Верю-не верю

Часто, чтобы быть убедительнее, люди прибегают к известной уловке: давлению на веру. Мол, разве ты мне не веришь? Как можно мне не верить? Или, более категорично: веришь, или нет! И это звучит почти, как любишь или нет, уважаешь или нет, ты вообще мне друг или враг? Такой подход к доверию это самый настоящий шантаж или упрёк. К сожалению, многие ловятся на такой приём и отключают критическое мышление, чтобы не портить отношения. И тут же попадают в зависимость от обмана.
 
Во-первых, человек, уважающий другого человека, никогда не будет принуждать к тому, чтобы ему верили, а постарается убедить аргументами, логикой и фактами, вместо требований ему верить. А во-вторых, кто действительно уважает интеллект другого человека, прежде всего, призывает думать, а не слепо верить и соглашаться.
 
Но и нельзя совсем не верить, потому что все знания начинаются с веры. Так, если никому и ничему не верить, то останешься без знаний.  Кроме того, чтобы вырасти полноценными людьми, дети изначально склонны во всем доверять своим родителям, учителям, воспитателям. У малышей еще недостаточно критикующего ума, опыта и знаний, чтобы самим решать все проблемы, поэтому доверие к взрослым это естественно для детей. Но когда ребенок вырастает, то доверие ко всем подряд может оказаться  губительным. К счастью, уже в подростковом возрасте ребенок начинает понимать, что нельзя верить всему и доверять каждому встречному. К тому же и сам ребенок склонен больше лгать и фантазировать, чем говорить правду, а это хороший аргумент, чтобы задуматься о том, что точно также любой другой человек склонен лгать, а значит, нельзя верить всему, что слышишь.
 
 
Вера легко может оказаться иллюзией, если не подвергать информацию критики. Кроме того, большое количество конфликтов возникают именно на почве веры и неверия. Кто-то кому-то поверил, а потом оказалось, что всё неправда, хотя звучало убедительно. И начинается сыр-бор. И что самое печальное, так это то, что тот, кто поверил в глупость, считается пострадавшим, а обманщик лжецом. Хотя никто никого не может принудить верить. Вера это исключительно добровольное решение. Более того, многие люди настолько сами хотят верить и так искренне верят в обман, что также искренне обманывают других, будучи уверены, что говорят правду.
 
В любом случае, призыв верить без существенных аргументов, не принимая в расчет критику и не имея свидетелей, всегда плохо заканчивается. Ни о каком доверии тут речи не идет. Скорее речь о человеческой глупости или о борьбе авторитетов с целью завоевания внимания и оказания давления на окружающих для утверждения собственной значимости и влияния. Но это уже другая тема.
 
Хочешь, чтобы тебе поверили, учись не просто констатировать, но и доказывать свою правоту, только так и формируются твердые знания и истинная мудрость. Но зачастую люди ленятся прибегать к долгому кропотливому пути опыта и доказательств. А иногда доказать что-либо просто невозможно. Тогда тем более незачем всему подряд верить или настаивать на вере. Достаточно принять к сведенью.
 
Действуя напором, многие призывают верить, только потому, что кто-то больше знает, или потому, что сильней, или потому, что популярней, или у кого-то больше денег и возможностей, или же еще по ряду причин, которые вовсе не являются доказательствами в спорах. Чего бы человек ни достиг, это не повод ему верить во всем!

Чтобы не потерять себя, нужно перепроверять и испытывать то, что входит в ум, во всём разбираться и вникать самостоятельно. Конечно, невозможно проверить всё, но достаточно хотя бы проверить то, что можно. Это уже от многого предупредит. К несчастью, многие  предпочитают больше играть на доверии, чем думать. И как следствие, сами же становятся жертвами обмана тех, кто окажется хитрее, а будучи обманутыми по собственной безалаберности, неистово возмущаются, умножая конфликты и распри.
 
Беда не в патологических обманщиках, а в тех, кто верит обманщикам, не вникая в суть. Конечно, не всё можно проверить. Многое даже, чтоб изучить, жизни не хватит, а жить как-то надо. Как же жить в недоверии? Но чтобы жить, вовсе не обязательно верить всем подряд, или же вообще никому не верить. Ведь, если факты говорят одно, а человек упорно игнорирует все факты и не принимает никаких реальных доказательств, то бесполезно спорить и что-то доказывать. Множество людей никому не верят, даже фактам и здравому смыслу. Как с ними быть? Никак. Если человек просто не верит, что черное это не белое, то явно он специально идет на конфликт или действительно не видит. В любом случае, спорить тут бессмысленно.
 
Аналогично вера в Бога, как и вера в то, что Бога нет. Это бесконечный спор, который невозможно разрешить, пока существует смерть. Есть Бог или Его нет, как это меняет жизнь? Никак. Среди людей, верующих в Бога преступников ничуть не меньше, чем среди неверующих. Если бы среди верующих или неверующих в Бога, все были бы, как один, честными, или нечестными, то явно можно было бы заключить, что лучше для блага человечества. А пока спор не разрешим, он бесполезен. Да и сама вера в Бога настолько разнообразна, что даже сами верующие могут запутаться. Хотя, по сути,  сама вера в Бога, или её отсутствие, не являются мерилом честности. Мерило честности это совесть, а чужую совесть не всегда можно проверить, зато всегда можно слышать собственную совесть, если она ещё есть.
 
Никакую веру проверить нельзя, потому что вера это то, что не доказуемо и останется таковым, пока не превратится в знание и опыт. Бог это недосягаемый объект для того, чтобы подтвердить или опровергнуть Его существование экспериментально. Тем более это невозможно смертным людям, которые целиком и полностью зависят от законов физической жизни и подвержены всевозможным болезням, несчастьям, страданиям и даже безумию. Можно до  хрипоты доказывать свою веру в Бога, приводя бесчисленные примеры личных ощущений, видений и даже собственных личных бесед с Господом, всё это будет не аргумент для тех, кто всего этого не  пережил. Но и не факт, что тот, кто пережил опыт личной «встречи» с Богом, действительно встречался со Всевышним. Ему вполне могло присниться, показаться, привидеться. Также невозможно доказать отсутствие живого Творца, поскольку всё живое происходит только от живого и никогда ничего не рождается от неживого.
 
 
Неблагодарное это дело доказывать то, что доказать невозможно. Как и опасно верить тому, кто требует ему верить без всяких доказательств, аргументов и фактов. Но и без веры невозможно! Даже самое незначительное и обыденное дело нельзя начать без веры в возможность осуществить это дело. Элементарное уравнение нельзя решить без веры в существования решения. Человек не может мыслить без веры, потому что вся логика, и соответственно, все мыслительные формы основаны на вере и только на вере. Более того, вся наука основана на аксиомах, доказать которые невозможно. Не говоря уже о бесконечных расчетах, научных выводах и многих других признанных теориях и догмах, которые принимаются людьми на веру, потому что перепроверить всё то, на чем основывается наука, или самый простой человек в своей жизни – нереально! Мало того, все цифры, буквы, знаки, с помощью которых люди обмениваются информацией на самом деле всего лишь условность и не существуют сами по себе. В тоже время,   законы природы, существуют независимо от того, верит или не верит в них человек.
 
В итоге, люди вынуждены верить большему количеству не доказанных и не перепроверенных знаний. И с учетом бесконечных предположений, добавив уйму намеренной лжи или искренних заблуждений, становится очевидным, что правду найти не так уж и просто.
 
Хотя, также становится очевидным и то, что правда может быть только в самом себе, остальному приходиться верить или не верить в зависимости от собственной честности.

Знать наверняка можно только про себя, и то, если память не подведет, рассудок не откажет и совесть не затеряется. Но для того и нужны близкие люди рядом, чтобы не забывать о своем долге и ответственностью перед ними. Следовательно, чтобы не потерять себя, надо учиться любить ближних по совести и чести. Поэтому и поступать нужно так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, иначе правды не найти. А без правды, любая вера, надежда и любовь будут самообманом.
 
Обман делает жизнь вначале легче, а потом настолько морально тяжелой, что хуже и быть не может. Обман вообще подобен наркотику, с той лишь разницей, что наркотик это химическое вещество, а обман это информационное вещество, которое губит каждого, кто не сможет разоблачить ложь в себе самом. И есть только одним способ, чтобы защититься от обмана, это учиться признавать свои ошибки и стараться жить так, чтобы слова не расходились с делами.
 
Выходит, что правде надо тоже учиться, отсюда и праведность. Правда не упадет на голову в виде чуда и не всегда очаровывает подобно красотам. Напротив, правда больше разочаровывает и бывает пугающей. Но без правды, невозможно сохранить рассудок, совесть и честь, чтобы вопреки всей существующей лжи, оставаться честным человеком и прежде перед самим собой. А кто честен перед собой, тот честен и перед Богом.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.