Древнетюркские каменные изваяния лошадей и баранов

              Древнетюркские  каменные изваяния лошадей и баранов.
              На территории Азербайджана, северного Ирана, восточной Турции, восточной Грузии, Казахстана и Сибири археологами были обнаружены многочисленные каменные изваяния лошадей и баранов. Многие изваяния животных достигают значительных размеров. Некоторые из них стоят на пьедестале. Многие изваяния в древности использовались как надмогильные камни (ba; da;i). В некоторых случаях попадаются фигуры лошадей и баранов, высеченные из камня схематично и грубо, но иногда встречаются изваяния, сделанные с большим художественным мастерством и экспрессией. Очень часто бока и спины животных, помимо надписей, бывают покрыты рельефными изображениями бытовых сцен.
            После завоевания региона арабами в VIII веке изображение живых существ в какой бы то ни было форме было ограничено. Но со второй половины IX века, когда владычество арабов было сильно потрясено и ослаблено движением хуррамитов и борьбой местных феодалов против халифата, народное творчество завоеванных арабами стран постепенно стало преодолевать запреты шариата. В народном искусстве вновь появились изображения живых существ. Считается, что намогильным камням зачастую придавали форму барана или лошади начиная с XV века. Лошадей всегда высекали в оседланном виде и в полном снаряжении. Кроме надписей, на таких памятниках изображали доспехи покойника — лук, стрелы, меч, щит, колчан и другие. На каменных баранах, помимо надписей, высекали изображения диких коз, оленей, в некоторых случаях сцены охоты на этих животных, а иногда и бытовые эпизоды.
          В 20-ых годах XX века в процессе работы по археологической карте Азербайджана В. М. Сысоев зарегистрировал каменные изваяния лошадей и баранов в следующих пунктах на Апшеронском полуострове на мусульманском кладбище селе Зых, в Курдистанском уезде в селе Кутурлу, в Автономной области Нагорного Карабаха на мусульманском кладбище селе Караагаджи, в Нахичеванском крае в сёлах Азнабюрт, Азы (нижние), Вананд, Данагирд, в городе Нахичевани,  в Ленкоранском уезде в селениях Абидере, Балабур, Горикды, Лирик, Тангаруд, Эйчара. Сысоев также отмечал, что местные жители селений Ордубада, Данагирта и Абракуниса находят эти каменные фигуры на древних кладбищах, в горах или других местах, придают им какое-то особенное значение, часто вывозят их оттуда и ставят на могилах своих близких.
        В 1926 году археологом А. К. Алекперовым были открыты памятники в селе Уруд Зангезурского района (позже Сисианский районАрмянской ССР), о которых коротко он писал следующее: «В селении Уруд на старом кладбище… много могильных памятников (в виде изваяний, курдючных баранов, с изображениями людей и надписями на боковых сторонах. На многих из этих памятников — дата от 993 по 999 г. х. Считается, что надгробия в виде каменных лошадей, имели связь с конскими погребениями, которых очень много в курганах на территории Азербайджана.
       На территории Азербайджана каменные изваяния лошадей и баранов встречаются на мусульманских кладбищах ряда селений  Нахичеванского края, Нагорного Карабаха, Ленкоранского района, Мильской степи, вплоть до Апшерона, почитаются окрестным населением, и ассоциируются уже со сравнительно новыми поверьями и обрядами. Особенно распространены такие надгробия на мусульманских кладбищах Зыха (Апшерон), в Нагорном Карабахе близ селения Караагач, в ряде селений Нахичеванской АР, в районе города Ордубада, в Ленкоранском районе, в Мильской степи, на древнем мусульманском кладбище «Пейгамбар», близ развалин города Байлакан, в Курдистане и др. Аналогичные фигуры каменных баранов, имеющих такое же культовое назначение, встречаются и в Иране (Xое, Мараге). Считается, что сходные формы этих произведений искусства могли возникнуть в разных местах как отражение одинаковых условий развития.
      На территории Азербайджана найдено немало курганов с погребениями лошадей, похороненных вместе с седлом и упряжью. Кроме того, у тюрок-огузов существовал древний обычай выставления чучела лошади над могилой. С течением времени над погребениями вместо чучела коня начали устанавливать каменные изваяния коней. Лошадей обычно высекали в оседланном виде и в полном снаряжении. Кроме надписей, на таких памятниках нередко изображали доспехи покойника: лук, стрелы, меч, щит, колчан и другие.
         Конь....Это животное у древних Тюрков олицетворяло Солнце, было народным достоянием,  приведшим к формированию культа коня. Изображения коней в более раннюю эпоху можно увидеть в Гобустане, а так же изображения коня и всадника в районе Гемигая , которые относятся к IV тысячелетию до н.э.  В более позднюю эпоху их можно наблюдать в качестве памятников на могилах.  Азербайджанский археолог Вели Алиев в районе г. Нахичевани обнаружил Тюркский курган ( 4 тыс.до н.э) , в котором были найдены два захороненных коня.
   Традиция жертвоприношения коней очень долго была распространена в Тюркском мире.  В ранний период их убивали и клали в могилу. Об этом упоминал арабский путешественник ибн Фадлан, который сам стал свидетелем данного ритуала и описал это словами: "Это его лошади, на которых он поедет в рай" .
           Наряду с изваяниями лошадей на территории Азербайджана и всего Южного Кавказа найдено немало каменных надгробных изваяний баранов, созданных тюрками-огузами. В народе эти изваяния называют “Даш гоч” (“каменные бараны” – азерб.). Культ барана существует у тюрок-огузов издревле, поскольку баран был одним из тотемов огузских племен.
         Тем не менее, широкое распространение надгробных изваяний барана в Азербайджане связано с деятельностью тюрок-огузов – сначала сельджуков, а затем союзов племен Кара-Коюнлу (“Чернобаранные”) и Ак-Коюнлу (“Белобаранные”). На флагах этих союзов племен были, соответственно, изображены черные и белые бараны. Поэтому хотя надгробия в виде изваяний баранов начинают появляться еще в XII-XIII вв., но начиная с XV в. их количество резко увеличивается в связи с возникновением на территории Азербайджана могущественных тюркских государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. До сих пор на территории Азербайджана существуют населенные пункты с названиями “Ак-Коюнлу” и “Кара-Коюнлу”, как следствие того, что указанные союзы племен были широко расселены на территории Азербайджана и явились важным звеном в этногенезе азербайджанского народа.
           Таким образом, почитание барана представителями различных огузских народов, в том числе и азербайджанцами, уходит корнями в седую старину и связано с той огромной ролью, которое играло овцеводство в повседневной жизни тюрок-огузов. Тюрки в основном были скотоводами и разводили по преимуществу мелкий рогатый скот, а именно овец. Это связано с тем, что, в отличие от крупного рогатого скота, овцы более неприхотливые и мобильные животные, приспособленные к полукочевому быту. Их легче перегонять с летних горных пастбищ (яйлаг) на зимовку в низменные районы (гышлак). Овцы давали тюркам-огузам все – от пропитания до сырья для производства хозяйственных принадлежностей. Они служили почти единственным источником мяса и, наряду с кобылами, основным источником молока – этих двух основных продуктов питания огузов. Из овечьего молока готовили сыр “мотал” и другие молочные продукты. Овцы давали шерсть, из которой ткались ковры и изготавливались покрытия для шатров, а также кожу, из которой шили одежду, обувь и т.д.
          Каменное изваяние рогатого самца-барана (гоч) над могилой служило символом благополучия, храбрости, силы и отваги. Кроме того, изображение барана служило своего рода оберегом. На каменных баранах, помимо надписей, высекали изображения диких коз, оленей, в некоторых случаях – сцены охоты на этих животных, а иногда и бытовые эпизоды. К сожалению, многие памятники пострадали во время армяно-азербайджанского конфликта. Так, в Армении уничтожено древнее огузское кладбище Уруд, где находилось множество изваяний коней и баранов. Немало памятников осталось на оккупированных территориях Азербайджана, разрушено или незаконно присвоено и вывезено за границу.


Рецензии