Смертность в русской армии. Часть 5-я

Попав служить в Прибалтику, я довольно скоро ощутил на себе неприятные последствия смены среды обитания. Мне, как уроженцу центральной России, служить в дождливой и промозглой Литве, оказалось не просто. Повышенная влажность в итоге привела к раздражению кожи и обострению всевозможных заболеваний (нейродермит), которыми я страдал все два года службы. Причем раздражение это было настолько сильным, что приходилось выписывать из Москвы различные успокоительные мази, а иногда пить успокоительные препараты: от постоянной влаги руки зудели и я их расчесывал практически до крови. Особенно доставалось в зимний период, когда температура опускалась ниже 5 градусов.
В общем, мне, как человеку другой климатической зоны, привыкнуть к такой жизни было не просто. Лекарств для таких, как я, в части не имелось, да и особо возиться со мной никто не собирался – на все болячки в гарнизонном лазарете имелся один димедрол.
Сведения о том, что каждой местности соответствовали определенные болезни, имелись в распоряжении военных уже к середине XIX века. Так, в «Материалах для географии и статистики, собранными офицерами Генерального Штаба» по Калужской губернии , указывалось, что в 8-й пехотной дивизии, квартировавшей в Калужской губернии, с 1 ноября 1856 по 1 ноября 1857 гг. самыми распространенными были следующие болезни:
; перемежающиеся лихорадки (в простонародье – лихоманка, трясучка) – 35%
; послабляющиеся горячки – 28.75%
; тифозные горячки – 8.05%
; понос – 4.76%
; язвы – 3.95%
; венерические болезни – 2.92%
; чесотка – 2.76%
; воспаление глаз – 2.54%
; пневмония – 2.38%
; ревматизм – 1.27%.
При этом наибольшее число больных было в Кременчугском (93.24%) и Черниговском (81.57%) полках, а самая высокая смертность – в том же Кременчугском (7.82%) и стрелковом батальоне (6.45%) .
Черниговский полк квартировал в Калужском уезде, Кременчугский - в Жиздринском, Полтавский – в Перемышльском, а Алексопольский – в Козельском.

****

С введением в России всеобщей воинской повинности исследования о смертности в русской армии не прекратились, однако существенно изменились условия самой армейской службы, что значительным образом повлияло на характер смертности.
В 1897 году диссертацию на степень доктора медицины защитил Николай Андреевич Форбрихер (1848 – 1917). Ее название «Болезненность, неспособность и смертность нижних чинов московского гарнизона за 1890–1894 гг. (по данным Московского военного госпиталя).
Немного об авторе. Форбрихер – сын выходца из Дерпта, Лифляндской губернии. Его отец, магистр фармации Андрей Федорович, основал первую в Москве гомеопатическую аптеку в собственном доме на Петровке, 19. За труды в медицине получил дворянство. При аптеке на Петровке была открыта лечебница, через которую за 20 лет прошло около 110 тыс. пациентов.
Старший сын Андрея Федоровича, Николай, был военным врачом. На службе состоял с 1875 года. В 1880–е годы был придворным врачом великого князя Сергея Александровича, командира Лейб–гвардии Преображенского полка. В 1890 году значился младшим врачом этого полка, в 1894 году – ст. ординатором Московского Военного госпиталя, в 1899 году – дивизионным врачом 1–й гренадерской дивизии.
Участвовал в Русско–японской войне. В 1906 году – корпусной врач XVII армейского корпуса, действительный статский советник.
В состав войск московского гарнизона на тот момент входили следующие части: 1–й лейб–гренадерский Екатеринославский полк, 2–й гренадерский Ростовский полк, 3–й гренадерский Перновской полк, 4–й гренадерский Несвижский полк, 5–й гренадерский Киевский полк, 6–й гренадерский Таврический полк, 7–й гренадерский Самогитский полк, 12–й гренадерский Астраханский полк, 1–я гренадерская артиллерийская бригада, 3–й драгунский Сумский полк, 1–й Донской казачий полк и Троице–Сергиев резервный батальон.
За исследуемый период состав гарнизона несколько менялся. Так, в 1890–1891 и до ноября 1892 года вместо 5–го гренадерского Киевского и 6–го гренадерского Таврического полков в Москве стояли 1–й пехотный Невский и 2–й пехотный Софийский полки. Кроме этого, в Москве помимо Троице–Сергиева резервного батальона находился еще и Кремлевский резервный батальон.
1–й лейб–гренадерский Екатеринославский полк располагался в Покровских (Покровский бульвар, 3) и Кремлевских казармах. Здесь преобладали болезни органов дыхания.
2–й Ростовский полк размещался в Спасских казармах (Садовая–Спасская ул., 1). Здесь преобладали наружные и венерические болезни.
3–й Перновский и 4–й Несвижский гренадерские полки квартировали в Хамовнических казармах. Здесь преобладали заболевания органов дыхания.
7–й Самогитский полк размещался в Покровских и Крутицких казармах. Здесь также преобладали заболевания органов дыхания.
12–й Астраханский полк квартировал в Спасских, Крутицких и Александровских казармах. В этом полку служба была тяжелее, чем в других частях. Поэтому среди заболеваний преобладали различные инфекционные болезни.
1–я гренадерская артиллерийская бригада помещалась в Покровских казармах и в т.ч. «Волковских домах». Здесь преобладали наружные и венерические болезни.
3–й драгунский Сумский полк располагался в Хамовнических казармах. В полку также преобладали наружные и венерические болезни.
1–й Донской казачий полк размещался в частных домах за Тверской заставой. Здесь общие санитарные условия были удовлетворительны.
Врачебный осмотр помещений выявил следующие изъяны московских казарм: недостаток вентиляции и отхожих мест, отсутствие проведенной воды и отсутствие теплых манежей.
Обследование заболевших и умерших нижних чинов, уроженцев разных местностей империи, служивших в различных частях московского гарнизона, установила следующие особенности.
Нижние чины из Московской губернии давали процент заболевших 31,77, из ближайших соседних: Владимирской - 24,2%, Тверской – 26,07%, Ярославской – 27,3%.
У лиц из более северных к Москве губерний оказывалось сравнительно большее число заболеваний: Пермская – 66,2%, С.-Петербургская – 37,1%, Вятская – 33,38%, Вологодская – 32,5%.
В то же самое время, оказывалось, что чем чаще болели солдаты, тем ниже оказывалась у них смертность. Иными словами, чем ранее, чем с более легкими заболеваниями нижний чин подвергался врачебным осмотрам и чем ранее они увольнялись при задатках у них серьезных заболеваний, тем смертность у них по госпиталям ниже.
Переселение нижних чинов из более северных губерний в Москву для несения службы отражалось неблагоприятно в том смысле, что среди них наблюдалось увеличение болезненности, неспособности и смертности.
У лиц из западных губерний (Варшавская, Калишская, Седлецкая, Радомская и Гродненская) болезненность была выше, чем у лиц из Москвы (Варшавской – 40,36%, Гродненской – 32,2%). Здесь тяжелые заболевания встречались намного чаще, чем у нижних чинов Московской губернии.
Вывод. Нижние чины Московского гарнизона, при переселении их с родины из западных губерний, хотя и подвергались заболеваниям не очень часто, но зато их болезни имели серьезное течение, и часто оканчивались исключением в неспособные, реже – смертью.
По сравнению с нижними чинами из Московской губернии, нижние чины близлежащих губерний дали меньшую заболеваемость по количеству, но большую по тяжести (увольнение в неспособные и смертность).
Более северные губернии дали заболеваемость большую по количеству и тяжести.
Уроженцы западных и южных губерний страдали заболеваниями, по тяжести, намного превосходящие болезненность нижних чинов Московской губернии, хотя процент заболевших был в целом ниже (Волынской – 31%, Черниговской – 25%, Полтавской – 18%).
Общие выводы.
Нижние чины Московского гарнизона, при переселении их с родины, из западных губерний, хотя и подвергались заболеваниям не очень часто, но зато их болезни  имели серьезное течение, и часто заканчивались исключением в неспособные, реже – смертью.
По сравнению с нижними чинами Московской губернии, солдаты из близлежащих губерний дали меньшую заболеваемость по количеству, но большую по тяжести (увольнение в неспособность и смертность).
Более северные губернии дали заболеваемость большую по количеству и тяжести.
Уроженцы западных и южных губерний дали болезни количественно колеблющуюся в обе стороны, но качественно (по тяжести) превосходящую болезненность солдат Московской губернии.
-----------------------------------------
Часть 1-я - http://proza.ru/2020/09/04/404
Часть 2-я - http://proza.ru/2020/09/05/830
Часть 3-я - http://proza.ru/2020/09/06/370
Часть 4-я - http://proza.ru/2020/09/09/1429
Часть 5-я - http://proza.ru/2020/09/21/466


Рецензии