Запись двухсотая. Андрей Киселёв

 05.02.11 «Автограф» опять с Андреем Киселёвым.

Вот объявление на сайте "Пушкинки": "Писатель, режиссер, дизайнер. Родился 2 февраля 1966 в поселке Шегарка Томской области. По первому образованию – инженер-механик. Работал брокером товарной биржи, директором частного предприятия, журналистом. В 1993 начал работать на телевидении. В Стрежевом был автором и ведущим программы "Новости Васюгана", на томском телевидении – режиссером программ "АТФ-новости", "Репортер", "Ученые записки" и "Опытное поле", губернского телемоста "Тебе решать".  В 2001 окончил Московский институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, получив диплом режиссера-постановщика телеспектаклей (курс С.С. Евлахишвили). Им был снят художественный фильм "Повесть о Сонечке" по повести М. Цветаевой. Автор цикла фильмов "Видеопоэзия", которые транслировались в эфире телеканала "С добрым утром" (ОРТ), телекомпании "Русское телевидение" (Чикаго, США), на ряде российских региональных телекомпаний. За этот проект был награжден дипломом победителя в номинации "Видеоарт" на IV международном телефестивале "Золотой бубен-2002". В 2003 его программа "Опытное поле" была награждена золотой медалью в номинации "Лучший специализированный новостийный выпуск" на II международном телефестивале "Разум. XXI век" в Томске. Член союза журналистов России".  С 2005 – фрилансер, оператор и монтажер рекламной телепродукции, проживает в Томске. Автор и редактор электронной библиотеки "Даргот: странички томской литературы".

Пришёл высокий, красивый брюнет, хотя и по-прежнему с серьгой в левом ухе. С тем, что два года назад – почти никакого сходства. Ольга Геннадьевна явно нервничала: мало людей и о чём спрашивать гостя с таким букетом талантов. (По ходу вечера народ подтягивался. Пришли сначала Галина Ивановна, Татьяна Николаевна, Петроченки оба, Гавриловская (журналистка), Валечка. Позже подтянулись Лена Клименко, Лариса, Наташа из «Гостиного…»).

О.Г. представила гостя и: «Расскажите о своей интересной профессии тележурналиста. Для Томска – это экзотика, как вы им стали?» Тихим голосом Андрей начал говорить. Чую, Галине Ивановне будет трудно уловить. Попросила говорить громче. Он смешался, но продолжал так же тихо.

Отец – кажется, военный («из исполнительной верхушки»), семья поездила по стране, три года жила в столице. Очутились в Томске. Пошёл в ТИСИ, хотя ещё с детства хотел стать режиссером телевидения, «потому что в ТИСИ была военная кафедра», в общем, чтобы избежать службы в армии. Механический факультет – «отстойный». После окончания в 93-ем распределился в Ленинск-Кузнецк. Работал на ТЭМЗе, ездил в командировки по городам. Очутился в Стрежевом, потом в Томске стал работать на ГТРК. Окончил институт повышения квалификации работников телевещания (заочно), 7 лет жил в Москве.

О.Г. перескакивала с вопроса на вопрос, и рассказ Андрея о себе был не очень связан. По ходу его биографии и занятий возникали темы, например – сравнение столицы и Томска в пользу Томска. Столицу он не любит: «У меня к ней нет провинциального восторга». Москва, по его словам, – даже по надписям на заборах при въезде (фашистские, националистические, матершинные) отличается от Питера, у того – поэтические надписи на тех же заборах. Вообще, атмосфера Томска по сравнению с другими сибирскими городами ему нравится – «культурный город, в маршрутке – «нормальные люди». Знакомство и дружба с Максом Батуриным. Рассказал, как он впервые увидел того на каком-то молодёжном сборище, где он читал стихи и никто его не слушал и даже из зала послали на три буквы, Макс ответил тем же, после чего аудитория к нему повернулась, и Макс читал так здорово, двигаясь телом в такт стихам, что все прониклись. Тема отношений с Костиным, Филимоновым и Натальей Нелюбовой. История о создании Филимоновым повести «Кто виноват?», идея которой принадлежала Костину, и как тот предъявил Филимонову претензии – плагиат. Вообще, таких деталей Андрей сообщил несколько. Были помянуты фамилии Минина, Сафина, Острова, Куксина – чем они примечательны, как журналисты и тележурналисты.

Говорил о профанации профессии («тяжело продаваться за деньги»), о том, как здорово было работать на телевидении в начале 90-х, когда прежняя цензура исчезла, а новая («цензура денег») – ещё не сформировалась. О торговле компроматом в журналистской  среде. Рассказал о теме своей диссертации и почему она так и не была защищена. (Я так и не поняла – почему же. То есть он её переделывал по рекомендации кого-то, от кого зависела её защита, но так и не защитил). Сказал, что у него лежат несколько им написанных сценариев для телевидения с темами испанской, китайской, греческой поэзии. Подискутировали с О.Г. насчёт «появления поэзии в Испании в 16-ом веке», О.Г. возразила – «разве её раньше там не было?». Андрей уточнил, что он имеет в виду поэзию – как всенародное явление, а не для избранных...

Г.И. пишет мне записку (она слышала через пень-колоду, читала Андреевскую книжку «Серые игрушки», выпущенную ещё в 2001 году самиздатом): «Абсолютно беззащитен!» и (на мой согласный кивок) добавляет: «Поэт!»

Андрей прочитал и свои стихи (на память) с неравномерным ритмом, что-то лирическое, прозвучавшие для меня тревожно, как предчувствие.

Два часа пролетели почти незаметно. Вопросов было мало, потому что всю эту информацию надо было переварить. Пошли по кругу с впечатлениями. Г.И. («я плохо слышала, но время не теряла, прочла повесть «Волчонок») сравнила его стиль с Пелевинским. Я книжку унесла домой, О.Г. на другой день позвонила и поделилась – не понравилось: "сюжета нет, отрывочно всё, язык слабый..." Л.А. Петроченко стала советовать оформить диссертацию в виде монографии и опубликовать, потом уже по ней защищаться. Всё это – со знанием дела: «Иначе растащат по фрагментам и свои защитят диссертации с вашими идеями. Идеи – вот главное. И их воруют, потому что накрутить вокруг идеи текст – большого таланта не надо». Гавриловская: «Ощущение неполноты». Наташа из «Гостиного»: «Я ошарашена! Такой талантливый человек, а мы не знаем…». Лена Клименко: «Проза у Андрея тяжёлая. Пожелание – надо осуществлять сценарии».

Задолбала всех неугомонная Лариса, всё время порывалась затеять с Андреем диалог, О.Г. её останавливала, но та всё же прорвалась со своими советами «Вам надо…» - и поехало: пробиваться, быть настойчивым («понимаете?»). Я врезалась -  "Человеку 45, сформировавшаяся личность. Чего тут ему – «вам надо, вы должны»?" Валечка рассыпалась в комментариях – «такая внешность, такой интересный человек!» О.Г.: «Узнала много нового в этой области, надо ещё пригласить Андрея к нам и поподробнее поговорить. Столько было тем, которые можно было развить…» Сам Андрей тоже нас похвалил: «Хорошая организация общения…»

Когда с Г.И. шли к остановке, вспоминали его двухлетней давности. Г.И.: «Я его не узнала совсем». Посудачили о странностях – красавец, а один. Ему Гавриловская даже задала вопрос про «Одиночество для творца», но Андрей как-то стушевал эту тему, дескать, творить только и можно в одиночестве. Г.И.: «Он старается сделать вид обыкновенного человека. Ему очень тяжело жить». На остановке снова увидели Андрея, он сел с нами в маршрутку и вышел на «Университете». По дороге говорили с ним о Костине. По моим выкладкам в Дарготе он сделал вывод, что я Костина недолюбливаю. Попробовала «реабилитироваться» и  рассказывала историю с Быковым и «Большой книгой».

Кстати, на вечере О.Г. задала Андрею вопрос о взаимоотношениях с Костиным и «изменился ли Костин за последние годы?» Андрей рассказал, как они вместе работали в программе «Репортёр» на ТВ, но что после конфликта Костина с Филимоновым и его дружба с Вл. Мих-чем тоже сошла на нет. Ещё он рассказывал про Наталью Нелюбову, какая она неординарная личность. «В фильме по Цветаевой Нелюбова играла роль «чистой поэзии».
Ну, не знаю, я пением Нелюбовой никак не могу проникнуться, нет у меня на неё органа слуха соответствующего.

В общем, Андрей - человек очень с большими задатками, похоже, неуспешным себя не считает, но странности поведения имеют место быть. Валечка его так захваливала, что он поинтересовался в автобусе у нас: «Она замужем?»

Вчера позвонила О.Г. с впечатлениями, я сказала, что чем-то Андрей у меня ассоциировался с Садовским, и она меня огорошила: Филатов ей сказал, что тот «был «не традиционной ориентации». Одно к одному! Может быть, всё Андреево странное на внешний взгляд поведение объяснимо: нелюбовь и даже презрение вкупе с какой-то опаской женщин, одиночество, насторожённость к людям и плохой с ними контакт, «раздруживание», подшучивание, которое он допускает в Дарготе над своей «голубоватостью», не опровергая, но и не соглашаясь.

Но можно и с другой стороны – человек замкнутый в силу каких-то комплексов, ранимость, чувствительность. Возможно, особая идиосинкразия к бескультурью (хотя на вечере: «Материться можно?» и, после кивка О.Г., - произнесение матерного слова в эпизоде про концерт с Батуриным) и поэтому желание себя оградить от грубого общения и обращения. Человек, одарённый многими способностями – он и рисовал, и по точным наукам преуспевал («У меня была золотая медаль по физике» - так и не поняла: то ли это он так пятёрку в аттестате обозначил, то ли действительно с медалью школу окончил),  окончил два вуза, причём после первого работал несколько лет по специальности на заводе, в Стрежевом, то есть – знаком с рабочей средой, инженер. Но этот вид деятельности его не прельстил, хотя, вероятно, мог кормить. Правда, в 90-ые годы, когда стало падать производство, и этот аргумент стал несущественным…

Но ведь из журналистики, из телевидения он не ушёл, достиг своей цели – стать специалистом в области телевещания. Есть тяга к литературе, к поэзии, идеи в области видеопоэзии, наработки. То есть даже уверенность в своей квалификации должна как-то сказаться на самоощущении. А мы видим человека, внешне неуверенного, даже застенчивого, высоко интеллигентного, отзывчивого…

А знакомые женщины отзываются о нём, как о монстре.

Артист? Второй раз нам устраивает представление? 
..."Рекбус с кроссвордом" в одном флаконе.


Рецензии