Глава 6. служу советскому союзу!

ГЛАВА 6. СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ!

       МУРМАНСК.

   Лечу на Север через Ленингрд.
Аэропорт Пулково- огромен и впечатляющ. Тут снуют тысячи пассажиров не только из всех уголков нашего огромного Союза, но и со всей планеты. Это видно по одеждам и лицам-желтым, коричневым, красным... А вот мужик с сизым носом... Откуда он, неужели с островов Фиджи?.. Но аромат от него знакомый... Простите, это местный...
   Времени до вечернего самолета на Мурманск еще уйма, и я сдаю свой нехитрый багаж в камеру хранения, решив посмотреть Северную столицу... Вспоминаю виды Ленинграда из нашего огромного фотоальбома, купленного мамой на Урале по случаю.
Сажусь на автобус, еду незамедлительно. Золотая осень, конец октября.
Я брожу по центру как зачарованный странник...
Дворцовая площадь, Зимний Дворец, Адмиралтейство, набережная Невы... Чудо из альбома оживает, сказка оборачивается явью...
...У входа в один из морских Вузов висит обьявление:
 "Требуется инженер-электрик"...Зайти или нет? А вдруг это перст Судьбы? Буду жить в Ленинграде, среди этого великолепия!
...  А как же прокуратура? Проектный институт, где меня ждут с нетерпением? А Северное сияние? Олени? Вечные снега? Романтика?..
...Победило законопослушание...

   ... Самолет приземляется в небольшом аэропорту с несколькими деревянными зданиями. Килп-явр... Долгая, долгая дорога... Нет, не в дюнах, а в сопках. Вокруг все серо. Никакого тебе сияния!..
Уже подташнивает, когда мы прибываем в портовый город Мурманск.
Знающие люди подсказывают, как добраться до нужной мне гостиницы "Полярные Зори", где мне забронирован люкс...
Заселяюсь без проблем. Правда, "люкс " оказывается обычным  двухместным номером. Но это не столь важно, ведь я прибыл в город своей мечты!..

На следующее утро направляюсь в институт"Мурманскгражданпроект",
это не так далеко: нужно спуститься по улице Книповича к драмтеатру, повернуть направо и по Ленина дойти до улицы капитана Егорова...
Вхожу в дом номер 14. Это скромное четырехэтажное служебное здание. Ивот я уже в приемной директора. Там находится секретарь и какая-то барышня, которая мило лялякает по телефону...
Выясняется, что директор Зильберштейн в отпуске и за него сейчас главный инженер Швец Вадим Данилович...
И вот меня приглашают войти в кабинет слева.
Вместе со мной туда вбегает вполне симпатичная, но явно не в духе, энергичная женщина в очках. Как оказалось, это начальник инженерного отдела Немсадзе.
Вот, Элеонора Георгиевна, Игорь Львович, молодой спецалист. Прошу любить и даже жаловать, как говорится!
Опять молодой?! Ну сколько можно!? Ничего не знает, ничего не умеет! А мне план выполять надо, Вадим... Данилович...
Ничего, научите, в первый раз что ли?
С вами не соскучишься?!
      Вот так встреча! Хорошенькое начало...
Делать нечего, иду в отдел кадров оформляться на должность инженера этого самого инженерного отдела...
Он находится на четвертом этаже, дальняя лестница.
 В инженерном - теснотища. Меня определяют в сектор внутрянки- внутренних сетей.
Сектором руководит Нина Терентьевна Муханкова, очень спокойная и радушная женщина, примерно предпенсионного возраста. У нее в подчинении одни девушки, поэтому Нина Терентьевна мне очень рада.
Мне все дружно начинают организовывать рабочее место: стол,стул, тумбочку, чертежную доску...
О, знакомые все лица!
В кабинете я обнаруживаю знакомцев по КПИ- Любу Кононову и Виталия Смирнова. Они тоже узнают меня. Вот так встреча!
Нина Терентьевна, узнав,что я из Кирова, повествует об еще одном нашем земляке- Марате Ахтямове...Он перевелся работать в обком комсомола.
Так я его знаю!
Да? Интересный парень... Выйдет из этой комнаты, сядет на ступеньки, обхватит руками голову и сидит так...Говорит- и куда же меня сослали!?
А я сам в Мурманск хотел!
Молодец, Игорек! Не журись, мы тебя научим!.. Не боги горшки обжигают!..
   И меня стали вводить в курс дела: дали готовые чертежи, прошлые проекты, инструкции- для прочувствования специфики внутрянки.
А Виталий, оказывается, уже старший инженер сектора наружных сетей... Люба- тоже внутрянщица. Она на первых порах помогала мне больше всех...
Главный специалист отдела Станислав Афанасьевич Дарий(был в древности такой персидский царь) также воспринял меня вполне лояльно...
Первую неделю я жил в гостинице.

Вместе со мной тут обитал один знаменитый столичный фотограф. Его звали Юрий. Он запомнился своими рыжими усами и тем, что вечерами затаскивал в номер через окно первого этажа подозрительно веселых местных девиц... И самое главное, столичный франт старался их напоить за их же счет!.. Или за мой... Один раз я все же попался на его уловку, насчет кредита до завтра, но потом прикрыл гуляке  финансирование...
Юрий показывал свои фото в центральных газетах и журналах. Отличные снимки! И как такой талант может сочетаться с мелочностью и низменными страстишками?!

... Вскоре мне предоставили место в общежитии строителей(!!!) на улице Полярные Зори(сплошные зори!). Я потом по старой дружбе неоднократно выступал там в качестве автора-исполнителя.
В одной комнате со мной оказался бывший архитектор нашего проектного института Леша Ганин. Это был довольно одаренный парень. Он перед этим выиграл областной конкурс на лучший памятник погибшим морякам. Позже этот монумент возведут перед ДК Моряков. Он представляет из себя как бы ладонь, которая вознеслась над волнами и держит замной шар... И этот Леша, как и многие таланты у нас, запивал. А тут еще безответная любовь...В итоге был уволен...
Были и другие беспокойные соседи, но я был привычен к такой среде, так что не обращал внимания.

Одновременно с освоением азов проектирования, я изучал город и его культурную составляющую...
   История Мурманска вкратце такова. Он заложен в начале октября 1916 года, еще при самодержце Николае Александровиче, потому и назывался вначале Романов-на-Мурмане. Эта закладка произошла на возвышении в центре, где сейчас Областной Дворец культуры, а в 1974 году это был Дворец Культуры им. С.М. Кирова.
Быстро строили город, порт и железную дорогу на Санкт-Петербург. Поспешность была обьяснима крайней необходимостью- шла Первая мировая война и остро необходим для империи был выход в Европу через незамерзающий Кольский залив и Баранцево море...
   Вскоре после революции сюда и в Архангельск нагрянут иноземцы-англичане с американцами. Почудят,пограбят. А вскоре их отсюда  выкинут революции верные сыны...
Так столица Советского Заполярья("Prima poliare", финск.) станет Мурманском. Вообще, поселения местных саамов и поморов существовали на Кольском полуострове издревле. Их следы находят в Териберке, Ловозере, Умбе, на реке Ваенге. Кольский край очень богат природными ископаемыми, в первую очередь, никелем, апатитами и редкоземельными металлами, а также рыбой и биоресурсами. Есть и лес.
Это общие сведения.
Во время Великой Отечественной защитники Мурманска и всего края показали невиданную стойкость. Несмотря на то, что город в июле 1942 года был практически весь сожжен немецкой авиацией , наши солдаты и матросы не пропустили врагов даже через границу СССР...
"Весь испепеленный, сталью просеченный
Город наш не дрогнул на краю земли...
Как нас ни бомбили, мы... живыми были,
Море бороздили наши корабли!"
   Напишу я вскоре. Тут базировался - в Североморске- наш Северный флот, отсюда вылетали грозные торпедоносцы- из Сафоново, сюда приходили конвои союзников...
Вот такой героический край радушно принял меня.

Я стал изучать культурные окрестности.
Областной драмтеатр я уже знал и стал активно его посещать. Не только смотрел спектакли, но и запоминал артистов, узнавал режиссеров. Например, хорошо помню, что смотрел тогда военную постановку "Западная Лица"(это река на месте жестоких боев).
Еще в Мурманске базировался Театр Северного флота, активно работал областной Театр кукол, располагавшийся в торце здания облбиблиотеки, функционировала филармония. В городе имелось несколько ДК, кинотеатры и Дом офицеров. Я знал, что меня вскоре должны призвать в Армию, поэтому заглянул в это двухэтажное здание пониже моего общежития... В ДОФе также шли фильмы и давались концерты. Познакомился там с культработниками, как говорится, на всякий случай. И правильно сделал, так как вскоре меня вызвали на призывную комиссию. И на ней и в Доме офицеров я просил помочь мне попасть в военно-строительный отряд, желательно в Заполярье.
Дело в том, что знающие люди сказали, что в этом случае мне за время службы будет идти строительная зарплата и начисляться полярные надбавки. За год получатся две надбавки по десять процентов. Стало быть, я в Армии не просто бездарно проведу время, а подготовлю базу для будущего, ведь расчитывать мне не на кого.
Вообще, северянам государством предусматривались восемь таких надбавок за пять лет работы и районный коэффициент в размере сорок процентов. Плюс к этому, оплата проезда к месту отдыха и обратно раз в три года. И -выход на пенсию мужчинам в 55 лет, женщинам в 50 при непрерывном стаже работы по договору здесь в 15 лет. А стаж этот засчитывался как 22 года 6 месяцев обычного труда, в Средней полосе!
Плюс к отпуску добавлялись дни проезда, да еще 3 дня, если ты дружинник или донор. В общем, отпуск получался близко к двум месяцам.
Вот какие льготы тогда были, чтобы закрепить людей на Севере. В Магадане или на Колыме были свои коэффициенты.
В 1991 году демократы уничтожили всю эту систему и я, работая с 1965 года, еле -еле набрал необходимый для пенсии стаж в 2004 году... Из расчетов убрали учебу в институте, что раньше было, службу в Армии.

   Но ближе к Армии.
Благодаря активным действиям меня приписали в стройбату в Североморске...
А пока я еще на гражданке.
Изучаю Межсоюзный ДК. Он самый новый и современный, отличается даже внешне от прочих очагов культуры, своим дизайном. Находится ДК недалеко от городского Семеновского озера. Говорят, здесь проживал рыбак дед Семен, когда пришли первостроители города...

Во Дворце большой зрительный зал, оборудованная сцена, есть спортзал и лекционный. Работает немало кружков и студий. Знакомлюсь с цирковой студией,только-только открытой. Создалтстудию увлеченный паренек Валерий Акишин, впоследствии обладатель гран-при фестиваля циркового искусства в Монте-Карло...Ребята занимаются в большой аудитории на первом этаже. Знакомлюсь и с директором МДК Валерием Сергеевичем Уховым. Излагаю ему свою идею осоздания эстрадного театра миниатюр. Он обрадовался:
-Год подождем, приезжай!
-Со мной три артистки будут!
-Привози и артисток!..

...Я успел за месяц интеллектуальной работы привязать лишь один типовой проект. Но Нина Терентьевна так нахвалила меня, навела такую позитивную рекламу, что все уважительно смотрели на новенького.
И , когда я получил повестку в военкомат, все огорчились.
 Отдел устроил мне торжественные проводы. Даже Немсадзе произнесла призывнику доброе напутствие, вручила две облигации на счастливый выигрыш и сказала, что отдел с нетерпением будет ждать меня!..
Я , редко обласкиваемый судьбой,чуть не прослезился...

...День икс. Военкомат. Куча народу. Лысые призывники в рваной одежде, с ними же подвыпившие, друзья и подруги, печальные родители.
А мне хоть бы хны! Меня никто не провожает, я никому в жилетку не плачусь... Правда, я с чемоданом, в котором реквизит для концертов и в нормальной одежде, так как рванюшек у меня попросту нет.
 Я первым загружаюсь в автобус и наблюдаю оттуда картину всеобщего братания и плача. Ее я описал вскоре в стихотворении "Проводы".
( Интересующихся полным текстом отправляю к  сайту Стихи. Ру. Автор Игорь Калинин 999 или Игорь Калинин99). А ниже-фрагмент...
"Что творилось-плакали, смеялись
И в любви своей -навек- клялись!
Снова плакали, с друзьями обнимались,
У гитары струны порвались!
Липли к окнам шумные девчонки,
Каждая кричала о своем..."

   Все-е-е, откричались!...
Мы в вагоне.
"Вагончик тронется, вагончик тронется, перрон останется!"
Поезд мягко тронулся. Куда? Догадайтесь сами, ведь они идут отсюда только в одну сторону!..

(Продолжение следует)


Рецензии