Сказка про ответы на учебе

Катюша училась в школе, и ей было очень интересно учиться, но иногда она не могла ответить на вопросы учительницы, Ольги Васильевны.  Девочка боялась ответить неправильно. Так и в этот день, учительница задала вопрос девочке, а она молчала и не отвечала.
- Катюша, - сказала учительница, - я  знаю, что ты готовилась к уроку и знаешь ответ.
Тут прозвенел звонок, урок закончился, и ребята начали собираться домой.
Ольга Васильевна подошла к девочке и с улыбкой сказала:
- Катюша, останься на минутку, я хочу с тобой поговорить.
- Хорошо, - ответила девочка и пересела поближе.
Учительница опять повторила свой вопрос:
- Катя, ты же знаешь ответ на вопрос, почему же ты не отвечаешь?
Девочка тихо произнесла:
- Я не знаю, правильно ли я отвечу. Я боюсь ошибиться.
Учительница какое-то время смотрела на Катю, улыбнулась, и сказала:
- Ошибок бояться не стоит. Каждая ошибка – это твой опыт и новые знания. Знаешь такую поговорку «На ошибках - учатся»? Это означает, что ошибки помогают учиться. Вот ты написала в диктанте слово с ошибкой, я ошибку исправила, и теперь ты знаешь, как правильно без ошибок писать это слово. Это и есть –  учиться на ошибках.
Ольга Васильевна  достала из ящика карточки с картинками и положила перед Катей.
- Смотри, Катюша. Вот 4 картинки. На каждой картинке нарисована обувь: высокие сапоги, ботинки, женские туфли и домашние тапочки. Ответь, пожалуйста, что лишнее из этих четырех картинок.
- Ой, ну это легко! – весело ответила Катя, - лишняя картинка – тапочки!
- А почему ты так считаешь? – спросила учительница.
- Тут все понятно - сапоги, ботинки и туфли надевают на улицу, а тапочки – только дома. Поэтому лишняя картинка - тапочки!
Ольга Васильевна опять улыбнулась и сказала:
- Хорошо. А я думаю, лишняя картинка – женские туфли.
Девочка удивилась и спросила:
- Я что, неправильно ответила?
- Катюша, ты опять думаешь о том, правильно или неправильно ты ответила. Ты сказала свой ответ про тапочки и сразу смогла объяснить, почему ты так считаешь. Это и есть самое главное! И я могу объяснить свой ответ. Я считаю, что лишняя карточка женские туфли, потому что сапоги, ботинки и тапочки могут надевать и мужчины и женщины, а женские туфли – только женщина. Поэтому туфли здесь лишние. Это мой ответ.
- Ого! – сказала Катя,  - а ведь и правда. И как это я не догадалась? Значит здесь два правильных ответа?
- Здесь нет правильного и неправильного ответа. Это мнения, которые ты можешь объяснить, доказать. Я могу еще сказать про туфли, что у них самый большой каблук, а у остальной обуви - нет. Видишь, как много объяснений можно сказать. Открою тебе тайну, здесь можно выбрать еще лишнюю обувь! Попробуй сама найти этот вариант и объяснить, - сказала  учительница и подмигнула.
Девочка еще больше удивилась. Она считала, что лишние здесь только тапочки, а оказывается можно столько разных ответов найти! Катюша с интересом вглядывалась в карточки, и тут она поняла:
- Ольга Васильевна! Я нашла! Лишняя картинка – сапоги!
Учительница кивнула головой и сказала:
- Теперь объясни, почему сапоги лишние.
- Ботинки, туфли и тапочки – низкая обувь, а сапоги вон какие высокие. Их можно считать лишними среди всех картинок! – быстро проговорила девочка. Катюша была очень рада своему открытию. Уже три разных ответа и все они оказывается правильные!
- Все верно, Катя, - сказала учительница, - теперь ты видишь, что здесь нет одного правильного ответа, есть несколько мнений, которые ты можешь объяснить. Этим тестом я хотела тебе сказать, что не надо бояться отвечать.  Главное – это объяснить свой ответ. Не бойся ошибаться! Ошибки делают тебя умнее, сильнее и лучше! С помощью ошибок ты больше узнаешь. Не ошибается тот, кто ничего не делает! А ты учишься! Все поняла? – спросила учительница.
- Дааа, я все поняла! Спасибо вам, Ольга Васильевна. Теперь я не буду бояться ошибаться! – радостно сказала девочка, - ну я пошла, до завтра, Ольга Васильевна!
- До завтра, Катюша! – ответила учительница и убрала картинки в ящик.


Рецензии