Голубое небо над нами

                Со дня смерти моей свекрови Петровой Анны Сергеевны прошло пятнадцать лет.  Про свёкра Петрова Валентина Павловича знала только из её рассказов: он умер за полгода до того, как я вошла в их семью.   В её памяти он остался замечательным человеком, любящим мужем и прекрасным отцом  восьмерых детей.

               Отцом Валентин Павлович  был на редкость строгим. Все дети уважали его и боялись. Жили они в селе Красный Осёлок  Нижегородской области в маленьком домике, жилая часть которого состояла из небольшой передней комнаты, может быть, чуть больше   задней половины, да  крохотной кухни. На маленькой площади ютилось, по-другому и не скажешь,  одиннадцать  человек: с ними жила ещё бабушка Александра Тимофеевна,  мама стАра, как звали её все дети  от мала до велика.

                Валентин посватался к Анечке  Фроловой,  едва ей исполнилось восемнадцать.   Сыграли простенькую свадьбу, и молодые зажили семьёй  в доме его матери  Александры Тимофеевны. Было это в далёком 1939 году. На то время десять лет  прошло, как Александра  овдовела.  Она родила шестерых детей от своего мужа Павла Степановича, но в живых у них осталось только трое: старший Костя, средний Валя и младший Иван. Двое из не выживших детей умерли в младенчестве, а вот рыженького Шуру, который внезапно умер от менингита в 12-летнем возрасте, Аня ещё застала, когда появилась в доме свекрови.   Он скончался у неё на глазах.

                Константин  был женат и жил со своей семьёй в доме, ещё меньше, чем у матери. По распоряжению Александры Тимофеевны  он построил этот домик на общей территории родительского земельного участка. Баня, погреб, канава, так назывался источник воды в саду, всё это -  на два хозяйства, её и Кости.

               Всем в доме управляла Александра, высокая статная женщина сорока восьми лет. Оставшись вдовой с четырьмя мальчишками, она твёрдо взяла семейные бразды правления  в свои руки. Павел скончался в возрасте сорока лет: напился в жаркий летний день холодного пива, которое сам же и развозил по деревенским магазинам, и скоропостижно умер! Александра Тимофеевна не сломалась, выдержала все тяготы вдовьей жизни и подняла сыновей.  Женила Валентина, своенравного горячего парня,  у младшего  Ивана тоже была невеста Зоя из села Макарьево, что за Волгой.

               Заполучив себе в помощницы  работящую и беспрекословную сноху Анну, Александра Тимофеевна разделила все женские обязанности поровну: на себя взяла дом, стряпню, а Анечке достался уход за скотиной, труд в огороде и  работа вместе с мужем в колхозе.

              Прошло чуть больше года с той поры, как отгуляли скромную свадьбу, и Валентину пришла повестка в Армию.  В конце 1940 года Александра Тимофеевна и Анна, проводив Валентина на службу, остались в доме без мужчины.

              Валентин писал письма домой жене и матери часто: сильно скучал по родному селу и близким людям. Сразу после призыва его направили в учебку, где он успешно приобрёл знания по военному делу, получил звание младшего лейтенанта и был направлен в воинскую часть, входившую в состав Западного фронта, буквально за несколько дней до начала войны с фашистской Германией. Скупые сведения о том, как он воевал, я почерпнула из документов Центрального архива Министерства Обороны, находящихся в свободном доступе:

- Гвардии младший лейтенант, командир взвода ПТР 227 гвардейского стрелкового полка 79 гвардейской стрелковой дивизии.  Участие в боевых действиях по защите ССР в Отечественной войне: Западный фронт с июня по октябрь 1941, Юго-Западный фронт с июня 1943 по июнь 1944, Белорусский фронт – с июня 1944 по май 1945. Ранения: ранен – июль 1941, июнь 1942.

               Сам Валентин Павлович  очень редко и мало рассказывал о войне. Первое ранение у него было лёгким, его направили на лечение  в госпиталь в Горький. Расстроенные и одновременно  обрадованные возможностью встречи с Валей, Аня и Александра Тимофеевна  успели навестить его в госпитале  всего лишь один раз: Валентина быстро подлечили и выписали на фронт в свою часть. Через год он опять был ранен! В этот  раз ранение было тяжёлым: в шейку бедра левой ноги попал осколок от снаряда. Снова военный госпиталь, и чудо - врачи, которые спасли ему не только ногу, но и жизнь. И Валентин Павлович вернулся в строй!

                Белорусский фронт, последний фронт перед окончанием Великой Отечественной войны, на котором пришлось Вале пережить не только ужасы фашистского нашествия, но  и плен. Об этом событии своей военной жизни, пожалуй, одним из немногих, он рассказал своим родным и близким  по возвращении домой, и потом не раз повторял этот удивительный рассказ при встречах с друзьями, во время редких праздничных застолий, когда собирались у него дома  родные и близкие ему люди.

                Его воспоминания  о плене крепко засели в голове не только жены, но и всех его детей. Мне посчастливилось выслушать их в разной интерпретации и от свекрови Анны Сергеевны, и от мужа Александра, и от многочисленных золовок и деверей.

                В одном из кровопролитных боёв, проходивших на территории Украины вблизи линии фронта, Валентина вместе с другом накрыло взрывной волной от снаряда, упавшего совсем рядом с их окопом. Контуженные, они потеряли сознание, а когда очнулись и начали выбираться наверх, то к своему ужасу увидели перед собой немца с направленным  прямо на них  дулом автомата.

- Хенде хох! – заорал фашист!
– Шнеллер, шнеллер! -  всё было понятно без перевода.

              С трудом,  переставляя не слушающиеся ноги, они побрели в направлении, указанном  немцем. Совсем рядом был небольшой украинский хутор, на окраине которого около аккуратной белоснежной хатки стоял сарай, куда и затолкал их проклятый немец. Связав крепко накрепко руки  пленных бойцов прочной немецкой бечёвкой и закрыв дверь на замок, фашист ушёл в соседнюю хату греться.

               Была поздняя осень, почти зима. В щель между досками сарая Валя увидел двор, хату и уцелевшие от войны и мороза  цветы, которые буйно радовались последним дням своего существования перед тем, как пожухнуть и умереть от зимней стужи.

- Горели красным огнём астры, сияли золотые шары. Гладиолусы, очитки, всевозможные сухоцветы, да каких там только цветов не было и названий не скажу, - примерно так рассказывал свою трагическую историю Валентин Павлович.

               Впервые он заговорил о плене, делясь с родными своими свежими воспоминаниями о войне, когда вернулся домой. На радостях был спешно собран стол с нехитрым угощением. Мать Александра Тимофеевна с замиранием сердца следила за выражением лица сына, боясь пропустить хоть одно слово из его рассказа, стараясь понять и осознать, какой страх и ужас пришлось пережить её Валечке.   Анна тоже не отводила глаз от мужа, ещё до конца не веря своему счастью: Валя живой! Он вернулся! Он - рядом! Дочка Риммочка, которой было семь лет, с восторгом смотрела на этого чужого дядю в военной форме, который, как сказали ей маманька и мама стара, её отец. Она не всё понимала из взрослых разговоров, но была счастлива, наблюдая,   как мама и  бабушка, и незнакомый мужчина  безмерно радовались встрече. Она это чувствовала своим маленьким детским сердечком.

                Ночью Валентин зубами всё-таки разгрыз немецкую бечеву и освободил свои  руки  и друга! Осторожно отодрав нижнюю доску от стены сарая, они уползли в этот самый палисадник, который поразил их своей пышной красотой днём. Тихонько постучали в окно хатки. Им пришлось немного подождать, пока отодвинулась занавеска,  и в узенькой полоске стекла появился силуэт человека. Это была женщина. Валентин догадался по тому, как она тихонько охнула, разглядев, что за гости появились в её саду. Приоткрыв окошко, она зашептала:

- Ой,  родненькие, что мне с вами делать? В дом нельзя – найдут изверги: и вас порешат  и меня не пощадят!

Потом её осенило:

- Есть заброшенный колодец  через три дома отсюда с журавлём и железной цепью с привязанной на конце бадьёй. Колодцем никто не пользуется, потому что туда провалилась соседская коза, её вытащили, но она сумела  перед этим сломать себе шею и сдохнуть  прямо в колодце. Идите туда. Я помогу вам спуститься по цепи вниз. Сидите там до тех пор, пока немцы не перестанут вас искать. А ближе  к следующей ночи я приду, будто бы в поисках  воды и вытащу вас.

                Так и просидели Валя с другом в холодной воде  сутки,  сильно застудив почки, но остались в живых! Когда они появились в расположении своей части, обрадованный  командир воскликнул:

-  Вот это бойцы! Молодцы! Смогли сбежать из плена! Отсутствовали всего сорок восемь часов. Герои, да и только!

                С высокой температурой, кашляющих, исходящих соплями,  их отправили в госпиталь. Подлечили и  -  в строй!

                Тяжёлое ранение в ногу, больные почки, здоровье оставляло желать лучшего, но до конца войны  было далеко. Советская Армия перешла в наступление и с яростью погнала врага прочь с родной земли. Предстояло форсирование рек Южного Буга, Днестра, Вислы и Одера.

                Однажды командир полка вызвал весь командный состав на экстренное совещание. Он кратко доложил обстановку и сообщил, что в полк прибывает пополнение из молодых необстрелянных бойцов. Приказываю:

- Быстро ввести их в курс дела, чтобы могли воевать не хуже старослужащих. В ближайшее время выдвигаемся к реке Южный Буг. Перед полком поставлена задача - осуществить переправу на другой берег, не смотря на артиллерийский огонь противника и бомбёжки авиации. Гвардии младший лейтенант Петров пойдёшь со своим взводом первым. Будешь примером для остальных солдат, чтобы они поняли, что переправиться можно, если действовать умом и  хитростью.

                Валентин Павлович не подвёл: его наградной лист, хранящийся  до сих пор в Центральном Архиве  Министерства Обороны к представлению к ордену «Отечественной войны  второй степени», является безмолвным свидетелем этого подвига.

               «Т. Петров, не смотря на артиллерийские обстрелы и бомбёжку авиации противника на водных рубежах, всегда выполнял задания в срок и без потерь личного состава (пополнения). За своевременное выполнение всех заданий в работе, представляю т. Петрова В.П. к правительственной награде – орден «Отечественная война II степени». Приказ подразделения №172/Н от 12.09.1945».

                Вернувшись с фронта,  Валентин Павлович сразу приобрёл почётное прозвище среди односельчан: "Лейтенант!" Каждые два года, а то и через год они с Аннушкой пополняли свою семью: 1948 год – рождение дочери Веры, 1949 – Нины, 1951 год ознаменовался рождением долгожданного сына Александра, 1953 – родилась дочь Лидия, 1955 – сын Алексей,  а в 1959 году Анна напоследок родила двойню,  пацанов – Колю и Борю.

                Младшие дети  Николай и Борис служили в рядах Советской Армии, когда Валентин Павлович умер  в Лысковской центральной больнице. Из-за того, что во время Великой Отечественной войны, когда он сражался с врагом на Белорусском фронте, ему пришлось сутки просидеть в холодной воде хуторского заброшенного колодца, скрываясь от фашистов, он всю послевоенную жизнь страдал тяжёлым заболеванием почек. 6 мая 1975 года почки отказали, и врачи ничего не смогли сделать. Ему было всего 57 лет.

                9 Мая 2020 года мы будем отмечать  праздник, День великой Победы над фашистской Германией. Дата юбилейная - семьдесят пять лет! В который раз праздновать придётся без  Валентина Павловича. Но,  благодаря и ему в том числе!  И многим другим героям, известным и неизвестным, солдатам,  павшим в боях за Родину или  не сумевшим дожить до этого светлого дня!

                Память потомков их стойкости, героизму, мужеству не прерывается, а наоборот, приобретает всё большее значение! Ярким примером этому может служить Бессмертный полк, получивший невиданную популярность и распространение среди жителей многих городов и населённых пунктов не только России, но и за рубежом. Мы, ныне живущие, наследники их Подвига, бесконечно благодарны  героям и участникам Великой Отечественной войны за чистое голубое небо над нами.


Фото Александра Быкова г. Бор Нижегородской области.

               Примечание: сегодня могу назвать по прошествии времени со дня первой публикации рассказа, в основном одобренном родственниками, настоящую фамилию, имя и отчество, моего свёкра: Сидоров Валерий Павлович. Светлая ему память.


Рецензии
Здравствуйте, Лидия! Абсолютно согласна с Вами, память о героях Великой Отечественной войны будет жить в наших сердцах до нашей кончины. И надо, чтобы она жила вечно, потому и пишутся такие рассказы, подобные Вашему, которые трудно читать без слёз. Спасибо Вам. С уважением,

Мила Стояновская   20.05.2023 16:20     Заявить о нарушении
Мила, добрый вечер. Спасибо вам за трогательный отзыв на рассказ «Голубое небо над нами». С уважением и признательностью,

Лидия Сидорова   20.05.2023 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.