Тюрки от Средиземного моря до Тихого океана

Тюрки от Средиземного моря до Тихого океана.

Освоение тюрками Евразии от Дуная до Енисея

О развитии древнетюркского скотоводства в евразийской степи по данным археологии: Российский археолог Н.И.Шишлина в своей докторской диссертации «Северо-Западный Прикаспий в эпоху бронзы (V - III тысячелетия до н.э.) пишет, что «носителей ямной культуры можно считать первыми кочевыми пастухами эпохи бронзы. Скотоводческое хозяйство основывалось на подвижном овцеводстве. С развитием новой экономической модели носителей ямной культуры – кочевого хозяйства – началось полное освоение степного Евразийского пояса…Представленный широкий сопоставительный фон позволил, полагаю, оценить специфику местных вариантов многих культур, носители которых поначалу были в Прикаспии лишь пришлыми переселенцами». По е; мнению первые скотоводы на данной территории были южане с Кавказа. Н.И.Шишлина пишет: «Зеркальным отражением постоянного притока инокультурных переселенцев с юга является погребальный обряд и инвентарь ямных групп Кумо-Манычской впадины… Ранние восточноманычские памятники связываются с южными
районами… Интерьер могильных ям – растительные циновки на дне, стенах и перекрытиях могил. Стены укреплялись деревянными решетчатыми конструкциями в виде плетня или короба; на дно укладывали подушки, набитые травами; сложные деревянные конструкции. Возможно, как и в ямной культуре, для перекрытий и обкладки стен могил могли использоваться борта повозок или деревянные «двери» жилищ. Основное положение скелетов –вытянуто на спине, руки протянуты вдоль туловища… Краниологический материал из погребений Северо-Западного Прикаспия имеет соответствия в палеокраниологических материалах Кавказа и Ближнего Востока, представляя южных европеоидов… Схема освоения Северо-Западного Прикаспия и развития природной среды рассматривается в хроноинтервале 4500-2000 лет до н.э.».
Известный советский археолог В.Н. Даниленко в книге «Энеолит Украины» пишет: «Эпицентром сложения древнеямной культуры могла быть только зона древних степей, лежащих к северу от Кавказа — между Прикаспием и Азовским морем… Кавказ, особенно степные районы Предкавказья, играли большую роль в судьбах энеолитического населения Юго-Восточной Европы. Около средины IV тысячелетия до н. э. вся
восточная половина Юго-Восточной Европы превратилась в мощный миграционный эпицентр. Первопричиной этого процесса, по нашему мнению, является возникновение в Предкавказье особой формы скотоводческой культуры, принципиальным достижением которой было приручение коня, использование его для верховой езды и обслуживания стад, в составе которых численно преобладал мелкий рогатый скот».
А вот что пишет об этом российский уч;ный А.М.Хазанов в книге «Кочевники и внешний мир»: «Пастушеское и даже, возможно, полукочевое скотоводство, особенно в их яйлажных вариантах, появились очень рано в горных районах Ирана и Южного Закавказья, не позднее III тыс. до н. э… Северная степная зона Центральной Азии не знала производящего хозяйства до второй половины III тыс. до н. э…Далее на восток появление производящего хозяйства в Южной Сибири впервые прослеживается только в афанасьевской культуре второй половины III тыс. до н. э. Неолитические обитатели Монголии и Забайкалья были не кочевниками, а охотниками и собирателями…Очень вероятно, что переход к кочевому скотоводству во Внутренней Азии связан с какими-то давлением или импульсами с запада». В эпоху поздней бронзы на Южном Кавказе окончательно формируется отгонная форма скотоводства, связанная с оседлой формой хозяйства. Археологические, лингвистические и этнографические материалы дают возможность в определенной степени восстановить картину этого вида скотоводства в указанное время. Одной из существенных причин сравнительно быстрого развития отмеченной формы скотоводства в древности является более интенсивное размножение мелкого рогатого скота, требовавшее увеличения кормовой базы— расширения пастбищ, которых вблизи поселений становилось недостаточно. Следовательно, в летнее время приходилось угонять стада, в горы, на альпийские луга.
В западных областях Южного Кавказа главенствующую роль играл уже крупный рогатый скот, широко использовавшийся в земледелии в качестве тягловой силы. Здесь в большом
количестве найдены кости коров, быков и свиньи. Наличие свиней в хозяйстве целиком указывает на оседло-земледельческий характер хозяйства, т. к. свиньи не пригодны для кочевой формы ведения хозяйства.
В рассматриваемый период большое значение имело коневодство: выносливые представители этой породы животных использовались в военных целях. Об этом свидетельствует выявленный при раскопках Ордакли (Лчашен _Г.Г.) остеологический материал — колесницы-дроги, а также бронзовые модели колесниц. Указанные находки выявлены в сочетании с бронзовыми удилами, характерными для погребений эпохи поздней бронзы и раннего железа.
О развитом скотоводстве свидетельствует также многочисленная и разнообразная глиняная посуда для молочных продуктов, в том числе и фрагменты маслабоек, зафиксированных во многих поселениях и погребениях позднебронзовой и раннежелезной поры Южного Кавказа а также широкогорлые миски, сита, двуручные сосуды и т. д. Помимо глиняных, вероятно,существовали деревянные и кожаные маслобойки, не дошедшие до нас ввиду плохой сохранности их в земле. Однако следует отметить, что в условиях отгонного скотоводства такие маслобойки были бы гораздо удобнее глиняных, так как для полукочевого образа жизни глиняные маслобойки обладали недостаточной прочностью и излишней тяжестью. В этой связи приведем несколько этнографических параллелей. Несомненный интерес представляет примитивная маслобойка, бытовавшая на Южном Кавказе в начале XX века, представлявшая собой шкуру овцы или козла и концами привязанная к деревянным прутьям. Сливки, содержащиеся в указанной шкурке, сбивались палочкой. Интересно отметить и бурдючную маслобойку. Не меньший интерес представляет маслобойка из изготовленная из бурдюка козы. Указанные маслобойки были весьма надежны и удобны при перевозке их на большие расстояния. Древние насельники пользовались ими на яйлагах.
Археологи выявили, что основу хозяйства первых скотоводов евразийской степи (древнеямников) составляли овцы. Н.Я.Мерперт пишет: «Можно с достаточным основанием говорить и о том, что в скотоводческом хозяйстве древнеямных племен первое место принадлежало овцеводству (87% от числа костей домашних животных). Число найденных костей овец в 10 раз превышает число костей быка. И в данном случае вряд ли можно ссылаться на «характер культовых представлений», поскольку кости быка все же встречаются и, следовательно, присутствие их в погребениях не исключалось этими представлениями. Особая роль овец в древнеямном стаде вполне соответствует условиям рассматриваемой территории, значительную часть, которой занимали засушливые степи, а на юге — и полупустыня. Овцы более всех прочих видов домашних животных приспособлены к жизни в подобных условиях. Неприхотливые, довольствующиеся даже скудной растительностью полупустынных и пустынных районов, овцы давали обильный приплод и легко переносили далекие перемещения по
безводным пространствам. Заметное преобладание их в древнеямном стаде само по себе является одним из показателей подвижных форм скотоводства».
Археологи выявили также, что овцы составляли абсолютное большинство в хозяйстве южнокавказских скотоводов. Известный российский ученый Б.Б.Пиотровский в книге «Археология Закавказья с древнейших времен до I тысячелетия до н. э.» пишет: «Появление скотоводства Закавказье следует отнести к чрезвычайно отдаленному времени, во всяком случае, к периоду, лежащему за пределами известной нам энеолитической культуры. При раскопках жилищ древнего поселения у Ханлара (Южный Кавказ -Г.Г.) было обнаружено большое количество трубчатых костей, расколотых для извлечения костного мозга. Все кости оказались принадлежащими домашним породам скота, из них определены кости овец, коз и крупного рогатого скота. Обнаружены также кости лошади…».

Археологи отмечают, что на западе Евразийской равнины (трипольская культура) и на Северном Кавказе (майкопская культура) основу скотоводства составляло свиноводство. Н.Я.Мерперт пишет: «Особенна характерно здесь обилие в стационарных поселках костей свиньи, которая в трипольской культуре составляла свыше 30%, а в майкопской — 50%
стада. В древнеямных погребениях рассматриваемого варианта костей свиньи нет совсем. Нет их и в погребениях других территорий. Проф. В. И. Цалкин справедливо заключает, что общее значение свиньи в хозяйстве древнеямных племен было ничтожны».
Геродот пишет о потомках древних скотоводов- скифах следующее: «Свиней они не приносят в жертву и вообще не хотят разводить этих животных в своей стране».
Длительное занятие тюрков скотоводством способствовало появлению в современных тюркских языках богатой и чрезвычайно развитой терминологии по скотоводству. Названия домашних животных.

ошадь. Тюркские языки:
орх-енис.- at, др. тюрк. М.Кашг. - at, азерб.- at, тур. - at,
кум. - at, балк. - at, ногай. – at, крым.тат. - at, гаг.- at, караим. – at, чув.- ut, la;a, татар. – at, башк. – at, туркм.- at, узб. - at, уйг. - at, каракалп. - at, каз.- at, кирг.- at, алт.- at, шор.- at, хак.- at,
тув.- at, тоф.- at, якут.- at,

Кавказские языки:
лезгинский –-, удинский- - хиналугский- -;

Финноугорские языки.
венгерский-lo*, финский-hevonen, эстонский-hobune, марийский-imne, мордовский-ala;a*, удмуртский-val,

Индоевропейские языки:
немецкий- Gaul, английский- horse, французский- cheval, итальянский- cavallo, румынский - cal, литовский- zirgas, польский- ko;, украинский- kin, осетинский- bax, персидский- asb, хинди- gh;;;.

Центральноазиатские языки:
китайский- -, монгольский- - тунгусский--;

Овца.
Тюркские языки:
др. тюрк. М.Кашг. - qoyun, азерб.- qoyun, тур. - koyun,
кум. - koy, балк. - koy, ногай. – koy, крым.тат. - qoyun, гаг.- koyun; караим. – koy, чув.- sur;x, татар. – sar;k, башк. – kuy har;q;, туркм.- qoyun, узб. - kuy, уйг. - koy, каракалп. - koy, каз.- koy, кирг.- koy,
алт.- koy, шор.- xoy, хак.- xoy, тув.- xoy, тоф.- hoy, якут.- xoy,

Финноугорские языки.
венгерский-juh, финский-lammas, эстонский-lammas, марийский-;or;k*, мордовский-u;a, удмуртский-;j,

Индоевропейские языки:
немецкий- Schaf, английский- sheep, французский- brebis, итальянский- pecora,
румынский-oaie, литовский- avis, польский- owca, украинский- vivtsa, осетинский- f;r, персидский- gusfand, хинди- m;;a.

Бык
Тюркские языки: чув.- ;ratl; v;k;r, якут.- at;r o;us,
хак.- pu;a, шор.- pu;a, тоф.- buxa, тув.- buqa, алт.- buka, кирг.- buka, каз.- buka, каракалп. - bu;а, ногай. – bu;а, уйг. - buka, узб. - buka,
кум. - buq;a, балк. - buqa, крым.тат. - bu;a, караим. – bu;a, башк. – boqa, татар. – buqay,
орх.-енис.- buqa, др. тюрк. М.Кашг. - buqa, туркм.- buka, азерб.- bu;a, тур. – bo;a, гаг.- buqa;

Финноугорские языки.
венгерский-bika*, финский-sonni, эстонский-s;nn,
марийский-;;k;z* (др.тюрк.- «;k;z»-кастрированный бык), мордовский-buka*, удмуртский-o;,

Индоевропейские языки:
немецкий- Bulle, английский- bull, французский- taureau, итальянский- toro, румынский - taur, литовский- tauras, польский- buhaj*, украинский- bik*, осетинский- boq*, персидский- boqe*, хинди- s;;;a.

Коза
Тюркские языки:
др. тюрк. М.Кашг. - ke;i, азерб.- ke;i, тур.- ke;i,
кум.- e;ki, балк.- e;ki, ногай.- e;ki, крым.тат.- e;ki, гаг.- ke;i, караим.- e;ki, чув.- ka;aka,татар.- k;j;, башк.- k;z;, туркм.- qe;i, узб.- e;ki, уйг.- ;;k;, каракалп.- e;ki, каз.- e;ki, кирг.- e;ki, алт.- e;ki, шор.- ;;k;, хак.- eski,
тув.- o;k;, тоф.- o;k;, якут.- коза.

Финноугорские языки.
венгерский-kecske*, финский-vuohi, эстонский-kits*, марийский-kaza*, мордовский- kaza*, удмуртский- ke;*.


Индоевропейские языки:
немецкий-Ziege, английский- goat, французский- bique, итальянский- capra, румынский-capr;, литовский- arklys, польский- koza*, украинский- koza*, осетинский- saq, персидский- boz, хинди- bakar;.

Вол.
Тюркские языки:
Орх.-енис.(VII век)- ;k;z, др. тюрк. М.Кашг.( XI век)- - ;k;z, Южный Кавказ: азерб.- ;k;z,
Передняя Азия: тур. - ;k;z,
Восточная Европа (Северный Кавказ): кум. – oquz, карач.-балк. ;q;z, ногай. – ;qiz, Восточная Европа: крым.тат. - ;q;z, гаг.- ;k;z;
Восточная Европа (Прибалтика): караим. –;q;z;
Восточная Европа (Поволжье): чув.- v;k;r, татар. - e; ;qeze, башк. – e; ;qeze,; Средняя Азия (юг): туркм.- ;k;z, узб. - xukiz, кирг.- ;q;z,
Средняя Азия (север): каракалп. - ;qiz, каз.- ;qiz, Центральная Азия: уйг. - x;k;z,
Сибирь (юг): алт.- ;ar, шор.- taz;n, хак.- taz;n, тув.- ;ar;, тоф.- ;ar;; Сибирь (север): якут. – oqus;

Кавказские языки:
лезгинский –яц, удинский- ;k;z *, хиналугский- ;k;z *;

Финноугорские языки.
Восточная Европа (центр): венгерский-;k;r*;
Восточная Европа (Прибалтика): финский-h;rk;*, эстонский –h;rg*; Восточная Европа (Поволжье): марийский –бука (бык)* ; мордовский-бука*,

Индоевропейские языки:
Европа (северо-запад): английский-ox*, французский-boeuf; Европа (центр): немецкий-Ochse*;
Европа (юг): итальянский-bue;
Восточная Европа (центр): румынский -bou, украинский-vіl; Восточная Европа (Прибалтика): польский-w ;, литовский-jautis; Восточная Европа (Кавказ) осетинский-qal;
Центральная Азия (юг): персидский-gave nare axte, таджикский-барзагов, хинди-Baila k;;

Центральноазиатские языки:
китайский- Ni;, монгольский- ;хэр*, тунгусский-oqus*;

Верблюд. Тюркские языки:
орх.- енис.- tebe, др.тюркск. М.Кашг. – teve, азерб.- d;v;, турк.- deve,
кум.- t;ye, балк.- t;ye, ногай.- t;e, крым.тат.- deve, гаг.- dev; караим.- dev;, чув.- teve, татар.- d;y;, башк.- d;y;, туркм.- d;e, узб.- tuya, уйг.- t;q;, каракалп.- t;ye, каз.- t;y;, кирг.-t;;,
алт.- t;;, шор.- t;;, хак.- tibe,
тув.- teve, тоф.- tebe, якут.- tebien,

Финноугорские языки.
венгерский-teve*, финский-kameli, эстонский-kaamel,
марийский-t;e*, мордовский- кавто кутьмерьсэ лишме (букв. «лошадь с двумя спинами=горбами»), удмуртский- d;e*,

Индоевропейские языки:
немецкий- Dromedar, английский- camel, французский- chameau, итальянский- cammello, румынский - c;mil;, литовский- kupranugaris, польский- wiel-blad, украинский- verblyud, осетинский- teva*, персидский- shotor, хинди- m;a .

Скотоводческие термины: Скот.
др.тюрк. ДТС – mal (имущество, богатство, товар); Южный Кавказ: азерб. – mal;
Передняя Азия: тур. – mal (скотина, имущество, товар);
Восточная Европа (Северный Кавказ): кум. – mal (скот, товар), карач.-балк. – mal, ногай. – mal;
Восточная Европа: крым.тат. - tuvar, гаг.- s;;r;
Восточная Европа (Прибалтика): караим. – mal (cостояние); Восточная Европа (Поволжье): чув.- выль;х, татар. - mal, башк. – mal; Средняя Азия (юг): туркм.- mal, узб. - mol, кирг. – mal;
Средняя Азия (север): каракалп. - mal, каз. – mal; Центральная Азия: уйг. – mal;
Сибирь (юг): алт.- mal, шор.- mal, хак.- mal, тув.- mal, тоф.- mal; Сибирь (север): якут. – с;;;;, mal (имущество),

Кавказские языки:
лезгинский – mal*, удинский- mal*, хиналугский- mal*;

Финноугорские языки.
Восточная Европа (центр): венгерский- ;llat;llom;ny;
Восточная Европа (Прибалтика): финский- karja, эстонский – elusloomad;
Восточная Европа (Поволжье): марийский - вольык; мордовский- ракшат, удмуртский -пудо;

Индоевропейские языки:
Европа (северо-запад): английский- livestock, французский- b;tail; Европа (центр): немецкий- Vieh;
Европа (юг): итальянский- bestiame;
Восточная Европа (центр): румынский - ;eptel, украинский- khudobu; Восточная Европа (Прибалтика): польский- b;dlak, литовский- gyvuliai; Восточная Европа (Кавказ) осетинский- fos;
Центральная Азия (юг): персидский- d;m, таджикский- моли чорпо*, ваханский-mol*, хинди- pa;udhana;

Центральноазиатские языки:
китайский- Ji;ch , монгольский- mal aj akhui *, тунгусский- авдучар (мелкий рогатый) , укусэл (крупный рогатый);
Араб.: «скот»- ) ;; ; ; ; mashiya), богатство- ; ;;; (saruva), имущество- ) ;; ; ; ;;; mumteleket), товар- ) ; ;;; ; bedaya)


Общетюркское слово «mal» – многозначно. У большинства тюркских народов «mal» это "имущество", "состояние" "добро" "богатство", "достояние", "ценность". Это слово представлено в 33 тюркских современных и классических языках, а с фонетическими вариациями - в общей сложности в 36 тюркских языках и диалектах.
У тюрков первыми деньгами был скот (мал). В этом значении слово мал широко распространено во многих тюркских языках: в уйгурском, башкирском, алтайском, шорском, хакасском (сагайский, койбальский, качинский диалекты), турецком, крымско-татарском, азербайджанском, киргизском, казахском, караимском (луцкий, тракайский говора), чагатайском (староузбекском), сартском (узбекском), хивинском, туркменском. В якутском языке мал — вещь, вещи, имущество.

В советское время некоторые ученые утверждали, что слово мал тюрки заимствовали после принятия ислама у арабов. Однако, наличие этого слова во всех тюркских языках (в
том числе у тюрков Сибири), а также в монгольских (монгольском, бурятском, калмыкском мал —скот), которые не входили в сферу влияния арабской культуры, позволяет говорить об обратном. Как известно, скотоводческая лексика была заимствована монголами у тюрков при переходе их к кочевому скотоводству, очевидно, где-то в середине II тыс. до н.э.
Известный советский тюрколог С.Е.Малов писал: «Это слово есть во всех тюркских языках и трудно допустить его заимствование из арабского языка».

Животноводческая терминология: айран:
др.тюрк.- М.Кашг. - ayran,
азерб.- ayran, тур.- ayran, туркм.-ayran,
кум.- ayran, балк.- ayran, крым.тат.- ayran, гаг.- ayran, караим.- ayran, башк.- ayran, татар.- ayran, чув.- uyran,
уйг.- ayran, узб.- ayran,
кирг.- -, каз.- ayran, каракалп.- ayran, ногай.- ayran, хак.- ayran, шор.- -, тоф.- -, тув.- -, алт.- -,
якут.- ayran;

кумыс:
др.тюрк.- М.Кашг. – q;m;z,
азерб.- q;m;z, тур.- k;m;z, туркм.- q;m;z,
кум.- q;m;z, балк.- q;m;z, крым.тат.- -, караим.- -, башк.- q;m;z, татар.- q;m;z, чув.- k;m;s,
уйг.- qimiz узб.- qimiz,
кирг.- q;m;z, каз.- q;m;z, каракалп.- q;m;z, ногай.- q;m;z, хак.- x;m;s, шор.- kum;s, тоф.- -, тув.- x;m;s, алт.- -, якут.- k;m;s;

сливки:
др.тюрк. М.Кашг. - qayaq,
азерб.- qaymaq, тур.- kaymak, туркм.- qaymak,
кум.- kaymak, балк.- -, крым.тат.- -, гаг.- kaymak, караим.- kaymak, башк.-kaymak, татар.-kaymak, чув.- xayma,
уйг.- kaymak, узб.- kaymok,
кирг.- kaymak, каз.- kaymak, каракалп.- kaymak, ногай.- kaymak, хак.- -, шор.- -, тоф.- -, тув.- -, алт.- kaymak,
якут.- xoymox;

курут:
тюрк. М.Кашг. - kurut,
азерб.- qurud, тур.- kurut, туркм.-kurut,
кум.- kurut, балк.- -, крым.тат.- kurut, гаг.- kurut, караим.- -, башк.- korot, татар.- kort, чув.- x;rt,
уйг.- kurt, узб.- kurut,
кирг.- kurut, каз.- kurt, каракалп.- -, ногай.- -,
хак.- xurut, шор.- kurut, тоф.- kurut, тув.- kurut, алт.- kurut, якут.- kuurt (засушивать);

молозиво:
др.тюрк.- М.Кашг. – a;uz,
туркм.- ovuz, азерб.- a;;z, тур.- a;z s;t;,
кум.- uvuz, балк.- uvuz, крым.тат.--, караим.- -, башк.- ;v;;, татар.- u;;z, чув.- ;ne ;rri,
уйг.- o;uz, узб.- o;iz,
кирг.- uuz, каз.- uv;z, каракалп.- uv;z, ногай.- uv;z, хак.- oos, шор.- -, тоф.- -, тув.- aaz;, алт.- uurak, якут.- uohax,
кизяк:
орх.- енис.- tezek, др.тюрк. М.Кашг. - tezek, азерб.- t;z;k, тур.- tezek, туркм.- tezek,
кум.- tezek, балк.- tezgek, крым.тат.- kiz;k, караим.-kiz;k, гаг.- tezek; башк.- ti;k, татар.- tiz;k, чув.- teslek,
уйг.- tez;k, узб.- tezak,
кирг.- tezek, каз.- tezek, каракалп.- tezek, ногай.-tezek, хак.- tizek, шор.- tezek, тоф.- de, тув.-des , алт.- tezek, якут.- kii;

Как известно основным видом древнеямных памятников Евразии являются курганы. Н.Я.Мерперт пишет: «Они являются одним из характернейших признаков древнеямных племен в целом и как бы символизируют их появление: более древние курганы неизвестны вообще, а в Волжско-Уральском междуречье неизвестны и более древние погребальные памятники. У нас нет сведений о наличии здесь бескурганной традиции. Сколько-нибудь заметной смены традиций здесь не было, и история погребального обряда и погребальных сооружений начинается в этом районе с курганов и индивидуальных захоронений при скорченном положении погребенных. Погребальные памятники дали основной материал для изучения древнеямных племен Заволжья и их культуры.
Ряд поселений указанной территории относились к более раннему периоду
и принадлежали они «небольшим группам древних насельников — охотников- рыболовов», предшествовавшим формированию скотоводческих древнеямных племен. Курганы исчисляются тысячами. Раскопана, естественно, лишь незначительная часть их. Кроме того, необходимо учитывать следующее обстоятельство. Многие курганы «функционировали» тысячелетиями».
Задолго до степных курганов впервые курганная культура появилась на Южном Кавказе. Археологи выяснили, что свыше шести тысяч лет тому назад, примерно, в первой половине IV тысячелетия до н.э., синхронно с появлением в этом регионе яйлажного скотоводства, здесь появились подкурганные погребения, которые просуществовала до распространения на Кавказе новой религии-ислама (VІІІ век).
Родовые кладбища древних тюрков скотоводов обычно были приурочены к определенным местам, чаще всего к зимникам, которые могли располагаться далеко от сезонных стоянок. Поэтому для некоторых древних культур находки, сделанные при раскопках могил, являются практически единственными материалами для реконструкции их образа жизни, определения времени и историко-культурного облика. Сооружая могилу, древние люди имели в виду жилище для своего сородича, ушедшего, по их представлению, в загробный мир.
Как правило, курганы располагаются группами, часто довольно большими (до нескольких сотен). Такие группы курганов называются могильниками. Тюркское слово «курган», означает строение, сооружение. Возник от тюркского слова «курмаг»-строить.
Французский археолог Бертиль Лионе в статье «Археологическая разведка и раскопки в Западном Азербайджане: изменения видов поселений и отношение к окружающей местности с неолита до эпохи бронзы» пишет: «В 2006 мы обследовали 9 курганов могильника эпохи позднего халколита, обнаруженного в Союг Булаге (Акстафинский район). Мы нашли исключительно богатое захоронение с медным кинжалом, каменным скипетром, черепом копытного животного и более 150 бусинами из камня и металла (золото, серебряные сплавы, лазурит, сердолик и т. д.). В другом захоронении было найдено медное шило и 3 кольца, содержащих сплав серебра, в то время как другой курган содержал несколько других видов бусин…Открытие могильника в Союг Булаге не только отодвигает возникновение курганных захоронений в Закавказье на более чем тысячу лет назад, но также и может служить доказательством существования в то время мигрирующих групп населения».
Советский археолог С.С.Черников еще в 1951 году писал: «курганные могильники, в большей своей части относящиеся к эпохе ранних кочевников, группируются преимущественно в местах, наиболее благоприятных для зимнего выпаса скота (предгорья,
долины рек). Их почти совершенно нет в открытой степи и в других районах летних пастбищ. Обычай хоронить своих покойников только на зимовках, существующий до сего времени у казахов и киргизов, несомненно, идет из глубокой древности. Эта закономерность в расположении курганов поможет при дальнейших раскопках определить районы расселения древних кочевых плем;н».
Как известно в исторической науке до сих пор дискутируется вопрос об этноязыковой принадлежности племен-носителей курганной культуры. Одни исследователи приписывают ее индоевропейским племенам, другие связывают ее со «степными иранцами», третьи — с хуррито-урартскими, кавказско-картвельскими и, возможно, пранахско-дагестанскими племенами и т.д.
Этнокультурное различие погребальной обрядности южнокавказского населения (прототюрки), наиболее яркое отражается именно в курганных захоронениях. В этом мы можем убедится сравнивая основные черты и детали погребальной обрядности вышеупомянутых народов и племен (иранцы, пранахо-дагестанцы, правайнахцы, хуррито-урарты, кавказо-картвелы и др.) отраженных в синхронных археологических материалах. Например, по мнению некоторых исследователей у предков современных северо-кавказских народов (чеченцы, ингуши) в древности были разнообразные погребальные сооружения (каменные ящики, склепы, ямы, перекрытые каменными плитами - в горах; ямы, перекрытые деревом, гробницы, сложенные из бревен и перекрытые деревом - в предгорьях), которые были широко распространены здесь с III тыс. до н.э.
Дагестанские народы, издревле проживающие на севере Южного Кавказа в основном хоронили своих сородичей в грунтовых ямах. Например, дагестанский исследователь Бакушев М.А. пишет: «Проведенное изучение погребальных комплексов показывает, что ведущим типом погребального сооружения на территории Дагестана в исследуемый период (III в. до н.э.- IV в. н.э. –Г.Г.) являлась простая грунтовая могила (яма), иногда окруженная кольцом или полукольцом из камней, иногда с частичной обкладкой могилы камнем, нередко с перекрытием из каменных плит. Грунтовые ямы представлены двумя основными в плане формами - широкими овальными и прямоугольными и узкими удлиненно-овальными и удлиненно- прямоугольными».
О погребальном обряде иранцев написано очень много книг и специальных статей. Например, известный российский ученый Л. С. Клейн в книге «Древние миграции и
происхождение индоевропейских народов» пишет, что курганные захоронения резко отличаются от иранских, так как не имеют ничего общего с типично иранской заботой «о предохранении мертвых от соприкосновения с землей…Вообще преобладающие погребальные обычаи маздаистского характера у иранцев исторического времени это «башни молчания», астоданы, оссуарии, скармливание покойников собакам и птицам, срезание плоти с костей и т.
Известный российский исследователь И.В.Пьянков в статье «О погребальном обряде бактрийцев» на примере бактрийцев подробно описывает погребальный обряд древних иранцев. Он считает, что у всех древних иранцев до принятия ислама был единый обряд захоронения умерших родичей и пишет об этом следующее: «Является ли погребальный обряд бактрийцев и их соседей каким-то исключительным, изолированным феноменом или представляет собой частный случай более широко распростран;нной, этнически обусловленной посмертной обрядности? Я уже пытался дать ответ на этот вопрос в своих предшествующих работах поэтому ограничусь здесь лишь кратким пересказом полученных мною результатов. Обряд «выставления», когда труп выставляли на открытом месте, чтобы собаки или птицы оставили от него лишь голые кости, являлся важнейшим определяющим признаком обширной этнической общности, известной в античных источниках ахеменидского и эллинистического времени как Ариана. …Археологически обряд «выставления» фиксируется полным отсутствием могильников и частыми находками в пределах поселений — в мусорных ямах или в развалинах старых строений — отдельных человеческих костей, обглоданных животными.
Иногда встречаются скорченные погребения в ямах под полами домов или во дворах. Потомки носителей культур этого круга продолжают придерживаться своего погребального
обряда и позже, вплоть до распространения ислама, хотя теперь у некоторых из них наблюдается стремление как-то сохранить очищенные кости своих покойников: так появляются оссуарии и мавзолеи... Сходство зороастрийского похоронного обряда с описанным здесь бактрийским в основных моментах действительно велико…У бактрийцев и других центральных иранцев, судя по археологии, для каких-то категорий покойников существовал особый способ захоронения —скорченные трупоположения в ямах под полом дома и во дворах.
Итак, бактрийский обряд «выставления» является специфической чертой, важным этноопределяющим признаком центральноиранских народов — этнической общности, которую можно называть и «народами Арианы», «авестийским народом» и т.п. На основе этого обряда сформировался зороастрийский обряд».
Российский исследователь С.В.Величкин в книге «Праздники и обряды Индии» пишет: «Тело умершего индусы сжигают на погребальном костре. Умершего обмывают («мритснан»), одевают в новую одежду (или обертывают материей) и привязывают к носилкам. Похоронная процессия направляется на место сожжения («шмашан»), которое, как правило, расположено у воды. Часто тело вместе с носилками окунают в воду -совершают последнее ритуальное омовение. Затем покойного отвязывают от носилок, снимают одежду или материю (ее отдают служителям шмашана), укладывают на погребальный костер головой к югу, после чего тело обкладывают толстыми дровами, щепками и соломой. Раздают заранее приготовленную ритуальную еду (чаще всего это рис): часть - служителям шмашана, часть скатывают в шарики и бросают духам, а часть символически подносят усопшему. Жрец пением ведических мантр старается умилостивить бога смерти Яму и отогнать злых духов. Главный плакальщик, в роли
которого выступает старший сын (или самый близкий родственник покойного по мужской линии), берет в руки зажженный факел (чаще всего палку с пучком горящей соломы на конце), читая молитву, обходит костер по часовой стрелке 3-7 раз и поджигает у головы покойника. На третий день после кремации близкие родственники выбирают из кострища кости и пепел и с соответствующими церемониями опускают их в реку. После смерти члена семьи родственники покойного оказываются на некоторое время в состоянии осквернения («мриташауч») и должны совершить очистительный обряд».

Комплекс этнокультурных элементов волго-уральских «древнеямников» почти без изменений сохранялся в быту и культуре всех тюркоязычных народов Евразии вплоть до вхождения в состав Российской империи:
Среди этих специфических черт отметим следующие: 1) курганная насыпь;
2) захоронения в срубах, деревянных колодах, на повозках; 3) войлочная или камышовая подстилка в могиле;
4) сопровождение усопшего жертвенными конями или овцами; 5) подвижный скотоводческий быт;
6) употребление в пищу конины и кумыса;
7) войлочные временные жилища — стоянки.
Так, например, российские исследователи В.Я. Петрухин и Д.С. Раевский в книге «Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье» пишут: «Со второй половины VI— VII вв. тюрки хоронили свою знать (мужчин и женщин) под курганами (само слово курган имеет тюркское происхождение) в сопровождении коня (иногда его чучела, когда мясо убитого животного приносилось в жертву богам, а голова и конечности покрывались шкурой). Тюрки сооружали также поминальные комплексы, не связанные прямо с погребением; поминальные комплексы каганов включали целые храмы (в Туве раскопан такой храм в виде восьмиугольно юрты), у рядовых воинов — каменные оградки; характерной чертой тюркской поминальной обрядности была установка балбалов и статуй — «каменных баб», — включавших и женские, и мужские изображения предков с восточной стороны от культовых оградок. Памятники тюркской раннесредневековой культуры известны во всей евразийской степи, от Тувы до Подунавья; конечно, они различаются по
стилю, вариантам обряда и т. п., как различались по культуре и разные объединения тюркских племен».
Российский автор Плетн;ва С. А. в книге «Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV—XIII века)» пишет: «Что же остается археологам от культуры кочевников? У них не было ни постоянных становищ, ни неизбежно возникавших около них родовых кладбищ. Хоронили они своих мертвых, как правило, в крупных насыпях-курганах предыдущих эпох — эпохи бронзы или скифской. Таких курганов по степям было рассыпано тысячи, и возле каждого кратковременного стойбища, и на маршруте перекочевки всегда попадалась подходящая насыпь для сооружения в ней могилы. Такие могилы были недоступны вражеским грабителям, — найти их в покрытых высокой травой курганах было почти невозможно. Однако для сокрытия погребений богатых и знатных покойников, сопровождавшихся массой дорогих вещей, применялись и более кардинальные приемы. Так, нередко могилы вырывали в открытой
степи или даже на дне отведенного в сторону русла реки. После совершения всех необходимых обрядов могилу тщательно засыпали и заравнивали: в степи покрывали дерном и прогоняли неоднократно табуны лошадей, а реку вновь направляли в старое русло… Для всех степных народов характерны какие-то общие черты как в погребальной обрядности, так и в наборе сопровождавшего инвентаря (оружие, сбруя). Поэтому у каждого народа, обитавшего в степях на протяжении более 1500 лет (в основном в эпоху средневековья), можно найти особенности, сближающие их друг с другом…
Представляется очевидным, что прикаспийские и заволжские степи были охвачены такими же бурными этногенетическими процессами, какие прослеживаются по всей степи вплоть до Дуная. Характерно, что ни один из ранее средневековых авторов, писавших о степных народах того времени, ни разу не упомянул ни сармат, ни алан.
Очевидно, они просто "растворились" в массе тюркоязычных этносов, хлынувших в восточноевропейские просторы.

 


Рецензии