Шрамы Марата

У художника-публициста Марата Гаджиева очередная-персональная…
Кто-то удивился, что такой замечательный журналист и известный общественный деятель, оказывается, ещё и тонкий график, а кто-то, знающий Марата, прежде всего, по его витиеватым рисункам и расписному фарфору, поражался глубине и образности его прозаических зарисовок, которыми он сопроводил свои выставочные работы.

Марат буквально горел и светился организацией этой выставки минувшей весной, но по причинам закрытий-отмен-переносов всего и вся, отказался-таки от намерения её открыть в том странном апреле. И словно бы извиняясь перед гостями, пришедшими на официальную презентацию «Вечерних Полей» в махачкалинский «Театр Поэзии», автор говорил, что для него это уже вчерашний день – в прямом и переносном смыслах – и что его руки уже полны намерений и энергии сделать кое-что новое. Но закрыть гештальт, отдать дань тем ангелам вдохновения, что помогали ему в создании работ, вошедших в выставочный цикл – надо было! И сделано это более, чем достойно. И – невероятно красиво!

Мы с Маратом знакомы скоро уже три года как, но, во-первых, я счастлив от того, что будто бы знаю его целую вечность, а во-вторых, немного грущу от того, что всего-то около трёх лет… Марат много сделал для меня – я, чем мог и могу, отвечаю ему взаимностью, но даже не в силу того, что он по возрасту немного старше меня, а из-за того, что я совершенно поражён масштабами (ужасное слово!) его таланта – ставлю себя ниже его на несколько ступеней. Весьма высоких. И существенно ниже.

Чудесная дочь Марата по-девичьи «поругала» меня из-за того, что я обесцениваю свои труды как поэта и музыканта, но я абсолютно искренне считаю, что мои стихи-песни теоретически, да и практически, мог бы написать любой более-менее близкий мне по складу ума, характера и воспитания творческий человек, но ТАК смешивать краски и ТАК подбирать цвета, выводить ТАКИЕ узоры и создавать ТАКИЕ сюжеты – нужен особенный сугубо индивидуальный талант. И колоссальный труд. Многолетний. Круглосуточный. Полноценный, полновесный, полнокровный…

Я в жизни не встречал более твёрдого, решительного и даже порой весьма жёсткого по характеру человека, создающего такие филигранные изящества, равно как и не знал более мягкого, открытого и иногда безудержно весёлого друга, несущего в себе (и на себе) груз такого неподъёмного дарования. А неподъёмного потому, что, подозреваю, идей и образов в голове Марата в разы и разы больше отведённых ему часов в земной мастерской на одной из улиц дагестанской столицы…

Этой осенью мне посчастливилось приехать в Дагестан по двум причинам: участие в поэтическом фестивале «Дни белых журавлей…», памяти Расула Гамзатова, и открытие выставки Марата «Вечерние Поля». И вот так вот «Дни…» были посвящены вечно живым героям войны и ушедшему несколько лет назад великому аварцу, а «Вечерние…» настроения души были наполнены общением с ныне живущими и творящими художниками и графиками Страны Гор. Как я сказал на торжественном митинге в Парке Победы, мир, по сути, делится на тех, кто его создаёт, и тех, кто им пользуется, и какими бы неоднозначными ни были созидающие личности и какими бы спорными ни были их поступки, но только лишь за то, что их руками Творец создаёт нашу Вселенную, уже можно простить им многое. И за это же поблагодарить.

В эти дни много хорошего и доброго, пафосного и патетичного, официального и человечного было сказано о Расуле – сыне Гамзата Цадасы – но за праздничным столом в их родном селе в Хумзахском районе одним из тостов было пожелание, чтоб Добро было чуть громче, чуть выше и чуть смелее, чтоб Жизнь не посвящала себя поклонению Смерти и постоянному оплакиванию и чествованию ушедших, а поддерживала, помогала и взращивала ныне живущих, а главное – созидающих – людей!

Выделите, пожалуйста, хотя бы один день, найдите время и сходите на выставку «Вечерние поля» в «Театре Поэзии» Махачкалы. Не на пятнадцать минут. Побудьте там. Пообщайтесь с Маратом – благо, по новым правилам, посещать эту выставку можно только в присутствии автора. Побудьте там сами с собой. Постойте у каждого экспоната подольше – выставка не такая огромная. Но она – очень правильная! И она – поразительная. После неё хочется помолчать. А потом – обязательно сделать что-то самому! Может быть, очень и очень не великое, но своё. И после отдать это – всем.

Два года назад я задумал выпустить новую книгу своих стихов и текстов песен – «Красную Книгу» – с иллюстрациями своих знакомых художников и фотографов. В итоге в книгу вошло 75 фото- и графических работ – по три от каждого из 25 авторов! Разумеется, не обошлось без рисунков Марата.
И вот вместо почти уже традиционного для моих эссе постскриптума я хочу, чтоб вы прочитали три моих стихотворения, иллюстрациями к которым в моей «Красной Книге» стала графика Марата. Они получились очень личные, лиричные и совершенно беззащитные. Ну, и пусть! Ведь первые сорок лет в жизни мальчика самые сложные – дальше, говорят, точно будет полегче…

А пока обнимаю тебя, мой друг, товарищ и брат!
Ты, конечно, нереально крут, чувак! И вот тебе моё-твоё лакское ХА!
От души!
 
Держись Подальше От Дороги

Мы знаем от своих отцов,
Что шёлк бывал сильнее стали,
И ускорялся ход часов,
Когда герои просто спали.

Что мир, явившийся во сне,
Нам может стать страшнейшим ядом,
И блага нет в любой войне
Назло всем докторским трактатам.

А чтоб сберечь возмездья лёд,
То лучше сердца нет подмоги,
И, если ты идёшь вперёд,
Держись подальше от дороги.
   
Шрамы

Мы шрамами друг к другу прижимаясь,
Делились, будто хлебом и вином:
Стихами, страхами и страстью, убеждаясь,
Что «завтра» нет, нет «если», нет «потом»!
И рвали жернова зерно Молитвы,
Вращала нить – Судьбы веретено:
И вот уж козыри ума слабы и – биты,
Ведь сердцу стало вдруг не всё равно.
 
Ключ От Марта
 
…И ведь как-то же встретились мы
Между строк пожелтевшей листвы
Исписали в блокнотах листы
Но теперь эти письма лишь дым
Кто же думал кто ведал о том
Что у сердца другой теперь дом
Что хватает оно воздух ртом
Углубляя любовь долотом
Экономить нельзя на тепле
Ключ от марта лежал в сентябре
И теперь каждый день в голове
Бесконечные письма тебе…
Бесконечные, бесконечные, бесконечные…
Бесконечные письма тебе…


Рецензии