Дегустатор чая - Чаа - зе
«Racing home for London River!
Crack her on for London River!
Carry on for London River with her chests
of China Tea – with her chests of China tea!»
………………………………………………………………………
Poem by Cicely Fox Smith
From Full Sail: More Sea Songs and
Ballads.
Вряд ли найдутся в мире такие живописные гавани, как эта, расположенная у побережья Фучжоуской Пагоды в юго – восточном Китае. По форме, напоминающей кленовый лист, укрылась она в месте дельты реки Миньцзян, окаймлённая склонами зелёных холмов с храмами и монастырями.
Любуясь окрестными красотами с палубы своего чайного клипера, капитан Эндрю Шевэн вдыхал доносившийся с берега сладкий аромат жасмина, смешанный с запахами бананов и орхидей. В некотором отдалении от его корабля стояла на якоре почти целая флотилия судов, взметнувших в голубое небо целый лес мачт, поблескивая на солнце своими бортами, в ожидании чайного урожая.
В 1860 году город Фучжоу – столица провинции Фуцзянь сменил Кантон, бывший главный порт поставки чая в Англию. В новом месте чай собирался в мае - июне, на два месяца раньше, чем где – нибудь ещё в Китае. Забрав урожай чая, чайные клипера должны были вовремя уйти отсюда домой, чтобы избежать в июле – августе жестоких юго – западных тайфунов, зарождавшихся в Южно- Китайском море.
Клипер Эндрю Шевэна носил несколько необычное название – «Чаа – Зе», в переводе с китайского – «Дегустатор чая», названия как нельзя лучше связанного с чаем. Строила судно знаменитая компания А. Хэлла в Абердине. Прочный деревянный корпус был выполнен из тикового дерева с трёхслойной диагональной обшивкой, но настоящим украшением являлась носовая фигура корабля – китаец, поддерживающий щит с иероглифами, означающими название судна, с располагавшимися далее чайными предметами - сундуками, горшками, чашками и блюдцами, связанными с дегустацией чая.
Капитан Шевэн впервые оказался в этом чудесном месте, называемом «Чайным Королевством», где произрастали более 50 сортов красного, чёрного, белого и жасминового чая. Чайные плантации располагались в верховьях реки Миньцзян за сто миль от побережья, и сампаны с собранным и готовым урожаем чая привозили его в Фучжоу. Ещё на родине Эндрю узнал о самом известном высокогорном чае здешних краёв – Те Гуань Инь, названном в честь Богини Милосердия, даже помнил наставление китайского мыслителя Лу Шушэна, утверждавшего, что человек, «заваривающий чай должен обладать душой возвышенного отшельника, хранящего в себе красоту туманной дымки, горных ключей и могучих скал.»
Первый урожай чая поступал в мае, и тогда в Фучжоу открывался рынок. Торговцы не спешили продавать его по ценам, приемлемым для иностранцев. В торгах проходило время, цены постепенно снижались, и тогда начиналась продажа. Покупатели спешили. На взвешивание и маркировку ящиков с чаем уходило 48 часов. Тогда чайные клипера, снимались с якорей, подходили ближе к берегу, а к ним направлялись груженные чаем сампаны. Капитаны клиперов торопились с погрузкой, на неё уходило ещё два – три дня без отдыха в выходной. Китайские кули занимались погрузкой ящиков с чаем на корабли. Юнги с бамбуковыми шестами внимательно следили за погрузкой и могли в случае нерасторопности грузчика огреть его по спине.
Не менее важной задачей была укладка ящиков с чаем в трюмы, а чтобы лёгкий чайный груз не перемещался при качке в море, на него сверху плотно накладывался тяжёлый железный балласт. Когда трюмы были заполнены, а груз зафиксирован, буксиры выводили клипера в открытое море, где они, подняв паруса, уходили в далёкий путь к родным берегам.
Пять раз капитан Эндрю Шевэн ходил за чаем на клиперах, побывав в Гонконге, Кантоне, Шанхае, Вампу, Фучжоу. Обычно такие переходы длились 110 – 140 дней. Потомственный моряк, продолжатель дела своих деда и отца, Шевэн написал книгу «Великие дни паруса», в ней он не только рассказал о своих впечатлениях во время долгих плаваний, но и привёл морские анекдоты, песни и баллады. Книга вышла уже после его смерти в 1927 году.
А его первый чайный клипер «Чаа – Зе» после рейсов в Китай в 1868 году был продан крупной компании Девит и Мур, где использовался для пассажирских перевозок в Австралию. Свой конец он нашёл в далёкой Французской Гвиане, у небольшого острова Гран – Коннетабль в 1878 году. ПОИСТИНЕ И КАПИТАН, И ЕГО КЛИПЕР СЛУЖИЛИ В ПРЕКРАСНОЕ ВРЕМЯ, ВРЕМЯ ОТВАЖНЫХ МОРЕХОДОВ И БЫСТРОХОДНЫХ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ.
21 сентяюря 2020 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220092101421
Очень интересная эпоха. Красивые люди, красивые корабли. Ремесло чайное, ремесло морское и всё это преисполнено высокой поэзией. Это были те годы, когда красота была во всём.
Здоровья, всего самого доброго и семь футов под килем жизненных морей!
С теплом и уважением,
Виктор
Виктор Афсари 22.09.2020 04:10 Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор.
Вячеслав Прытков 22.09.2020 08:37 Заявить о нарушении