Интервью, которого не было
Подходит ко мне, значит, Вера Лазарева. Это журналистка наша местная, работала на телевидении много лет, вела передачи о городе, о людях разных интересных, и о местных бардах и КСП (клубе самодеятельной песни «Зеленая карета») тоже не забывала.
Ну и ну! Она с микрофоном – прямиком ко мне, и начинает классическое интервью брать:
- Я хочу сейчас поговорить с довольно известным в нашем городе человеком, который вместе с несколькими другими ребятами стоял у истоков КСП «Зеленая карета», Анатолием Алексеевичем Капустяном… Ой, простите, я сказала: «Капустяном», а ваша фамилия склоняется? Может быть, правильнее «Капустян»?
- Да нет, Вера, все правильно. Склоняется. Правда, не перед всеми, но по правилам «великого и могучего» - да!
- Ну, и хорошо. Итак, здравствуйте, Анатолий Алексеевич!
- Здравствуйте, Вера. Простите, никогда не знал Вашего отчества.
- Да и не надо. А вот скажите, Анатолий Алексеевич, почему такой человек, как Вы, фанат самодеятельной песни, один из организаторов городского КСП, про которого Евгений Зинин неоднократно упоминал в своей книге «Мои поющие друзья», отошли от этого дела?
- Простите, а кто Вам сказал, что я «отошел»?
- Но ведь раньше Вы и сами выступали со сцены, и в организации разных слетов и конкурсов участвовали, и даже в жюри несколько раз были, в том числе и на междугородних мероприятиях… а уже много лет нигде не появляетесь. Почему? Неужели песни разлюбили? Или, на Ваш вкус, современные авторы плохие песни пишут? Или исполнители перевелись?
- Что Вы, Вера! ПЕСНИ разлюбить нельзя. Да и вовсе я не «отошел от дел». Просто несколько лет назад мне удалось создать свой клуб любителей песни. Правда, задумывался он, как специфически бардовский, а постепенно стал «разнонаправленным». Т.е. сейчас в этом клубе поют все, кто хочет петь, и поют то, что хотят петь они сами, а не то, что хочу я. И стихи читают, как свои, так и чужие. И даже танцуют, кому не терпится!
Но, честно говоря, дело в том, что я постепенно поумнел (а может быть, просто повзрослел) и понял, что все «конкурсы» бардовской, или, если хотите, «самодеятельной» песни – полная чепуха!
- Странно, что Вы так говорите! Ведь эти конкурсы завоевали широчайшее признание. Вспомните хотя бы Грушинский фестиваль! Ведь и среди наших местных авторов и исполнителей есть лауреаты «Грушинки»!
- Эти конкурсы скопированы с конкурсов профессиональных исполнителей. А ведь это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Ведь как пытаются оценить выступление на конкурсе СП? По разным «критериям»: Вокальные данные, артистизм, владение инструментом, качество текста и даже внешний вид выступающего… Составляется таблица, в которую члены жюри записывают свои оценки по 5-и, 10-и или 20-и бальной шкале. Потом эти баллы суммируются, выводят средний балл, и – вот вам «победитель»!
- Ну, конечно, а как еще можно оценивать? По-моему – очень справедливая система…
- Да? А вот представьте, что на прослушивание пришел никому не известный Булат Окуджава. Что Вы ему поставите? Какой балл? Вокал… да какой там вокал? Так себе, надтреснутый тенорок какой-то… Владение инструментом? Да ведь у него гитара неизвестно на какой лад настроена! Артистизм? Тоже мне, артист… сел на стул, и сидит! А внешний вид? Пиджачок потертый, ворот расстегнутый, галстука в помине нет… И что это такое он там поет? «Молитва Франсуа Виньона?» Значит, даже и текст-то не авторский, слизан с чьего-нибудь перевода… Нет, уважаемый, у нас тут серьезное культурное мероприятие, и вы нам по всем статьям не подходите! Приходите, когда подучитесь, г. Окуджава!
- М-да, картинку Вы нарисовали, прямо скажем, не слишком… Но ведь должны же быть все равно какие-то критерии, правила, принципы? А то так всех можно в певцы записать. Кстати, Вы знаете, какие требования выдвигал Александр Градский к певцам? Что на сцену может выходить только тот, кто окончил консерваторию по классу вокала, отлично знает музыкальную грамоту, и т.д…
-Конечно, знаю. Но, несмотря на все мое уважение к этому артисту, категорически с ним не согласен! Не думаю, чтобы Лель или Орфей хоть раз в жизни видели нотную запись. Да и консерватории существовали далеко не всегда, а вот пели люди, поют и будут петь! Потому, что не петь – не могут! И для меня лично пение Трошина будет звучать гораздо приятнее, чем фиглярство Киркорова!
- Что же? Все, кто поет – могут считать себя певцами, все, кто пишет песни и их исполняет, являются бардами, и нет возможности определить, кто лучше, а кто хуже?
- Ну почему же? Критерий есть. Если люди, услышав вашу песню, стараются ее услышать снова, если поют или хотя бы напевают эту песню, песня хороша. Песня должна петься от души и для души. А пение по нотам… это просто сольфеджио. Вот и все.
А. Капустян
г. Усть-Каменогорск
2020.09.21
Свидетельство о публикации №220092101133