Баба Катя и цветы

    В каждодневную прогулку в карантине, я с палочками от скандинавской ходьбы, хожу по маршруту выбранном мною.

   Мой маршрут проходит мимо комнаты бабы Кати. И всегда, когда ее комнаты, дверь открыта, для проветривания, я не вольно, смотрю на ее подоконник, заставленные горшками с цветами. Там и герань, там и петуния, но я обращаю, почему-то внимание, на сиреневые цветы.

    Когда познакомился с бабой Катей, узнал. Что это домашние фиалки.   На подоконнике у нее двадцать горшочков с цветами, но больше меня привлекают, и обратил я внимание, на эти фиалки.  Знакомясь с бабой Катей, я узнал о ее прошедшей жизни, и решил с вами о ней поделиться. Так, как она рассказала.
    

    Баба Катя родилась в далеком 1939 году, в годы репрессий и приближавшейся войны. Смело, можно сказать – баба Катя, дите войны. Ее детские годы,  приходят, на Великую Отечественную войну, и о тех годах. она не хочет вспоминать. Эти годы, как и для всех детей войны, были тяжелыми, как и для всей страны.
    
      Вовремя пошла в школу. Могочино, ее малая родина. Там она сделала первые шаги, там она пошла в первый класс. А идти надо было не близко. Но тяга к знанию пересилила желание играть. И она ходила, по далеком пути, от дома до школы. Это двенадцать километра по дамбе. И в снег и в дождь. Никуда не свернешь. Ни вправо, ни влево. Только прямо. И ходила и училась.

    В двенадцать лет, вместе с родителями переехали на жительство в  Томский район в село Дзержинку. Это состоялось в 1951 году. Там в Дзержинке, окончила семилетку.

   Потом сразу же, пошла, работать в соседнее село Петрово, в совхоз. Дали квартиру и устроилась в огородную бригаду, вскоре стала звеньевой этой бригады.  Пошли трудовые будние дни, поля огородной бригады.

     С марта надо было в теплицах растить рассаду помидор и капусты. 5-6 гектаров, высаживать, рассаду помидор, и столько же, высаживать огурцов. И рассаживать на 60 гектарах земли, капусту. Все это поливать. А поливали так. Приезжал трактор с бочкой воды.  Шлангом, поливали рассаду, а потом и кусты, тех же помидор, огурцов. И капусты.

     Нас было в звене,  16 человек. И это надо было распредилять кого на помидоры, кого, на огурцы, а кого на капусту. Потом сбор урожая. По плану дадут примерно собрать  по 100кг помидор, огурцов.  Капусту всю срезать надо, хорошие качены, в заготовку и на продажу, и все, остальное уничтожат. Не дай бог поймаем и ловили.

    Не дай бог, кто-то взял несколько помидор или огурцов. Подсудное дело заведут. Не за горами было, когда за пару-тройку огурцов или помидор, садили в тюрьму. Жаль было уничтожать свой труд, но надо было, приказ бригадира, а тому свыше.
 
   Встретила хорошего парня, вышла замуж. По любви или нет, из-за давности лет и не помнится. В двадцать лет была замужней.
 
   В 1962 году родила первую дочечку. Через два года родила вторую. А дальше: то, дети, муж. То поле, и так целых пянадцать лет. Когда стало тяжело нагибаться целый день на грядках. Перевели в телятницы.

   Работая в поле, не забывала и о своих домашних цветах, огороде, семьи. Цветы каждый год растила. Сеяла, ухаживала. Любимые были цветы Мальва. Высокие, красиво цветущие, глаз радовали. Подоконники, как и здесь, были усеяны горшочками с цветками.

     Работая в телятницей, где требовались заботливые руки. Ухаживала за телятами от десятидневных, до шестимесячных.Это, было моей работы. И так каждый божий день. И в слякоть, и в мороз, надо было ходить и лелеять их. Наращивать мясо: по весу принимала, и по весу сдавала, в другие руки. Всех помнила по именам, по цвету, по гонору, по характеру.
   
    Потом девочки подросши, вышли замуж. Вскоре осталась   с одной из дочек. Дочка умерла, оставив внучку. Внучка выросла. И  выросли ее запросы.

     Потребовалась квартира для того, чтоб принимать ухажоров. А бабка мешала. Вот она и выгнала бабку во двор. И  осталась баба Катя на улице при своей, заработанной своим горбом, квартире.

     Пришлось два года бомжевать. Что за эти два года перенесла, и врагам не пожелаю! Хорошо, что во время морозов, у меня была хорошая подруга, пускала на время морозов, на постой. А весной, и до поздней осени на улице, в основном вокруг своей квартиры, бомжевала.

     Осенью, не выдержав такой жизни, обратилась в сельсовет. Как привыкли мы звать нашу местную власть. Те пошли на встречу, и помогли устроить в Итатку в Дом Милосердия. А потом Дом переиначили в психоневрологический интернат. Меня, как и многих других перевели в 2012 году в «Лесную дачу».

       Здесь, вскоре, дали комнатку. Где, доживаю свои годы, пенсионные. Слава Богу, есть над головой крыша, кормят, худо-бедно лечат. Нечего обижаться. Я думаю-обижаются те, кого петух не клевал в энное место. А так нечего жаловаться.
   
       Когда получила комнату, вспомнила свои годы, в квартире прожитые. Захотела уюта домашнего.
Завела цветы. Доставала как могла, и разводила. В основном те, которые разводила дома.

     Цветы, как маленькие дети, радуют глаза, сердце успокаивают, в минуты грусти. А так…
   
 Жива, и, слава Богу!


Рецензии