Сылва. Река и люди

История поселений Прикамья неразрывно связана с реками. Куда реки, туда и люди. Реки – это древние дороги переселенцев, купцов и воинов, пути в земли незнаемые. Это артерии нарождающихся цивилизаций. Такой является Чусовая и сестра легендарной реки - Сылва.

Мы очутились на её берегах, когда Шалинский тракт петлял по ложбинам хребтов и спустился к старинному селу Сылва. Оно расположено близ верховьев одноимённой реки. Руины завода, построенного в XVIII веке, отражались в чистой и спокойной воде бывшего заводского пруда.
Здравствуй, Сылва! Расскажи нам, где ты родилась, и кто дал тебе дорогое имячко?

*** РЕКА СЫЛВА ***

Река ответила: "Простая я девушка, родилась на горе. Вместе с сестричкой Чуоси я иду к великой матушке Каме. А имя мне дали первые люди, дети красавицы Зарни-Ань и богатыря Перы". Стары люди баили, что Пера был сыном Медведя, и что родила его сама Парма. Зарни-Ань – прекрасная дочь Солнца.

Истоки Сылвы находятся на вершине водораздельного с Чусовой хребта, вблизи станции Вырубки. Высота хребта в том месте около 450 метров над уровнем моря. К западу с его вершин начинаются речки бассейна Чусовой -  Сорокина, Большая и Малая Шайтанки.

На восточных склонах, среди горных болот висячих с ключевинниками рождается река Сылва. У Алёшина Лога она ещё махонькая, там её встречает деревушка Пермяки, основанная в 1655 году. В Пермяках на Сылве устроен небольшой прудик.

Собирая воды Большого Косогорного ручья слева, а справа Култыша, Сырого и Сухого Васьки, горная речка устремляется на встречу с речкой Саргой. Река Сылва течёт на запад. Она многоводная, со спокойным течением. Слева в Сылву впадают Вогулка с Иргиной, речки Ирень, Бабка и Кишертка. Справа она принимает воды от Барды и Шаквы, Лёка и Молёбки. На реке расположен славный город Кунгур с известной Кунгурской пещерой.

У Сылвы есть свои скалы-бойцы, и по ней тоже ходили "железные караваны". Пройдя извилистый путь почти в полтыщи вёрст, Сылва впадала в реку Чусовую, являясь её левым притоком. В том месте теперь Чусовской залив Камского водохранилища.

В низовьях Сылвы А.Ф. Мельничук в 1983 году открыл нижнепалеолитическую стоянку древних людей Ельники II, возраст которой 240 - 260 тысяч лет! А в бронзовом веке, со среднего Поволжья к берегам Камы пришли "лесные всадники", ананьинцы. В северо-восточной части общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов). Они вели осёдлый образ жизни и жили общиной в длинных бревенчатых жилищах, с расположенными по продольной оси очагами.

В раннем железном веке (III в. до н.э. - V-VI в. н.э.) в лесном Прикамье из этой культуры вырастает Гляденовская, люди которой относились к древнему этносу коми. Они-то и дали имя реке, которая кормит и поит, а по весне наполняется тающими снегами - Сылва.

На коми-пермяцком слова Сыломи, Сылотны означают "таяние снега", "таять". Сыл-Ва – "талая вода", или река, верховья которой питаются талой водой. Она вскрывается во второй половине апреля и славится рыбными богатствами. Вода её чистая.

Наш провожатый в селе Сылва рассказал нам, как в прошлом году пруд зарыбили чебаком, и всю зиму власти не давали рыбачить, рыбу берегли. Лунки не сверлили, рыба задохнулась, и ущерб оказался ещё больше. Говоря о том, как ныне заросли верховья Сылвинского пруда, он заметил: "Зато рыбе сытнО".

*** ЛЮДИ СЫЛВЫ ***

В III-V вв. н.э. наступило Великое Переселение Народов. После воинственных турбинцев в Прикамье пошли угорские и саргатские племена из Урало-Сибирской лесостепи. Из гляденовцев образовалась Ломоватовская культура. Ломоватовцы занимались подсечным земледелием, скотоводством и охотой, бортничеством и рыболовством. Развивались прядение, ткачество, обработка кости, кож и дерева, гончарное дело.

Те люди жили в наземных бревенчатых домах с канавками, очагами и погребами. В городищах строились центры металлургического производства! Искусные изделия делали в литейных и кузнечных мастерских, а металлургами зачастую были женщины. "Золотой век Пермского звериного Стиля", - говорил историк А.А. Спицын.

Затем возникла Родановская культура, это были предки современных коми-пермяков. В то же время у реки Сылвы и Ирени селились древние тюрки. Их культура называется Неволинская, по имени большого могильного кургана близ села Неволино, рядом с городом Кунгуром. Начиная с XI века, к родановцам проникают первые русские поселенцы, поморы. Порой они проживали в одних поселениях с коми-пермяками.

В XII веке на Чусовую и Сылву пришли "чужаки", на языке коми – вогулы. Сами себя они называли манси. Новые хозяева не строили городов, не вели сельского хозяйства. Манси  охотились, ловили рыбу и пасли оленей.
Затем на Урал с Поволжья пришли потомки исчезнувшего племени меря, горные и луговые мари (марийцы). Также в Сылвинско-Иренском поречье проживали татары.

*** ПУТИ ЧЕРЕЗ СЫЛВУ ***

С Прикамья в Сибирь вели древние пути, закрытые для русских до XVI века. Из Бухары через Булгарию, с Камы на Уфу шли караваны купцов, пробираясь затем до верховьев Сылвы и Исети. По Тюменскому волоку на Усолье Камское и Чердынь в 1505 году пришёл Кутлук-Салтан, сын тюменского хана Ибака. На реке Сылве уходящих татар догнала дружина князя Василия Ковра и разбила их на перевозе.

На древнем торговом пути из Сибирского царства в Казань появилось Старое Черемисское жилище (д. Чувашково). Черемисой русские называли марийцев. От верховьев Чусовой караваны сибирцев выходили к истокам Сылвы и по ней спускались на юг.

Поблизости от деревни Чувашской был волок к реке Уфе с берегов Сылвы у Торговища. Чтобы выйти далее к Волге, надо идти по "чёрной реке" Караидели (Уфе) на юг. Затем от её устья идти на север по "белой реке" Агидели (Белой) до устья Камы. Таков был азимут по "речному компасу".

Отряды Ермака в конце XVI века "проломили" путь в Сибирь. Имя атамана носит камень Ермак на реке Чусовой близ устья Сылвицы, а также камень Ермак на реке Сылве. После похода Ермака Строгановы использовали старый "казанский" путь татар, ведущий с берегов Сылвы в Сибирь. Они устроили на нём тайные "соляные тракты" и возили соль в обмен на меха, минуя Верхотурскую таможню.

Двигаясь до верховий Сылвы на север, соляные караваны пересекали водораздельный хребет и волоком выходили на Чусовую к тайным бродам близ устьев рек Утка и Утка Межевая. Деревни Пермяки на Сылве и Пермякова на Чусовой напоминают нам, где пробирались с товаром "солёные уши".

*** СТАРООБРЯДЦЫ ***

В 1650-х годах реформы патриарха Никона раскололи православную Русь. На потайных дорогах по Сылве появились гонимые старообрядцы. Старцы-подвижники нередко селились просто в скитах, затем на этих местах строились деревни, как деревня Волынкина на реке Утке.

На реке Сылве появились деревни и сёла, ставшие духовными центрами старообрядцев - Платоново и Коптело-Шамары, Симонята и Кедровка, Роща и Урмы. Скиты старообрядцев были устроены и на Чусовой  - на речке Чизме близ деревни Пермяковой и на речке Трёке. В урочище Сарга до сих пор течёт речка Староверка.

Уральские заводчики, Демидовы и Строгановы, охотно брали на работу в завод старообрядцев. Население-то в округе было малочисленное, а толкового и непьющего работника приходилось искать днём с огнём.

Учитывал это и В.Н. Татищев, когда в ноябре 1734 года принял решение заложить Сылвинский железоделательный завод у слияния рек Сылвы и Сарги. Там возник Сылвинский пруд и село Сылва, у которого мы оказались.

*** СЕЛО СЫЛВА ***

Казённый завод был пущен 22 ноября 1738 года. В 1739 году он выдал первую партию железа. Сылвинский завод переделывал чугун, который привозили конными подводами с Верх-Исетского завода, затем с Уткинского (п. Новоуткинск). Поначалу делались заготовки для якорей, но потом основной продукцией стало листовое железо.

Указом Берг-коллегии от 17 июля 1758 года Сылвинский завод был передан из казны графу С.П. Ягужинскому. В конце января 1774 года восставшие пугачёвцы захватили и разгромили его. Восстанавливать предприятие пришлось новому заводчику – Савве Яковлеву. В 1778 году он выкупил завод у графа Ягужинского. До конца XIX века им владели Яковлевы и их потомки.

Листопрокатное производство завода Сылвы заслужило мировую славу. "Глянцевое" железо было наилучшего качества и вывозилось за границу, в Европу и США. В 1897 году на выставке в Париже сылвинское железо получило высокую оценку - толщина его листа равнялась толщине папиросной бумаги!

Село Сылва выросло вокруг завода, и было богатым волостным центром Красноуфимского уезда. Какие люди в нём жили?
А. Новокрещенова в материалах Красноуфимского музея пишет: "Рабочую силу горных заводов уезда составляли крепостные крестьяне. Самую многочисленную группу представляли государственные крестьяне, приписанные к заводам.

"Подзаводские" или "заводские" крестьяне жили в деревнях и несли заводскую барщину или отрабатывали на заводе подушную подать: возили руду, рубили дрова, перевозили заводскую продукцию.

Вторую группу составляли крестьяне, купленные для работы на заводе или принадлежащие лично заводчикам. И те и другие жили в заводских поселках.

В третью группу входили беглые крестьяне, закрепощённые заводовладельцами. (И старообрядцы). Они были постоянно заняты на производстве, и составляли наиболее квалифицированные кадры мастеровых.

Заработную плату крепостные рабочие получали "провиантом" (обычно мукой), деньгами и закреплением за ними земельного участка (усадьба и небольшой участок покоса). Заработок рабочего на металлургических работах в конце XVIII века составлял от 13 до 17 копеек в день".

В Сылвинском заводе были рабочие династии. О роде Прянишниковых, потомков верхотурских стрельцов, рассказал "Шалинский вестник". В ревизской сказке Сылвинского завода за 1745 год Алексей Прянишников записан как "дощатого дела мастер". Он был внуком казака Иева Прянишникова сына Васильева, родом из деревни Прянишниковой на реке Туре. В архивных документах о нём написано: "Оные мастера при деле крышечных досок дело своё правят".

"Шалинский вестник" сообщает: "В 70-х годах XVIII века на заводе трудилось 183 казенных мастеровых и работных, среди которых... мастер при молотовой фабрике Ефим Прянишников, ученик кузнеца Иван Прянишников, кирпичного дела ученик Павел Прянишников". В 1795 году в ревизской сказке записан 21 человек из этой династии!

Были и купеческие династии. Каждое воскресенье много людей приезжало на Сылвинский базар из Кунгура. Известные фамилии купцов в Сылве: Макаровы, Доровских, Бобковы, Верхотуровы.

Заводчики Яковлевы заботились не только о прибылях, но и о духовной жизни рабочих. В 1839 году на их средства в селе была построенная деревянная Свято-Троицкая церковь. Она была старообрядческой. После революции её снесли.

В середине XIX века заводоуправляющий А. Семовский способствовал строительству школы и больницы, возведению в Сылве лютеранской кирхи. Каменный храм в честь Сретения Господня был построен 28 августа 1855 года. Его здание расположено на берегу Сылвинского пруда. Церковь считалась основной на территории Сылвинской волости. Сюда собирались верующие со всех окрестных сел и деревень.

Не удивляйтесь лютеранской кирхе. В 1873 году Н.К. Чупин описал многонациональный состав Красноуфимского уезда: "В этнографическом отношении уезд представляет большую пестроту: кроме Русских, в нем живут Татары, Башкирцы, Черемисы, Мещеряки, так называемые Тептяри и Бобыли (смесь Черемис, Вотяков, Чуваш, Мордвы и Татар — отчасти отатарившиеся финские племена, отчасти офинневшие Татары) и в небольшом числе обруселые Вогулы (последние в северовосточной части уезда)".

Тогда численность села Сылва составляла 3892 человека. В составе Сылвинской волости были Сылвинский завод, деревни Половинная и Крылова, Никитинка и Горбуново, Куара, выселки Усть-Куарский и Юрмыс, составлявшие Сылвинское общество. Кроме него, к волости относились отдельными обществами деревни Сарга и Шигаево, а также деревни Ижболда и Уточка (Ижболдинское общество).

В начале ХХ века в Сылвинском заводе проживало 6418 человек и было 1074 подворья. В Сылвинскую волость входили деревни Пермяки, Крылова, Никитинка (позже вошла в состав Шали), Шигаево, Ижболда, Нижняя Утка, Половинное, Сарга, железнодорожные станции и разъезды: Илим, Харенки, Сарга, Пастушный, Шаля, Бизь и Вогулка.

К 1911 году Сылвинский завод прекратил работу. У села Сылва появились углевыжигательные печи для выработки древесного угля. Машины и оборудование были вывезены на Верх-Исетский и Ревдинский заводы. Туда же перевезли семьи сылвинских мастеров и квалифицированных рабочих. Жизнь в Сылве замерла.

И ведь был шанс на возрождение – через село по проекту должна была пройти новая магистраль Пермь-Екатеринбург! Однако богатые люди из Сылвы этого не захотели и откупились от проектировщиков. В результате железная дорога прошла западнее на десять километров. Благодаря чему появилась станция и посёлок Шаля, который стал новым районным центром.

А село? Оно пришло в упадок. Усугубил его положение сильный пожар, который выжег большую часть села. Вот почему в Сылве почти не осталось старинных зданий, кроме трёх. Сохранился Сретенский храм и каменный магазин возле него, а также здание механической фабрики Сылвинского завода.

В 1924 года в Сылве было создано кредитное товарищество. У него был маслозавод, который скупал излишки молока у селян. Масло поставлялось государству. Это товарищество вошло позже в колхоз "Красный партизан". Сылвинский маслозавод бесперебойно снабжал фронт в годы Великой Отечественной войны. Сылвинские колхозники за четыре года сдали государству 99 тысяч пудов зерна, 36 тысяч пудов молока, 12 тысяч пудов мяса. Всего 2440 тонн продуктов, включая картошку.

На фронт отправляли всё, что требуется, в том числе спички и лыжи. Лесопилка выполнила постановление бюро Свердловского обкома ВКП(б) от 13 августа 41-го: "Установить план изготовления лыж до конца 1941 года - 200 тысяч пар".

Уроженец Сылвы Владимир Турбасов вспоминает:
"В 1930 году в Сылве был создан колхоз "Красный партизан". В 1935 году с Сылвинского храма были сброшены кресты и сняты колокола, чему автор был свидетелем. Внутри церкви устроили библиотеку и зрительный зал для показа кинофильмов. Первыми фильмами, которые увидели жители Сылвы, были "Чапаев" и "Огни большого города".

XX век многое изменил в Сылве. Первая мировая война, на которую ушли многие сылвинчане; военнопленные австрийцы, работавшие в селе; гражданская война, в которой участвовал и мой будущий отец, 18-летний Кирилл Турбасов, тогда командир группы конной разведки... В 1942 году Кирилл Антонович Турбасов, командир батальона, умрет от ран в военном госпитале под Сталинградом..."

"Автор очерка был призван в армию в ноябре 1949 года. Долгое время пришлось служить во многих военных городках, в разных уголках страны. Только через сорок лет удалось побывать в родной Сылве и поразиться происшедшим изменениям.

Не стало колхозов, разворовано поголовье скота и сельхозтехника, заросли бурьяном поля. Нет уже многих деревень. Но остались плотина, пруд и православный храм в центре села. Их строили на века наши предки, мужеству и стойкости которых хочется поклониться", - пишет Турбасов.

Когда мы вышли из машины, я заметил на улице молодого человека, явно озабоченного чем-то и нервно сжимающего в руках фотоаппарат. "Это наш сельский блогер. Сюжеты ищет", - пояснил нам местный провожатый.
Чего сюжет искать? Мы подошли к берегу Сылвы. В её чистой спокойной воде плыли облака вперемешку с колокольным звоном, уханьем молотов и гулом тракторов. Тысячи лет люди живут на реке. Уходят старые жизни и приходят новые.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Константин Иванович Чесноков. Подробная биография Василия Никитича Татищева, источник информа.рус
2. Верх-Исетский завод. Очерк из книги Н. К. Чупина "Географический и статистический словарь Пермской губернии", 1873, том I, источник zz-project.ru
3. Гагарин Алексей Александрович. Очерк "Верх-Исетский завод от основания до начала первой мировой войны".
4. Казенный Сылвенский железоделательный завод. Parmaday - Путеводитель по Перми и Пермскому краю
5. Прошлое горных заводов. Материалы Красноуфимского музея, написанные А. Новокрещеновой
6. Антипина З.Н. и Афонева О.А. Книга "Здесь Родины моей начало. Исторические очерки с. Сылва".
7. Владимир Турбасов. "Хроники Сылвы", журнал "Уральский следопыт", №9, 2005 г.
8. Сылвинский след верхотурских стрельцов. Портал "Шалинский вестник", http://shalya.info
9. Голынец С.В. Забытые страницы истории Среднего Урала. Конкурсная работа ученика гимназии №94, г. Екатеринбург.


Рецензии