Мама, почитай мне книжку

                Печально  я  гляжу  на  наше  поколение.
                М.Ю  Лермонтов.

               
          
         Трудно не согласиться с классиком. Но я хочу поделиться с читателем не печалью, а тем, как было у нас в Советской школе. Лицом и гордостью системы образования являлись педагоги.  Это были профессионалы, умеющие овладевать не только вниманием, но и желанием посеять доброе, вечное в наших маленьких душах, стремление к познанию, любовь к литературе и искусству.  Это особое сословие подвижников, для которых школа являлась храмом науки, а их педагогическая деятельность – служением. Уже поседевшие, живущие в другом времени и иной стране мы до сих пор помним их светлые имена. Они являлись для нас товарищами, учителями и патриотами, психологами, воспитателями, сестрами милосердия одновременно.
             В каждом классе, как правило, преобладала группа сильных  продвинутых детей, общение с которыми мотивировало и побуждало остальных подтягиваться до их уровня. В этой здоровой, состязательной атмосфере было стыдно не знать или не ответить. Готовя любой заданный материал, будь то история, физика, или литература,- всегда хотелось заглянуть и подчитать еще что-то сверх программы. Нас буквально поглощала творческая атмосфера учебного процесса. Это радостное увлечение узнать, постигнуть, догадаться самому и удивить своей эрудицией сверстников. Любимые книги зачитывались до дыр!  Многие из нас посещали дополнительно многочисленные секции, кружки, студии, как в школах, так и в домах пионеров абсолютно бесплатно.  Учебники получали также бесплатно.  В магазинах книги были доступны по причине их копеечной цены. Читали родители и дети, читали дедушки и бабушки, читали зимой и летом. Непонятно почему лето сейчас является уважительной причиной для безделья школьников? Безделье нельзя называть отдыхом. Ум и душа- обязаны трудиться. Замечу, что родители, вместе со старшими братьями и сестренками принимали участие в нашем учебном процессе. Нередко  дома устраивали целые представления, проигрывая сцены из известных произведений, входящих в школьную программу. Учителя русской словесности приобщали нас не только к разговорному, но и к « великому и могучему» литературному языку.  « Пушкинские чтения» перерастали в маленькие инсценировки, погружая пытливый ум ребятишек в эпоху,  открывающую  для нас и материальную культуру тех времен, и моду, ее духовные и нравственные ценности. Порой, уже закончив тему, мы еще долго употребляли между собой цитаты, реплики, яркие понравившиеся выражения любимых героев. Потому что каждой теме предшествовал  кропотливый труд педагогов и родителей, которые подбирали книги для чтения ребенку с учетом его интересов, наклонностей и индивидуальных особенностей. А после усвоения обсуждали обязательно! На обсуждениях,- лес рук!  Каждый хотел выразить свое мнение. А это, я вам скажу, уже исследовательская работа, развивающая способности к анализу явлений и фактов, образному мышлению, логике, умению граммотно выражать свои мысли, ведущая к высокой речевой культуре. Диспуты на различные темы служили импульсом к формированию базового интеллекта и вкуса, который закладывается при изучении хорошей литературы. Я естественно имею в виду классику. Безусловно, классика сложна для понимания современного ученика. Но что лучше, подсунуть ему легкоусвояемый, дураковатый  сюжет современного автора, купить дорогой гаджет и махом разрешить все образовательные проблемы? Или ознакомить с «Онегиным», не убивая интереса к Пушкину, научить , читая, смаковать полузабытый изящный слог его поэзии. Пригласить к изысканному литературному столу, чтобы ребенок не остался всеядным. Ведь классика – это то, чьими образами восхищались  деды и прадеды, от которой были без ума наши мамы и бабушки. Классика не может устареть – она вне времени. Чтение и понимание всегда идут рядом. Если учитель заинтересован  и родители читают,- будут читать и дети. Это уровень владения речью, включая и письменную, а в конечном результате уровень интеллекта вашего ребенка. Слово оно как лекарственное средство не должно быть употребляемо бездумно, без разбору, дабы не навредить интеллектуальному здоровью ребенка. Гарантией этой безопасности и является подлинная литература.
              Надо сказать нас никто не принуждал что-либо делать по указке. Школьные программы составляли умные, талантливые педагоги. Они не призывали нас хорошо учиться любой ценой, но умели создать такую атмосферу в классе, в которой это происходило неизбежно. Задачей педагогов являлось формирование из нас образованных людей. Да, это базовые знания, но настолько они были широки,  объемны и разнообразны! Потому большинство из нас справлялись самостоятельно со школьными программами. Репетиторства, в современном понимании, практически не было. Это только один из многих аргументов в пользу преимущества Советской системы образования над современной. Еще на заре телевидения наше национальное радиовещание играло неоценимую просветительскую роль. Транслировались радиопередачи «Театр у микрофона»,  радиоспектакли, множество образовательных программ, концерты оперной и классической музыки, оперетты,
сказки для детей, советская эстрада. Все это звучало на радио,  со сцен, и отвечало высоким требованиям настоящего искусства, и за все это никогда не было стыдно. Потому что за качеством публичной и печатной информации осуществлялся государственный контроль, который современные либерал демократы ругательно обозвали « цензурой». Поборники свободы слова за тридцать лет вседозволенности лишили нас национальной литературы, русской культуры, родной речи. Должен пояснить, что «Лито» или «Главлит» служил разумным фильтром, который ограждал советский образ жизни и наш народ, от пошлости, похабщины, невежества и мракобесия, и только лучшие образцы читали, слушали и видели все. «Лито» было призвано отделять зерна от плевел, талантливое от бездарного.
              С удовольствием прорецензирую всеми любимую, да и пожалуй одну из популярных передач российского телевидения « Лучше всех!». Не устаем поражаться яркими талантами, необыкновенными способностями ее маленьких участников. А после столь блистательного шоу, вы слегка подавленно посматриваете на собственных чад, и где-то далеко прячется думка: « Наши-то явно не догоняют..»  Но во всем этом триумфе вы замечаете следующее? А точнее других авторов этого чрезвычайного успеха. Они не были на сцене, эти многочисленные тети, дяди, папы и мамы, учителя и тренеры, дедушки и бабушки. Но мы видим воплощенный результат их огромного труда, который они скрупулезно, изо дня в день, вкладывали в становление их любимого чада. Именно такая целеустремленная семья- команда создает ту питательную среду для развития таланта ребенка, его природного дара, увлечения. И он в атмосфере доброжелательной поддержки, постепенно обретая самостоятельность, изучает, поглощая огромное количество информации, добивается энциклопедических знаний в интересующей его области. Эти мудрые родители сумели рассмотреть в ребенке талант и во время помогли ему раскрыться. Посмотрите на свое дитя внимательно. Ведь только вы можете ему помочь стать лучше всех! А талант ,как известно, есть у каждого, -он от Бога.
            На  видном  месте  в  советской  семье  неизменно  стоял  книжный шкаф, подчеркивая  не столько  красоту,  сколько важность  своего  предназначения.  Я  и  сейчас  вижу  эти  реликвии  в  каморках,  где доживают  старики.  Я  и  сейчас  вижу  этих  людей  с  увядшими  лицами,  стоящих  неприметно  в  закоулках  и  продающих, не  от  хорошей  жизни,  своих  любимых  авторов,  их  блистательные,  редкие  по  глубине  произведения,  к  сожалению,  оказавшиеся  невостребованными  сегодняшним  временем.
           Не  редкостью  в  домах  были  библиотеки.  Подборки  русской,  советской  и  зарубежной  классики,  которые  образованные  родители  собирали  для  своих  детей  и  внуков.  Это  были  наши  ценности.  И  потому  так  естественно  и  обыкновенно  звучал  детский  вопрос: « Мама, почитай  мне  книжку»  Читающая  среда  всей  семьи  без  особых  усилий  приобщала  к  чтению  и  ребенка.
              А  что  и  кто  сейчас  захватывает  умы  наших  детей,  обогащает  речь,  учит  размышлять,  волнует  их  воображение,  будит  их  любознательность  и  фантазию?  Когда  литература  и  макулатура  становятся  равнозначными  понятиями.  Когда  действительно  не  жалко  « оставить  недочитанным  роман  в  парке  на  скамье..»  Когда  многочисленные  реформы  образования  потрясают и  только  обедняют  систему.  Когда  воспитательные  и  образовательные  функции  поделены  между  школой  и  родителями,  и  процесс  затянулся  на  стадии  выяснения  отношений.  Когда  бог  весть  какие  издатели, порой  без  согласования  с  министерством  образования,  вбрасывают  учебники  на  уровне  коммерческой   попсовой  литературы.
Не  секрет  что  сфера  среднего,  а  особенно  высшего  образования  превратилась  в  доходный  бизнес  для  коррупционеров  от  просвещения.  Увы,  качества  образованию  это  не  прибавляет. Детям нужно вернуть здравомыслие учиться ради знаний, а не ради оценок. Постоянное соперничество, стремление к славе и наградам заменить на достижение результатов и мастерство. Все ваши "блестящие " отчеты о проделанной работе и , как бы результаты - призовые места, дипломы и притянутые за уши награды, при слабой программной подготовке, лишь завышают самооценку детей, не способствуют их личностному росту, развивая эгоистические устремления, иметь больше наград, возвышаться над сверстниками. Сохраняя таким образом престиж учебного заведения вы, педагоги, делаете медвежью услугу своим ученикам, вовлекая их не в творческий процесс, а в навязанную нам
 " ярмарку тщеславия", западную модель воспитания не самых лучших качеств. Мудрые японцы в начальных классах учат любить природу, нравственному поведению, культуре общения, быть коммуникабельными и трудолюбивыми. Потому до 5 класса у них нет никаких контрольных. Потому у них и в соседнем Китае общее развитие детей одно из самых продвинутых в мире. Вы не просто учителя, вы их добрые друзья, мамки, няньки, психологи и наставники. Вы мастера!, Владеющие всеми инструментами для бережной, тонкой обработки еще не сформировавшегося человеческого материала, чтобы потом он смог засверкать всеми гранями своего таланта.  Очень  красноречиво  помогает объяснить  нашу  ситуацию  необычное  сообщение,  висящее  у  входа  в  Стелленбосский  университет  в ЮАР.
              «  Уничтожение  любой  нации  не  требует  атомных  бомб  или  использования  ракет  дальнего  радиуса  действия.  Требуется  только  снижение  качества  образования  и  разрешение  обмана  на  экзаменах  учащихся.
Это  плата  за  оценки  в  школах  и  зачеты  в  институтах,  а  также  продажа  аттестатов  и  дипломов,  и  процесс  запущен!
              Пациенты  умирают  от  рук  таких  врачей.  Здания  рушатся  от расчетов  таких  инженеров.  Самолеты  падают,   когда  за  штурвалом  оказываются  такие  пилоты.  Деньги  исчезают  в  руках  таких  экономистов. То, что  было  стыдно  и  греховно  становится  нормой,  в  стране,  где  работают  такие  законодатели,  крах  образования -  это  крах  нации»
             Живу  недалеко  от  школы,   и  каждый  день  ребятишки  небольшими  стайками  и  в  одиночку  торопливо  пробегают  по  тротуару.  Хорошо  одетые,  ухоженные,  симпатичные!  Любо  дорого  посмотреть,  пока  не  услышишь  каким  языком  и  о  чем  они  говорят..  Грузчики  в  порту  «отдыхают» ,  как  сквернословят  эти  милые  девочки  и  мальчики,  используя
убогий  набор  расхожей  лексики,  вперемежку  с  каким-то  блатным  уголовным  жаргоном,  громко  обсуждают  сексуальные  темы,  демонстрируя крайне  не здоровую  порноозабоченность.  Неровной  походкой  бегут,  держа  перед  собой,  не  выпуская  из  рук  дорогие  гаджеты,  которые  будто  приросли  к  их  ладоням.  Это  и  есть  современные  поводыри,  заменившие  нашим  детям  воспитателей,  книги,  речевую  культуру,   образное  мышление  и  интеллект.  Вы,  конечно,  помните  героя  известного  фильма  «Москва  слезам  не  верит»  и его  восторженно  наивное  утверждение  на  вопрос: « А что  же  и  театра  не  будет?»  «А ничего  не  будет – одно  сплошное  телевидение!»  Сегодня  нам  также  пафосно  говорят  что  благоденствие  всеобщее  наступит,  когда  всех  и  вся  переведем  на  цифру.  Знания  удобно  расфасованы  в  памяти  многоцелевых,  технологичных  источников  информации.  В  недрах  интернета  можно  «откопать»  ответы  на  любой  вопрос.  Казалось  бы  это  великое  открытие  века  в  разы  ускорит  образовательный  процесс  и,  конечно,  его  качество. К  примеру,  зачем  учить  таблицу  умножения,  если  есть  калькулятор?  И  зачем  вообще  соображать,  анализировать,  делать  какие-то  выводы,  если  в  этой  черной  коробочке  можно  найти  ответы  на  любой  вопрос?  К  примеру,  вот  такой:
« С  деньгами  мы  и  без  ума  проживем»  Одна  викепедия  чего стоит. И  не  беда,  что  там  масса  непроверенных  данных  взятых,  как  говорят,  «от  лампочки»  Однако  и  взрослые  и  дети  доверчиво  пользуются  этой  информацией.  Таким  образом,  получая  все  готовенькое,  дети  все  реже  подключают  свою  собственную  голову.  В  их  сознании,  ограниченном  рамками  программ  постепенно  угасают  побудительные  мотивы  ко  всякому  самостоятельному  действию.  Даже  собачонка,  прежде  чем  что-то  съесть,-  сначала  понюхает.  Почему  к  качеству  продуктов  питания  для  детей  родители  проявляют  крайнюю  озабоченность,  а  к  качеству  информации,  их  интеллектуальной,  духовной  пище-  нет?  Почему  вас  больше  занимает,  как  одет  ваш  ребенок,  его  внешняя  атрибутика?  Но  вы  не ведаете,  чем
исполнена  душа  вашего  ненаглядного  чада?  - Загляните  в  нее.
             Интернет  -  это  своеобразная  кухня,  где  готовится  различная  информационная  пища.  Огромное  количество  пищи!  Поэтому  чрезвычайно  важно  действовать  избирательно,  чтобы  ваш  ребенок  получал,  потреблял  только  то,  что  ему  не  навредит.  Как  и  в  диетологии  необходимы  разгрузочные  дни  без  компьютера  и  телевизора,  дабы  не  перегружать  психику  ребенка  визуальными  и   сверхэмоциональными  ощущениями.  Кто  бы  мог  предположить,  что  грядет  время,  когда  от  избытка  информации  нужно  будет  защищать  детей.  Путешествуя  в  виртуальном  мире,  как в  лесу  без  надлежащей  ориентации,  миллионы  доверчивых  детишек  топят  свое  неокрепшее  сознание  в  мутных  потоках  чудовищной  информации. Это  какое-то  минное  поле,   по  которому  босыми  душонками  ступают  наши  дети.  Они,  бедолаги,  гордятся  возможностями  интернета, одновременно  и  на  наших  глазах  погружаясь  в жуткое  невежество.
              Открытия  и  изобретения,  как  правило,  опережают  уровень  современников,  а  также  и  осознание  этого  всеобщего  блага.  И  люди  гораздо  позднее,  получив  горькие  уроки,  начинают  соображать  и  искать  методы  защиты  себя…  от  самих  себя.  Помните  историю,  как  великие  Мария  Склодовская  и  Пьер  Кюри  радовались  своему  открытию  мирного  атома.  Им не было  суждено  увидеть  последствия  этой  научной  победы.  Тысячи  обугленных  трупов,  жертв  атомной  бомбардировки  Хиросимы  и  Нагасаки.  Ах  интернет,   ах  интернет!  Эти  эфирные  тусовки , и  блогеры  искусители!  Эти  замечательные  игры!  Свелись  к  единственному  герою,  который  бегает,  стреляет,  передергивает  затвор  и  снова  стреляет,  став  своеобразным  символом  садистской  жестокости  бездушной  компьютерной  индустрии.  Как  только   вы  ослабляете  внимание  к  своему  родному,  а  часто  единственному  существу,  будьте  уверены,  что  ваше  место  займут  другие  и,  порой,  далеко  не  светлые  силы,  более  активные,  чем  вы,  способные  превратить  ваших  детей  в  ваших  врагов. Идите, бегите,  ползите,  вытаскивайте  на  Божий  свет  ребятишек  из  эфирных  джунглей!   Из  лап  настырных,  прагматичных  наставников,  сливающих  в  еще  неокрепшие  детские  души  навязанные  нам « ценности.»   Культ  потребительства  и  обогащения  любой  ценой,  жажду  к  жестоким  зрелищам. 
            Находясь,   порой,  круглосуточно  перед  экраном  монитора,  ребенок  постепенно  теряет  связь  с  объективной  реальностью,  оказываясь  за  границей  добра,  человеческого  сострадания,  разрушая  свое  нравственное  здоровье.  И  вот  он  уже  сам,  испытывая  иезуитское  наслаждение,  снимает  на  камеру -  когда  кого-то  из  одноклассников  бьют  ногами..  А  позднее  эти  дети, выражаясь  современной  терминологией,  уже  окончательно  отвязанные  и  потерявшие  берега,  пускаются  во  все  тяжкие  пополняя  «славные»  ряды  преступного  мира,  наркоманов  и  проституток.  Случай  не  редкий  для  нашего  цивилизованного  общества.  Только  каждый  из  нас  должен  крепко  уяснить  себе,  если  подобное  случится  с  вашим  ребенком -  вы  сами  позволили  этому  быть.  Разве  затем  великие  умы  человечества  совершали  свои  научные  открытия,  чтобы  потом  эта  информационная  махина,  разлагая  нашу  общественную  среду,  показывала  бесконечные  шоу,  где  лицедеи  будут  смаковать  скабрезные  байки  о  своих  нечистоплотных  сексуальных  похождениях.  Где  жадные,  воинствующие  мещане  будут  прилюдно  избивать  друг  друга,  не  поделив  добро  почившего  в  бозе  богатого  родственника.  Где  блудливые  «звезды»  делятся  озабоченностью  на  всю  Россию,  кто  из  них  и  от  кого  сегодня  забеременел,  подставляя  надутые  силиконом  рты  для  очередного  теста.  Чему  могут  научить  ваших  детей  эти  татуированные  рептилии,  не сходящие  с  экрана?  Похожие  на  роботов  рэперы,  исполняющие  приговор  нашему  эстрадному  искусству,  которые  ко  всеобщему  восторгу  толпы  не только  говорят  матом,  они  матом  думают.  Но  самое  парадоксальное  заключается  в  том, что  мы  сами  приглашаем  в  свои  дома  это  отребье, каждый  день  включая  телевизор.
            Пришли  на  смену  более  технологичные  источники  информации.  Прогресс  не остановить,  но  что  мешает  сделать  эти  источники  кристально  чистыми,  наполнить  высоконравственным,  глубоким  содержанием,  а  уж  потом  прикасаться  к  душам  и  сознанию  детей.  И  как  порой  хочется  посмотреть  тихий,  тонкий  и  умный  фильм,  где  щедрость – от  души,    любовь-  от всего  сердца, а  истина -  от  Бога.  Напереживаться!  Уронив  слезу,  и  выйти  из  кинотеатра  очарованным  и  просветленным..  Прежний  кинематограф  нередко  дарил  нам  это  удовольствие.
            Наши  далекие  предки  учились  мудрости  у  природы.  В заключение  поделюсь  одним  интересным  наблюдением  из  жизни  орлов.  Правом  создать  семью  обладает  орлица.  Но  решает  это  сделать  не  одна,  а  в  присутствии  нескольких  претендентов  на  ее сердце.  И  здесь  вступает  в  силу  закон  естественного  отбора.  Они  взмывают  высоко  в  небо  и  орлица  неожиданно  роняет  ветку,  которую  крепко  держала  в  клюве.  Каждый  из  соперников,  демонстрируя  свою  ловкость,  должен  поймать  ее  в  лет  и вернуть  даме,  которая  несколько  раз  повторяет  этот  эксперимент.  И  только  тот  из  них,  кто  не  допустит  ни  одной  промашки,  становится  отцом  небесного  семейства.  Орлица  готовит  общее  гнездо,  заботливо  выстилая  дно  собственным  пухом,  который  они  выдергивают  клювом  друг  у  друга.  Кормят  появившихся  птенцов  поочередно  принося  все,  что  удается  добыть.  И  вот  уже  возмужавшему  потомству  становится  тесно  в  родном  гнезде.  Наступает  пора,  когда  нежность  и  чрезмерная  опека  могут  навредить.  Тогда  отец,  став  на  край  гнезда,  начинает  его  трясти, хлопая  могучими  крылами,  выдувая  теплый  пуховый  матрац  из  под  ног  испуганных  чад.  Гнездо  становится  жестким  и  холодным.  Птенцы  встают  на  ноги,  чтобы  согреться,  часто  хлопают  крыльями.  Но  и  это  еще  не  все.  Процесс  воспитания  продолжается.  Мать,  на  этот  раз  принесшая рыбу,  садится  неподалеку  от  милого  потомства  и  к  удивлению  изголодавшихся  птенцов  начинает  есть  ее сама?!  Это  уж  слишком!  И  один  из  них,  не  выдержав,  бросается  к  матери,  покинув  гнездовье,  и  камнем  падает  в  пропасть,  теряя  перья  и  отчаянно  пытаясь   взлететь.  Вот  тут-то  и  становится  понятным  мудрый  замысел  матери  при  выборе  отца.  Орел  молниеносно  настигает  свое  гибнущее  чадо, ныряет  под  него,  и  тот  в  одно  мгновение  оказывается  на  широкой  спине  отца.  Доставив  его  в  гнездо,  родитель  продолжает  тренировки  до  тех  пор,  пока  каждый  из  них  не  одержит  победу  над  самим  собой,  обретя  крепость  крыльев  и  не  станет  способен  добывать  себе  пищу.  Когда  они,  наконец,  издав  победный  клич  в  прощальном  пике  коснуться  крылом  родного  гнезда  и  растают  в  небе,  улетая  навстречу  новой  жизни.
             Разве  эта  история  не  про  нас?  Они  еще  не  окрепли  эти  маленькие  детские  души.  Им  трудно  ориентироваться  в  мире  без  вашей  помощи.  Не  перекладывайте  ни  на  кого  этой  ответственности.  Не  лишайте  их  внимания,  поддержки  и  любви.  Ведь  ближе  вас  у  них  никого  нет.  И  как  важно  во  время  подхватить  родное  чадо  подставив  свое  крыло  и  не позволить  ему  разбиться  о  нашу  жестокую  реальность.


Рецензии