Повесть о любви и дружбе. Часть 13

Часть 13. Перестройка, бизнес, счастливая семья.
               
 
     Только после смерти матери, я понял, что всем хорошим, что я совершил и должен совершить,  я обязан свой маме и сейчас, она ко мне  часто приходит и как ангел -  хранитель, помогает мне уважать, любить, творить, работать , при этом обращаться к своей совести и сверять  с ней свои поступки.
И я хочу, чтоб все мои мечты,                Дошедшие  до слова и  до света,                Нашли себе желанные черты.   
    Брюсов

 Итак, в 1986 году мне исполнилось 33 года, в это время я  работал ведущим инженером в ОКБ, без жилья, так как  на долю в трехкомнатной квартире, которую мы с ней получали,  я не стал претендовать, с алиментами 50%, почему 50%, потому что в суде при разводе Галина Ивановна заявила, что денег от меня она не получала, что было наглой ложью.
Положение , в котором я оказался исключало для меня какие либо серьезные намерения в отношении женщин. Я находился в полной уверенности в том, что мне противопоказано жениться, поэтому был свободен   в отношении женщин, но мне это только казалось, как потом выяснилось. Тем более истории с любовницами закончились, что было удивительно для меня, но меня это скорее радовало, чем огорчало. Чувство новой свободы помогало мне пережить эти тяжелые времена.  Оказалось, что свобода побуждает к большой ответственности за себя и за свои поступки, поэтому новые любовные приключения у меня закончились.
Однако, когда меня пригласили на очередной комсомольский заезд в институт, где надо было организовать и провести КВН, я увлекся, как мне казалось, самой красивой и умной девушкой Светой. До утра я ей, вместе подругой что-то рассказывал, острил, читал стихи, мы  пикировали друг  на друга  умными мыслями  и смеялись.  Подруга в основном молчала, только смотрела на меня каким-то родным взглядом, который в меня проникал, этот взгляд я запомнил.
Жизнь продолжалась, мы втроем собрались пойти в кино.
Чтобы было удобно ждать Светлану, я пришел домой к той самой подруге, Алене и стали ждать Свету вместе.
Все началось со стрижки, энергетика рук, спокойствие, умиротворенность, солнечная радость Алены покорили меня, я поплыл по течению. Получилось так, что я в этом доме и остался, родители были в командировке.
Далее все покатилось стремительно и счастливо.  Наш гражданский брак состоялся, при этом я все время наблюдал, когда же в наших отношениях наступит охлаждение, я по другому не представлял такие браки. Жениться я не думал и всячески убеждал в этом Алену. Но чем дальше протекала наша совместная жизнь, тем она была лучше, что для меня было удивительным. Я начал критически пересматривать все свои поступки, действия, начал процесс исправления собственных недостатков. Елена проявила неимоверное терпение к моим выходкам, к моим иногда неприличным поступкам, ведь я утверждал и ставил условие, что ей придется принимать меня таким, какой я есть. Учитывая, что она на 10 лет моложе, Алена проявляла   не по возрасту женскую мудрость.  Я был у нее первым мужчиной, я это ценил и как можно бережно к этому относился.
Прошло полтора года, наступил решающий момент, я созрел, чтобы сделать предложение руки и сердца, написал письмо родителям для их благословения. Благословение мы получили, но оно было нерадостное, а скорее горестное.

 Светом золотистым
 Землю расписало,
 Ангела рожденье
 Осенью настало,
 Сердце не вмещает
 Нежности чудесной,
 Будь моей женою!
 В жизни неизвестной.

 Аленушке.

Для женщины милой
И доброй, красивой,
Для женщины ладной,
И скромной, и складной,
Для Лены прекрасной,
                Чудесной, и ясной,
Стою на коленях,-
Почти ежечасно.
И много вниманья,
И много старанья,
Аленушке милой
 Дарю я нескладно,
И часто под ручку
Я, с Аленкой хожу,
И тихо Аленке
Люблю, - говорю.
И наша семья
Как осенний букет,
По этому случаю
Этот сонет,
И Лена моя,
Как волшебный цветок,
И дарит для нас
                В этой жизни росток.
Ленок  для меня
Открывает  пути,
Как здорово, за руки,
Вместе идти,
Ты  Ясонька,   Солнышко,
                Рыбка моя.
О как же, Аленка
 Люблю я тебя! 

Свадьбу мы не планировали, но тетя Галя, родная тетя Алены, заведующая ресторана Украина, сказала, что свадьба будет. Свадьба состоялась в ресторане Украина, я даже не подозревал, что это будет так здорово.  Мы были необыкновенно счастливы, но я как всегда дал косяка, после свадьбы мы пригласили наших друзей, Сашу и его жену Олю, лучшую подругу Алены, я уже нагрузился прилично, и когда танцевал с Олей, стал ее целовать, мне кажется Алена это увидела. Конечно я себя ругал и корил, но уже тогда я внес в наши отношения какое то недоверие с ее стороны.
Мы гордились своей семьей, я гордился своей женой, мы запланировали рождение ребенка, я бросил совсем курить и пить спиртное, и наконец 18 декабря 1989 года у нас родилась дочь. Я был уверен, что родится мальчик, для меня это было неожиданно. Но оказалось, что дочка, это сокровище, это душа, это нежность и любовь, это сокровенное твое содержание, что это просто счастье отцовства. 

 Письмо дедушке и бабушке.

                Америка южная
                Соединенные Штаты
                Плюрализм мнений –
                В Советах дебаты
                Валерия – внучка,
                Аленушка – дочка
                Звенит погремушка,
                Слагается  строчка.
На Планерной, в доме
Семья проживает
И бабушку с дедушкой
Там поджидают!
И гладят и варят
Читают и пьют
С любовью очаг
Каждый день создают.
И дочке – Аленушке
Хочется к маме
И хочется жалиться,
Плакаться папе.
И наша Аленка
Чуть – чуть устает
Когда же Валюша
С работы придет?
А внучка Валерия ,
В  голос смеется
И плавает в ванной
И ручкой дерется
И мамину титьку
Так звонко сосет,
Как будто лошадка
Куда-то везет.
И строчка за строчкой
Ложится в рассказ,
Валерия  - внучка
У всех на устах.
И мы посылаем
Слова о любви,
Что в нашей семье
Мы вот так сберегли.

Новая любовь дала мне новые крылья, я развернулся  по полной программе. На заводе я организовал молодежный клуб, проводил в подвале клуба КВНы, концерты рок групп, организовывал выездные тусовки.  Стал играющим тренером футбольной команды завода,  начал создавать сборную команду завода по хоккею.
 Однажды, случайно около метро Планерная я сорвал маленькое объявление о партийном клубе на Севастопольском бульваре,  его написал Игорь Чубайс, брат  Анатолия Чубайса, тогда он жил в Тушино. Это было очень важное событие в моей жизни, оно во многом предопределило мое будущее и будущее моей семьи.
  Для меня всегда отец был примером человека, который всегда боролся за справедливость. Хотя отец для меня не был авторитетом, но  от него  я впитал в себя  образ честного человека, который несмотря ни на что, пытался бороться за справедливость, и по другому я себе не представляю свое место в жизни. И я благодарен отцу  еще за то, что рос свободным человеком и в дальнейшем  свой путь выбирал я сам. Может поэтому, я не мог понять советской власти, и поэтому при первой возможности выступил против КПСС, будучи в ее рядах.
Елена участвовала во всех моих мероприятиях, даже будучи беременной, она ездила со мной на   Севастопольский.
В истории России партийный клуб  на Севастопольской сыграл очень серьезную роль, здесь собирались открытые оппозиционеры - коммунисты. Здесь открыто говорили о всем запрещенном тогда в России, надо было иметь большое мужество хотя бы для того, чтобы это слушать и осмысливать. На основе партийного клуба была создана Демократическая платформа в КПСС, которая, как альтернатива выдвигалась на съезд КПСС.  Нас, - открытых оппозиционеров  в КПСС было очень мало, на заводе, я был один.  На съезд КПСС от завода шел будущий Генеральный директор Дондуков Александр, и я. Конечно на собрании победил Дондуков, но мы с ним познакомились, и он мне рассказывал по секрету, как он станет Генеральным директором.
В целом я сделал приличную политическую карьеру, я был член Совета Республиканской партии, я создал во Фрунзенском районе организацию около 200 человек, одну из самых больших в Москве. Я входил от Республиканской партии в Совет Демократической России, был одним из самых активных членов Республиканского Союза предпринимателей, создавал Республиканский Центр предпринимателей. От завода я входил в Ассоциацию Приватизированных и частных предприятий, ее возглавлял Чубайс, Гайдар. Участвовал в работе комитета Ассоциации по работе оборонных предприятий.  А так как наш Дондуков стал председателем этого оборонного комитета, то мне иногда приходилось проводить рабочие совещания комитета у нас на заводе. Кстати, на завод я привозил тогда известного  Георгия Томчина*, который рассказывал нашему руководству о том, как приватизировать предприятие, и это им здорово помогло.
 Многие продали свои акции, но у меня до сих пор сохранились   акции завода, получаю ежегодные дивиденды в размере от 1000 рублей до 2000 рублей, даже однажды был на собрании акционеров.
 Я спрашивал себя, почему я не пошел в политику, ведь все необходимое у меня было, и сам отвечаю, я разуверился в политиках, так как я видел, что такие люди   могут реализовывать себя только в политике. Многие решали задачи утверждения себя именно в новой политической жизни, амбиции политиков того периода имели самые разные формы, но главную роль в тот момент играли лидеры, которые могли говорить, доносить свои мысли и идеи до людей.  Это привлекало, это создавало серьезную мотивацию для занятия политикой. Постоянные споры, постоянные стычки в самых разных вопросах, были нормой того периода. Ведь мы шли наощупь, создавали абсолютно новые технологии, реализовывали свои идеи в политике, в бизнесе, в простой жизни этого сложного периода. Мы стремительно росли, в политическом, в практическом пространстве жизни того времени.
Сегодня либералы непопулярны, а тогда каждый был либералом, только одни были более успешны, но не потому что их допустили к государственной собственности, а потому, что многие нашли свое новое назначение, призвание, открыли свой талант, смогли реализовать самые смелые мечты.
 Я часто задаю себе вопрос, почему мы не объединялись и сам себе отвечаю. Ведь амбиции многих лидеров того времени зашкаливали, это было главной чертой, так как каждый видел свой вклад в историю, свою идею в развитии политической системы.
Это было время революции сознания каждого советского человека, это было время, когда никто не знал, каким путем идти России. Это было время, когда людей объединяло только идея светлого счастливого капитализма. Это сейчас, люди говорят что можно было пойти другим путем, а в то время никаких проектов, программ, лидеров с альтернативным решением не было, ни на митингах, ни на собраниях, ни в политических документах и тем более в СМИ.  Главная мысль того периода для  активных россиян, - можно ли стать   капиталистом,  была самой продуктивной мотивацией многих людей. Но еще больше людей привлекала идея стать собственником, при этом мало кто в России понимал, как это будет выглядеть, и тем более, как это сделать.
Позже я анализировал, почему победил Ельцин, результат оказался самым простым и неожиданным. Я вдруг стал понимать, что народ стал реально выбирать, и при этом выбирает именно каждый, и в сознании всех людей  работает какая-то интуиция правды, которая появляется неожиданно и она всеобщая, скорее это можно назвать верой в справедливость. Этой интуиции правды теперь уже нет, поэтому наверно и выбора, и честных выборов тоже нет.
Настало время делить портфели и занимать определенные посты в новой общественной жизни. Я смотрел, и видел, что ничего, кроме как занять место под солнцем, наших функционеров, не интересовало. Но я не хотел быть таким, мне больше нравилось создавать и придумывать бизнес, и я ушел в бизнес, о чем нисколько не жалею. 
        Переломный момент того периода была попытка Госпереворота в лице ГКЧП. Этот момент в моей жизни был самым памятным,  19 августа для меня стал  Днем чести и достоинства человека. Когда мы пришли к Белому дому, это было днем, людей было немного. Настроение у всех было самое боевое, глаза людей горели каким-то необыкновенным светом.  Самоотверженность и концентрация на опасности была в каждом присутствующем. Люди ежеминутно прибывали и прибывали, строились баррикады. Ближе к ночи, мы по возможности окружили Белый дом, цель окружения была в том, чтобы своими телами не дать пройти силовикам. В окружении стояли и мужчины, и женщины и даже семьи, самого различного возраста, люди стояли молча, понимая, что если штурм начнется, все будут стоять до конца. Постоянно транслировалась информация о положении дел вокруг Белого дома, и она была далеко нерадостной. Особенно меня поразила одна женщина, на шпильках, которая простояла рядом со мной до самого утра, она ни разу не присела, наверно, такое может позволить себе только советская женщина. В первый день людей было немного, мы смогли закрыть только входные двери и ближние проезды, но он был самым тяжелым. В следующие дни тысячи людей встали на защиту Белого дома. Я тоже сформировал отряд, в штабе нашему отряду определили место, и мы встали. Что меня порадовало и удивило, так это то, что на баррикадах увидел много знакомых лиц, в том числе и с нашего завода. Был очень памятный момент, когда руководство завода, партком вызвали меня на разборки, из-за моего участия в защите Белого Дома. И было интересно наблюдать поведение этих людей, в этот же день, когда Ельцин победил. Нам, защитникам Белого дома (забелдомам) были вручены медали, как оказалось это государственная награда, которая позволяет на пенсии иметь статус ветерана труда. Прошло время, и я написал «Современнику от забелдома».
Я думал, стоит ли писать,
Когда мы встали на дыбы,
Никто не знал, чего нам ждать,
В день наступления беды.

Лицо тогда не разглядел,
Но и сейчас стоит в глазах,
Колонны, ночь и беспредел,
Она на шпильках , каблуках.

Там были все и стар и мал,
Мы ждали их, когда пойдут.
А город главный тихо спал,
Никто не думал, что убьют.

Готов был каждый жизнь отдать,
Телами стены защитив,
Мог каждый крепостью стоять,
Все были вместе, как один.

Нам продержаться до утра,
Считали время нападенья,
Мы с верой в Борю до конца,
Все ждали наших, подкрепленья.

Под утро танки не пошли,
В метро посыпались монетки,
Так буднично все к Дому шли,
Из Баррикадной, Красной ветки.

Шел первый день восстанья на Руси
Мы продержались, но не победили,
Ты «ДЕВЯТНАДЦАТЬ» в памяти храни,
Мы будущее Наше защитили.

Работая на заводе я предложил зам Генерального Директора Гуртовому, моему шефу и Дондукову сделать Центр Коммерческой информации, на который они долго не соглашались, но потом махнули рукой, ввели штатную единицу, дали штатное расписание, помещение вне завода и сказали, нам все равно, что ты будешь делать, главное, зарабатывай деньги.   Так что моя идея Центра Коммерческой информации идеально вписывалась во все выше перечисленные,  политические и общественные структуры. Я создал приличный банк данных, наладил вертикальные и горизонтальные связи в среде бизнеса, начал продавать все подряд, начиная от земли Экспортлесу, кончая польскими духами, китайскими пистолетами, газовым оружием.
Я организовал работу 30 реализаторов, работу склада, работу двух магазинов , оптовую продажу водки. Работали мы без выходных, до самой поздней ночи. Это было наше время, у нас все получалось, деньги под проценты в валюте давал мой шеф. В дальнейшем, он не захотел меня брать в свои структуры, не стал меня двигать в коммерческие директора завода, его устраивало такое течение бизнеса.
В течении двух лет вокруг меня и моего бизнеса происходило много событий, связанных с личной жизнь друзей, знакомых.
 Это были и счастливые и трагические моменты. Сергей, муж подруги Алены, влюбился в мою помощницу, и супруги   развелись, помощница была замужем, но она не развелась и Сергей и его жена  остались ни с чем. Главное, что подруга обвинила нас с Аленой в их разводе, и наша семейная и личная дружба рухнула.
Муж другой подруги Алены, влюбился в девушку, бизнес в умен, приехавшей из Одессы, которая сотрудничала со мной, супруги также развелись. Но муж подруги также остался ни с чем.
Юре, бывшему военному я помог с работой, на основе которой он создал очень прибыльный бизнес, мы дружили семьями. Но в результате, он развелся с женой и уехал в Австралию со своей любовницей.
Вадим был приятелем Юры, мне он очень нравился, неординарный, умный, благородный был человек, я пытался переманить его к себе на работу, но он остался верен Юре. Он был какой-то бесшабашный и обаятельный, его все любили и все горевали, когда он разбился на строящейся МКАД.  Лена, жена Вадима, осталась   вдовой, я ей помог устроиться в частную авиакомпанию, потом я ее пригласил к себе в Кристалл Лефортово, наши дети до сих пор дружат. 
Муж Наташи, Федор работая кладовщиком у меня, стал воровать, пришлось расстаться, так потерял я еще двух друзей. В последующем Наташа развелась с Вадимом и теперь мы общаемся с Наташей и помогаем друг другу.
Слава, моя правая рука, протеже моего шефа, был настоящим евреем, со всеми присущими им недостатками и достоинствами. Он был талантлив, и мы очень хорошо дополняли друг друга, он всегда дорабатывал детали, решал денежные вопросы, охмурял клиентов.  У него была семья, двое детей, но дети были не его. Семейные отношения у него были сложные, при этом Слава был непревзойденным любителем женщин, и при первом удобном случае он обязательно должен был достойно и солидно трахнуть очередную жертву, при этом комплексов измены у него никогда не возникало. Для него это был спорт, и самоутверждение настоящего мужчины, со всеми вытекающими последствиями, при этом он был страшен, неопрятен, весь в прыщах, с огромным носом, большими очками, постоянно грязными длинными волосами, большими руками и длинными пальцами, которые непередаваемо сладко и  жадно считали деньги.  Деньги для него были, как живые, мне кажется, что  нашему успеху способствовал именно Слава и его отношение к деньгам. Ведь для меня было неважно, сколько мы зарабатывали,  мне важно  было создать  систему и  способы  ведения бизнеса. И у меня это получалось, мы делали деньги буквально из воздуха.
Так получилось, точно не помню, но со Славой у нас возникли  разногласия по стратегии, и  мы расстались, на смену ему пришла Алена,  моя жена, которая благодаря своим организаторским способностям и аналитическому складу ума помогла мне настроить и развить бизнес, и алкогольный, в том числе.
Однажды весной, сосед по офису, старый кооператор Саша, предложил объединить усилия, мои мозги, технологии, его деньги, транспорт, и помещение Нины Марковны, его знакомой и я согласился.
 Так мы создали первую лицензионную компанию по торговле алкоголем в Тушино. Это было началом моей алкогольной карьеры, как сказал проверяющий в Тушино, я был водочным королем, естественно в Тушино. Проект был успешный, все нарастили свои капиталы, умудрились даже начать свой собственный алкогольный бизнес, но ничего из этого у них не получилось. У меня появились новые партнеры с деньгами, проект стремительно развивался. Но тут ввели институт Уполномоченных организаций и мне пришлось закрыть компанию, у меня не хватило административного ресурса, вернее у меня его не было.
К этому времени в личной и окружающей меня жизни произошло много изменений.  После съемной квартиры, мы переехали в собственную коммунальную комнату, которую купили родители Лены. Лена вышла ко мне на работу, Валерия ходила в заводской детский садик, потом в частную школу.
Купили автомашину «девятку», купил гараж рядом с домом, потом , к сожалению, разбил подаренную тестем Волгу, чудом остались живы, когда ездили в Мишино с сыном Антоном.
В итоге, наша компания добилась существенных успехов, алкогольный рынок  Москвы и части России принял  меня как надежного партнера, также  сложились хорошие личные отношения со многими коллегами алкогольного и не алкогольного рынка.
 В то время доверие к человеку, ведущему алкогольный бизнес являлось одним из главных условий ведения бизнеса, под честное слово перевозили чемоданы денег, под честное слово давали товар на реализацию.
Обстоятельства сложились так, что  пришлось закрывать компанию,  и тогда мы решили  потратить деньги  на   приобретение квартиры, в конечном итоге мы расселили трехкомнатную квартиру, сделали евроремонт, обставили мебелью, построили дачу, попозже забрали маму из Мишино.
 К этому времени мама Алены умерла, отец Юрий Александрович женился на молодой женщине из Смоленска.
Историю о том, как меня ненавидели теща и тесть рассказывать тяжело, могу сказать только одно, не надо создавать себе кумиров, я думал, что я обрел большую счастливую семью, но я глубоко ошибался. Ценности были абсолютно разные, и эти ценности сыграли в моей последующей  жизни печальную и трагическую роль.
 Дальнейший мой алкогольный бизнес был как американские горки. С новыми партнерами мы взяли большой валютный кредит, придумали серьезный проект, который я взялся реализовывать, наступил дефолт, партнеры меня кинули.
Я придумал новый проект, из -за невозвращенного кредита, партнеры ко мне вернулись, я раскрутил компанию, но тут партнеры меня кидают в очередной раз. И тут меня приглашает Павел Жердев, Генеральный директор Кристалл-Лефортово, мы с ним вели дела по  водке из регионов и были друг другу симпатичны,  доверяли друг другу, тогда было время именно такого доверия.  Павел предложил мне стать коммерческим директором в Торговом Доме Кристалл-Лефортово, который мы в дальнейшем успешно создали и раскрутили,  и который стал самым крутым Торговым Домом в России по продаже алкоголя. Мы раскрутили  водку Гжелка, сделали ее первым и самым эффектным брендом Российского алкогольного рынка , который только начал создаваться. Объемы продаж завода Кристалл  за год подняли с 70000 дал. до 1 млн. дал в месяц (20 млн. Бутылок).
Технологии алкогольного бизнеса в то время в России практически отсутствовали, так как бизнеса, как такового, не было. По приглашению Павла, моей жене, Алене  было предложено работать финансовым директором на ТД КЛ. В дальнейшем я стал генеральным директором ТД КЛ, но это уже отдельная история.
 Наступила весна 1999 года мне стукнуло 46 лет, дочери 10 лет, жене 36.  Прошло 13 лет становления нашей семьи, и я считал, что самые лучшие годы у нас впереди, я верил в нашу семью, я верил в свою жену, она стала не только моей помощницей, она стала моим главным  партнером, моим переводчиком в отношениях с людьми, ибо   часто многие  меня не понимали из-за ряда причин,  в том числе из за моей подачи материала , агрессивной, неудержимой и навязчивой.
Как говорила моя уже поздняя знакомая, любовь, - это совместное производство. Об этом изречении я иногда  вспоминаю, при этом  можно точно сказать,  у нас  с Аленой было успешное совместное производство и дома, и на работе.
Звездный свет.

Перед глазами небо распахнулось,
Открылись звезды чудной красоты!
Они твердили, - ведь любовь вернулась!
Слепили взгляд всполохами мечты.

Они к себе так мудро призывали,
Иди, возьми, хоть звездочку одну,
Созвездия лишь искренне молчали,
И не включались в эту кутерьму.

Я осмелел и к звездам потянулся,
И растворился в вечной темноте,
И звездный дождь по жилам заструился,               
И чистым стал, в душевной наготе.

Я не хочу быть звездочке обузой,
Она ярка, лучиста, хороша
Она, быть может в жизни только музой!
В созвездьях быть – достойная она.

Мне это небо в памяти осталось,
Я звездный свет увидел наяву,
И счастлив был, иль только показалось,
Ведь жизнь прекрасна! С этим и живу.




*Григорий Алексеевич Томчин (род. 4 декабря 1947 года, Ленинград, РСФСР, СССР) — российский политический деятель, бывший председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Союз правых сил», бывший член Общественной палаты Российской Федерации, депутат Государственной думы первого и третьего созывов (1993—1995, 1999—2003), президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий.


Рецензии