Сара

Давно я не писала...
 Просто зарисовочка из жизни, даже не медицинская.

Сара

В детстве и по юности дружили мы тесной, вполне себе интернациональной компанией.
 В детстве вообще, от дружбы до лопаткой по башке в песочнице- один замах.

Девочки мы были вполне мирные, но лопатки имели.
 Каждая - свою.
 Ибо негоже приличным девочкам орудовать по чужим бОшкам да еще и не своей лопаткой.

 Национальность друг друга нас интересовала меньше всего.

 Больше- на кого посмотрит тихий Авка.
 ( Ааво, вообще- то.
 Его дальновидные родители, отдавшие чадо с дальним прицелом интеграции в русскоязычное  детское общество на просторах СССР с целью дальнейшего облегчения прохождения воинской почетной двухгодичной обязанности, никак не предполагали, что мы сократим его чуднОе для нас имечко на манер собачьей клички)

 Но нордический, спокойный Авкин характер ценили.
 Как и умение играть молча.
 
 Мы тихонько росли, Авка пошел в эстонскую школу, мы все как- то разбежались.
По разным "песочницам"

 И встретились лет в 12, в пионерском лагере.
  Дружба завертелась с новой силой.
 Деборка, Соня, и я...
 Тогда я впервые услышала выражение " жид" и " юден".

 " Что чукча делает в жидовской компании?"- этот риторический вопрос бросил нам в спину  лагерный красавчик.
 Я офигев, глянула на " своих"
 " Вас ист даст " юден"?"- поинтересовалась я, помня, что Дебора учит немецкий.

 " Еврейками назвал"- тихо уточнила Соня.
 "?!?!?!?"- охренела я-" И что? Неправда?"
 " Правда. Только так немцы звали, фашисты"
 Слово " фашист" в 12 лет я знала очень хорошо.

 Резко развернувшись , я побежала назад, и, нагнув башку, как бычок, с размаху двинула в пузо стоявшему красавчику.( Фашистов надо бить, где бы не повстречал- это к 10 годам  я усвоила четко)

 "Ты че, бешеная?! Ходишь со своими жидовками, и ходи, меченая!"
 Все!
 Руки мои заработали на зависть хорошему тестомесу, и помогала я ногами.

 Девки меня еле оттащили.
 Деборка, отряхивая  мое сбившееся платье и поправляя бант на башке, грозилась:" Еще кто из вас, уродов, полезет, Наташку выпустим, правда, девочки?"

 Мальчишки не вмешались.
Что меня удивило.
 Так я узнала, что дружу с еврейками.
 Что еврейка- наша библиотекарь Евгения Львовна и ее дочь Леночка, врач Санэпидемстанции, что Анечка, внучка, которая уже в 5 лет бодро переводила с немецкого- тоже еврейка.

 Мир мой не перевернулся, он определился.
 Матушка моя евреев ненавидела.
 Скажем так, это была тихая, мерзкая изподтишковая ненависть.

 В глаза " сю- сю-сю", а за глаза- посильные подлости и гадости.
 Каждая ненависть имеет свои корни.
 У мамашиной тоже были.

 Во время ВОВ они жили в Бултусуке, Красноярского края( окраина Красноярска, как я поняла)
 И к ним, ссыльным, селили эвакуированных.
 Сначала был инженер с семейством, тещей, женой и двумя детьми.
 Они были из Киева.

 Работал он на оборонном заводе.
 А  его  теща воровала  картошку из мешка в сенях. Думая, что там- много, и никто не заметит.

 Мать возмущалась:" Представляешь, у бабушки, матери моей, Лиза и ее двое, я, потом Женька и ее двое... И картошка на месяц вперед посчитана.
 И квартиранты эти... Евреи...
 Удрали от войны. И картошку  воруют!"

  Я ужасалась:" А как узнали, мама?"
 " Да он раз тещу за этим застал, так кричал, так кричал!" Что делаете, - говорит- у них мал мала и меньше! Она, как рыба об лед бьется, чтоб прокормить, а вы, мама, не ожидал я от вас! Идите, и прощения просите!"

 И ты знаешь, она пришла просить прощения.
 На коленях стояла.
 А мама говорит, " Бог простит"

 А потом он пришел.
 К нам заглянул, собрал всех, и кричит:" Ребятишки, все к нам, я паек получил, сегодня мы пируем!"
 И ты знаешь, потом всегда делился.

 Один раз нам повезло, кости добыли с комбината.
 Долго варили, студень сделали.
 И вся толпа детей уселась эти кости есть.
 Так и уснули там, за столом. С костью в руках. И еврейчики эти тоже."
 
 Была еще Сарочка с матерью.
 Тоже из Киева.
 Она была, по воспоминаниям мамы, сказочно красива:бархатные глаза, прекрасная кожа, полная.

 Множество ухажеров .
 Работала Сарочка в офицерской столовой.
 И бабку мою они наняли, как прислугу.
 " Горшки выносить"- эти горшки маме покоя не давали всю  ее жизнь.

 Как я поняла, разницы между старой Маврой и ее дочерью особо не делали, и несколько раз содержимое ночного горшка было вручено моей мамаше.
 Учитывая ее брезгливость... Сблеванула она.

 Средняя из сестер, Женька,учительница, не простила Сарочке и ее матери именно эту барственность." Мавра, пошевеливайтесь, там за Сарочкой убрать нужно"

 Уже сильно после войны, встретив Женьку с мужем, офицером штаба, в Киеве( мир- тесен), старушка принялась зазывать нужных людей на обед.
 " К вам на обед? Нет.
 Гусь свинье не товарищ"

 Уже потом, спустя много лет, я заметила матери , которая как- то бросила мне эту же фразу:" О, да  я  ж такой  гусь, что с любой свиньей отобедаю!"

 В общем, отношения были сложные.
 С одной стороны, запретить дочери общение.
 А с другой, на каком удобоваримом основании?!

 Она ж , дочь эта,  интернационалистка на всю голову.
 Так у нас и шло...
 Свое, девичье- само собой, но тут подошла пора поступать в институты.

 К тому времени я уже была продвинутой в " еврейском вопросе", и знала, что , благодаря 5 графе, можно с институтом того... Пролететь.
 Не взирая на знания.

 Не парилась только Деборка:" На хрен мне ваш институт, ну, скажи? "- щуря черный глаз и хищно изогнув клюв, походя на ворону, спрашивала она ... Риторически, естесстно)))).

" Среди вас, всех вумных, как вутки, должна быть белая ворона. И этой вороной буду я"- мы ржали.
 Потому, что по масти чернявая Деборка никак не могла быть "белой вороной"

 Моя мать всегда удивлялась:" Дебора, а разве твоя мама не готовит?"
 " Нет"- отрезала та-" мать не умеет готовить. Не дано ей. У вас, тетя Люба, я хоть ем по- человечески"
 " Но все еврейки хорошо готовят"- возражала мать.
 " Как видите, нет. Не всему можно верить. Да, и умные среди нас тоже не все.
 И блат не все имеют. Я тому пример"- Деборка не стеснялась.

 А вот тихоня и интеллигентка Соня переживала
 Имя ей исправили, я потом уже узнала, что бабушка называет ее " Сарочка моя".
 А вот фамилия...

 Фамилия, мать ее, была самая что ни на есть еврейская: "Рабинович"
 И даже поход в мастерскую к фотографу дяде Леве Иосифовичу не обнадеживал.
 " Дядя Лева"- говорил он о себе в третьем лице-" Барышни, и не такие носы на фото правил. Сколько через  дядю Леву прошло приличных еврейских девушек, которых вполне приняли, как  русских, в институты. Но тут не в вашем носике дело, носик дядя Лева вам исправит. Ищите, девушка, кто исправит вам фамилию. И быстро.  Сара Рабинович! Это настолько, скажу я вам, анекдот, шо даже уже не тянет смеяться.
 Потому, что анекдот в жизни- это трагедия, доложу я вам!"

 Сара - Соня плакала.
 И тут, о чудо!
 Ответ на все молитвы, на горизонте замаячил он, с нормальным русским именем Иван  и фамилией Гаврилов.

 Сонька, помня про институт, решила, что была не была, но стОит рискнуть.
 И окунулась в океан любви, подкрепленный сильной мотивацией в виде института.
 В общем, все шло пучком.

 Я задолбалась слушать, какой " Ванечка добрый, хороший, красиииивый"
 Ванечка, б...ть!
 А родные подруги?!
 Да этот Ванечка!!!

 В общем, дело плавно катилось к ЗАГСу, и тут - облом.
 Да какой!
 Крах всех мечтаний и надежд.

 " Он..."- рыдала Сонька
 " Что?!"- вопрошали мы с Деборкой
 " Он- обманууууул"
 " Убьем!"- дружно решили мы.

 Наша мимоза Сонька достойна была лучшей доли, чем какой- то замполит недоделанный из Ягала "Ванька- дурак, с печки- бряк".

 " Да этих ванек будет!"- утешали мы
 " Да ну его, это ты его поматросила- и бросила!"
 " Неее,"- выла Сонечка-" вы не поняли...
 Его фамилия- Габрилович! И звать - Яшей!
 Мы, когда в ЗАГС пришли, там же с паспортами надо... Ну, и выяснилось..."

 И тут мы начали ржать...
 Мы просто надорвали животики от смеха...
 Ибо только Сонька могла делать трагедию из- за приличного, еврейского мальчика Якова Габриловича.

 Пожениться они поженились.
 И Соня поступила- таки в педагогический.
 Как ни странно, без всяких проволочек.
 Потом их с мужем, перед самым распадом СССР, куда- то назначили по- распределению.
 Деборкины следы тоже затерялись.
 " Он... Девочки, он меня об...об...обмануул!"


Рецензии