Ладога часть 5

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ БАТАЛЬОН
Часть пятая.
Ленинградцы.
     Мост через Неву строители закончили в ночь на 2 февраля. Пропуск первого поезда в Ленинград намечался в эту же ночь, а проезд через мост на рассвете.
     По решению Военного Совета фронта с первым поездом должна прибыть делегация от строителей дороги. Было приказано от каждой части выделить по десять представителей, во главе с командирами частей. В состав делегации от 40 овждб были назначены кроме меня, майор Иванов М.И., инженер-капитан Незванов А.В., лейтенант Новиков и отличившиеся на стройке сержанты и солдаты.
     Посадка на поезд назначена на вечер в Полянах. Быстро собрались и мы прибыли к месту посадки. Нам указали на двухосный пассажирский вагон, прицепленный к хвосту поезда. Поезд был уже готов к отправлению, и вскорости отправился в путь.
     Это было историческое событие. Мы гордились сделанным, радовались,  что следуем в Ленинград первым поездом, что нам выпала великая честь. Такие события не забываются.
     Поезд был литерным воинским эшелоном, прибывшим с Урала. Одновременно с нами в вагон сели представители от других частей и управления бригады.
      Хотя ехали в темное время суток, мы опасались, что немцы нас заметят и обстреляют артиллерией или минометами. Разрывов мы не слышали, был сильный стук колес вагона на стыках. Поезд шел уверенно и достаточно быстро, и на рассвете мы подъехали к мосту через Неву, который пересекли благополучно. Из окон вагона делегаты осматривали мост и местность вокруг, которая была видна в предрассветной мгле.
     Неслыханный и невиданный героизм совершили строители моста. Решительно опрокинув все существующие технические нормы, рискуя жизнью, под бомбежками и артобстрелом, они за полмесяца возвели полуторакилометровый мостовой переход через полноводную реку Неву. Не успели воины приступить к строительству моста, как на их головы обрушились снаряды и бомбы. От бессильной злобы гитлеровцы вели интенсивный огонь по мосту, обстрелы артиллерии сменялись массированными налетами авиации.
     Проезжая через мост, мы увидели место сражения воинов железнодорожников. Вокруг подходов к мосту зияли огромные воронки, на льду валялись искореженные сваи и брусья, отброшенные взрывами от почти готовых опор, сплошного льда не было, по замерзшим полыньям можно было судить об интенсивности налетов. Участники строительства моста, которые ехали с нами, делились воспоминаниями, как падали убитые и раненые, как тут же их заменяли новые бойцы. Как восстанавливали разрушенные опоры и пролеты. Победили упорство и выдержка советских людей.
     Вскоре мост остался позади, и мы подъехали к первой станции, расположенной на правом берегу. Она, кажется, называлась по имени города – Шлиссельбург, станция существовала ранее, вновь построенная дорога примыкала к ней. Она была небольшая, всего три пути, расположена в лесу. Поезд остановился, мы вышли на перрон размяться. Локомотив набрал воды, дал свисток, и мы отправились дальше.
     К вечеру эшелон прибыл на Финляндский вокзал. Мы увидели блокадный город, на перроне нас встретили ленинградцы. На встречу прибыло много народа, преобладали женщины. Многие плакали, увидя тихо подходящий состав к перрону. Первый поезд прибыл с Урала, привозя продовольствие для ленинградцев.
     Комок в горле и мороз пробежал по коже, видя такую картину встречи. Мы и ранее понимали значение выполняемого задания, но когда увидели лица ленинградцев, полные благодарности нам за сделанную  работу, то поняли – все лишения были не зря.
   В честь нашего прибытия состоялся митинг. Много теплых слов было сказано в адрес строителей. С ответной речью выступил начальник  строительства УВВР-2 тов. Зубков М.Г. Он отметил ту колоссальную помощь, которую оказали строителям трудящиеся Ленинграда и Военный Совет фронта. Он поблагодарил личный состав железнодорожных войск и спецформирований НКПС с успешным завершением дороги и поставил задачу по обеспечению бесперебойного и безопасного движения поездов по новой линии.
      По окончании митинга всю делегацию строителей пригласили в зал ресторана Финляндского вокзала. Мы увидели, по тому времени, богатые накрытые столы. Было видно, что ресторан давно не работал, но ленинградцы нашли возможность подготовить все к нашей встрече. Начался торжественный ужин, много было произнесено тостов в честь КПСС, правительству,  Советской Армии и Железнодорожных войск. Для ночлега нас поместили в гостиницу, где было тепло и уютно, мы по- настоящему выспались на настоящих постелях.
      На следующий день было разрешено осмотреть Ленинград, у некоторых в городе были родственники и знакомые. Сбор для возвращения в части был назначен на вечер 4 февраля. Утром отправился осматривать город, раньше я знал его хорошо. До войны я жил и учился в Военно-Транспортной академии. С первого дня войны до июля 1942 г. проходил службу в Управлении тыла Ленинградского фронта. Имел квартиру в академических домах по улице Таврической. Все ужасы первой блокадной зимы 1941-1942 г. видел своими глазами, стал и я дистрофиком. Но все это осталось в прошлом. Попав сейчас в Ленинград, я уже понял, что это не то время. К этому времени жителям увеличили паек, в городе была чистота и порядок. Хоть люди были худыми, но двигались живее, твердо и уверенно. Чем-то родным и близким веяло от каждого встречного. Посмотрел я и свою квартиру, она оказалась разрушенной, в дом попала бомба и его сильно повредил.
  День близился к концу, и пора спешить к месту сбора нашей делегации.

Бывший командир 40 овждб подполковник Табарчук А.М.
Февраль 1968 г.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ сентябрь 2020 г. В.Петропавловский


Рецензии