что такое хорошо

Что такое хорошо, а что совсем ужасно

  Она стояла и нагло смотрела на Машу. Маше был невыносим этот надменный взгляд, этот пышущий здоровьем и силиконом кусок красиво разрисованного лица - то, что не закрывала челка. Маша прекрасно понимала разницу между собой - 20-летней девчонкой, выпускницей педучилища, работающей всего первый год в детском садике воспитателем - и этой дамой в дорогих шмотках, которая по нелепому стечению обстоятельств называется бабушкой Машиного воспитанника. Казалось, что у этого мальчика не могло быть бабушки. Не бывает таких мальчиков, если у них есть бабушки!
До сегодняшнего дня за мальчиком Валериком приходила няня. Няня была зачуханная и вечно спешащая. Но Маша все же постоянно ставила ее в известность о несносном поведении их мальчика: он бил других детей, ибо был высок и упитан; он отбирал игрушки, еду; он обзывался - грязно, обидно, иногда и матерно.
Все это Маша рассказывала няне, а та, выслушав ее, коротко кивала и убегала, ничего не сказав. Ни ей, Маше, ни ребенку. И Маша поняла, что это тупик какой-то. Няня не имеет никакого авторитета у мальчика. Да и не хочет иметь. Видимо, ее дело привести, покормить, побыть до прихода родителей.
И вот почти три месяца прошло с тех пор, когда Маша наконец увидела бабушку Виталика.
Ее модный наряд Машу не удивил: семья, имеющая няню, в обноски не оденется. Да и потом. Сейчас много состоятельных людей. И у Маши с состоятельными родителями вполне складываются хорошие отношения. Маша любит детишек, детки тоже ее любят. Родители с удовольствием слушают, как их ребенок провел день, что хорошего и плохого совершил.
Поэтому девушка смело подошла к бабушке и сказала:
- Здравствуйте! Вы бабушка Валерика?
Та помедлила с ответом. Может, хотела, чтобы ее приняли за маму? Молодо выглядит, конечно, но маму Маша видела мельком, случайно, когда ребенка еще оформляли в садик.
- Да, я бабушка.
- Вы знаете, мне хотелось бы с вами поговорить!
- О чем?
- О поведении вашего внука!
- О чем? - бабушка презрительно изогнула бровь, всем видом давая понять, что Маша затеяла пустую болтовню с роскошной занятой дамой.
И Маша почувствовала, как стало дрожать все у нее внутри. Она простая воспитательница. Она простенько одета. Но она должна дать бой этой бабушке. Иначе... иначе все они потеряют мальчика. Дело-то в том, что из ребенка в этом возрасте можно вырастить хорошего человека, а можно сволочь. В их семье не видят, что Валерик растет сволочью. Значит, Маша должна биться за ребенка.
- Ваш внук плохо ведет себя. Не перебивайте, потому что за этими словами слишком много всего.
И Маша стала рассказывать все, что она говорила няне.
- Сегодня ваш внук отнял игрушку у своего товарища. Когда мальчик попытался вернуть игрушку, Валера стукнул мальчика по голове. Кулаком стукнул. Удар пришелся рядом с виском. И если бы он пришелся по виску, то вы имели бы большие неприятности с родителями того мальчика.
- Но он же не по виску ударил? - уточнила бабушка.
- Нет.
- Ну и славно. Это все?
- Нет. На прогулке Валера кинул камнем в голубя. Камень был большой. Он мог бы и убить птицу.
- Не убил?
- Ранил, - Маша говорила спокойно, но внутри все дрожало уже от ненависти к этой мерзкой женщине.
«Тихо, не заводись. Спокойнее. Правда на твоей стороне. Дыши ровно».
- Вот что, девушка. Игрушки, которые якобы отбирает мой внук у других детей, принадлежат саду. Значит, мой Валерик может и должен в них играть. И я лично знаю, сколько мы вложили денег в благотворительную помощь этому саду. А вы мне будете рассказывать про других детей? Пусть учатся защищать свое. Валерик ударил мальчика! А что, тот мальчик слабак? Не дал сдачи?
- А вы бы хотели, чтобы дал? - Маша увидела, что бабушка еще и нелогична.
- Пусть бы только попробовал! Мы вас бы тут всех посадили, если бы что-то случилось с нашим мальчиком.
- Значит, ваш внук может бить детей, а дети его нет? То есть если, например, Олег Стеклов, сын известного нашего депутата, ударит вашего Валеру, то вы всех посадите? Кстати, Валера не связывается с Олегом. Олег тоже высокий и сильный мальчик. Его родители водят на карате, и ваш внук понимает, что драться с ним нельзя: опасно. А с теми, кто меньше ростом и слабее, - с теми пожалуйста! Да? А вы знаете, что мальчик, которому Валера сегодня чуть в висок не попал, сын крупного бизнесмена? Я могу в красках завтра описать родителям, как ведет себя ваш внук!
- Вот не надо меня пугать, пигалица! - бабушка выплескивала на Машу все свое презрение, а в глазах Маша увидела все же небольшое смятение и даже испуг.
- Да, мадам... Я понимаю, что моложе вас вдвое, как минимум. Даже больше. Но ведь именно поэтому у меня есть надежда, что в детстве вам читали стишок Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»? Может, не с тем выражением читали, может, без выражения. Но все же вы из советского прошлого. Из того, где бить маленьких плохо, делиться - хорошо. Помогать хорошо. Кидать в голубя камнем - плохо! Где не все продается и покупается! Или вы уже забыли то время? -Маша была на пределе. Она вдруг почувствовала силу. А за словом в карман она, к счастью, никогда не лезла: родители были филологи, научили ясно и четко выражать свои мысли.
И тут вдруг бабушка как-то сдулась. Она села на низенькую банкетку и ... заплакала.
Маша растерялась. Замолчала. А бабушка тихо всхлипывала, утирая слезы платочком.
- Господи, как я устала! Как я устала, если б вы знали!
И она повторяла эти слова и плакала. От чего устала? Это Маша не узнала. И не спросила. Она только увидела постаревшую лет на десять женщину, усталую, дошедшую до какого-то предела.
В это время Валерик наигрался в группе и прибежал в раздевалку, где и разговаривали бабушка и воспитательница. Он толкнул бабушку и громко крикнул ей прямо в ухо:
- Пам!
Она сильно схватила его за плечо и оттолкнула его голову. Небольно. Но внук не ожидал.
- Ты че?
- Одевайся.
- А вкусное есть? - и он полез в сумку. Бабушка хлопнула его по рукам:
- Одевайся!
Внук понимал, что чего-то не понимает. Так с ним - это ясно - никто не поступал. И он растерялся. Стал обиженно вытаскивать свои вещи.
... На следующий день Валерик вел себя так же нагло. А приводила и отводила  его по-прежнему няня.
Но Маша почему-то поняла: она имеет право очень серьезно наказывать Валерика, если тот будет бузить. Как будто та самая бабушка поверила в то, что Маша сделает из внука человека.
Раньше Маша почему-то не решалась на серьезные разговоры и наказания. Сегодня она впервые посадила Валерика перед собой и провела с ним беседу. Ее тема была: что будет, если Валерика ударит Олег Стеклов.
Олег Стеклов, ни о чем не подозревая, в это время играл с ребятами.

Н. Ж.


Рецензии