Обучение и образование в эпоху Тан

                1. Иероглифы. История стилей

 Первые нормативные правила начертания иероглифов были составлены в VIII в. до Р.Х. Ши Чжоу. Графическая форма письменных знаков эпохи Чжоу относится к стилю да чжуань – «великая печать». Древнейшими памятниками такого письма являются надписи на каменных барабанах. После распада империи Чжоу (http://www.proza.ru/2010/10/19/279) складываются три основные письменные традиции. В царстве Цинь (http://www.proza.ru/2015/08/05/304) был принят раннечжоуский вариант стиля да чжуань. В шести остальных крупных царствах был принят стиль гувэнь («древние письмена»), основанный на соединении иньского и чжоуского письма. Особый вариант письма существовал в царстве Чу (http://www.proza.ru/2012/04/24/280). Цинь Шихуанди (http://www.proza.ru/2010/04/09/299) предпринял унификацию письменности на основе циньского письма. Это письмо получило название сяо чжуань – «малая печать». Официальный список включал в себя 3300 иероглифов. Утверждению этого стиля способствовало в том числе уничтожение при Цинь Шихуанди многих книг, написанных старым письмом. Однако это не мешало существованию некоторых других стилей. Так, например, применялся стиль лишу – «писцовое письмо», использовавшийся в деловых документах ханьской эпохи. Именно он лег в основу более позднего письма. Графически лишу знаменует переход от закругленных линей стиля чжуань к острым углам, а композиционно – от вертикально-прямоугольного расположения графических элементов иероглифов к квадратному или горизонтально-прямоугольному. Утверждению этого стиля способствовало появление нового писчего материала – бумаги (прежде деловые документы писали на узких бамбуковых планках). Письмо тушью сделало ненужным нож, который прежде использовали для подчистки знаков.
Во II в. Сюй Шэнь составил классический толковый словарь китайского языка «Толкование слов, разъяснение письмен», который включил в себя 9353 знака. Этот словарь послужил образцом для позднейших толковых словарей. В IV в. был создан словарь «Лес письмен», включавший почти 13 тыс. иероглифов. Словарь «Яшмовая книга» (543 г.) включал почти 17 тыс. знаков.
В эпоху Хань (http://www.proza.ru/2015/08/09/278) были созданы и некоторые другие классические памятники филологической науки. В их числе толковый словарь классических текстов «Эръя», разъясняющий значение древних терминов.
В конце царствования династии Поздняя Хань (http://www.proza.ru/2015/08/09/642) Лю Дэшэнь на основе «писцового» стиля разработал скорописный стиль, так называемое бегущее письмо (синшу), в котором каждый знак писался без отрыва  кисти от бумаги. Чуть позже ученики Лю Дэшэня ввели в обиход так называемое уставное письмо (каишу), которое вскоре стало официальным стилем китайской письменности. В последующие столетия появился и собственно скорописный стиль так называемое травяное письмо (цаошу), отличавшееся еще более упрощенной и динамической манерой начертания знаков. Писать в этом стиле полагалось, не отрывая кисть от бумаги.
В Китае существовали так же особые виды священного тайного письма. Даосы получали от своих богов послания, написанные «небесным» или «облачным» письмом, похожим на «струи благовонного дыма».

                2. Приспособления для письма

 Средневековые китайские авторы часто упоминают «четыре драгоценности кабинета»: тушь, камень для растирания туши, кисть и бумагу.
Тушь изготовлялась из древесного угля с добавлением других компонентов. Лучшие сорта туши получали из сосновой сажи и хранили в виде брикетов. Разводили ее водой в каменной тушечнице.
Кисть изготовлялась из пучка меха, которому придавалась конусообразная форма, после чего он перевязывался внизу нитью, обмазывался канифолью и вставлялся в прорезь бамбуковой ручки, нередко украшенной резьбой и инкрустациями. На кисть надевался конический футляр. Лучшими считались кисти из тонкого волоса белого зайца, заслуженной славой пользовались также кисти из чжуншаньской кроличьей шерсти.
Уже в раннем Средневековье китайские мастера достигли высочайшего искусства в изготовлении бумаги. В художественных произведениях можно найти упоминания о «листочках почтовой бумаги с оттиснутыми золотыми цветами», о «бумаге с узором из золотых цветов», о «бумаге оттенка лучшей бирюзы», о «бумага цвета алой зари с тиснеными фениксами» и т.д. и т.п. Некоторые продолжали писать на драконьем шелке - «тончайшем на свете полотне».
Выбрасывать любые исписанные листки считалось верхом неприличия, их с почестями сжигали в специальных урнах.
Все предметы, используемые для письма, были окружены любовью. В них ценили не только их утилитарную значимость, но и внешнее изящество. В китайских новеллах и повестях то и дело упоминаются «тушечницы из белого нефрита», «яшмовые  чашечки с водой» (использовавшиеся для увлажнения тушечницы), «безукоризненно ровные с зеленоватым отливом» камни для растирания туши, кисти «с яшмовыми ручками» или «ручками из носорожьего рога», «палочки ароматной туши», «резные стаканчики для кистей из слоновой кости» и т.п.

                3. Обучение грамоте

Чтобы пробиться в сонм звезд Небесной империи, не жалели ни сил, ни времени, ни денег. Приучать ребенка к письму старались чуть ли не с младенчества. В знатных семьях первыми, а подчас и единственными игрушками ребенка были письменные принадлежности и листки с иероглифами. Под руководством учителя малыш постигал азы грамоты, закрашивая выведенные красной тушью знаки и в скором времени уже радовал старших собственноручно выведенной надписью из несложных, но с дальним прицелом подобранных иероглифов. После этого малыш мог браться за книги для начального чтения. Одной из них традиционно был перечень фамильных знаков, число которых достигало 400. Другая, самая популярная книга именовалась «Каноном трех иероглифов» и состояла из множества строк по три иероглифа в каждой. То были главным образом назидательные сентенции, составленные без скидки на нежный возраст. Третий букварь, так называемый «Канон тысячи иероглифов», представлял собой связный текст ровно в тысячу знаков, из которых ни один не повторялся. Он тоже знакомил юного ученика с традиционными представлениями о человеке и мире.
Девочек обучали музыке и пению, но не литературе и истории. Однако некоторые из них самостоятельно изучали иероглифы. Самый известный пример - Бань Чжао (ум. 116), сестра знаменитого историка Бань Бяо. Ее кисти принадлежат «Наставления для женщин» - классическое конфуцианское сочинение по данному вопросу. (Бань Чжао утверждала, что женское образование должно быть направленно исключительно на то, чтобы показать женщине, насколько она ниже мужчины, и продемонстрировать обязательность ее подчиненного положения мужу).

                4. Школа

На шестом-седьмом году жизни для мальчиков начиналось классическое образование. Его приводили в школу, где он отвешивал поклоны изображению Конфуция и учителю, получал от последнего свое новое, школьное имя и приступал к занятиям.
Учеба сводилась к заучиванию наизусть конфуцианских канонов ( http://www.proza.ru/2011/08/27/269). Чтобы запомнить все эти книги, требовалось не менее шести лет упорных ежедневных занятий. Учитель зачитывал вслух изречение, после чего ученики хором и поодиночке декламировали его. В старой китайской школе изучались так же образцовые комментарии к канонам, правила стихосложения, отдельные исторические и литературные сочинения.
Школы обычно открывались либо отдельными людьми, прежде всего самими учителями, либо целыми деревнями и уездами. Располагались школы нередко в храмах или в отдельных небольших зданиях. Классной системы не существовало: все ученики, невзирая на возраст, занимались вместе, под руководством одного и того же учителя.  Школьное помещение, обычно было душное, тесное и плохо освещенное. Ученики занимали места за столиками-партами и поступали в полное распоряжение учителя. Тот, как правило, был строг, а его бамбуковая палка никогда не бездействовала. Любые шалости, бег, веселье, громкие споры и разговоры на посторонние темы – все это категорически исключалось. Занятия в школе шли круглый год, за исключением праздничных дней и новогодних каникул. Начинали обычно в 7 утра, а заканчивали к 6 вечера с перерывом на обед с 12 до 2. Не было ни уроков, ни перемен: весь день ученики сидели на своих местах и должны были прилежно заниматься.
На протяжении первых семи-восьми лет школьники изучали только язык. Тщательно вызубрив текст «Троесловия», и еще не понимая смысла, ученики затем начинали учить знаки заученных слов, по четыре-шесть знаков в день. Они писали эти знаки на полупрозрачной бумаге по трафаретным листам или заполняли контуры иероглифов кистью по начертанному рядом образцу. Для упражнений использовались так же белые лаковые разграфленные на квадратики дощечки, на которых писали тушью (потом ее смывали водой).
Изучив 2-3 тысячи знаков, многие на этом заканчивали учебу и отсеивались. Только те, кто успешно сдавал экзамен за начальный курс специальному инспектору, мог продолжить учебу в уездном или провинциальном училище, где шло изучение классического конфуцианского канона.

                5. Высшее образование

Высшее образование получали в казенных высших учебных заведениях, где преподаватели специализировались на передаче знаний по одному из пяти конфуцианских канонов. На каждый канон было по несколько преподавателей.
 В качестве основного учебного материала использовалось составленное Кун Инда «Истинное толкование Пятикнижия». Фактически изучалось девять канонов: большие «Ли цзи», «Цзо чжуань»; средние – каноны древней поэтики «Мао ши» («Ши цзин»), «Чжоу ли», «И ли»; малые – «Чжоу и» («И цзин»), а также легистская «Книга правителя области Шан» ( http://www.proza.ru/2015/08/06/1631) и составленные последователями Конфуция  жизнеописания деятелей старины. Каждый из двух больших канонов изучали по три года, средние – по два, а малые – по полтора года (обычно  к изучению двух «больших» канонов присоединяли еще один на выбор, следовательно, обучение в высшей школе  длилось не менее восьми лет).
Кроме канонов, в обязательное чтение входили «Трактат о сыновней почтительности» и «Лунь юй» (http://www.proza.ru/2011/07/01/199). Большое внимание, наряду с изучением конфуцианского канона, уделялось поэзии и стихосложению, а также праву, каллиграфии, медицине и математике (для обучения математике использовался учебник «Десятикнижие математического канона»). Однако вплоть до Х века в число обязательных предметов не входила история и литературные сочинения.
В результате юноша приобретал хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов и умение составлять собственные сочинения, в свободном стиле излагавшие мудрость древних.

                6. Ученые степени и экзамены

Главную роль в отборе чиновников играли экзамены на ученое звание. Ученых степеней было три: сюцай (ее можно было получить в уездном городе), цзюйжэнь (экзамены на нее держали в главном городе провинции)  и цзиньши (экзамен на эту степень происходил в столице империи, иногда в присутствии самого императора).
Звание сюцай (совершенствующий дарования) получали все принимавшие участие в экзаменах, вне зависимости от показанных результатов. Со второй половины VII в. появляется степень минцзин (знаток канона).
Дворцовые экзамены на степень цзиньши были введены в самом конце VII в., при династии Тан. Сначала они проводились ежегодно, потом раз в три года. Сдача экзаменов сама по себе не обеспечивала получение должности. Необходимо было еще пройти испытание в Палате чинов, а с середины VIII в. – в Палате обрядов, отвечавшей за процедуру экзаменов (однако назначение на должность прошедших экзамены осталось за ведомством чинов).
Со второй половины VII в. в экзамен были включены помимо ранее существовавших сочинений на темы канонов и политики еще и литературные сочинения (они требовали не только механического зазубривания текстов, но и собственных рассуждений на современные политические, исторические, хозяйственные темы), а на степень минцзин – испытание в форме тецзин (восстановление страницы канонического текста по отдельной строке с помощью подсказки – наклеенных вразнобой на отдельном листе иероглифов). С VIII в.  в число испытаний помимо вышеперечисленных вошли устный экзамен и письменный, включавший от 30 до 100 вопросов по каноническим писаниям.
Основным видом экзаменационного сочинения с XV в. стало восьмичленное сочинение. Оно писалось на экзаменах почти всех степеней и состояло из обязательных восьми частей, из которых каждая представляла собой развитие определенного тезиса. Сочинение в целом являлось своего рода иллюстрацией канонического изречения или конфуцианской морально-этической темы.
На государственных экзаменах на вторую и высшую ученые степени, во избежание злоупотреблений, сочинения экзаменовавшихся  переписывались специальными переписчиками; на оригинале и на его копии фамилию экзаменовавшегося заклеивали. Только после того, как переписанный экземпляр сочинения был оценен экзаменатором, по шифру и номеру, которыми помечали переписываемый вариант и оригинал, находили конверт с оригиналом и устанавливали автора.
В экзаменационных турах на высшую степень цзиньши побеждали от нескольких человек до нескольких десятков (за два столетия этой степени удостоилось чуть более 3000 человек, а минцзин – 6000). Считалось, что стать минцзин  следовало не позднее 30, а вот рассчитывать на степень цзиньши вряд ли стоило раньше 50 лет.
Лица, носившие степень цзюйжэнь и цзиньши, прикалывали к шапке золотой цветок.

                7. Специальные учебные заведения

Императором Сюань-цзуном в VIII в. была создана школа театрально-циркового искусства Грушевый сад, в которой обучалось свыше трехсот человек, а также – несколько сот дворцовых девушек, живших в Палате вечной весны.
Привилегированным учебным заведением для конфуцианских книжников считалось Великое Училище.
В Чанъане (http://proza.ru/2020/09/15/334) существовало Академия Ханьлинь – средоточие ученых, бывших как бы советниками императора.

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339


Рецензии
Китай, это нечто запредельное!
Наш "Букварь" против ие... Господи, прости... роглифов, это уже ключ к знаниям.
А что говорить про нынешнее ЕГЭ в сравнении с экзаменами в Китае...

Чем труднее выбирают Китайцы путь, тем больших высот достигают.

Спасибо, Константин, за китайский вечер.

Лора Шол   29.09.2020 21:23     Заявить о нарушении
Образование в Китае было мощным социальным лифтом. Систему государственных экзаменов предложил еще Конфуций. Воплощение ее в жизнь фактически открыло перед любым китайцем (даже бедным и незнатным) дорогу к высшим государственным должностям, т.е. к знатности и богатству. И это была реальная возможность изменить свою жизнь, которой многие энергичные молодые люди воспользовались, поднявшись с самых низов в высшие ряды имперской администрации.

Константин Рыжов   30.09.2020 06:58   Заявить о нарушении
Чем больше читаю исторических фактов о Китае, тем интереснее.

Лора Шол   30.09.2020 09:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.