российских и зарубежных музеев.
    Но самое крупное собрание работ художника представлено в Картинном зале:
368 полотен занимают почти всю площадь стен прекраснейшего из залов.
Не было случая, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника;
в этом плане интерьер  Картинного зала  не имеет аналогов.
   Зал, во времена Елизаветы Петровны недолго называвшийся Старым залом,
стали именовать Кабинетом мод и граций или Галереей Ротари;
со временем за ним закрепилось современное название – его стали звать Картинным залом.
    В музейной экспозиции зала в качестве иллюстрации жизни любителей игр и вокала
представлены некоторые предметы мебели, напоминающие о прежнем использовании зала:
складные ломберные столики XVIII века указывают на то,
что здесь нередко устраивались карточные игры приглашённых на игру.
В зале установлено фортепиано, изготовленное в Москве в 1794 году;
в XIX веке здесь проводились музыкальные вечера для узкого круга приближённых ко двору.
   В годы Великой Отечественной войны центральная часть дворца,
где находится Картинный зал, была взорвана фашистами, утраты были бесценны.
Кроме крыши и межэтажных перекрытий обрушилась и северная стена,
смотревшая на Морской канал и Финский залив. От всего зала остались лишь три стены.
   Восстановлен Картинный зал был одним из первых в 1964 году – снова
Его плафон и падуга воссозданы художниками бригады Я. Казакова.
     КУРОПАТОЧНАЯ ГОСТИНАЯ.
Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца.
Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной дворца,
она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц
в ближайшем окружении нужных им лиц.
   Комната расположена в старой, петровской части дворца.
До перепланировки, предпринятой Ф. Растрелли, предлагал перепланировку он,
на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них  - без окон.
   Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан:
были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях комнаты,
остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты.
Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.
Своим названием комната обязана изысканной отделке стен.
    Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток,
вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы,
создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля). Он был красоты знаток!
   Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков
для резиденций всех европейских монархов.
   Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II, знавшая о мастерстве умелого творца.
   Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли
по технологии специальной –
на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной.
    Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро,
прогоняющее Ночь (неизвестного художника XVIII века).
В Куропаточной гостиной экспонируются четыре произведения Ж.Б. Грёза,
в том числе «Девушка, сидящая у стола» (60-е годы XVIII века).
Арфа, изготовленная в Лондоне в конце XVIII века является другим заметным экспонатом дворца.
После Великой Отечественнй войны гостиная была восстановлена в 1964 году.
Она была в числе первых воссозданных залов дворца.
    ДИВАННАЯ -
опочивальня императрицы. Оформлена по проекту Фельтена в 1770 году.
Применив золочённую резьбу по дереву, Фельтен использует геометрический плоский орнамент,
розетки, провисающие гирлянды цветов, а в 1779 году
у западной стены был размещён «турецкий» диван «с приступом»
(отсюда название комнаты), подаренный Потёмкиным императрице в угоду.
   Стены обиты китайским шёлком XVIII века, реставрированным и дополненным А. Васильевой.
Диванная восстановлена в 1964 году.
На ковре стоит фарфоровая статуэта любимой левретки императрицы Екатерины II Земиры.
Фигура собачки выполнена на Императорском фарфоровом заводе в 1779 году.
   Из предметов, издавна находящихся здесь, особый восхищают собой пред нами
«Портрет Елизаветы Петровны в детстве», копия с работы Л. Каравака, 
фарфоровая яйцеобразной формы ваза, изготовленная петербургскими мастерами.
     ТУАЛЕТНАЯ.
Шёлк, украшающий стены этой комнаты, выткан в середине XIX века -
по рисунку П. Дверза, воспроизводящему ткань XVIII века.
На стенах - парадные портреты по последней моде.
Золочёная резьба воссоздана под руководством А. Семёнова по моделям Н. Оде.
    КАБИНЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ.
Название комнаты вовсе не означало,
что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами сначала.
    Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных
сыграть партию в карты, как любили в кругу императриц в те века.
До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу,
шёлковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 - 60-х годах XVIII века.
   Летом 1849 года в Петергоф  доставили,
а на следующий год в Кабинете императрицы установили потом
“фарфоровый камин  писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”.
На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме, отражающее потолок и пол.
Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол.
Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода – красоты, невиданной от роду,
как и все детали отделки, погибли в 1941 году.
   Особую прелесть придаёт Кабинету замечательный по рисунку шёлк.
Он появился здесь, вероятно, ещё в XVIII веке.
В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами, чтобы радовать собой навеки.
   Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами.
В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII века,
времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей -
в углах комнаты  бюсты Руссо и Вольтера – просветителей века!
На стенах - парадные портреты царствующих особ,
помнить великие дела их чтоб!
   Екатерина представлена стоящей в парадном костюме.
Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи «монарха»,
что должно было свидетельствовать о постоянных заботах “просвещённого монарха”.
Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века –
прямая противоположность предыдущему, где видна лишь нега:
    Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение её лица,
на губах приветливая полуулыбка, словно у весны,
почти игриво держит она в правой руке скипетр.
На западной стене - портрет сына Екатерины II  Павла I и его супруги Марии Фёдоровны.
    Одним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века,
чьи полотна охотно приобретались для русских дворцов, был немецкий живописец
Якоб Филипп Хаккерт, постоянно живший в Италии.
Его “Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима” находится на восточной стене - грота образец.
   В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской.
Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю,
жившего в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией,
показавшему, что есть – прекрасное творю.
   М.-Д. Кулерю работал, в основном с чёрным деревом – это искусству от природы дары;
мебель выполненная им из красного дерева - штучные экземпляры.
    ШТАНДАРТНАЯ -
была декорирована по проекту Растрелли золочёной резьбой по дереву,
стены затянуты шёлком. Ткань неоднократно менялась.
С середины XIX века - это «брокатель по жёлтому фону с лиловыми разводами»
под цвет императорского штандарта создавалась!
(в то время в комнате хранились штандарты гвардейских полков,
отсюда и название интересных дворцовых уголков).
  В настоящее время стены и мебель обиты шёлком, как будто из давних годов
изготовленным по образцу ткани из Петергофской Собственной дачи
работы московской мануфактуры И. Кондрашова 1840-х годов.
    КАВАЛЕРСКАЯ.
   Здесь размещался караул кавалергардов,
производились представления кавалеров российских орденов,
устраивались приёмы офицеров гвардейских полков.
     Стены затянуты малиновым штофом,
изготовленным на московской мануфактуре Ф. Коровина в конце XIX века.
Шёлк воссоздан в 1974 году. В Кавалерской находится одна из изразцовых печей
Большого дворца, являющихся подлинным произведением искусства позапрошлого века.
    Убранство интерьера дополняют картины,
среди которых полотно школы П. Рубенса «Апофеоз войны»
     БОЛЬШАЯ ГОЛУБАЯ ГОСТИНАЯ -
в середине XVIII века она Столовой называлась.
Обивка стен неоднократно менялась.
   Голубая брокатель, давшая интерьеру новое название, упоминается в числах 1876 года.
В настоящее время стены украшены шёлком, изготовленным по образцу 1897 года.
До 1941 года здесь сохранялась живописная падуга художника Л. Дорицкого (1753 год). Падуга воссоздана художником (1980 год).
   Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II
и жены Павла I Марии Фёдоровны. 
Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами,
что всегда были особо ценны.
   СЕКРЕТАРСКАЯ.
   Интерьер был создан в середине XVIII века по проекту Растрелли.
Основной элемент декора  - зелёный шёлковый штоф, которым затянуты стены, - воссоздан по образцу XVIII века,  по красоте - необыкновенный.
 Резными изображениями птиц, растительным орнаментом,
золочёными прямоугольными тягами были оформлены белые панели и двери –
шедевры Растрелли.
   В Секретарской находится одна из изразцовых печей Большого дворца.
Паркетный пол выложен рисунком «зигзаг».
На стенах – картины:
«Загородный дворец» голландского художника Я. Ван ден Стратена (1 год XVIII века)
и «Горный пейзаж» работы неизвестного итальянского художника XVIII века.
       КОРОННАЯ -
была оформлена в середине XVIII века
и перестроена 1769-1770 годах как парадная Опочивальня – создана по вкусу творца,
но по назначению не использовались.
Она требовалась лишь для усиления подчёркнутой парадности дворца.
   С конца XVIII века комната стала называться Коронной,
так как в правление Павла I в комнате был установлен «стоянец» для короны императорской.
   Меблировка и оформление повторяют убранство Диванной:
в комнате установлена перегородка с альковой нишей с видами очаровательного узора,
а стены затянуты росписным китайским шёлком,
на котором изображается процесс изготовления в Цзиндэчжене фарфора.
   В сентябре 1941 года всё убранство, за исключением снятого со стен шёлка, погибло.
По проекту Е. Казанской и В. Савкова коронная воссоздана.
    Комнату украшает плафон «Венера и Адонис»
работы неизвестного итальянского художника XVIII века.
Стены затянуты расписанным акварелью китайским шёлком,
на нём детально показан процесс производства фарфора конца XVII - начала XVIII века.
   Коронная восстановлена в 1964 году, наряду с Картинным залом,
Куропаточной и Диванной гостиными дворца,
была в числе первых воссозданных залов Большого дворца.
    ДУБОВЫЙ КАБИНЕТ И ДУБОВАЯ ЛЕСТНИЦА.
Дубовый кабинет - старейший интерьер дворца, создан ещё в первой четверти XVIII века. Отделан четырнадцатью дубовыми панелями, восемь из которых подлинные.
Дубовая лестница сооружена в 20-21 годах XVIII века,
плафон создан И. Я. Вишняковым в 51 году то же XVIII века.
   Он изображал Аврору, богиню утренней зари, во время Великой Отечественной войны погиб,
воссоздан в 1964 году Я. А. Казаковым.
   Ступени лестницы устланы дубом, из него же вырезаны балясины её перил,
отсюда и название Дубовый кабинет, Дубовая лестница - дворец сохранил.
Все дубовые детали, кроме фрагмента одной из балясин, сгорели при пожаре 1941 года,
но были воссозданы по моделям скульптора Н. Оде  к началу 1964 года.
    ОСОБАЯ КЛАДОВАЯ.  ГЕРБОВЫЙ КОРПУС.
Музей "Особая кладовая" расположен в западном флигеле Большого Петергофского дворца.
Получивший название "Корпуса под Гербом", флигель появился в результате перестройки петровских Нагорных палат по проекту архитектора Ф. Растрелли – его творца -
в царствование императрицы Елизаветы Петровны – царицы дворца.
Название связано с тем, что купол Корпуса увенчан флюгером
в виде геральдического двуглавого орла – венец дворца.
  "Корпус под Гербом" играл особую роль в истории императорской загородной резиденции.
Его комнаты предназначались для проживания знатных гостей
и членов императорской семьи – там жили даже их младенцы.
В разное время здесь гостили наследные принцы, великие герцоги
и европейские монархи.
   В апартаментах корпуса жила императрица Екатерина II –
в музее демонстрируется комплекс её личных покоев, бывший в её годы.
Именно здесь начинались высочайшие выходы,
т.е. торжественные шествия императорской семьи в сопровождении свиты придворных -
по анфиладе парадных залов в придворную церковь, расположенную в восточном флигеле дворца.
   ЦЕРКОВНЫЙ КОРПУС.
   12 июля 2011 года в музее-заповеднике "Петергоф" вновь
была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
открытая после восстановительных работ придворная церковь.
   Созданная по воле императрицы Елизаветы Петровны и проекту Ф.Б. Растрелли,
создателя стиля елизаветинского барокко в его лучшие года,
она является выдающимся образцом культового сооружения этого архитектора,
Впервые освящена 10 сентября 1751 года.
   Она заняла восточный корпус Большого дворца - по православной вере
увенчанный по желанию Елизаветы Петровны пятью золочеными куполами –
"согласно нашей вере".
   Необычайно пышная и красочная внутренняя отделка,
для традиционного русского церковного зодчества – удивительна!
Она демонстрирует сочетание православных традиций с идеями западной культуры
и стиля барокко – пленительна! -
Потоки света, льющиеся из больших окон, яркая живопись, золоченая резьба,
отсутствие сцены Страшного суда,
мягкие и добрые лики святых, воплощающие идею заступничества за людей,
создают особо праздничную и благостную атмосферу для людей.
  Обилие золота в отделке Алтаря, Зала и Трапезной наполняют их сакральным смыслом,
поскольку золото – главный символ церковного искусства,
означающий сияние Божественной славы – золотого Солнца и лучей его золотых торжество.
   Необычен план церковного зала – в виде восьмиугольника в архитектурном мире,
словно путеводной звезды, сияющей в этом мире.
     Свод купола также имеет восемь граней.
На нём, как и полагается в православном храме,
изображены самые первые и самые почитаемые создатели церкви:
евангелисты, апостолы, святители церкви.
Особенность Церковного зала придворной петергофской церкви – в нём
отсутствие солеи и амвона - возвышений перед иконостасом и алтарём.
   Расположение 40 икон на шестиярусном иконостасе традиционно на Руси.
Многие святые на иконах изображены в состоянии эмоционального напряжения,
выраженного в позах, жестах, поворотах, характерных для барочной живописи.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии